Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Учет и документальное оформление движения денежных средств на расчетном счете




Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. приказом Минфина РФ от 31 октября 2000 г. N 94н) для обобщения информации о наличии и движении денежных средств в валюте Российской Федерации на расчетных счетах организации, открытых в кредитных организациях предусмотрен счет 51 «Расчетный счет», активный.

По дебету счета 51 «Расчетные счета» отражается поступление денежных средств на расчетные счета организации.

По кредиту счета 51 «Расчетные счета» отражается списание денежных средств с расчетных счетов организации.

Суммы, ошибочно отнесенные в кредит или дебет расчетного счета организации и обнаруженные при проверке выписок кредитной организации, отражаются на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» (субсчет «Расчеты по претензиям»).

Аналитический учет по счету 51 «Расчетные счета» ведется по каждому расчетному счету.

Одновременно с открытием расчетного счета банк открывает на клиента лицевой счет, на котором ведет учет взаимодействия с клиентом. После совершения операций по счету банк выдает клиенту выписку из лицевого счета и направляет ее предприятию вместе с документами, на основании которых было произведено зачисление или списание денежных.

Выписка из лицевого счета – это банковский документ. Суммы, указанные в выписке по дебету, означают списание средств с расчетного счета организации, отраженные по кредиту – зачисление средств на ее расчетный счет.

Операции по расчетному счету отражаются в бухгалтерском учете на основании выписок кредитной организации по расчетному счету и приложенных к ним денежно-расчетных документов.

Получив выписки из лицевого счета от банка, бухгалтер подбирает к ним расчетные документы и другие документы, обосновывающие операции, обрабатывает выписки. После этого бухгалтер составляет разработочную ведомость, в которой отражаются: дата и содержание операций, произведенных по расчетному счету; документы, обосновывающие эти операции; корреспонденция счетов; сумма операции. При обработке выписок из лицевого счета суммы, стоящие в выписке по дебету, ставятся в кредит счета 51, стоящие по кредиту – в дебет счета 51.

Поступление денежных средств на расчетный счет организации происходит при совершении следующих операций, основные их которых представлены в таблице 3.

Таблица 3 – Учет поступлений денежных средств на расчетный счет организации

Операция Бухгалтерская запись
Поступили наличные денежные средства из кассы организации Д-51 К-50
Поступили денежные средства от покупателей и заказчиков Д-51 К-62
Зачислены краткосрочные и долгосрочные кредиты и займы Д-51 К-66,67
Возвращена переплата по налогам и сборам Д-51 К-68
Возвращена переплата по отчислениям на социальные нужды Д-51 К-69
Поступили денежные вклады учредителей в уставный капитал Д-51 К-75/1
Поступили денежные средства от разных дебиторов Д-51 К-76
Поступили денежные средства по претензиям Д-51 К-76/2
Поступили средства целевого финансирования Д-51 К-86
Поступила выручка от продажи продукции, работ, услуг Д-51 К-90/1
Поступила выручка от прочей реализации Д-51 К-91/1
Зачислены штрафы за нарушение хозяйственных договоров, пени, неустойки, проценты по расчетному счету, дивиденды по акциям, проценты по облигациям Д-51 К-91/1
Безвозмездно поступили денежные средства Д-51 К-98/2

Списание денежных средств с расчетного счета организации происходит при совершении следующих операций, основные из которых представлены в таблице 4.

Таблица 4 – Учет перечислений и выдачи денежных средств с расчетного счета организации

Операция Бухгалтерская запись
Выданы денежные средства в кассу организации Д-50 К-51
Выставлены аккредитивы, депонированы средства в чековую книжку, открыты депозитные счета Д-55 К-51
Перечислены денежные средства для покупки иностранной валюты Д-57 К-51
Оплачены счеты поставщиков и подрядчиков Д-60 К-51
Погашены краткосрочные и долгосрочные кредиты и займы Д-66,67 К-51
Перечислены платежи в бюджет и внебюджетные фонды Д-68,69 К-51
Перечислена заработная плата Д-70 К-51
Перечислены авансы подотчетным лицам Д-71 К-51
Перечислены дивиденды, доходы учредителям Д-75/2 К-51
Перечислено разным кредиторам Д-76 К-51
Погашена задолженность по предъявленным претензиям Д-76/2 К-51
Произведены платежи за счет нераспределенной прибыли Д-84 К-51
Уплачены штрафы, пени, неустойки по хозяйственным договорам Д-91/2 К-51

Безналичные расчеты могут осуществляться по двум видам операций:

1) расчеты по товарным операциям, связанным с оплатой товаров, продукции, работ, услуг;

2) расчеты по нетоварным операциям, предполагающим только движение денежных средств (например, уплата налогов, выплата доходов учредителям).

Порядок осуществления безналичных расчетов между юридическими лицами в валюте Российской Федерации и на ее территории регламентирован «Положением о безналичных расчетах в Российской Федерации» ЦБ РФ от 3 октября 2002 г. № 2-П. Указанный документ также определяет форматы, порядок заполнения и оформления используемых в процессе осуществления безналичных расчетов расчетных документов

В соответствии с Положением о безналичных расчетах организации могут применять следующие формы безналичных расчетов:

1) расчеты платежными поручениями;

2) расчеты по аккредитиву;

3) расчеты чеками;

4) расчеты платежными требованиями и инкассовыми поручениями (в ред. Указания Банка России от 12.12.2011 N 2749-У)/

Формы безналичных расчетов избираются организацией самостоятельно и предусматриваются в договорах, заключаемых ими со своими контрагентами.

В рамках форм безналичных расчетов в качестве участников расчетов рассматриваются:

‑ плательщики средств;

‑ получатели средств (взыскатели);

‑ обслуживающие их банки.

Банки не вмешиваются в договорные отношения клиентов. Взаимные претензии по расчетам между плательщиком и получателем средств, кроме возникших по вине банков, решаются в установленном законодательством порядке без участия банков.

Банки осуществляют операции по счетам на основании расчетных документов.

Расчетный документ представляет собой (в ред. Указания Банка России от 12.12.2011 N 2749-У):

‑ распоряжение плательщика (клиента или банка) о списании денежных средств со своего счета и их перечислении на счет получателя средств;

‑ распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счета плательщика и перечисление на счет, указанный получателем средств (взыскателем).

При осуществлении безналичных расчетов в указанных выше формах используются следующие расчетные документы:

1) платежные поручения;

2) аккредитивы;

3) чеки;

4) платежные требования;

5) инкассовые поручения.

В соответствии с видом расчетного документа, списание денежных средств со счета осуществляется по распоряжению его владельца или без распоряжения владельца счета в случаях, предусмотренных законодательством и/или договором между банком и клиентом.

Расчетные документы должны оформляться и предъявляться в банк с соблюдением следующих требований:

‑ должны соблюдаться требования к оформлению расчетных документов;

‑ исправления, помарки и подчистки, а также использование корректирующей жидкости в расчетных документах не допускаются;

‑ действительны к предъявлению в обслуживающий банк в течение десяти календарных дней, не считая дня их выписки;

‑ предъявляются в банк в количестве экземпляров (идентичных), необходимом для всех участников расчетов;

Расчетные документы принимаются банками к исполнению при наличии на первом экземпляре (кроме чеков) двух подписей (первой и второй) лиц, и оттиска печати (кроме чеков), заявленных в карточке с образцами подписей и оттиска печати.

Плательщики и получатели средств на основе заявления вправе отозвать свои расчетные документы, не оплаченные из-за недостаточности средств на счете клиента. Частичный отзыв сумм по расчетным документам не допускается.

Рассмотрим порядок безналичных расчетов организации с использованием различных видов расчетных документов.





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.