Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Регион как система государственного управления




СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение

ГЛАВА 1. РЕГИОН КАК СИСТЕМА И ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

Регион как объект государственного управления

Регион как система государственного управления

Особенности региональной политики в Республике Беларусь

ГЛАВА 2. РЕГИОН КАК СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СИСТЕМА

Основная характеристика Брестской области

Характеристика основных регуляторов развития Брестской области

ГЛАВА 3. ВОЗМОЖНЫЕ ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ БРЕСТСКОЙ ОБЛАСТИ

Заключение

Список использованных источников

 

 


 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность рассмотрения проблемы разграничения понятий и определений, связанных с управлением в регионах обусловливаются возросшей ролью регионального управления, становлением местного самоуправления, влиянием территориальных организаций на социально-экономическое развитие территорий.

Предметом исследования курсовой работы является регион как система и объект управления.

Объект исследования - Брестская область.

Для достижения поставленной цели в работе ставятся следующие задачи:

рассмотреть основные теоретические аспекты, связанные с понятием региона как объекта и системы управления;

дать краткую характеристику такого региона как Брестская область;

на основе фактических данных проанализировать уровень и динамику развития и особенностей управления в регионе - Брестской области;

выработать пути совершенствования процессов управления в Брестской области.

При выполнении курсовой работы предполагается изучить специальную литературу из отечественной и зарубежной печати.

Статистической базой исследования послужил практический материал Брестской области.

 


 

ГЛАВА 1. РЕГИОН КАК СИСТЕМА И ОБЪЕКТ УПРАВЛЕНИЯ

 

Регион как объект государственного управления

 

Понятию "регион" уделяется много внимания и в современной экономической литературе. Наиболее часто употребляемыми критериями для формирования понятия "регион" являются:

· географические (расположение, величина территории и количество населения);

·         производственно-функциональные (специфика преобладающих видов деятельности);

·         градостроительные (характер застройки объектов производственной деятельности, жилья и обслуживания);

·         социологические (нормы общения, поведения).

Такое разнообразие критериев затрудняет полное раскрытие сущности региона в одном определении. Ведь регион должен рассматриваться одновременно и как элемент территориальной организации национального хозяйства, и как элемент системы расселения, и как элемент социальной организации общества - места всех сфер жизнеобеспечения и жизнедеятельности человека.

В современном мире все большое распространение получают многоуровневые системы государственного управления. Основой отношений между уровнями власти в любом государстве является вопрос о распределении полномочий, ответственности и гарантиями их деятельности. В настоящее время основным принципом формирования компетенции каждого уровня власти является наибольшая эффективность выполнения на соответствующем уровне определенных функций и задач. Данный подход получил название принципа субсидиарности.

Принцип субсидиарности основан на том, что более высокий уровень управления может вмешиваться в действия более низкого лишь в той мере, в какой последний проявил свою неспособность к эффективному управлению. Вмешательство вышестоящих уровней управления в деятельность нижестоящих допускается только при наличии определенных условий, при которых такое воздействие может считаться законным и целесообразным. Таким образом, вмешательство более высокого уровня власти в дела более низкого уровня является обязательным и осуществляется только с целью оказания необходимой помощи более низкому уровню власти в решении его задач.

Применение принципа субсидиарности в правовых и административных системах большинства государств, входящих в Совет Европы, причем как в унитарных, так и в федеративных, свидетельствует о его универсальном характере, а также перспективности его использования в странах, совершенствующих государственное управление. Конечно, использование принципа субсидиарности подразумевает обязательный учет и других принципов, определяющих основы организации государства: единство действия и применения, эффективность управления и солидарность.

Прямое применение принципа субсидиарности предполагает необходимость учесть его практические последствия относительно распределения полномочий. Даже если представляется сложным выработать детальную схему распределения полномочий, применение этого принципа означает, что необходимо предпринять все усилия для того, чтобы законодательно определить перечень полномочий, переданных каждому уровню, сопроводив их простыми правилами взаимодействия между уровнями публичного управления.

Субсидиарность подразумевает гибкий подход, предоставляющий большие возможности для обеспечения участия региональных властей в определении объема их полномочий. Эффективность работы многоуровневой структуры, построенной на принципе субсидиарности, зависит от соблюдения справедливого баланса между делегированными и собственными полномочиями регионов, делегированными полномочиями и ресурсами, необходимыми для их осуществления.

 

Регион как система государственного управления

Жизнедеятельность региона находится в прямой зависимости от знания и полноты информации, умения использовать ее в процессе управления. Данный фактор рождает новую форму отражения объективной реальности, в частности, социально-информационное отражение, дающее возможность создания информационно-социологических региональных полигонов и проведение на них различных социальных экспериментов, социальных проектов, построения вариационных моделей развития социальной действительности и управления ею, что позволяет сделать вывод о необходимости создания единого информационного пространства объекта исследования - региона. Регион в этом случае рассматривается как социальная система со всеми входными, выходными характеристиками, функциями, обеспечивающими его жизнедеятельность, что предусматривает решение региональных проблем с использованием технологий по сбору, накоплению, хранению, поиску, передаче и обработке информации на основе применения средств вычислительной техники. Она предполагает также создание единой автоматизированной информационной системы, единого автоматизированного банка данных для решения региональных проблем. Наконец, информационная система региона является полигоном для социального проектирования и построения на его основе моделей управления, разработки механизма их реализации и выявления тенденций развития региона.

Регион - целостная система со своими структурой, функциями, связями с внешней средой, историей, культурой, условиями жизни населения.

Ее характеризуют: высокая размерность; большое количество взаимосвязанных подсистем различных типов с локальными целями; многоконтурность управления; иерархичность структуры; значительное запаздывание координирующих воздействий при высокой динамичности элементов; неполная определенность состояний элементов. В функционировании региона определяющую роль играет население, трудовые коллективы. Эффективное управление регионом, городом принципиально невозможно без учета социального фактора. Зависимости между элементами этой сложной системы не могут быть описаны линейными функциями, так как жизнь общества обычно характеризуется нелинейными процессами. Изучение общественной жизни в регионе возможно только на основе структуризации, т.е. выделения подсистем, совместное функционирование которых определяет динамику развития региона.

Как социально-экономическая система регион может быть представлен совокупностью пяти основных подсистем, к которым относятся:

· системообразующая база;

·         системообслуживающий комплекс;

·         экология;

·         население;

·         инфраструктура рынка.

В функционировании региона определяющую роль играет население, трудовые коллективы. Эффективное управление регионом, городом принципиально невозможно без учета социального фактора. Зависимости между элементами этой сложной системы не могут быть описаны линейными функциями, так как жизнь общества обычно характеризуется нелинейными процессами. Изучение общественной жизни в регионе возможно только на основе структуризации, т.е. выделения подсистем, совместное функционирование которых определяет динамику развития региона. Помимо ядра-комплекса в границы региона входит периферия - тяготеющие территории.

Структуру региона можно рассматривать с различных точек зрения: экономической, социальной, духовной, природно-ресурсной, институциональной и пр. Как социально-экономическая система, регион может быть представлен совокупностью пяти основных подсистем, к которым относятся:

• системообразующая база;

• системообслуживающий комплекс;

• экология;

• население;

• инфраструктура рынка.

Главным фактором, обеспечивающим взаимосвязь и взаимодействие указанных подсистем, интегрирующим их в единую социально-экономическую систему, является деятельность людей. Человек - органическая часть каждой из подсистем. Он представляет собой часть природы, основной компонент производительных сил национального хозяйства и, наконец, часть населения, так как через связи и отношения с другими людьми образует собственно социально-территориальную общность.

Устройство региональной экономической системы в большей степени зависит от организации национальной экономической системы в целом. В административно-плановой системе СССР регион (административно-территориальная единица) представлял собой лишь «структурную» часть национальной экономики. Внутренние региональные связи были слабее внешних, регулируемых общегосударственным планированием. Основные параметры экономики региона определялись государственным планом и политикой федеральных ведомств, а не региональными потребностями.

Переход к рыночной экономике и построение реального федеративного государства сопровождается тем, что каждый регион становится самостоятельной экономической подсистемой с сильной взаимосвязанностью своих структурных элементов, отношения с федеральными регулирующими системами, с другими регионами и внешним миром имеют преимущественно экономическую основу.

Главным фактором, обеспечивающим взаимосвязь и взаимодействие указанных подсистем, интегрирующим их в единую социально-экономическую систему, является деятельность людей. Человек - органическая часть каждой из подсистем. Он представляет собой часть природы, основной компонент производительных сил национального хозяйства и, наконец, часть населения, так как через связи и отношения с другими людьми образует собственно социально-территориальную общность.

Важным признаком региона является управляемость, непосредственно связанная с административно- территориальным делением страны. И здесь важно подчеркнуть, что управляемости в определенной степени способствует целостность региона, ибо административно-территориальные органы должны обеспечивать координацию (управление) всех элементов общественного хозяйства: материального производства, природно-ресурсных потенциалов, инфраструктуры, трудовых ресурсов, а также многообразие связей - торговых, финансовых, социальных, экологических, производственных, которые обладают определенной пространственной и временной устойчивостью.

Экономическая самостоятельность региона выражает степень обеспеченности его экономическими (в первую очередь финансовыми) ресурсами для самостоятельного, заинтересованного и ответственного решения социально-экономических вопросов, которые входят в компетенцию регионального уровня хозяйствования.

Выделим еще несколько понятий, которые часто фигурируют в экономической литературе, посвященной региональным проблемам. Рассмотрим такой термин, как "национально-территориальное устройство". В нем в качестве одного из критериев членения территории выступает национальный состав населения, а сам национальный вопрос решается путем придания национально-территориальным образованиям элементов государственности.

Непосредственно с регионом связано и другое понятие - "территориальная организация общества". В широком смысле слова это понятие охватывает все вопросы, касающиеся: территориального разделения труда; размещения производительных сил; региональных различий в производственных отношениях; расселения людей; взаимоотношений общества и окружающей среды; региональной социально-экономической политики; места региона в международном и общегосударственном разделении труда.

Можно выделить и такое понятие, как "региональное разделение труда" - специализация регионов на производстве определенных видов товаров и услуг и последующем обмене ими.

Важнейшими характеристиками региона являются показатели плотности, размещения, связанности.

Плотность определяется как количество единиц того или иного ресурса или параметра на единицу территории (например, плотность транспортной сети, плотность населения и т.д.). Показатели размещения определяют степень концентрации, дифференциации или распределения определенных видов деятельности или населения (например, доля городского населения). Показатели связанности характеризуют интенсивность определенных потоков (материальных или миграционных).

Для характеристики внутри и межрегиональных связей часто имеют большое значение показатели расстояния между определенными элементами. В пространственной экономике, так же как и в региональной, оно не всегда измеряется в единицах длины. Часто более точной характеристикой расстояния (или «доступности») является время, необходимое для его преодоления, или транспортные издержки [13].

Орган территориальной власти в отдельном территориальном субъекте выполняет не только очевидные функции управления, связанные с текущей деятельностью и процессами на территории, но и осуществляют управление ее развитием. Несмотря на всю важность текущего управления, функция управления социально-экономическим развитием приобретает все большую значимость. Эта значимость особенно велика в условиях рыночных отношений, ибо без стратегического регулирования со стороны государства бессистемная деятельность хозяйствующих субъектов в лучшем случае способна обеспечить стихийное, несбалансированное, неустойчивое развитие, результаты которого, вероятно, современное общество не удовлетворят. Поэтому соответствующие органы государственного управления на всех уровнях власти должны проводить системное регулирование регионального развития. Целенаправленно оказывать с помощью имеющихся экономических, административных, информационных, правовых механизмов воздействие на условия, приоритеты и ограничения развития определенных территориальных образований с целью воспроизводства потенциала социально-экономической системы территории.

Органы государственной власти в территориальных регионах должны содействовать созданию новых производств на территории региона в целях укрепления своего экономического потенциала, увеличению налогооблагаемой базы и появления новых рабочих мест. Необходимо поддерживать уже имеющиеся производства с целью сохранения рабочих мест и обеспечения дальнейшего роста экономического потенциала региона. Для этого целесообразно проводить мероприятия по рекламе местных товаропроизводителей, содействовать оптимальному размещению предприятий, оказывать помощь по профессиональной подготовке, обучению, оказывать помощь при управлении, предоставлять гарантии и поручительства по займам и т.п.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...