Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел первый. В. И. Иванов. П. А. Флоренский. Г. Г. Шпет. Ф. А. Степун. В. В. Кандинский. А. Ф. Лосев. Раздел второй. В. Н. Всеволодский-Гернгросс




Из истории советской науки о театре. 20‑ е годы: Сборник трудов / Сост., общ. ред., коммент. и биографич. очерки С. В. Стахорского. М.: ГИТИС, 1988. 339 с.

От редакции..................................................................................................................... 4  Читать

Предисловие.................................................................................................................... 6  Читать

Раздел первый

В. И. Иванов

Зеркало искусства...................................................................................... 15  Читать

Предисловие к книге Р. Роллана «Народный театр»............................. 16  Читать

Множество и личность в действе............................................................. 19  Читать

П. А. Флоренский

Храмовое действо как синтез искусств................................................... 21  Читать

Г. Г. Шпет

Театр как искусство................................................................................... 32  Читать

Ф. А. Степун

Природа актерской души.......................................................................... 53  Читать

Основные типы актерского творчества................................................... 70  Читать

В. В. Кандинский

О сценической композиции...................................................................... 90  Читать

А. Ф. Лосев

Театр есть искусство личности............................................................... 103  Читать

Раздел второй

В. Н. Всеволодский-Гернгросс

Театр как действование........................................................................... 107  Читать

А. А. Гвоздев

Итоги и задачи научной истории театра............................................... 120  Читать

В. М. Волькенштейн

Судьба драматического произведения
(Соотношение драмы и театра)...................................................... 160  Читать

П. Г. Богатырев

Народный русский театр......................................................................... 175  Читать

Программа по собиранию сведений о народном театре...................... 179  Читать

А. И. Пиотровский

К теории «самодеятельного театра»....................................................... 186  Читать

Комментарии

Раздел первый

В. И. Иванов. Зеркало искусства. Предисловие к книге Р. Роллана
«Народный театр». Множество и личность в действе.............................. 198  Читать

П. А. Флоренский. Храмовое действо как синтез искусств........................... 207  Читать

Г. Г. Шпет. Театр как искусство..................................................................... 216  Читать

Ф. А. Степун. Природа актерской души.
Основные типы актерского творчества..................................................... 224  Читать

В. В. Кандинский. О сценической композиции.............................................. 235  Читать

А. Ф. Лосев. Театр есть искусство личности................................................... 243  Читать

Раздел второй

В. Н. Всеволодский-Гернгросс. Театр как действование................................ 250  Читать

А. А. Гвоздев. Итоги и задачи научной истории театра................................. 261  Читать

В. М. Волькенштейн. Судьба драматического произведения
(Соотношение драмы и театра)................................................................... 272  Читать

П. Г. Богатырев. Народный русский театр.
Программа по собиранию сведений о народном театре.......................... 282  Читать

А. И. Пиотровский. К теории «самодеятельного театра»............................. 290  Читать

Краткие биографические очерки

Вячеслав Иванович Иванов............................................................................. 300  Читать

Павел Александрович Флоренский................................................................. 304  Читать

Густав Густавович Шпет.................................................................................. 308  Читать

Федор Августович Степун............................................................................... 309  Читать

Василий Васильевич Кандинский................................................................... 312  Читать

Алексей Федорович Лосев............................................................................... 315  Читать

Всеволод Николаевич Всеволодский-Гернгросс........................................... 315  Читать

Алексей Александрович Гвоздев..................................................................... 323  Читать

Владимир Михайлович Волькенштейн.......................................................... 325  Читать

Петр Григорьевич Богатырев........................................................................... 329  Читать

Адриан Иванович Пиотровский...................................................................... 331  Читать

Указатель имен. ......................................................................................................... 335  Читать

{4} От редакции

Предлагаемый сборник подготовлен на кафедре театроведения и театральной критики ГИТИСа и характеризует одно из направлений ее научно-педагогической деятельности.

С момента своего создания в 1982 году кафедра не только сосредоточила внимание на подготовке театральных критиков, знатоков современного театрального процесса, но и направила свою исследовательскую работу на изучение истории театроведческой мысли. Этому был посвящен ряд дипломных и диссертационных работ, а также сборник статей педагогов и аспирантов кафедры. На очереди антология по истории русской театральной критики.

Настоящее издание включает в себя группу текстов, принадлежащих перу выдающихся русских философов, теоретиков и историков искусства и, в частности, искусства театрального. Написанные в 1920‑ е годы, они в силу многих причин тогда не смогли занять надлежащее место в арсенале театроведческих идей, и, тем более, выпали из поля зрения ученых в то время, когда всякая мысль, сколько-нибудь выходящая за рамки сверху спущенной ортодоксии, встречалась с подозрением, в особенности, если она принадлежала эмигранту или репрессированному.

В отличие от филологии, немало сделавшей в 60‑ е – 80‑ е годы для научной реабилитации репрессированных идей и людей, театроведение, к стыду своему, не удосужилось выполоть траву забвения со своих памятников. И даже публикаторский пафос эпохи перестройки существенно не изменил положение дел. Тому есть свои причины, но время идет и с каждым годом увеличивается разрыв между теоретическими уровнями исследований литературоведов и лингвистов, с одной стороны, и театроведов, с другой.

{5} Продуктивная научная деятельность А. Лосева и Д. Лихачева, С. Аверинцева и Ю. Лотмана, В. Иванова и В. Топорова, Б. Успенского и А. Панченко, М. Гаспарова и А. Чудакова (на отсутствие в театроведческой среде ученых такого масштаба не посетуешь — на нет и суда нет), возрождение к жизни идей П. Флоренского, М. Бахтина, Ю. Тынянова, Б. Ярхо, В. Жирмунского, П. Богатырева, Р. Якобсона, Б. Эйхенбаума, А. Скафтымова, В. Проппа, В. Виноградова — вот что определяет уровень современной гуманитарной науки, остающийся пока недосягаемым для нашего театроведения. Предлагаемый сборник свидетельствует, что в 20‑ е годы наука о театре не только не отставала от смежных искусствоведческих дисциплин (прежде всего, филологии), но вполне соответствовала им, а в чем-то и опережала.

Кафедра рассматривает настоящее издание как дань памяти выдающимся ученым и как залог надежды, на то, что наследие театральной теории окажет стимулирующее воздействие на современную науку о театре.

Б. Любимов
заведующий кафедрой театроведения
и театральной критики ГИТИСа

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...