Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности разделения властей в современном российском государстве.

Принцип разделения властей и система сдержек и противовесов: их суть и значение в механизме государства.

Принцип разделения властей и система сдержек и противовесов – это 2 тесно взаимосвязанных понятия.

По сути система сдержек и противовесов – это механизм обеспечения разделения властей.

Принцип разделения властей необходим для предотвращения диктатуры (т.е. необходим для того, чтобы власть не концентрировалась в одних руках).

Власть в государстве делится на 3 ветви, каждая из ветвей имеет свои задачи, полномочия и рычаги управления обществом.

1-ая ветвь – законодательная власть.

Источник полномочий – народ;

Издает нормативно-правовые акты, т.е. создает правовую основу гос-ва (напр, в РФ – Федеральное Собрание (состоит из 2-х палат: Гос.Думы и Совета Федерации; в Кем.обл. – Совет народных депутатов).

2-ая ветвь – исполнительная власть.

Источник полномочий – народ или законодательная власть (т.е. может избираться народом или назначаться законодательн.органами). Реализует принятые норм.-правовые акты (в РФ – правительство РФ; в Кем.обл.- губернатор, администрация КО).

3-ая ветвь – судебная власть.

Источником властн.полномочий яв-ся народ или законодательная власть. Задачи: осуществление правосудия (в РФ – Верховный суд, Высш. Арбитражный суд; в Кем.обл. – Арбитражный суд КО, федеральн.суды КО; иногда в субъектах РФ – Уставные суды).

Система сдержек и противовесов – это совокупность полномочий каждой из ветвей власти, направленных на ограничение или сдерживание 2-х др. ветвей.

Напр., законодательная власть по отношению к исполнительной и судебной – назначение судей; контроль за правительством.

Т.о., власть в гос-ве яв-ся демократической, если выбрано правильное соотношение 2-х моментов: - разграничение полномочий;

- наличие полномочий одной ветви по отношению к другой.

 

Особенности разделения властей в современном российском государстве.

В РФ не было принципа разделения властей до престройки., конституции 1992 г.

Далее исполнительная власть стала трактовать «баланс» властей как фактическое доминирование ее над законодательной и судебной.

На то период законодательная власть добивалась своего «верховенства» необоснованно вторгаясь в сферу деятельности исполнительной власти. Каждая из властей обвиняла другую в узурпации всей государственной власти.

3 периода развития: 1. апрель 85- сентябрь 93 г.: характеризуется не только формально-юридическое закрепление в Конституции 1992 г., но и начало его реального воплощения в жизнь.

2.сентябрь 93- декабрь 93 г.: ликвидация принципа разделения властей, главенство исполнительной власти. Указ выше Конституции.– Принцип разделения властей блокирован в Указе «О поэтапной конституционной реформе», а после разгона парламента 1993 г. и прекращение деятельности конституционного суда, был фактически ликвидирован.

3. Принятие новой Конституции- закрепила четкий круг обязанностей, компетенция каждой ветви власти.

Законодательная- Федеральное собрание (Совет Федерации и Гос. Дума)

Исполнительная – правительство; Судебная – конституционное, гражданское, административное, уголовное судопроизводство.

Президент- исполнительно-распорядительная власть + глава правительства. Руководствуется Конституции и ФЗ, причем акты президента уступают им.

Ветви власти оказывают сдерживающие влияние и уровновешивают друг друга.

В России доминирует президентская власть: в судебной власти- оказывает влияние на кадровый состав судебных органов; законодательной власти- право роспуска Гос. Думы, право назначения выборов в Гос.Думу, назначение референдумов, внесение законопроектов, вето на принятие закона. В Конституции, Основном Законе государства, закрепляется базовый принцип организации власти. В Российской Федерации им является принцип разделения властей. Он был выработан в процессе развития демократических государств, всей мировой практикой.

Суть его содержится в том, что:

1) демократический политический режим может установиться в определенном государстве лишь при условии соблюдения разделения функций власти между независимыми государственными органами;

2) выделяют три основные функции государственной власти: законодательную, исполнительную, судебную;

3) каждая из данных функций должна осуществляться самостоятельно соответствующими органами государственной власти, так как соединение законодательных, исполнительных и судебных функций в работе одного государственного органа непременно приводит к ее чрезмерному сосредоточению, что создает возможность установления в стране диктаторского политического режима;

4) каждый государственный орган в процессе реализации одной из трех функций государственной власти взаимодействует с государственными органами других ветвей власти. Это взаимодействие проявляется в ограничении ими друг друга. Данная схема взаимоотношений получила название системы сдержек и противовесов. Она является единственно возможной для организации государственной власти в современном демократическом государстве.

В частности, на федеральном уровне организации государственной власти в Российской Федерации система сдержек и противовесов в соответствии с Конституцией имеет следующую структуру.

1. Законодательный орган – Федеральное Собрание – принимает законы, а также определяет нормативную основу для деятельности всех органов государственной власти, оказывает влияние парламентскими способами на работу органов исполнительной власти. Важным инструментом влияния на них является возможность постановки вопроса о доверии Правительству. Федеральное Собрание в той или иной степени участвует в формировании Правительства и судебных органов Российской Федерации.

2. Исполнительный орган – Правительство Российской Федерации – реализует исполнительную власть в государстве. Правительство отвечает за приведение к исполнению законов, а также, взаимодействуя с законодательными органами различными способами, влияет на законодательный процесс в государстве. Например, оно обладает правом законодательной инициативы. Если законопроекты требуют для исполнения привлечения дополнительных федеральных средств, то они должны получить обязательное заключение Правительства. Президент РФ имеет возможность распустить законодательный орган государства, что является противовесом, при наличии права постановки вопроса о недоверии Правительству со стороны Федерального Собрания.

3. Судебные органы – Конституционный, Верховный и Высший Арбитражный Суды Российской Федерации – обладают правом законодательной инициативы в сфере их ведения. Эти суды разбирают конкретные дела в границах своей компетенции, сторонами которых становятся федеральные органы других ветвей государственной власти. В системе разделения властей на федеральном уровне главную роль играет Конституционный Суд Российской Федерации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...