Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Обсессивно-компульсивное расстройство 18 глава




14. Правильные ответы А, В. Люди с антисоциальным расстройством личности часто
яркие, поверхностно располагающие и способные к манипулированию. Кроме того, они пред-
ставляются достаточно умными. Однако в типичных случаях аффект не соответствует поведе-
нию - они часто представляют благовидную рационализацию своих действий. Антисоциаль-
ное поведение часто наблюдается у подростков и молодых взрослых с дальнейшим снижени-
ем его распространенности. Тем не менее до 1/3 лиц с антисоциальным расстройством лич-
ности становятся алкоголиками. Терапия, которая обычно включает длительное, повторное
установление допустимых границ, часто осложняется тем, что «спасительные», наилучшие
побуждения постоянно избавляют этих людей от трудностей и позволяют им вернуться на
свой антисоциальный путь.

15. Правильный ответ Д. Обсессивно-компульсивные черты личности могут быть связа-
ны с несколькими психическими расстройствами. Они встречаются при депрессивных, а так-
же при фобических расстройствах. Увеличение количества навязчивых мыслей и компульсив-
ных действий могут свидетельствовать о начале шизофрении. Обсессивно-компульсивные
личности осторожны, с повышенным контролем и выделяются тревожностью, в отличие от
лиц с импульсивным расстройством.

16. Правильный ответ А. Все перечисленные характеристики обнаруживаются у нарцис-
сических личностей, кроме эмпатии. Пациенты с этим расстройством отличаются отсутствием
эмпатии и не учитывают чувств окружающих. Это связано с огромным чувством собственной


 



15*



значимости и сознанием исключительности. В результате их отношения становятся эгоцент-
рическими и поверхностными.

17. Правильный ответ Г. Анамнез и объективные данные являются классическими для
пограничного расстройства личности. Эти пациенты характеризуются нестабильностью аф-
фекта, отношений и самооценки, начиная с молодого возраста. Их поведение часто импуль-
сивно и аутоагрессивно, их сексуальное поведение хаотическое, сексуальная ориентация нео-
пределенная, гнев бывает сильным и часто подвергается отреагированию. Обычны повтор-
ные суицидальные демонстрации или попытки. Перепады настроения и тревога могут длиться
от нескольких часов до нескольких дней. Больные часто описывают хроническую скуку и чув-
ство опустошенности.

Рекомендуемая литература

Аналитическая психология и психотерапия. - СПб., 2001.

Бек А., Фримен А. (ред.) Когнитивная психотерапия расстройств личности. - СПб., 2002.

Ганнушкин П.Б. Избранные труды. - Рост. н/Д, 1998.

Гикдикин В.Я., Гурьева В.А. Личностная патология. - М., 1999.

Гроф С. За пределами мозга. Рождение, смерть и трансценденция в психотерапии. - М., 1992.

ГрофС. и др. Практика холотропного дыхания. - М., 2001.

Кернберг О.Ф. Тяжелые личностные расстройства: Стратегии психотерапии. - М., 2000.

КохугХ. Восстановление самости. Пер. с англ. - М., 2002.

Леонгард К. Акцентуированные личности. Пер. с нем. - Рост. н/Д., 1997.

Личко А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - 2-е изд. - Л., 1983.

Мак-Вильяме Н. Психоаналитическая диагностика. Пер. с англ. - М., 1998.

Райх В. Характероанализ: Техника и основные положения для обучающихся и практикующих аналитиков.
Пер. с нем. и англ. - М., 1999.

Самосознание и защитные механизмы личности: Хрестоматия. - Самара, 2000.

Соколова Е.Т., Николаева В. В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических забо-
леваниях: Учебное пособие. - М., 1995.

Соколова Е.Т., Чепельницкая Е.П. Психология нарциссизма: Учебное пособие. М., 2001.

Фрейд А. Теория и практика детского психоанализа. Пер. с англ, и нем. - М., 1999. Т. 1-2.

Фрейд 3. Некоторые типы характеров из психоаналитической практики // 3. Фрейд и психоанализ в России. -
М. - Воронеж,2000. - С. 201-225.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. Пер. с англ. - М., 1996.

Юнг К. Психологические типы. Пер. с нем. - М. - СПб., 2001. - 736 с.

Дополнительная литература

Адлер Г. Лекции по аналитической психологии. Пер. с нем. - М., 1996.

Айхорн А. Трудный подросток. Пер. с англ. - М., 2001.

Александров А.А. Личностно-ориентированные методы психотерапии. - СПб., 2000.

Александровский Ю.А. Пограничные психические расстройства. Руководство для врачей. - 2-е изд. - М.,
1997.

Аммон Г. Динамическая психиатрия. - СПб., 1995.

Байярд Р.Т., Байярд Д. Ваш беспокойный подросток: Практическое руководство для отчаявшихся родите-
лей. Пер. с англ.-М., 1991.

Барц Э. Игра в глубокое: Введение в юнгианскую психодраму. Пер. с нем. - М., 1997.

Бондаренко А.Ф. Социальная психотерапия личности (психосемантический подход). К., 1991.

Бурно М.Е. Клиническая психотерапия. - М., 2000.


рно М.Е. О пациентах-психотерапевтах в терапии творческим самовыражением. // Моск. психотер. журн.,
1992.-№2.-С. 89-104.

Бурно М.Е. Психотерапия «сомневающейся» ипохондрии // Моск. психотер. журн., 1994. - № 1.

;урно М.Е. Терапия творческим самовыражением. - М. - Екатеринб., 1999.

Буянов М.И. Ленин, Сталин и психиатрия. - М., 1993.

Валь Г. Теория нарциссизма// Ключевые понятия психоанализа. Пер. с нем. - СПб., 2001.
»лков В.Т. и др. Личность пациента и болезнь. - Томск, 1995.

Гиндикин В.Я. Лексикон малой психиатрии. - М., 1997.

Гиндикин В.Я. Психиатрия для клинических психологов и психотерапевтов. - М., 2001.

Гловер Э. Фрейд или Юнг. Пер. с англ. - СПб., 1999.

Гройсман А.Л. Медицинская психология: Лекции для врачей - слушателей курсов последипломного образо-
вания.-М., 1998.

Гроф Ст. Надличностное видение: целительные возможности необычных состояний сознания // Моск. психо-
тер. журн., 2001. -№3.-С. 11-36.

Гроф С. Путешествие в поисках себя. Пер. с англ. - М., 1994.

ГрофС., Гроф К..(ред.) Духовный кризис: Когда преобразование личности становится кризисом. Пер. сангл. -
М.,2000.

Грушевский Н.П. О психотерапевтическом поведении с соматическими пациентами в зависимости от их
характерологических особенностей // Моск. психотер. журн., 1994. - № 4.

Гуггенбюль-Крайг А. Власть архетипа в психотерапии и медицине. Пер. с нем. - СПб., 1997.
|улинг К. Введение в ребефинг. - М., 2001.

жонсон Ст. Психотерапия характера. - М., 2001.

Дикманн X. Методы в аналитической психологии. Пер. с англ. - М., 2001.

Завьялов В.Ю. Музыкальная релаксационная терапия. Практическое руководство. - Новосиб., 1995.

Зайдлер Г.Х. Клинические аспекты деструктивных сторон нарциссизма // Моск. психотер. журн., 1997. -
№ 2. - С. 25-37.

Захаров А. И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. - М., 2000.

Зимин В.А. Эдип и Нарцисс: к вопросу о комплементарное™ конфликта и дефицита // Журн. практич. психо-
лога, 2001.-№ 1 -2. - С. 147-161.

Золотухина О.Н., Кондаков В.С. Художественная психопатология. - Ижевск, 2000.

Кадыров И.М. О невротических и психопатических аспектах личности и их взаимодействии в психоаналити-
ческой психотерапии // Моск. психотер. журн., 1996. - № 2. - С. 26-53.
( Калина Н.Ф., Тимощук И.Г. Основы юнгианского анализа сновидений. - М., 1997.

Калшед Д. Внутренний мир травмы: Архетипические защиты личностного духа. Пер. с англ. - М., 2001.

Кембриджское руководство по аналитической психологии. Пер. с англ. - М., 2000.

Кернберг 0. Пограничная организация личности //Антология современного психоанализа. Т. 1. - М., 2000. -
С. 349-381.

Киршбаум Э.И., Еремеева А. И. Психологическая защита. - 2-е изд. - М., 2000.

Кляйн М. Зависть и благодарность. Исследование бессознательных источников. Пер. с англ. - СПб., 1997.

Кляйн М. Некоторые теоретические выводы, касающиеся эмоциональной жизни ребенка // Психоанализ в
развитии: Сб. переводов. - Екатеринб., 1998. - С. 59-107.

Копытин А. И. (ред.) Практикум по арттерапии. - СПб., 2000.

Копытан А. И. Системная арттерапия. - СПб., 2001.

Копытин А. И. Теория и практика арттерапии. - СПб., 2002.

Кохут X. Психоаналитическое лечение нарциссических расстройств личности: опыт систематического подхо-
да. //Антология современного психоанализа. Т. 1. - М., 2000. - С. 409-429.

Кравченко А.С. Нарцисс'и его отражение // Моск. психотер. журн., 2001. - № 2. - С. 96-113.

Купер П. Любовь, ненависть, зависть. Психоанализ страстей. Пер. с нем. - СПб., 1998.

Кэдьюсон X., Шеффер Ч. (ред.). Практикум по игровой психотерапии. - СПб., 2000.

ЛаканЖ. Семинары. Книга2. «Я»втеог>1иФрейдаивтехникепсихоанализа(1954/55гг.). Пер. сфр. - М., 1999.

Личко А. Е. Подростковая психиатрия. - 2-е изд. - Л., 1985.


 




Лоуэн А. Физическая динамика структуры характера. Пер. с англ. - М., 1996.

Магомед-Эминов М.Ш. Трансформация личности. - М., 1998.

Майков В. В., Петрова А.В. Пневмосинтез: путь к интеграции // Метод, руководство. М., 1989.

Маслоу А.Г. Мотивация и личность. Пер. с англ. - СПб., 1999.

Менделевич В.Д. Клиническая и медицинская психология: Практ. руководство. - М., 1998.

Менегетти А. Музыка души. Введение в онтогенетическую музыкотерапию. Пер. с ит. - СПб., 1992.

Моаканин Р. Психология Юнга и тибетский буддизм: Западный и восточный пути к сердцу. Пер. с англ. -
Томск, 1993.

Мэй Р. Смысл тревоги. Пер. с англ. - М., 2001.

Назлоян Г.М. Зеркальный двойник. Утрата и отражение. Психотерапия методом скульптурного портретное-
вания.-М., 1994.

Немеринский О.В. Личностный рост в терапевтической группе. - М., 1999.

Нолл Р. Арийский Христос. Тайная жизнь Карла Юнга. Пер. с англ. - М., 1998.

Остер Дж., Гоулд П. Рисунок в психотерапии. Методическое пособие. Пер. с англ. - М., 2000.

Парк К. Социальное развитие аутиста: глазами родителя // Моск. психотер. журн., 1994. - № 2.

Патологические формы девиантного поведения у подростков (психиатрический и наркологический аспек-
ты). Сб. ст.-М., 1991.

Петрова Е.Ю. Психологические типы Юнга. Методические материалы к тренингу индивидуального стиля с
применением опросника Кейси и Практикума. - СПб., 1997.

Платаниа Д. Юнг для начинающих. Пер. с англ. - М., 1998.

Попов Ю.В. Концепции саморазрушающего поведения как проявления дисфункционального состояния лич-
ности//Обозр. психиат. и мед. психол. им. В.М. Бехтерева, 1994. - № 1.С. 6-13.

Пордер М. Клиническое рассмотрение пограничного пациента//Журн. практич. психолога, 2001. - № 1 -2 -
С. 162-169.

Потапов С.А., Якубова А.В. Агрессивность, аутоагрессивность и виктимность при некоторых психических
расстройствах и их психоаналитическая трактовка// Росс, психоан. вестн. 1993-1994 -№3-4 -
С. 64-70.

Пошан Т., Дюма К. Абрахам Маслоу и Хайнц Кохут: сравнение// Иностр. психол., 1993. - № 1. - Т.1. - С 18-
27.

Пухова Т.И. «Ф» - последняя буква: Случай аффективного и мотивационного расстройства личности //Журн.
практич. психолога, 1999. - № 5-6. - С. 219-228.

Раис Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. - 8-е изд. Пер. с англ. - СПб., 2000.

Райх В. Анализ личности. Пер. сангл. - М.-СПб., 1995.

Ранкур-ЛаферрьерД. Психика Сталина. Психоаналитическое исследование. - М., 1996.

Рихартц М. Пубертатный и подростковый кризы// Психиатрия, психосоматика, психотерапия. Пер. с нем. -
М., 1999.-С. 81-84.

Ромашкевич М.В. Детоубийство и нарциссизм // Росс, психоан. вестн., 1993-1994. - № 3-4. - С. 39-51.

Рэй С. Ребефинг и афирмации любви. - М., 2001.

Салливан Г.С. Интерперсональная теория в психиатрии. Пер. сангл. - М.-СПб., 1999.

Самуэльс Э. Юнг и постьюнгианцы. Курс юнгианского психоанализа. Пер. с англ. - М., 1997.

Снегирева Т.В. Кража // Моск. психотер. журн., 1996. - № 1. - С.73-94.

Современные проблемы пограничных и аддиктивных состояний. - Томск, 1996.

Соколова Е.Т., Чепельницкая Е.П. Моделирование стратегий психотерапевтического общения при патологи-
ческих внутренних диалогах//Моск. психотер. журн., 2001. - № 1. - С. 102-121.

Социальная дезадаптация: нарушения поведения у детей и подростков. - М., 1996.

Спиваковская А. И. Психотерапия: игра, детство, семья. - 1 -2 т. - М., 2000.

Столороу Р. и др. Клинический психоанализ. Интерсубъективный подход. Пер. с англ. - М., 1999.

Сэмьюэлз Э и др. Критический словарь аналитической психологии К.Г. Юнга. Пер. сангл. - М., 1994.

Сэндлер Дж. Внутреннее чувство безопасности и его значение // Антология современного психоанализа. Т. 1.

М., 2000.-С. 336-342.

Тайсон Р., Тайсон Ф. Психоаналитические теории развития. Пер. сангл. - Екатеринб., 1998.
Топорова Л.В. Творчество Мелани Кляйн. - СПб., 2001.
Тэхкэ В. Психика и ее лечение: Психоаналитический подход. Пер. с англ. - М., 2001.


Уотс А. Психотерапия. Восток и Запад. Пер. с англ. - Льв., 1997.

урсано Р., Зонненберг С., Лазар С. Психодинамическая психотерапия. Краткое руководство. Пер. с англ. -

М., 1992.
'Усков А. Извращенность: проблема личности и общества // Моск. психотер. журн., № 4.

Ушаков Г.К. Пограничные нервно-психические расстройства. -2-е изд. - М., 1987.

франкп В. Человек в поисках смысла. Пер с англ, и нем. - М., 1990.

франки Дж. Неизведанное Я. Пер. с англ. - М., 1998.

франц М.-Л. фон. Прорицание и синхрония. Психология значимого случая. Пер. с англ. - СПб., 1998.

Фрейд 3. Характер и анальная эротика // 3. Фрейд и психоанализ в России. М.-Воронеж, 2000.

фрейджер Р., Фейдимен Д. Личность: теории, эксперименты, упражнения. - СПб., 2001.

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - СПб., 1999.

Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивное™. Пер. с нем. и англ. - М., 1994.

фэйдимен Дж., Фрейгер Р. Теория и практика лично-ориентированной психологии. Методика персонально-
го и социального роста. - М., 1996.

Хайкин К. Художественное творчество глазами врача. - СПб., 1992.

Хензелер X. Теория нарциссизма // Энциклопедия глубинной психологии. Т. 1. - М., 1998. - С. 463-482.

Хилманн Дж. Архетипическая психология. Пер. с англ. - СПб., 1997.

Хилманн Дж. Исцеляющий вымысел. Пер. с англ. - СПб., 1997.

ХоллДж. Юнгианское толкование сновидений. Практическое руководство. -СПб., 1996.

Хрестоматия по глубинной психологии. Пер. с англ. Вып. 1. - М., 1996. Вып. 2. - М., 1997.

Хьелл Л., Зинглер Д. Теории личности (основные положения, исследования и применение). Пер. с англ. -
СПб., 1999.

Цапкин В.Н. Личность как группа - группа как личность // Моск. психотер. журн., 1994. - № 4.

Чепельницкая Е.П. Психология нарциссизма //Клин, психол. и психотер., 1999. - № 1.

Чешир Н., Томе Г. Реабилитация Я // Моск. психотер. журн., 1996. - № 4. - С. 23-47.

Чиж В.Ф. Болезнь Н.В. Гоголя: Записки психиатра. - М., 2001.

Шаро Д. Типы личности. Юнговская типологическая модель. - СПб., 1996.

Шаттеклоэр Г. Рисунок и образ в гешталытерапии. Пер. с нем. - СПб.. 2001.

Шефер Ч., Кэри Л. Игровая семейная психотерапия. Пер. с англ. - СПб., 2001.

Штейнберг У. Круг внимания. Клинические аспекты юнгианской терапии. - М., 1998.

Штейнхардт Л. Юнгианская песочная психотерапия. Пер. с англ. - СПб., 2001.

Шюпп Д. О психоаналитическом понимании юношеской диссоциальности, ее терапии и профилактике //
Энциклопедия глубинной психологии. Т.2. Пер. с нем. - С. 61 -87.

Эдингер Э.Ф. Творение сознания. Миф Юнга для современного человека. - СПб., 2001.

Эйдемиллер Э.Г. Возрастные аспекты групповой и семейной психотерапии при пограничных нервно-психи-
ческих расстройствах. -СПб., 1994.

Эйдемиллер Э.Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие. - М., 1996.

Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В. В. Клинико-психологическая диагностика взаимоотношений в семьях подро-
стков с психопатиями, акцентуациями характера, неврозами и неврозоподобными состояниями // Ме-
тод, рек.-Л., 1987.

Эриксон Э. Молодой Лютер. Психоаналитическое историческое исследование. - М., 1996.

Юнг К.Г. Аналитическая психология (тавистокские лекции). Пер. с англ. - СПб., 1994.

Юнг К.Г. Воспоминания. Сновидения. Размышления. - К., 1994.

Юнг К.Г. Практика психотерапии. Пер. с нем. - М., 1998.

Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. Пер. с нем. - СПб., 2002.

Юнг К. Психологические типы. Пер. с нем. - М., 1992.

Юнг К.Г. Психология бессознательного. Пер. с нем. - М., 1994.

Юнг К.Г. Структура психики и процесс индивидуации. Пер. с нем. - М., 1996.

Юнг К.Г. (ред.). Человек и его символы. Пер. с англ. - СПб., 1996.

Юнг К.Г. и др. Аналитическая психология: Прошлое и настоящее. - М., 1995.

Якоби М. Встреча с аналитиком. Феномен переноса и человеческие отношения. - М., 1996.

Якоби М. Стыд и истоки самоуважения. Пер. с англ. - М., 2001.



Глава 9

РАССТРОЙСТВА ПРИВЫЧЕК
И ВЛЕЧЕНИЙ

Патологические влечения

Патологическое влечение по МКБ-10 - расстройство контроля над побуж-
дениями (расстройство импульсивного контроля), выражающееся в неспособ-
ности противостоять импульсивно возникающим желаниям совершать опасные
для себя или окружающих действия. При удовлетворении этих желаний (к воров-
ству, поджогу, агрессии и т. д.) возникает чувство удовольствия.

В МКБ-10 выделены следующие патологические влечения:

• гэмблинг - патологическое влечение к азартным играм,

• клептомания (греч. Мери - красть) - импульсивные мелкие кражи,

• пиромания (греч. руг - огонь) - импульсивное поджигательство,

• дромомания (греч. йгоглоз - бег) - импульсивное бродяжничество,

• трихотилломания - импульсивное выдергивание волос,

• онихофагия - импульсивное обгрызание ногтей.

Некоторые авторы относят сюда же перемежающееся эксплозивное расстройство, гоми-
цидо- и суицидоманию, а также импульсивную копролалию (греч. <х>ргоз - кал, 1аНа - речь),
наблюдающуюся при болезни Жиля де ла Туретта в сочетании с тиками.

Гэмблинг

Гэмблинг (лудомания, от лат 1ис1о - играю) - адцикция к азартным играм. Возникает
обычно у новичка после выигрыша, соизмеримого с его годовым доходом. Наблюдаются сим-
птомы привыкания: все труднее сопротивляться соблазну, необходимо повышать ставки, иг-
рать все чаще. Игру невозможно прекратить ни после большого выигрыша, ни в случае постоян-
ных проигрышей (утрата контроля). При невозможности играть возникает синдром отмены -
тяжелое дисфорическое состояние, проходящее только после включения в игру.

Существует множество вариантов игр: карточные игры, рулетка, тотализатор, лотереи, крос-
сворды, игровые автоматы. В видеоиграх выигрышем является каждый бонус - «дополнитель-
ная жизнь», успешное прохождение одного уровня дает пропуск в следующий, а удачное завер-
шение всей игры - звание победителя. При этом не надо денег, а риск лишь виртуальный,
благодаря идентификации с героем. Вот такое казино на дому для детей и подростков.

Болезнь носит хронический и прогрессирующий характер. Больной достает деньги для
игры любыми способами, в том числе преступными. Он теряет друзей, семью, работу, свобо-


ду. Однако наказания и самообвинения лишь обостряют стремление «поправить» настроение
привычным способом. Нередки самоубийства.

Патологические игроки делятся на два типа личностей. Гипертимные самоуверенны и
энергичны, склонны к мотовству. Гипотимные подавлены, неуверенны, легко впадают в уны-
ние при неудачах.

Часто азартным игроком был родитель больного. У него, как впоследствии у больного,
можно обнаружить проявления и какой-либо другой адцикции. В родительской семье отмеча-
лось сверхценное отношение к деньгам наряду с небрежным отношением к ним. В детстве
больному не хватало чуткого отношения родителей или он рано потерял одного из них. Буду-
щий пациент с детства отличается экстравертированностью, фантазиями о своем превосход-
стве и везении, неспособностью к стойкому волевому усилию. Их не интересует учеба, выпол-
нять свои обязанности по дому для них унизительно, потенциальных сексуальных партнеров
они отвергают как недостойных. Таким образом, им скучно и в школе или вузе, и на работе, и
в компании - если только это не компания «товарищей по несчастью», «убивающая время» за
какой-нибудь азартной игрой.

Мотивацию гэмблинга можно свести к игре с Матерью-судьбой в игру: «Любит - не лю-
бит». Ставка высшая: жизнь.

Пиромания и клептомания

Пиромания. Поджоги совершаются немотивированно, импульсивно. Больной не может
справиться с нарастающим психическим напряжением и испытывает облегчение только после
совершения поджога. Характерна постоянная фиксация мыслей на деталях готовящегося или
произведенного пожара. Пироманы проявляют повышенный интерес к пожарам, случающим-
ся в окрестностях, к пожарной технике, часто организуют ложные вызовы, стараются присут-
ствовать при тушении пожаров. При этом судьба жертв их не волнует.

Больные - в основном подростки и молодые мужчины с низким уровнем интеллекта,
гиперсексуальностью и алкоголизмом. Фрейд отмечал, что зрелище пламени вызывает сексу-
альное возбуждение, и связывал поджоги с гиперкомпенсацией сексуальных дисфункций.
Мотивацией пиромании может быть также стремление к власти и социальному престижу, же-
лание проявить храбрость при тушении пожара, участвовать в коллективном эмоционально
насыщенном действе. Поскольку многие пироманы описывают свое детство как-цепь обид и
унижений, важным мотивом поджогов может быть также месть, отреагирование подавленной
ярости и идентификация с агрессором (родителем и огнем).

Клептомания распространена в основном среди женщин. Больная испытывает непре-
одолимый соблазн украсть при наличии денег не очень ненужный ей предмет, ощущает об-
легчение лишь после кражи. Затем испытывает чувство тревоги, вины, нередко тайно или с
извинениями возвращает похищенное. Расстройство может сочетаться с другими аддикция-
ми: пироманией, булимией и анорексией, а также с неврозами и депрессией.

Начинается в детстве. Определенное значение имеет органическая неполноценность
мозга, задержка умственного развития, дефекты воспитания. Инициируется стрессовыми си-
туациями и фрустрациями.

Могут быть следующие мотивации: гиперкомпенсация нанесенного им морального ущер-
ба, гиперкомпенсация сниженной самооценки (в том числе из-за самообвинений в воров-
стве), символическое самонаказание подверганием себя опасности, способ обратить на себя
внимание и заслужить прощение, символическая замена отсутствующего оргазма.


Перемежающееся эксплозивное расстройство

Диагностируется также как импульсивное расстройство личности и возбудимая, эпилеп-
тоидная психопатия.
Проявляется в первую очередь плохо контролируемыми побуждениями
(импульсами) и в американской классификации отнесено поэтому к группе нарушений им-
пульсивного контроля.

Наблюдается отчетливая тенденция к неожиданным поступкам без учета их последствий.
Часты ссоры и конфликты с другими, особенно при попытке окружающих противодействовать
импульсивным действиям или осуждать их. Больные склонны к вспышкам ярости или насилия
с неспособностью контролировать эксплозивное поведение. Им трудно сохранять линию по-
ведения, которое не подкрепляется непосредственным удовлетворением; их настроение ла-
бильно и непредсказуемо.

Перед эпизодом возбуждения наблюдаются признаки нарастающего дисфорического
напряжения с ощущением своего бессилия, невозможности изменить окружающее; могут быть
специфические ощущения типа ауры (лат. дуновение ветерка). После приступа бывает час-
тичная амнезия, гиперестезия (обостренная чувствительность анализаторов). В отличие от
антисоциального расстройства больные искренне раскаиваются в своем поступке, обвиняют
себя, испытывают другие тревожно-депрессивные переживания. Между приступами расстрой-
ство себя не проявляет.

Больные обычно обладают значительной физической силой, в то же время остаются со-
циально зависимыми от опекающих их лиц и испытывают в этой связи чувство неполноценно-
сти. Их биография отличается частыми увольнениями, разводами, правонарушениями. Пре-
обладают мужчины, многие из них пребывают в исправительных заведениях, тогда как жен-
щин можно чаще встретить в психиатрических учреждениях. К среднему возрасту проявления
расстройства ослабевают.

У больных с детства выявляются признаки органической неполноценности мозга; их ро-
дители склонны к алкоголизму, промискуитету и насилию; среди прямых родственников часты
случаи импульсивного расстройства личности.

В психодинамике ведущую роль играет перенос, когда угрожающая фигура ассоциирует-
ся с родителем, и идентификация с агрессором во время приступа ярости.

Для курсового лечения применяют литий и финлепсин. Нейролептики, антидепрессанты
и бензодиазепины могут обострить состояние. Социальные последствия агрессивного пове-
дения могут быть сглажены семейной и групповой терапией.

Трихотилломания и онихофагия

Встречается в основном у девочек и девушек, нередко с отставанием в умственном раз-
витии, пограничным расстройством личности или больных шизофренией. Заключается в ин-
тенсивном побуждении к вырыванию волос и облегчении после реализации импульса. Приво-
дит к облысению различных участков головы, реже выщипываются брови и лобковые волосы.
Аддиктивное поведение обычно скрывается, может сочетаться с поеданием волос (трихофаги-
ей]
с соответствующими диспепсическими расстройствами, онихофагией (обкусыванием ног-
тей - «до мяса»), самоповреждениями кожи (царапание с экскориациями - образованием
корочек, которые тут же удаляются).

Больная обычно является единственным или старшим ребенком в семье, находится в
конфликтных отношениях с родителями, которые нередко страдают облысением. Расстрой-


 


сгво, как правило, начинается после стресса, ему могут предшествовать депрессия и употреб-
ление психоактивных веществ.

Эффективно применение антидепрессантов и анксиолитиков в сочетании с гипнотерапи-
ей и семейной терапией.

Синдром Жиля де ля Туретта

У детей с синдромом дефицита внимания обычно проявляется как первый признак забо-
левания гиперактивность в возрасте до 7 лет. Часто в возрасте около 10 лет более значимыми
становятся расстройства внимания, и у этих детей отмечаются импульсивность, трудности
сосредоточения, социальная дезадаптация и недостаточность критики. Неврологическое ис-
следование может не выявить отклонений от нормы или обнаружить наличие минимальных
неспецифических изменений. Тяжелая неврологическая недостаточность при этом состоянии
обычно не отмечается.

Типичным проявлением при синдроме Туретта являются множественные двигательные и
голосовые тики. Тики являются внезапными, повторяющимися и стереотипными движениями,
которые можно увидеть (например, мигание, подергивание, жест) или услышать (откашлива-
ние, хрюканье, эхолалия или непристойные «грязные» выкрики). Двигательная гиперактив-
ность и импульсивность часто предшествуют развитию тиков, а тики начинаются уже в возра-
сте 5 лет.

Галоперидол уменьшает проявления синдрома Жиля де ля Туретта у 90 % больных. Доза,
назначаемая различными клиницистами, значительно варьирует. Иногда используется мери-
дил для лечения тиков.

Сверхценные увлечения

К адцикциям относят также такие сверхценные увлечения, как пищевая зависимость
(гиперфагия), аддикция к накоплению или трате денег, аддикция к власти, фанатизм, трудого-
лизм, ургентная аддикция (стремление к жизни в условиях цейтнота), аддикция оздоровления
или физических нагрузок, любовная аддикция.

Следует отличать аддикции от психологических увлечений. По В. Д. Менделевичу, 1998
«увлечение характеризуется осознанностью цели и мотива, интеллектуализированными эмо-
циями, их динамика непрерывна, а не приступообразна, они не осуществляются импульсив-
но, а появляются лишь после тяжелой борьбы мотивов».

Сверхценное увлечение - это усиленное до гротеска отношение к объекту или виду дея-
тельности, которое характеризуется следующими признаками:

• глубокая и длительная сосредоточенность на объекте увлечения;

• пристрастное, эмоционально насыщенное отношение к объекту увлечения;
утрата чувства контроля за временем, затрачиваемым на увлечение;
игнорирование любой иной деятельности или увлечения.

Гиперфагия

Характеризуется постоянной озабоченностью едой и непреодолимой тягой к пище в со-
четании с навязчивым страхом ожирения. Проявляется в виде переедания и борьбы с ожире-


нием (рвота, слабительные, средства, понижающие аппетит, периоды голодания, диеты, кос-
метические операции). Значение питания доминирует в системе ценностей, день планирует-
ся с учетом того, где и что можно съесть. Часто их работа связана с питанием. Остальные
интересы блекнут, из-за чего жизнь кажется пресной и «подсластить» ее может только пища.
Поэтому она должна быть необычной по количеству и качеству (сочетается жирное и сладкое,
горькое или соленое и сладкое). При этом определенная пища может иметь различное символи-
ческое значение. Так, молоко вызывает чувство защищенности, сладости - награды, мясо -
силы, кофе и спиртное - взрослости, икра - престижа.

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...