Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анализ психологической литературы по проблеме акцентуации характера




Введение

 

В наше время человек оказался как никогда подвержен воздействию психотравмирующих факторов. Стрессы и другие виды нервного расстройства могут возникать как в трудовой области, так и в быту. Урбанизация, ускорение темпа жизни, информационные перегрузки усиливают напряжение, зачастую способствуя возникновению и развитию пограничных форм нервно-психической патологии, что выводит вопрос о психопрофилактике в ряд важнейших задач охраны психического здоровья человека. Решение этих проблем связано с необходимостью ранней диагностики проявлений такого рода состояний, в частности, невротизации, психопатизации и предрасположенности к ним. Немаловажную роль играет и диагностика акцентуаций характера, которые способны переходить в патологическое состояние. [1, 56]

Психологи, занимающиеся проблемой характера, считают, что менее 40% взрослых людей имеют сбалансированный характер - гибкий, устойчивый к стрессам, с невысокой чувствительностью и умеренной тревожностью. Автор этого предположения известный психолог и психиатр К. Леонгард, полагает, что творческие личности, например, учителя, не могут иметь сбалансированного характера. Наконец, нельзя не упомянуть здесь также и об отношении, существующем между акцентуацией характера и гениальностью (или высокой одаренностью). Здесь надо исходить из того факта, что в нерезкой выраженной форме те или другие психопатические особенности присущи почти всем и «нормальным» людям. Как правило, чем резче выражена индивидуальность, тем ярче становятся и свойственные ей акцентуированные черты. Немудрено, что среди людей высокоодаренных, с богато развитой эмоциональной жизнью и легко возбудимой фантазией количество несомненных психопатов оказывается довольно значительным.

У подростков сбалансированный характер встречается крайне редко.

У большинства тинэйджеров отдельные черты характера чрезмерно усилены и появляется избирательная уязвимость в одних ситуациях и невероятная устойчивость в других. Иными словами, для человека, имеющего определённую акцентуацию характера, бывает психологически трудно переносить некоторые ситуации. Он чувствует растерянность, неуверенность, терзается сомнениями, теряет работоспособность, в то время как в других ситуациях он напротив, чувствует себя адекватно или даже испытывает прилив сил и бодрости. [5, 122]

Попытки построения типологии характеров неоднократно предпринимались на протяжении всей истории психологии. Одной из наиболее ранних из них является та, которая еще в начале нашего века была предложена немецким психиатром и психологом Э.Кречмером, а также нашим соотечественником В.М. Бехтеревым. В наши дни популярны типологии К. Леонгарда, А. Е. Личко и некоторых других ученых.

Все типологии человеческих характеров исходили из ряда идей.

Основные из них следующие:

Характер человека формируется довольно рано в онтогенезе и на протяжении остальной его жизни проявляет себя как более или менее устойчивый.

Те сочетания личностных черт, которые входят в характер человека, не являются случайными. Они образуют четко различимые, позволяющие выявлять и строить типологию характеров.

Большая часть людей в соответствии с этой типологией может быть разделена на группы.

Объектом исследования в данной работе являются индивидуально-психологические особенности подростков, учеников 10 класса (14-15 лет).

Предметом исследования является акцентуация характера у подростков.

Цель исследования: изучить проявления акцентуаций характера в подростковом возрасте.

Задачи исследования:

1.Провести обзор литературных источников по изучаемой проблеме.

2.Подбор методов исследования.

3.Провести диагностику акцентуаций характера у подростков.

4.Разработка рекомендаций.

Метод исследования: беседа, тестирование (опросник К. Леонгарда, тест для определения психологической характеристики темперамента).

 

Теоретические аспекты акцентуации характера в подростковом возрасте

Анализ психологической литературы по проблеме акцентуации характера

В периоде становления характера его типологические особенности, не будучи еще сглажены и затушеваны жизненным опытом, выявляются настолько ярко, что иногда напоминают психопатии, т.е. патологические аномалии характера. С повзрослением черты акцентуаций обычно сглаживаются. Это позволило нам говорить о «преходящих подростковых акцентуациях характера».

Типы акцентуаций характера весьма сходны и частично совпадают с типами психопатий. Наибольшую известность получил термин Карла Леонгарда (1968)-“акцентуированная, личность”. Однако, правильнее говорить об “акцентуациях характера”. Личность - понятие гораздо более сложное, чем характер. Она включает интеллект, способности, наклонности, мировоззрение и т.д. Речь идет именно о типах характера. К тому же в странах с немецким языком термин “акцентуированная личность” стали использовать как клинический диагноз вместо термина “психопатия”, что правомерно, если рассматривать акцентуации как крайние варианты нормы. [11, 172]

Отличия между акцентуациями характера и психопатиями основываются на диагностических критериях П.Б. Ганнушкина (1933) - О.В. Кербикова (1962).При акцентуациях характера может не быть ни одного из этих признаков: ни относительной стабильности характера на протяжении жизни, ни тотальности его проявлений во всех ситуациях, ни социальной дезадаптации в следствии тяжести аномалии характера. Во всяком случае, никогда не бывает соответствия всем этим трем признакам психопатии сразу. Как указывалось, обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной.

В добавление к критериям П.Б. Ганнушкина, О.В. Кербикова можно отметить еще один важный признак, отличающий акцентуации и психопатии. При психопатиях декомпенсации, острые аффективные и психопатические реакции, которые возникают от любых психических травм, и самых разнообразных трудных ситуациях, от всевозможных поводов и даже без видимой причины. При акцентуациях нарушения возникают только при определенного рода психических травмах, в некоторых трудных ситуациях, а именно: лишь тогда, когда они адресуются к “месту наименьшего сопротивления”, к “слабому звену” данного типа характера. Иные трудности и потрясения, не задевающие этой ахиллесовой пяты, не приводят к нарушениям и переносятся стойко. При каждом типе акцентуации имеются свойственные ему отличные от других типов, “слабые места”.[12, 103]

На основании сказанного можно дать следующее определение акцентуации характера. Акцентуации характера - это крайние варианты нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, вследствие чего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.

Тотальность патологических черт характера выступает в подростковом возрасте особенно ярко. Подросток, наделенный какой-либо акцентуацией, обнаруживает свой тип характера в семье и в школе, со сверстниками и со старшими, в учебе и на отдыхе, в труде и в развлечениях, в условиях обыденных и привычных, и в чрезвычайных ситуациях. Всюду и всегда гипертимный подросток кипит энергией, шизоидный отгораживается от окружения незримой завесой, а истероидный жаждет привлечь к себе внимание. Тиран дома и примерный ученик в школе, тихоня под суровой властью и разнузданный хулиган в обстановке попустительства, беглец из дома, где царит гнетущая атмосфера или семью раздирают противоречия, отлично уживающийся в хорошем интернате - все они не должны причисляться к психопатам, даже если весь подростковый период происходит у них под знаком нарушенной адаптации. [7, 98]

Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с повзрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых ситуациях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаться в обычных условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо вовсе отсутствует, либо бывает непродолжительной.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...