Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Подготовка учителя к уроку

Законы и закономерности обучения.

Процесс обучения достаточно сложное явление, и его нельзя представлять как простую передачу учителем ученикам, которые этими знаниями еще не обладают. Здесь, естественно возникают вопросы; каким образом должно быть поставлено обучение? Какими положениями (правилами) необходимо руководствоваться при этом?

Закономерность отражает объективные, единственные, необходимые, общие, устойчивые и повторяющиеся при определенных условиях взаимосвязи.

Строго зафиксированные закономерности являются законами. Закономерности определяются как научные законы только в том случае, когда;

· Четко зафиксированы объекты, между которыми устанавливается связь;

· Исследованы вид, форма и характер этой связи;

· Установлены пределы действия (проявления) связи.

 

В дидактических работах последних лет сформулировано значительное количество педагогических законов и закономерностей. Однако преждевременно говорить о строгой их системе, т.к, во-первых, некоторые из выделенных положений, по нашему мнению, нельзя возводить в ранг законов, ибо они возражают не внутренние, а внешние, не устойчивые, а вариативные связи. Они парой отражают не функционирование и развитие, а только структуру педагогического процесса.

Какие же законы и закономерности педагогической науки служат основанием тому, чтобы отнести то или иное положение дидактики к принципам обучения? Мы ограничимся тем, что обратимся к содержанию лишь тех законов, которые выделяют многие исследователи (Ю.К. Бабанский, В.И. Завязинский, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скаткин и др.)

Законы обучения

1. Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения.

2. Закон взаимосвязи теории и практики в обучении.

3. Закон взаимообусловленности индивидуальной и групповой организации учебной деятельности.

Закономерности обучения.

 

Особенность понятия «закономерности» в дидактике состоит в том, что эти связи, зависимости компонентов процесса обучения носят преимущественно вероятностно - статистический характер. Часть из них действует всегда, независимо от действий участников и условий процесса, например:

· Цели и содержания обучений зависят от требований общества к уровню образования личности.

 

Большая же часть закономерностей проявляются как тенденция, то есть не в каждом отдельном случае, а в статистическом ряду, в некотором множестве случаев.

Выделяются внешние закономерности процесса обучения и внутренние.

Внешние закономерности характеризуют зависимость обучения от общественных процессов и условий: социально – экономической политической ситуации, уровня культуры, потребностей общества в определенном типе личности и уровня образования.

К внутренним закономерностям процессы обучения относятся связи между его компонентами: между целями, содержанием, методами, средствами, формами. Иначе говоря, это зависимость между преподаванием, учением и изучаемым материалом. Таких закономерностей в педагогической науке установлено довольно много, большая часть из них как было сказано, действует только при создании обязательных условий обучения. Укажем на некоторые из них.

· Обучающая деятельность преподавателя преимущественна носит воспитывающий характер.

· Есть зависимость между взаимодействием учителя и ученика и результатами обучения.

· Связь между активностью ученика и результатами учения: чем интенсивнее, сознательнее учебно-познавательная деятельность школьника, тем выше качество обучения.

· Прочность усвоения учебного материала зависит от систематического прямого и отсроченного повторения изученного, от включения его в ранее пройденный и в новый материал.

· Развитие умственных умений и навыков учащегося зависит от применения поисковых методов, проблемного обучения и др. активизирующих интеллектуальную деятельность приемов и средств.

Указанные закономерности подчеркивают одну важную педагогическую истину, суть которой заключается в том, что результаты обучения и воспитания личности зависят от характера деятельности, в которую включается учащийся.

Повторим что задача дидактики – устанавливать закономерности обучения и, давая знания об этом учителе, делать процесс обучения для него более ответственный этап учебного процесса – от качества отдельных занятий в конечном итоге зависит общее качество школьной подготовки.

Уроки точно также как и методы, можно классифицировать по дидактическим целям, по используемым методам обучения, по средствам обучения и т.д.

Традиционно является классификация по дидактическим целям, и месту в общей системе уроков.

(авторы: И.Н.Казанцев и Б.П.Есипов). Они выделили 6 типов уроков:

1. Уроки по ознакомлению учащегося с новым материалом.

2. Уроки закрепления знаний.

3. Уроки обобщения и систематизации изученного.

4. Уроки формирования и закрепления умений и навыков.

5. Уроки проверки знаний.

6. Комбинированные уроки, которые включают в себя элементы всех предыдущих типа.

Рассмотрим структуру урока на примере комбинированного типа:

1. Этап. Повторение изученного.

2. Этап. Изучение новых знаний, формирование новых умений.

3. Этап. Закрепление, систематизация, применения.

4. Этап. Задание на дом.

Элементы урока могут быть скомбинированы в любой последовательности.

 

4. Дополнительные формы обучения в школе.

Дополнительные (вспомогательные) формы обучения – это разнообразное занятие, дополняющие и развивающие, классно урочную деятельность учащихся.

К ним относятся: практикумы, экскурсии, семинары, консультации, конференции, кружки, факультативные занятия и др.

Экскурсия – Древняя форма учебной работы. Чтобы успешно провести экскурсию, учитель должен, всесторонне подготовится: предварительно ознакомится с объектом и маршрутом, разработать детальный план, организовать учащегося на выполнение, предстоящих задач. Каждая экскурсия включает такие способы ознакомления учащихся с объектом, как разъяснение, беседа, наглядный показ, самостоятельная работа по плану – наблюдение, составления соответствующих схем, зарисовок, сбор наглядно – иллюстративного материала и т.д. Экскурсия может быть фронтальной, групповой или микрогрупповой. Учебные экскурсии планируются как по отдельным предметам, так и комплексные.

Важное значение имеет, заключительный этап экскурсии – подведение итогов и обработка собранного материала. НА этом этапе учащиеся анализируют, и систематизируют собранный материал, готовят доклады, рефераты, составляют коллекции, изготавливают таблицы, устраивают выставки.

(остальные дополнительные формы см: И.П. Подласый «Педагогика». В.Сластенин и др. «Педагогика».)

Подготовка учителя к уроку

Подготовка урока – это разработка комплекса мер, выбор такой организации учебно воспитательного процесса, которая в данных конкретных условиях обеспечивает наивысший конечный результат.

В подготовке учителя к уроку выделяются 3 этапа: диагностика, прогнозирование, проектирование (планирование).

При этом предполагается, что учитель хорошо знает фактический материал, свободно ориентируется, в своем учебном предмете. Он ведет и пополняет собственные, тематические папки, куда заносит новейшие сведения, появившиеся в области преподаваемого им предмета, проблемные вопросы и задания, тестовые материалы и т.д.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...