Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация динамической морфологии




С учетом задач, решаемых этой наукой, ее подразделяют на общую, частную и область, пограничную с биомеханикой.

Общая динамическая морфология – результат реализации в учебной и научной анатомии кинезиологического принципа (от греч. – движение), т. е. принципа изучения органов и структур тела в связи с выполняемыми движениями. Этот принцип подразумевает не столько систематическое (по отдельным системам органов) и не столько топографическое (с учетом расположения этих органов), сколько деятелъностное (пронизанное анатомическим истолкованием особенностей двигательной деятельности) изу­чение строения тела человека на разных структурных уровнях организации – от уровня организма в целом (макроскопического, организменного) до клеточного и внутриклеточного уровней (микро- и ультрамикроскопического).

При анализе положений и движений человека двигательный аппарат рассматривается как целостное образование в связи с системами его обеспечения и регулирования. Если при изучении строения костей, их соединений, мышц и других органов основным является метод анализа, то в динамической морфологии ведущую роль играет метод синтеза, обобщения.

Частная динамическая морфология рассматривает анатомическую характеристику движений и положений тела в связи с потребностями спортивной, профессиональной, педагогической, бытовой и других видов практики. Эти данные необходимы для совершенствования спортивной техники, решения задач эргономики (более рационального, с учетом возможностей человека планирования рабочих мест и пультов управления), эргономического обоснования вопросов производственной и бытовой техники успешной разработки новых тренажерных устройств в спорте и т.п.

Рассматривая с позиций анатомии какое-либо положение или движение тела, необходимо хорошо знать технику выполнения, ясно представлять себе целевую направленность данного упражнения Частная динамическая морфология входит в каждую спортивно-педагогическую дисциплину, открывая перспективы совершенствования техники и спортивного мастерства.

Область, пограничная с биомеханикой, изучает вопросы динамической морфологии, связанные с положением центров тяжести (масс) и объема тела, видами и условиями его равновесия и т.п.

История этой науки неразрывно связана со становлением анатомии, дифференциальной и спортивной морфологии, а также биомеханики.

Движения человека интересовали ученых с давних времен. Еще К.Гален (130—201) экспериментально доказал, что движе­ния в суставах производят мышцы, которые напрягаются под контролем сознания человека. Он ввел понятие о тонусе (непроизвольном напряжении мышц), а также об антагонистических группах мышц.

Абу Али Ибн-Сина (Авиценна) (980-1037) много внимания уделял анализу положений и движений человека на основе данных анатомии и механики. Он доказал, что положения и движения человека подчиняются законам механики.

Значительная роль в изучении движений человека и животных принадлежит Борелли (1608-1779). Он создал классификацию локомоторных движений (от лат. – место и – движение) – перемещений в пространстве, выделив три основных вида, по способу отталкивания от опоры (ходьба, бег. прыжки), по способу отталкивания от окружающей среды (плавание) и по способу подтягивания к опорной поверхности (лазание по канату, шесту).

Братья Вебер в начале XIX в. экспериментально и довольно детально изучили ходьбу, определив наклон и вертикальные колебания туловища, длину и частоту шагов, уменьшение периода двойной опоры при повышении скорости ходьбы. Э.Марей с помощью записи движений методом пневмографии (записи колебании воздуха в воздушных камерах, вмонтированных в обувь) определил наиболее экономичные и скоростные виды ходьбы (ходьба пригибным шагом). Он изучал соотношение периодов опоры и маха в движениях каждой ноги при ходьбе и беге, фазы полета при беге и др.

Браун и Фишер в конце XIX в. экспериментально на замороженных трупах определили относительную массу частей тела человека и положение их центров тяжести. Этими данными пользуются и в настоящее время при анализе положений и движений человека.

И.М.Сеченов в книге «Очерк рабочих движений» (1901) проанализировал «рабочие» элементы двигательного аппарата: устройство костных рычагов, расположение мышечных тяг, приводящих эти рычаги в движение, инерцию мышечных тяг. Он изучил сложные рабочие движения руки как рабочего органа, ноги как опоры тела. Рассмотрев совместную работу туловища и конечностей, он разработал методические рекомендации по рациональной организации мышечной деятельности.

Н.А.Бернштейн на основе усовершенствованного им и его учениками метода циклографии получил новые данные по биоди­намике локомоций. Он раскрыл возрастные особенности локомоций, в частности, ходьбы.

В разработке научных основ динамической анатомии и обосновании необходимости этих знаний для специалистов по физическому воспитанию большая заслуга принадлежит П.Ф.Лесгафту и его ученицам – А.А.Красуской и Е.А.Котиковой. В 1874 г. П.Ф.Лесгафт опубликовал книгу «Теория телесных движений», а в 1888 г. – «Руководство по физическому воспитанию детей школьного возраста», где показал, что физические упражнения следует выбирать исходя из строения организма человека. «Теорию телесных движений» П. Ф. Лесгафт и его последователи читали наряду с анатомией слушателям Курсов по физическому воспитанию В 1927 г. возник курс «Теория движений», а затем «Биомеханика физических упражнений». Его возглавила Е.А.Котикова. В 1939 г. было опубликовано учебное пособие, где положения и движения человека она рассматривала не столько с точки зрения механики, сколько с позиций анатомии.

Большая работа в области анатомического анализа положений и движений человека в соответствии с задачами теории и практики спорта была проведена М.Ф.Иваницким, который в 1928 г. опубликовал «Записки по динамической анатомии», а в 1938 г. – «Движения человеческого тела». Разработанные М.Ф.Иваницким положения отражены во всех изданиях учебника по анатомии для институтов техникумов физической культуры.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...