Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обсессивно-компульсивное расстройство 4 глава




Жалуется на онемение в правой половине головы, лица, в правой руке, плохие сон и
аппетит, повышенную утомляемость, общее недомогание. Постоянно испытывает внутреннее
напряжение, тревогу, подавленность; раздражительна, часто плачет, опасается инсульта, ут-
раты контроля за своим поведением, импульсивной попытки самоубийства, сумасшествия.
Интересуется своим диагнозом, просит провести ей неврологическое и психологическое об-
следование, обеспечить ей покой и максимальную изоляцию из-за повышенной чувствитель-
ности к внешним раздражителям. Антисуицидальные факторы - положительное отношение к
себе, страх смерти, забота о дочери.

Психологическое обследование. Радикал личности сенситивный. При обследовании ин-
теллектуальной деятельности структурных нарушений мышления не выявлено. Отмечается
выраженная астенизация, проявляющаяся в быстрой истощаемое™, снижении интеллекту-
ального контроля операций и концентрации внимания. Мышление испытуемой характеризу-
ется нечеткостью понятийной структуры. Последняя возникает вследствие эмоциональных
оценок и эгоцентрической позиции в суждениях. Так, при выполнении «пиктограммы» и дру-
гих проективных заданий испытуемая в большинстве случаев игнорирует объективное содер-
жание понятий, фиксируясь на эмоционально значимых, субъективных связях; при этом от-
четливо звучит психотравмирующая ситуация. Ориентация на субъективные значения в соче-
тании со сниженным интеллектуальным контролем может затруднять реалистическую ориен-
тацию в ситуации и приводить к эмоциональной дезорганизации мышления.

В момент исследования фон настроения снижен, испытуемая тревожна, напряжена.
Тревожность связана с тем, что психотравмирующая ситуация переживается испытуемой
как свидетельство ее неполноценности и личностной несостоятельности, что, однако, не
допускается полностью в сознание, т. к. представляет угрозу высокой самооценке, сохране-
ние которой существенно для личности испытуемой. Наличная ситуация трактуется как уни-
зительная и несправедливая: «Ни в ком она не встречает должного понимания и поддержки
и вынуждена защищать свои интересы в одиночку». Этот недостаток признания вызывает у
нее чувство покинутости, одиночества и отсутствия сил, необходимых для принятия реше-
ния. Компенсирующей тревогу является тенденция к ограничительному поведению, стрем-
ление к физическому отдыху и готовность избегать обострения конфликта. Характерной для
личности испытуемой является гиперсоциальность, проявляющаяся в жесткой «догматичес-
кой» структуре социальных установок и норм, прямолинейности оценок, суждений и стерео-
типов поведения.

Заключение. Фобический невроз у сенситивной личности, состояние после ситуацион-
ной суицидоопасной реакции.


Лечение: триптизол 10 мг веч., сонапакс 10 мг дн. и веч., феназепам 0,5 мг утр. и дн.,
ноотропил 0,8 утр. и дн.; индивидуальная, семейная и групповая терапия.

Лечение было начато с кризисной поддержки, которая осуществлялась преимуществен-
но в кризисной группе, где пациентка благодаря своей активности и общительности вскоре
заняла одну из лидирующих ролей. Параллельно проводились беседы с мужем пациентки, в
процессе которых он осознал неблагоприятное влияние затягивания супружеского конфликта
на свою карьеру и дал согласие на развод и выплату алиментов, а также позволил теще пере-
везти к себе внучку и вещи дочери.

В совместной беседе с врачом и пациенткой ее мать согласилась оставить работу, офор-
мить пенсию по возрасту и помогать дочери воспитывать ребенка. Во время этой беседы
пациентка приняла окончательное решение развестись с мужем, временно жить с матерью;
их взаимоотношения после данной беседы улучшились. У пациентки заметно снизилась аф-
фективная напряженность, выровнялось настроение, улучшились сон и аппетит, восстанови-
лась кожная чувствительность.

Суицидальных тенденций за время пребывания в стационаре не отмечалось. В то же
время в травмирующей ситуации оставалась пассивной, терапевтическая установка была сим-
птоматической. Сохранялась эмоциональная лабильность, перед встречей с мужем испытыва-
ла страх, рыдала, просила успокаивающее. Конфликтовала с пациентками палаты, нарушала
режим. Опасалась ухудшения состояния после выписки, неохотно покидала стационар, заяв-
ляя, что он стал для нее «родным домом», обещала регулярно посещать Клуб бывших пациен-
тов, приобрела много друзей в стационаре.

Катамнез: восемь лет. В течение первого года жила у матери, посещала Клуб бывших
пациентов. Практически исчезли фобические расстройства, самостоятельно ездила на работу
в автобусе; редуцировалась субдепрессивно-ипохондрическая симптоматика. Однако перед
оформлением развода вновь стала опасаться конфликтного поведения мужа на суде, усилился
страх езды на транспорте, из-за чего не могла ездить на работу. После лечения в клинике
неврозов оформила, наконец, развод, добилась присуждения дочери части пая в ЖСК. Искала
возможности отделиться от матери, отношения с которой оставались неровными.

Вышла замуж, переехала к мужу за город, тяжело переживала отдаленность от друзей,
временное отсутствие телефонной связи. Устроилась работать продавцом книжного магазина
рядом с домом, однако через два месяца оставила эту работу из-за грубости покупателей и
товарок по работе, выполняла машинописные работы на дому. С мужем отношения были не-
ровные, упрекала его в недостаточном внимании к ней. Тревожилась за дочь-подростка, тре-
бовала от нее раннего возвращения домой, отчета о ее отношениях с мальчиками. На улицу
выходила только в сопровождении, брала с собой сумочку с набором лекарств.

Прошла курс индивидуальной десенсибилизирующей терапии с обучением приемам ре-
лаксации и применением градуированной экспозиции, одновременно занималась в группе
ассертивного тренинга. Стала свободно ездить на транспорте, прошла курсы французского
языка, до настоящего времени работает экскурсоводом, отдыхает с семьей за границей, пе-
рестала курить и злоупотреблять транквилизаторами. Из-за обострившегося конфликта с до-
черью, которая вопреки ее воли ушла жить к любовнику, запустила учебу в институте, в тече-
ние двух лет проходила психодинамическую терапию. Отреагировала травмирующие пережи-
вания детства, пересмотрела свое отношение к близким, стала мягче, терпимее, нежнее и
доверчивее с мужем, менее тревожной с дочерью. На заключительном этапе терапии усили-
лась наблюдавшаяся и ранее зависимость от терапевта, просила участить встречи и одновре-
менно опасалась «надоесть». Конфликт между симбиотическими тенденциями и страхом от-


 




вержения был проинтерпретирован как актуализация вытесненной детской травмы и успешно
проработан.

Анализ наблюдения. Невротическая структура личности сформировалась под влиянием
ранних психотравм, определенную роль следует отвести и патологической наследственности
(алкоголизм отца). С детства пациентка страдала фобическими проявлениями, существенно
ограничивающими ее адаптационные возможности. Самооценка страдает противоречивос-
тью, дихотомичностью, что можно поставить в связь с потакающей гиперопекой в раннем
детстве и строгим гиперконтролем матери в последующие годы. Ведущими в личности явля-
ются черты сенситивности: впечатлительность, тревожность, привязчивость к близким в соче-
тании с недоверием к другим людям, что играло немаловажную роль в механизме страха езды
в общественном транспорте и самостоятельном передвижении по улице.

Суицидоопасные переживания возникли на фоне ситуационной личностной декомпенса-
ции с обострением невротической симптоматики. Характерны для невроза навязчивостей су-
ицидофобический и алиенофобический компоненты состояния, а также страх смерти в каче-
стве антисуицидального фактора. Личностный смысл суицидального поведения можно расце-
нить как протест с трансформацией агрессии против мужа в аутоагрессию. Агрессивные тен-
денции блокировались жесткими социальными нормами пациентки, страхом перед мужем,
эмоциональной и социальной зависимостью от него.

В постсуицидальном периоде обращает на себя внимание сравнительно быстрая редук-
ция в процессе семейной и групповой терапии суицидоопасных переживаний притом, что
довольно длительно сохраняется субдепрессивно-ипохондрическая симптоматика. После вы-
писки из Кризисного стационара при ухудшении жизненной ситуации у пациентки не возника-
ет суицидальных тенденций, однако продолжается невротическое развитие личности, снижа-
ются ее профессиональные возможности, ограничивается круг общения, нарастает семейный
конфликт. Однако в процессе последующей поведенческой терапии пациентке удалось осво-
бодиться от фобической симптоматики, никотиновой и лекарственной зависимости, повысить
свой профессиональный уровень и расширить свободу передвижения. Психодинамическая
терапия помогла ей окончательно справиться с внутренним конфликтом, обусловленным дет-
скими психотравмами, и улучшить свои взаимоотношения в семье. В завершающая фазе те-
рапии усилились амбивалентные чувства к психотерапевту, которые были проанализированы
как оживление вытесненного детского страха расставания - по-видимому, ядра невроза. В
результате многолетней, постепенно углубляющейся работы над собой пациентке удалось
окончательно справиться с последствиями ранних психических травм.

Тесты

1. Хотя дифференциальный диагноз между тревогой и депрессией часто затруднителен, обычно

у больных с генерализованным тревожным расстройством:

А. Не наблюдается полного вегетативного синдрома, как при депрессии
Б. Не наблюдается эффекта при лечении трициклическими антидепрессантами
В. Не отмечается суточных колебаний настроения, наблюдаемых при депрессии
Г. Вначале отмечается снижение настроения, за которым следуют симптомы тревоги.

2-4. Обозначьте следующее:
А. Агорафобия
Б. Социальная фобия
В. Специфическая фобия


Г. Как специфическая, так и социальная фобия
Д. Ни одно из перечисленных.

2. Обычно вызывается определенным стимулом

3. Характеризуется выраженным страхом и избеганием мест, где может не оказаться помощи
и невозможно оказаться немедленно в безопасном месте

4. Характеризуется постоянным иррациональным страхом унижения или затруднений

5. Какие из следующих методов использует поведенческая терапия:

А. «Наводнение»

Б. Систематическую десенсибилизацию

В. Моделирование

Г. Релаксационные методики

6. Когнитивная терапия тяготеет к сосредоточению на:

А. бессознательном и вытесненных воспоминаниях

Б. ошибочных идеях и установках

В. идеях переноса

Г. проективных идентификациях

Д. ни одном из перечисленных.

7. Психотерапевтические техники, используемые при когнитивной психотерапии, включают
следующие,
кроме:

А. директивных указаний

Б. «совместного вывода»

В. поведенческих методик

Г. интерпретации сновидений

Д. выявления иррациональных установок.

8. Психоаналитическая психотерапия характеризуется основным акцентом на значении следу-
ющего:

А. бессознательной мотивации поведения
Б. точного описательного диагноза
В. учета механизмов психологической защиты
Г. феноменологии симптомов.

9. Для успешного лечения психоанализом у больного неврозом должны иметься следующие
характеристики,
кроме:

А. Наличия «базального доверия»

Б. Способности к реальной оценке действительности

В. Возможности интернализации

Г. Способности переносить зависимое положение

Д. Минимального возраста 20 лет.

10. Какими из следующих утверждений может быть описано сопротивление, возникающее во
время анализа:

А. оно может проявляться отреагированием

Б. оно включает в себя все виды защит, имеющиеся у пациента

В. оно может быть эгодистоническим или эгосинтионическим

Г. его легко распознать.

11-13, Концепция психологических защитных механизмов является центральной в психо-
аналитической теории. Подберите нижеследующие обозначения к описанным защитным
механизмам:


А. отреагироваиие
Б. рационализация
В. изоляция
Г. вытеснение
Д. сублимация.
/ /. Бессознательное исключение мысли или чувства из сознания

12. Интрапсихическое разделение аффекта и психологического содержания

13. Прямое выражение в поведении бессознательного импульса.

14. Согласно психоаналитической теории явление переноса:

А. отмечается только в отношениях между терапевтом и пациентом
Б. препятствует терапевтическому процессу, т. к. искажает реальность
В. затрудняет реконструкцию прошлого пациента
Г. включает бессознательное наложение прошлых отношений на настоящее
Д. в основном проявляется во снах пациента.

15. Развитие невроза переноса во время психоаналитической терапии:
А. типично отмечается на последней стадии лечения

Б. развивается только у тяжелых больных неврозами

В. полезно для терапевтического процесса

Г. обычно представляет собой повторение подросткового протеста против авторитетов

Д. включает негативные, а не позитивные чувства по отношению к аналитику.

16. При психоаналитической психотерапии развитие контрпереноса:
А. является неизбежным

Б. практически всегда вредит протеканию процесса

В. является признаком того, что пациента следует передать другому терапевту

Г. является признаком того, что терапевт слишком невротизирован

Д. является признаком того, что терапевту пациент не нравится.

Ответы

1. Правильные ответы А и В. Разграничение тревоги и депрессии может быть затрудни-
тельным, т. к. тревожные больные могут быть депрессивны, а больные депрессией быть до-
вольно тревожны. Пациенты с генерализованным тревожным или паническим расстройством
обычно не имеют полного набора вегетативных симптомов, наблюдаемых при депрессивном
эпизоде. У них может наблюдаться трудность засыпания, но обычно не отмечается ранних
пробуждений, потери аппетита, утраты способности к концентрации внимания или суточных
колебаний настроения. У тревожных больных также не отмечается утраты способности полу-
чать удовольствие. Кроме того, в анамнезе прослеживается вначале развитие симптомов тре-
воги, после чего постепенно развивается депрессивный синдром. При депрессии больные
обычно описывают первым снижение настроения с последующим развитием симптомов тре-
воги. Трициклические антидепрессанты (например, амитриптилин) обычно используются для
лечения как панического расстройства, так и депресссии.

2-4. Правильные ответы 2-Г, 3-А и 4-Б. Фобические расстройства включают агорафобию,
социальные и специфические фобии. Они характеризуются охватывающими, постоянными и
бессмысленными страхами, приводящими к сильной потребности избегания объекта или си-
туации, вызывающей страх. Агорафобия проявляется выраженным страхом и избеганием оди-
ночества или общественных мест, откуда трудно немедленно выйти. По мере лрогрессирова-


ния фобии избегание стимула начинает определять образ жизни человека. Социальные фо-
бии характеризуются избеганием ситуаций, в которых индивид подвергается оценке со сторо-
ны окружающих, и страхом унижения или препятствий для его действий. Специфические фо-
бии вызываются определенными объектами - часто животными, высотой или замкнутыми
пространствами. Большое количество объектов связано с простыми фобиями. Как социальные,
так и специфические фобические реакции обычно включаются определенными стимулами.

5. Верны все ответы. Поведенческая терапия основывается на работах И. П. Павлова,
И. Вольпе и др. Она направлена на наблюдаемое поведение пациента, а не на лежащие в его
основе психические процессы. Принципы обуславливания и обучения являются важным тео-
ретическим фундаментом этого подхода. Систематическая десенсибилизация, ключевой ме-
тод поведенческой психотерапии, позволяет пациенту преодолеть тревогу путем постепенно-
го противостояния стимулам, провоцирующим тревогу, в состоянии релаксации. «Наводне-
ние» является методикой, в которой пациент непосредственно соприкасается с интенсивной
стимуляцией, вызывающей тревогу, «наводняется» тревогой и остается в этой ситуации, пока
не успокоится и не приобретет чувство самоконтроля. Моделирование включает преодоление
тревоги путем наблюдения и имитации модели поведения человека, у которого нет данного
симптома. Релаксационные методики являются наиболее распространенным средством в струк-
туре других методов, таких, как десенсибилизация.

6. Когнитивная терапия обычно является активной, структурированной, ограниченной по
времени формой лечения. Она основана на том, что способ обработки информации и структу-
рирования опыта определяет наши мысли и чувства. Пациенту помогают идентифицировать,
воспринять реальность и скорректировать ложные и нарушающие функционирование уста-
новки, искажающие процесс познания. Это приводит к более реалистической и адаптивной
переработке информации и, таким образом, облегчает симптоматику и улучшает поведение.
Правильный ответ Б.

7. Правильный ответ Г. Когнитивная терапия является директивной и ограниченной во вре-
мени психотерапией, которая не включает работу с бессознательным и, следовательно, интер-
претацию сновидений. Ее целью является выявление и устранение негативно предубежденного
мышления и поощрение развития логического, построенного на реальности мышления. Она
первоначально была разработана для непсихотических депрессивных пациентов, но в настоя-
щее время используется при ряде различных состояний. «Совместный вывод» означает актив-
ное сотрудничество психотерапевта и пациента для выявления иррациональных установок и не-
логичного образа мыслей пациента. Метод является структурированным и имеет 3 компонента:
1) дидактические аспекты, 2) когнитивные и 3) поведенческие (бихевиоральные) методы.

8. Верные ответы А и В. Ряд видов психотерапии основывается на психодинамических
принципах. Эти виды терапии включают психоанализ, психодинамическую терапию, коммуни-
кативные методы, некоторые виды поддерживающей терапии и др. Психодинамические прин-
ципы делают акцент на силы и мотивации, лежащие в основе мыслей, чувств и поступков чело-
века. Центральное место отводится бессознательной мотивации при психопатологических про-
явлениях и поведении. Это отражается в том внимании, которое уделяют психодинамические
психотерапевты сопротивлению и механизмам психологической защиты у своих клиентов. В
отличие от психодинамической психотерапии описательная психиатрия сосредоточена на диаг-
ностике и тщательном наблюдении симптомов заболевания и поведении пациента.

9. Критерии возможного успеха лечения анализом невроза у данной личности включают
следующее: способность к реальной оценке; чувство доверия по отношению к психотерапев-
ту, а также к собственным возможностям справиться с неприятными аспектами терапии; воз-

 

8 - 2499


можность перенести зависимое положение; способность к усвоению опыта, а также способ-
ность следовать незнакомым путем. Хотя вышеперечисленные качества предполагают нали-
чие зрелой личности, анализ может быть предпринят и у подростков. Правильный ответ Д.

10. Правильные ответы А, Б, В. Сопротивлением называется поведение пациента, пред-
ставленное защитой от импульсов, проявляющихся при терапии. В сопротивление включают-
ся все защитные операции, которые использует пациент. Сопротивление может быть либо
эгосинтонным, либо эгодистонным; некоторые его виды - такие, как отреагирование - труд-
ны для классификации.

11-13. Правильные ответы 11-Г, 12-В, 13-А. Психоаналитическая теория утверждает, что
каждая личность - нормальная или невротическая - использует механизмы психологической
защиты. Некоторые виды защит, такие, как альтруизм (замещающее удовлетворение от слу-
жения другим) и сублимация (удовлетворение потенциально предосудительного импульса
социально-приемлемыми средствами), считаются зрелыми и здоровыми. Вытеснение, изо-
ляция и рационализация являются невротическими механизмами защит. Вытеснение, кото-
рое играет главную роль в патогенезе истерии, включает бессознательное исключение мысли
или чувства из сознания. Оно часто сопряжено с символическим поведением, представляю-
щим собой выражение вытесненного психологического содержания. Изоляция включает отде-
ление болезненных чувств от мыслей, вызывающих их. Как мысли, так и сопровождающий их
аффект могут быть вытеснены из сознания или аффект может сместиться на другие мысли.
Рационализация включает поддержание неприемлемых мыслей или поведения в основе сво-
ей неверными, но благовидными объяснениями. Отреагирование является незрелым меха-
низмом защиты, где внутренний конфликт может частично или временно облегчиться бессоз-
нательным выражением и импульсивным действием.

14. Перенос является универсальным феноменом, но он особенно выражен при психо-
аналитической терапии, т. к. она проводится таким образом, чтобы сделать его развитие мак-
симальным. Открытие переноса 3. Фрейдом явилось одним из самых важных. Перенос вклю-
чает видение и переживание настоящего через «очки прошлого», что дает возможность рекон-
струировать прошлое и понять происхождение конфликтов пациента. Хотя, несомненно, он
может окрашивать сновидения пациента, его преимущественные проявления отмечаются во
взаимодействии с психотерапевтом в процессе лечения. Правильный ответ Г.

15. Правильный ответ В. Невроз переноса обычно наступает на средней стадии аналити-
ческого лечения и связан с переживанием пациентом психологической регрессии на ранние
стадии развития конфликта. Вследствие переноса пациент переживает то, что является сущ-
ностью «невроза замещения», когда ранние желания и конфликты вновь переживаются под
наблюдением аналитика. Это представляет пользу для лечения, т. к. помогает выдвинуть на
передний план значимые воспоминания, чувства и реакции, которые можно будет интерпре-
тировать и окончательно разрешить в контексте отношения к аналитику.

16. Правильный ответ А. Контрпереносом называются бессознательные потребности,
желания или конфликты аналитика, которые пробуждаются пациентом. Эти реакции могут
привести к развитию либо положительных, либо отрицательных чувств по отношению к паци-
енту. Контрперенос может определенно оказаться потенциально вредным для терапевтичес-
кого процесса из-за влияния на объективность суждений и побуждений. Однако он неизменно
возникает при психоанализе и, вероятно, всех формах психотерапии. Часто он играет положи-
тельную роль, предупреждая аналитика о трудноуловимых и скрытых особенностях поведения
пациента или помогая достичь инсайта в отношении понимания поведения и чувств пациента.
Единственным примером, когда показана передача пациента другому аналитику, является


случай, когда первый аналитик не может разрешить проблему контрпереноса, что препятству-
ет лечению.

Рекомендуемая литература

Адлер А. О нервическом характере. Пер. с нем. - СПб., 1997.

Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. Пер. с нем. - М., 1995.

Бек А. Когнитивная психотерапия депрессий// Моск. психотер. журн., 1995. - № 3. - С. 69-92.

Бек А. Техники когнитивной психотерапии // Психологическое консультирование и психотерапия. Хрестома-
тия. Т.1.-М., 1999.-С. 142-166

Бек А., Фримен А. (ред.) Когнитивная психотерапия расстройств личности. -СПб., 2002.

Берн Э. Групповая психотерапия. Пер. с англ. - М., 2000.

Берн Э. Трансактный анализ в психотерапии: Системная индивидуальная и социальная психиатрия. Пер. с
англ.-М., 2001.

Егоров Б.Е. Психоаналитически-ориентированная терапия в комплексном лечении пограничных психических
расстройств. Пособие для врачей. - М., 1996.

Егоров Б.Е. Российский клинический психоанализ - новая школа. - М. - Екатеринб., 2002.

Карвасарский Б.Д. Неврозы. Руководство для врачей. - М., 1990.

Кемпински А. Психопатология неврозов. Пер. с польск. - Варшава, 1975.

Киршбаум Э.И., Еремеева А. И. Психологическая защита. - 2-е изд. - М., 2000.

Купер П. Современный психоанализ. Пер. с нем. - СПб.', 1997.

Купер П. Элементы групповой терапии. Введение в психоаналитическую практику. Пер. с нем. - СПб.,
1998.

Лапланш Ж., Панталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. Пер. с фр. - М., 1996.

Лейбин В.М. Словарь-справочник по психоанализу. - Спб., 2001.

Морено Я. Психодрама. Пер. с англ. - М., 2001.

Мак-Вильяме Н. Психоаналитическая диагностика. Пер. сангл. - М., 1998.

Мертенс В. (ред.) Ключевые понятия психоанализа. Пер. с нем. - СПб., 2001.

Морено 3. Обзор психодраматических техник//Моск. психотер. журн., 1993. -№ 1.

Мэй Р. Смысл тревоги. Пер. с англ. - М., 2001.

Мэй Р. (ред.). Экзистенциальная психология. Экзистенция. Пер. с англ. - М., 2001.

НюнбергГ. Принципы психоанализа и их применение к лечению неврозов. - М., 1999.

Овчаренко В.И. Психоаналитический глоссарий. - Мн., 1994.

Психоаналитические термины и понятия: словарь. Пер. с англ. - М., 2000.

РайкрофтЧ. Критический словарь психоанализа. Пер. сангл.-СПб., 1995.

Роджерс К.Р. Консультирование и психотерапия. Новейшие подходы в области практической работы: Моно-
графия. Пер. с англ. - М., 1999.

Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия. - Самара, 2000.

Урсано Р., Зонненберг С., Лазар С. Психодинамическая психотерапия. Краткое руководство. Пер. с англ. -
М., 1992.

Франкл В. Теория и терапия неврозов. Пер. с нем. - СПб., 2001.

Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. - СПб., 2001.

Фрейд 3.0 клиническом психоанализе. Избр. соч. - М., 1991.

Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ. Пер. с англ. - М., 1993.

Дополнительная литература

Адлер А. Наука жить. Пер. сангл. и нем. -К., 1997.

Адпер А. Понять природу человека. Пер. с нем. - СПб., 1997.

Акерман С. Психодрама, ориентированная на группу // Моск. психотер. журн., 1993. - № 4.

Алейникова Т.В. Психоанализ: Учебное пособие. - Рост. н/Д., 2000.


Андерсен-Уоррен М., Грейнджер Р. Драматерапия. - СПб., 2001.

Асанова Н.К. Аналитическая психотерапия в случае фобического расстройства у 6-летнего мальчика // Рос.

психоаналит. веста., 1993-1994. - №34. -С. 57-63.

Барц Э. Игра в глубокое: Введение в юнгианскую психодраму. Пер. с нем, - М., 1997.
Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных. Пер. с англ. - М., 2001.
Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений. Люди, которые играют

в игры. Психология человеческой судьбы. Пер. с англ. - М., 1997.
Блэкбарн И.М. Роль когнитивной психотерапии в лечении тревожных расстройств и депрессии. Медикогра-

фия // Журн. мед. информации и междунар. связей, 1994. - Т. 16. - Вып. 56. - № 1.
Браун Д., Педдер Дж. Введение в психотерапию: Принципы и практика психодинамики. Пер. с англ. - М.,

1998.

Бубер М. Я и Ты. Пер. с англ. - М., 1993.
ВардИ. Фобия.-М., 2002.

Вацлавик П. Как стать несчастным без посторонней помощи. Пер. с англ. - М., 1990.
Вертманн Г.-Ф. Неузнанные аутистические нарушения при невротических заболеваниях // Рос. психоан.

веста., 1993-1994. - № 3-4. - С. 192-205.
Виттельс Ф. Фрейд. Его личность, учение и школа. - Л., 1991.
Гаранян Н.Г. Практические аспекты когнитивной психотерапии // Моск. психотер. журн., 1996. - № 3. -

С. 27-48.

Гаранян Н.Г., Холмогорова А.Б. Интегративная психотерапия тревожных и депрессивных расстройств на
основе когнитивной модели // Моск. психотер. журн., 1996. - № 3. - С. 112-140.

Гиндикин В.Я. Лексикон малой психиатрии. - М., 1997.

Гринсон Р.Р. Практика и техника психоанализа. - Новочерк., 1994.

Знаменитые случаи из практики психоанализа. Сб. Пер. с англ. и нем. - М., 1995.

Гранов В. РШТАТ1СМЗ: Будущее Эдипова комплекса. Пер. с фр. - СПб., 2001.

Диалог Карла Роджерса и Мартина Бубера // Моск. психотер. жури., 1994. - № 4. - С. 67-94.

Дрейкурс-Ферпоссон Е. Введение в теорию Альфреда Адлера. - Мн., 1995.

Журбин В.И. Понятие психологической защиты в концепциях З.Фрейда и К. Роджерса//Вопр. психол., 1990. -
№4. С. 14-22.

Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. - СПб., 1998.

Кадыров И.М. Психодрама и психоанализ: два театра для психической драмы //Моск. психотер. журн., 1996.-
№1.-С. 5-20.

Калина Н.Ф. Основы психоанализа. - М. - К., 2001.

Калмыкова М.Е. Введение в психоанализ: Теоретический курс. Книга академического авторизованного изло-
жения. - М., 1999.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...