Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мотивация и мотивационные состояния




Содержание

Введение                                                                                                              3

1Мотивация и мотивационные состояния                                                          4

2 Теории мотивации                                                                                            7

2.1 Содержательные теории мотивации                                                         7

2.2 Процессуальные теории мотивации                                                         9

3 Построение сбалансированной мотивационной программы                         11

4 Типовые способы мотивации персонала                                                         18

Заключение                                                                                                          22

Список используемой литературы                                                                     24


 

Введение

Руководители всегда сознавали, что в современном менеджменте все большее значение приобретают мотивационные аспекты. Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации - это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.

Особенностью управления персоналом при переходе к рынку является возрастающая роль личности работника. Соответственно и меняется соотношение мотивов и потребностей, на которые может опереться система мотивирования. Для мотивации сотрудников компании сегодня используют как финансовые, так и нефинансовые методы вознаграждения. Между тем, определенной картины о соотношении отдельных аспектов мотивационной сферы сотрудников сегодня и наиболее эффективных методов управления ими ни теория менеджмента, ни практика управления персоналом не дает.

Актуальность рассматриваемой темы обусловлена тем, что переход к социально ориентируемому рынку предполагает необходимость создания адекватного механизма мотивации труда. Без этого нельзя рассматривать на практике объективные предпосылки для повышения эффективности производства - основы роста реальных доходов и уровня жизни населения. При этом конечным пунктом осуществления всех реформ является организация, где непосредственно происходит соединение рабочей силы со средствами производства, осуществляется процесс трудовой деятельности. Признание определяющей роли мотивационного механизма в условиях проводимых реформ делает обращение к теме внутрифирменной мотивации персонала особенно актуальным.

Цель данной работы – изучить основы мотивации персонала в организации и рассмотреть применение мотивирования сотрудников на практике.

Задачи:

- изучить содержание понятий «мотивация» и «мотивирование»;

- изучить методы мотивирования персонала;

-разработать практические рекомендации для успешного мотивирования персонала.


Мотивация и мотивационные состояния

Мотивация - это обусловленное актуализированной потребностью возбуждение определенных нервных структур (функциональных систем), вызывающих направленную активность организма.

Все мотивационные состояния являются модификацией потребностных состояний. К мотивационным состояниям относятся:

- интересы;

- желания;

- стремления;

- намерения;

- влечения;

- страхи;

- установки.

Интерес – эмоционально насыщенная направленность на объекты, связанные со стабильными потребностями человека. Интерес проявляется в повышенном внимании к объекту, имеющему устойчивую значимость. Интерес как психическое состояние существенно влияет на психические процессы, активизирует их.

В соответствии с потребностями интересы подразделяются:

- по содержанию (материальные и духовные);

- по широте (ограниченные и разносторонние);

- по устойчивости (кратковременные и устойчивые)

Широта и глубина интересов человека определяют полноценность его жизни. С интересами человека тесно связаны его желания, страсти и влечения.

Желание – мотивационное состояние, при котором потребности соотнесены с конкретным предметом их удовлетворения. Желание представляет собой определенный этап вызревания потребности, соотнесение ее с целью и планом действий. Эпикур подразделил все желания на 3 группы:

1) естественные и необходимые (желание еды, питья, сна, отдыха);

2) естественные, но не необходимые (сексуальные желания);

3) желания ни естественные, ни необходимые (желания, связанные с честолюбием, жаждой славы, сласти).

Первые две группы желаний могут быть гипертрофированными, не знающими границ своего удовлетворения.

Страсть – это очень стойкое аффективное стремление к определенному объекту, потребность в котором доминирует над всеми остальными потребностями и придает соответствующую направленность всей жизнедеятельности человека.

Страсть может быть положительной и отрицательной в зависимости от общественной ценности того, к чему стремится человек. Многие отрицательные страсти (напр. к азартным играм) ведут к деградации личности. Положительные страсти мобилизируют силы человека на достижение социально значимых целей (страсть к искусству, науке). Страстям наука и искусство обязаны открытиями, а душа – благородством.

Влечение - состояние навязчивого тяготения к определенной группе объектов. Влечения могут быть естественными и сформированными в социальных условиях. Естественные влечения не всегда осознаются. Они связаны с органическими процессами и лишь немного могут регулироваться сознанием.

Инстинктивные органические влечения:

- ориентировочные реакции;

- сексуальное влечение;

- голод (пищевое влечение);

- жажда;

- влечение материнства.

Мотивация человека может быть осознанной и подсознательной. Сознательная мотивация связана с намерением.

Намерение – сознательно принимаемое решение достичь определенной цепи с отчетливым представлением средств и способов действия. Намерения обладают динамическими свойствами – силой, напряженностью. Сознательным обоснованием намерения является мотив.

Мотив – это осознанное побуждение к достижению конкретной цели, понимаемое индивидом как личностная необходимость.

Мотив в отличие от мотивации – это то, что принадлежит самому объекту поведения, является его устойчивым личностным свойством, изнутри побуждающим к совершению определенных действий.

Все малоосознанные импульсивные действия совершаются на основе установки. Установка - состояние готовности к определенному способу поведения в определенных ситуациях.

Представление о мотивации возникает при попытке объяснения, а не описания поведения. Это – поиск ответов на вопросы типы:

- почему?

- зачем?

- для какой цели?

- ради чего?

- какой смысл?

Обнаружение и описание причин устойчивых изменений поведения и есть ответ на вопрос о мотивации содержащих его поступков.

Мотивация является непрерывным процессом выбора и принятия решения на основе взвешивания поведенческих альтернатив.

Мотивационные факторы (внутренние факторы) - вызывают чувство удовлетворения работой, это внутренние факторы удовлетворенности, направленные на:

- успех, достижение (факт достижения цели),

- продвижение по службе,

- признание и одобрение результатов работы,

- высокая степень ответственности за выполняемое дело,

- возможность творческого и делового роста,

- сама работа (насколько она интересна, содержательна)

Они отвечают за повышение мотивации или удовлетворенности сотрудников. Их отсутствие не вызывает чувства неудовлетворенности. Формула гласит:

[рабочая обстановка] + [мотивационные факторы] = состояние удовлетворенности;

[рабочая обстановка] - [мотивационные факторы] = нулевой эффект

Эта группа факторов предполагает, что каждый отдельный человек может мотивированно работать, когда видит цель и считает возможным ее достижение. Отсутствие или неадекватность факторов мотивации не приводит к неудовлетворенности работой, но их наличие приносит удовлетворение и мотивирует работников к более производительному труду.

 

Теории мотивации

Мотивационные теории

Содержательные Процессуальные Другие
Теория иерархии потребностей А.Маслоу Теория ожидания Теория мотивации Мадсесонома
Теория приобретенных потребностей Д. Мак-Клелланда Теория справедливости Теория мотивации по Литвину
Теория двух факторов Ф. Герцберга Модель Портера-Лоулера Теория мотивации Нисибори
    Теория мотивации Выготского
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...