Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственная политика противодействия безработице.




В условиях рыночной экономики не существует механизма, гарантирующего и обеспечивающего полную занятость, поэтому возникает необходимость в осуществлении государственной политики занятости. Ее стратегическими целями являются: формирование благоприятных условий для обеспечения продуктивной и хорошо оплачиваемой занятости наемных работников, рост инвестиций в человеческий капитал для повышения его качества и конкурентоспособности. Эффективность осуществления политики занятости предполагает учет основных принципов: адресность (особое внимание уделяется длительно безработным и молодежи); оптимальное взаимодействие органов государственной службы занятости "по вертикали" и "по горизонтали"; использование методов, соответствующих конкретному типу безработицы.

В зависимости от применяемых методов политика занятости бывает пассивной и активной (должна быть определяющей ) политикой.

Общими для всех типов безработицы являются такие методы как: выплата пособий по безработице; создание служб занятости и других институтов рынка труда (образовательных учреждений и т.д.). Специфическими методами снижения фрикционной безработицы выступают: усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест (не только в данном городе, но и других городах и регионах); создание специальных служб для этих целей. Для противодействия структурной безработице используются программы развития отраслей и регионов, формируются системы служб и учреждений по переподготовке и переквалификации. Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются: проведение антициклической политики, снижающей возможность наступления массовой безработицы; создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики и их стимулирование в частном секторе.

В зависимости от институциональной структуры экономики различных стран, используемых целей и методов сформировались три основных модели занятости: смешанная, кейнсианская и классическая (табл.4.4). Характеристика этих моделей представлена в Приложении 2.

Таблица 4.4

Модели политики занятости в развитых странах

 

    Смешанная (США, Англия)   Кейнсианская (скандинавские страны)   Классическая (страны Центральной Европы)
Особенности   Последствия   Стимулирование предпринимательской активности Создание рабочих мест с низкой производительностью труда и зарплатой Пособие по безработице определяется прожиточным минимумом     Увеличение занятости Рост «новых бедных»   Создание рабочих мест в государственном секторе со средней зарплатой Пособие по безработице определяется средней зарплатой   Рост налогов на бизнес Снижение эффективности частного сектора Спад производства Падение занятости     Стимулирование роста производительности труда при росте доходов занятых и сокращение их числа Увеличение государственных расходов на выплату пособий     Длительная, устойчивая безработица Снижение конкурентоспособности частного сектора

 

П олитика занятости в России. В российской экономике основным документом, регулирующим взаимоотношения на рынке труда, является закон РФ «О занятости населения в РФ». К основным чертам российской политики занятости можно отнести:

1. Недооценка негативной роли безработицы и остроты данной проблемы со стороны государства. В РФ постоянно снижаются госрасходы на борьбу с безработицей: в 2000 г. они составляли - 0,19% ВВП, в 2001 - 0,17%, в 2002 - 0,16% ВВП.

2. Законодательные гарантии поддержки безработных не соответствуют финансовым возможностям страны.

3. В России преобладает пассивная политика занятости: на ее реализацию направляется до 70% финансовых средств.

4. Отсутствие прямой зависимости между официальным статусом безработного и правом на получение различных льгот и гарантий, предоставляемых в рамках системы социального обеспечения.

5. Ограничение максимального срока пребывания на учете в службах занятости 18 месяцами.

6. Низкий размер минимального пособия по безработице.

7. Отсутствие взаимодействия региональных центров занятости населения, предприятий и организаций с учреждениями образовательной системы по поводу профессионального обучения и переподготовки.

К сожалению можно сделать вывод, что обеспечение эффективной занятости в России не стало одной из главных целей государства.

Завершая эту тему необходимо отметить, что при осуществлении политики занятости необходимо учитывать связь безработицы с инфляцией. В связи с этим предметом изучения следующей темы будет анализ природы инфляции.

 

 

Реалии дня

Абреже 4.3.1

Занятость в российской экономике 90-х годов ХХ века

1. Численность экономически активного населенияв 2002 г.составляла около 50% от общей численности населения.

2. Преобладающая часть занятого населения сосредоточена в крупных и средних организациях (59,8% общей численности занятых).

3. Растет вторичная занятость: дополнительную занятость имеют около 15% работающих (более половины из них юридически не оформлены).

4. Для российской экономики характерен достаточно активный отток из экономической активности в неактивность и неформальную занятость (до 15 - 17% экономически активного населения).

5. Существует дифференциация динамики занятости по отраслям: в финансовом секторе она выросла за 2002 год на 11%, в отрасли "культура и искусство" - на 4,4%, в здравоохранении - на 2,6%, в торговле и общепите - на 2,3%.

6. Растет количество иммигрантов на рынке труда из стран ближнего зарубежья и дальнего зарубежья (Турция, Китай, страны бывшей Югославии, Вьетнам).

7. С 2000 г. идет активный процесс перераспределения работников из частного в государственный сектор, что ведет к снижению производительности труда.

 

Абреже 4.3.2

Виртуальные воротнички

на российском рынке труда

 

Развитие информационных технологий сказывается на изменении структуры занятости в РФ. Возникает новая категория наемных работников - «виртуальные воротнички». К ним относятся специалисты, обеспечивающие разработку, внедрение и функционирование информационных продуктов. Средний возраст этой категории занятых до 30 лет. Их численность неуклонно увеличивается, но насыщение данного сегмента рынка труда наступит в ближайшие два-три года. Навыки работы с коммуникационными сетями они приобрели помимо основного образования, осознав необходимость освоения работы нового типа. У них достаточно высокий уровень доходов, они приспособились к новым экономическим реалиям, и рассматривают свою профессиональную деятельность как самоценность. Особую актуальность приобретает вопрос об усилении социального неравенства. "Виртуальные воротнички" - как правило, выходцы из достаточно обеспеченных социальных слоев, которые могут себе позволить использование новой дорогостоящей техники (цифровой интерактивной аппаратуры). Поэтому появление на этом сегменте рынка представителей малоимущих слоев становится проблематичным.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...