Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Анимус в прошлом и анимус сегодня




В прошлом женщину, одержимую анимусом, можно было узнать по нечувствительности к людям и ситуациям вокруг нее и по неразборчивым разглагольствованиям, по непродуманным или надуманным высказываниям или убеждениям.

Она могла быть непоследовательной: когда ей казалось, что это может принести ей преимущество, она использовала анимус подобно дубинке, а в ситуациях, где выученная фемининность (другой аспект анимуса) казалась ей более эффективной, она прятала его. Анимус словно играл с ней, помогая ей найти свой собственный путь, при этом зачастую на самом деле причиняя вред и ей, и окружающим. Благодаря перемене в коллективном анимусе для женщины нашего времени стало нормальным иметь свой собственный путь. И, естественно, в этой ситуации негативные проявления анимуса становятся более выраженным. Возможно, нет ничего более деструктивного, чем буйствующий или мародерствующий анимус. Он становится бессердечным и антигуманным – роботом. Он склонен повторять свои действия, таранить наше мышление или незаметно его разрушать. Он жаждет (и получает) победу, доминирование, захват власти и влияния, диктатуру; или становится демоническим подземным существом. (По мнению моего друга, бывшего алкоголика, эта тенденция сегодня особо видна в наркозависимых женщинах и мужчинах).

Однако анимусное поведение сегодня может быть во многом сознательным женским усилием пробиться через тупики жизни. Например, моя пациентка увидела во сне фашиста, когда переоценила силу воли и проигнорировала свое настроение, показывающее, что она нуждается в интровертивном перерыве. Если фашистский анимус «на коне», он приводит к стерильному полумертвому чувству. Овладевая интровертированной женщиной, он выталкивает ее во внешний мир, который она с трудом выносит, и оставляет ее с чувством пустоты и выжатости. Когда правит нацистский анимус, возникает навязчивая потребность действовать. Он попирает ее здравый смысл и чувствование ее собственных потребностей. Если эта навязчивость держится слишком долго, то могут развиться серьезные соматические симптомы.

В годы моей молодости женщина с теневым подрывным анимусом была незаметна. Сегодня есть женщины, которые являются такими же разрушителями. У них этот анимус не является очевидным. Он витает вокруг, и его трудно ухватить. Этот анимус подобен железному кулаку в бархатных перчатках. Если его не замечать, он будет вызывать у женщины чувство, что проблема анимуса переоценивается – пока она не задумается, почему у нее такие неудачные отношения.

С одной стороны, когда анимус женщины не развит, она чувствует себя нецелостной. Биологическое женское с полностью бессознательным анимусом было бы пассивным, нечетким, пустым; женщине недоставало бы личности, пока она не отразила бы позитивные качества мужчины, на которого они были спроецированы. Ее пассивность ведет к негативным проявлениям, в то время как связь с творческим анимусом делает ее позитивной, сфокусированной и присутствующей – другими словами, личностью. Женщина «с характером» имеет хорошую связь с анимусом. Я считаю, что одаренная или талантливая женщина-профессионал неизбежно будет иметь развитый анимус, потому что она функционирует с помощью анимуса, а не под его управлением. Таким образом обеспечивается ее продвижение или способность расти через анимус.

Кстати, маленькие девочки, стремящиеся стать анимусными женщинами (в отличие от женщин-аним) будут иметь чрезвычайно привлекательную личность. Анимус стимулирует их, что вызывает раннее развитие, делая их особенно энергичными и живыми. И пожилые женщины с анимусной проблемой также сохранят этот шарм в свои семьдесят, восемьдесят или девяносто лет. Анимус, даже если он остается бессознательным, украшает их и придает им независимость и жизненную силу, которые редко встречаются как в юности, так и в старости. Даже очень пожилая женщина с активным анимусом будет решительной и смелой, вызывая этим восхищение. Джорджиа О’Киф является примером такого человека. В пожилом возрасте уменьшение сил смягчает эффект анимуса у женщин, но при этом остается некоторый задор.

В прошлом анимус придавал женщине некоторую наивность (как и анима придавала наивность мужчине). Я считаю, что наивность встречается в людях, когда анима или анимус завладели индивидуальностью хозяина в период взросления; т.е. они делают его развитие смешным. И когда комплекс или архетип анимуса не служит биологическому эго, женщина становится чрезмерно одержимой (идентифицированной с) анимусом, и ее существование подобно замкнутому кругу. Активации биологического эго, которое должно править балом, не происходит. От него вынужденно отказываются. Вместо этого эго возглавляет контрасексуальный комплекс, не позволяя произойти сепарации, возникнуть отношениям или диалогу между эго и анимусом. Можно сказать, что эго было соблазнено или поймано комплексом анимуса, или же скатилось в него. Пойманные в такую ситуацию женщины будут действовать как в замкнутом круге. Моя подруга с алкогольной зависимостью недавно сказала, что знает многих членов Общества анонимных алкоголиков, находящихся в подобном состоянии. Она считает, что алкогольная и наркотическая зависимости часто являются двойной проблемой, определенно связанной с нарушением анима/анимусного функционирования.

Женщине не стоит говорить то, что я сейчас обсуждаю – что в ее реакциях есть центрированность на анимусе или идентификация с ним, – потому что она этого просто не услышит. А если и услышит, то сможет понять только то, что подкрепляет уже имеющиеся у нее выводы о себе. Ее наивность, однако, иногда защищает ее от колких замечаний анимуса, а также может сделать ее внимательной и тактичной. При неспособности к успешным отношениям с мужчинами она иногда ищет эмоциональной поддержки и эмпатии в лесбийских отношениях. Если в лесбийских отношениях она занимает женскую роль, то она следует коллективной анимусной концепции фемининности. Если же она склоняется к мужской роли, то она живет своим анимусом. (Она не всегда застревает в той или иной роли, а может менять их).

В своей практике я научилась позволять женщинам, одержимым анимусом, высказываться свободно, и я поддерживаю их в размышлениях. У них появляется шанс выйти из замкнутого круга, если они находят кого-то, кто интересуется ими или симпатизирует. Аналитические отношения тогда становятся подобны лесбийской связи, но без сексуального компонента. Между прочим, эти женщины были пионерами в женском движении, и они внесли (и продолжают вносить) в него большой вклад. Хотя они начинали в состоянии захваченности анимусом, они реализовали свое понимание женской психологии, особенно женской эмансипации и цельности. Они совершили это, чтобы освободиться от своего собственного анимуса.

Женщины, легко попадающие под влияние мужчин, приходят к пониманию своей женской психологии с большими усилиями. У женщин, проживающих образ мужской анимы, бессознательный анимус. Если его выделить, он окажется незрелым и юным. Пример этого я нашла в сновидении своей подруги. Она жила с мужчинами до среднего возраста, а потом из-за болезни стала жить одна и встретила анимус во всеоружии. Во сне она с подругой противостоит банде подростков. Во сне видно: чем больше проблем доставляет анимус, тем больше нужно осознавать или контролировать его. До тех пор, пока он не будет интегрирован (возможно, это произойдет в пожилом возрасте), она должна понимать это и взаимодействовать с ним разумно. В результате женщина станет более цивилизованной, тонкой и креативной.

Когда анимус, сознательно или бессознательно, начнет выражать себя творчески, он принесет необычную плавность в рисование, письмо и любую другую активность. Или тема притягивает анимус, или анимус фокусирует интерес индивидуума на предмете. Если женщины верят в свое женское я и в то, что они хотят выразить, то анимус поддерживает их. Или, в качестве связующего элемента с глубокими уровнями и творческими источниками, анимус тянет вглубь во время предварительной подготовки, чтобы найти источники вдохновения.

Я заметила, что когда пишу творчески, особенно с помощью своего низшего чувственно-интуитивного анимуса, мне всегда становится лучше. Это ощущение прояснения, освобождения от тяжести. Это особенно заметно, когда готовы прорваться некоторые содержания бессознательного. Это чувство облегчения появляется, когда что-то слишком долго было невыраженным и сдерживало меня. Оно делало меня отсутствующей, недоступной для других, скучной или обидчивой. Это тягостное ощущение, вызванное невозможностью выражения или моим непониманием необходимости поворота энергии от интроверсии к внешнему выражению, проходит во время творческой работы. Это доказывает, что творчество очень важно для благополучия и что оно не относится только к амбициям или импульсам. Под творчеством я имею в виду распространение своего личного послания, свободное выражение индивидуальности. Как если бы большинство женщин с помощью анимуса стали обладателями творческого потенциала. Эта креативность, интеллектуальная или артистическая, поднимается из глубоких слоев бессознательного. Она должна быть вызвана анимусом, желает того женщина или нет. По-видимому, здесь не имеет значения, является ли содержание для самой женщины субъективно большим или маленьким, приемлемым или неприемлемым, удовлетворительным или нет.

Для моего поколения, чтобы стимулировать анимус для творчества в первой половине жизни, нужны были отношения с реальным мужчиной; во второй же половине жизни работа является более творческой, если она не зависит от отношений. А наблюдая сейчас за молодыми женщинами, я думаю, что для современных женщин творчество важно само по себе с самого начала, поскольку оно возникает из прямых инстинктивных отношений с анимусом. (Наоми Джеймс из последней главы имела такой анимус). Я думаю, что Юнг ошибался, считая, что женская креативность всегда рождается в отношениях с мужчинами. Однако я согласна, что особые отношения с мужчинами, а именно начинающиеся с переживаний конъюнкции, неизменно констеллируют архетип анимуса.

По моему опыту, интеллектуальная женщина будет иметь «домашний» анимус, к которому ей надо порой обращаться за помощью, чтобы «проветривать мозги». Я обнаружила, например, что если моя домработница не может прийти и я вынуждена против своей воли прибираться по дому, то от этой работы приходит приятное ощущение расслабления. Я долго не занималась домашними хлопотами, и поэтому давно не используемая почти инстинктивная часть меня возвращается благодаря отсутствию домработницы и может снова обогатить мою профессиональную жизнь! Как видите, никогда не известно, не станут ли благом насылаемые судьбой неприятности. Но так происходило у меня в среднем возрасте, когда мужчины не помогали по дому. А теперь ситуация иная. Переключение с профессиональной активности на домашнюю уже не является таким резким.

У интеллектуальной женщины может быть читающий или пишущий анимус, примыкающий к ее сознательной части. Но она должна осознавать свой бессознательный хтонический анимус – темный и земной анимус, который в большей степени относится к жизни тела, а не ума, и с которым надо считаться. У одной интеллектуальной пациентки, упускавшей этот момент, развивались серьезные спазмы мускулов диафрагмы, когда она уставала от умственной работы, то есть когда она выходила из своей читающей или пишущей части. Эти предупреждения ее хтонического анимуса говорили ей о необходимости отдыха. Иногда эти предупреждения были такими сильными, что она становилась совершенно нефункциональной. Как если бы ее тело обижалось, что играет лишь второстепенную роль по отношению к голове, и мстило ей спазмами. Некоторые люди считают домашнюю работу типично женским делом. Я не согласна с этим, потому что сознательные усилия по ее выполнению требуют силы воли. Это усилия женского эго по вызыванию анимуса. И если домашняя работа является типично женской, то почему сегодня мужчины так охотно за нее берутся?

Ужасный деструктивный эффект негативного анимуса проявился у моей знакомой, молодой женщины, которая идентифицировалась с анимусом и стала психотиком. Когда ей стало лучше, друзья предложили ей прочитать книгу Рональда Фрезера «Летающий торговец». Хотя они не сказали ей, что это история про анимус, она отказалась ее читать. Как будто она чувствовала, о чем эта книга, и боялась читать об этом. Она была не готова сталкиваться с анимусом. Ее срыв символизировался сном, в котором она нашла свою смерть в руках анимуса. В этом важном сне она, тридцатилетняя женщина, стоит в ряду школьниц. Перед ними стоит мужчина с ружьем. На ее глазах он прицеливается и убивает ее выстрелом в лоб. Она превращается в привидение и удивляется, что ее тело в целом не пострадало. Ей только оторвало голову. Далее во сне она видит несколько отпечатков на снегу, оставленных невидимым мужчиной. Та книга Фрезера вызывала подобные ассоциации и объяснила бы ее страхи. Этот опыт «потери головы» в дальнейшем сделал для нее возможным вступление в объективные отношения с анимусом и освобождение от его доминирования. В ее случае анимус – и убийца, и творческий элемент. Дисидентификация с анимусом приносится самим анимусом. В такой двойной роли он помогает ей вырасти и в конце концов прийти к продуктивной жизни.

В общем, для моего поколения у женщины, находящейся в тисках негативного анимуса, появлялись чувства рассогласованности, жалости к себе и обиды по каждому мелкому поводу. Она была в инкапсулированном состоянии. Она не могла видеть ситуации других людей, будучи наполненной всякими фантазиями. Женщина, некритически проецирующая свой анимус на внешний мир, становилась мстительной. Она мстила по любому поводу и была почти параноидной. У женщины, относящейся к другому типу – с анимусом, повернутым внутрь, – деструктивный анимус заставлял ее быть самокритичной. Он нападал на ее самооценку и заставлял ее обесценивать себя. Она считала, что действительно заслуживает критики, которую анимус нашептывал ей. Другими словами, женщины первого типа были склонны обвинять других людей, а женщины второго типа – самих себя.

Некоторые женщины переживали эти состояния поочередно. Это, вероятно, было вызвано чувством неполноценности, которое в те времена, по моему мнению, усиливалось вмешательством тени. Сопутствующим проявлением анимусной идентификации был женский перфекционизм, который иногда становился тираническим. У примитивных народов перфекционизм был прерогативой богов. Этот не-человеческий комплекс приводил к тому, что женщина оказывалась в ловушке – с нереальными ожиданиями от себя или от других, в зависимости от направления анимусной энергии. (Мой знакомый алкоголик сказал, что в наше время перфекционизм и субъективные состояния, описанные мною выше, также типичны для женщин и мужчин с зависимостью. Из-за тирании перфекционизма они скорее предпочтут полный крах, чем оказаться вторыми. Многие программы анонимных алкоголиков созданы для работы с этими чувствами).

Следующий сон моей знакомой показывает, что анимус может быть помогающим или мешающим. Она видит во сне анимусную фигуру по имени мистер Глас. На его новой машине был номерной знак с пятью нулями. Я считаю, что Глас в качестве анимусной фигуры был очень важен. Глас («стекло» с англ.) является прозрачным и невидимым материалом. Он, подобно кварцу, связан с алмазами, он состоит из песка и силикатов, продуктов земли. Этот анимус Глас можно рассматривать и как негативный, и как позитивный. В своем позитивном аспекте он символизирует принцип не-препятствования, разрешения чему-то существовать. Не мешая взгляду, он раскрывает. В то же время он позволяет психическим элементам защититься – позволяя свету проникать внутрь, но не выпуская содержимое наружу.

В негативном аспекте этот анимус Глас может быть невидимой помехой, создающей нигилизм, негативность или изоляцию (подобно анимусной фигуре, которую невозможно было определить по следам на снегу). Он может стать ловушкой или заблуждением, предлагая иллюзию свободы, тогда как в действительности он ее ограничивает. С другой стороны, номерной знак является важным позитивным элементом, потому что пять – число целостности. Пять нулей предполагают противопоставление упущенного и совершенного. Иногда это позитивный принцип – позволять вещам случаться, т.е. проявлять терпимость. Я думаю, что для моей подруги это было именно так.

По моему опыту, некоторые женщины – скучные и бестолковые. У них негативный анимус вроде мистера Гласа. По моему опыту, женщину с проблемой анимуса можно узнать по тому, как тяжело ее слушать. Если она общается невыразительно и говорит монотонно, хоть и пытается при этом быть разумной и старательной, я знаю, что здесь говорит анимус. Если мне душно и я зеваю, то я подозреваю, что здесь действует ее анимус. Если я обращаю внимание на этот симптом и нахожу анимус, я могу порой выразить несогласие или позволить себе открыто проявить нетерпение. И когда я осознаю действие этого анимуса или поспорю с женщиной с проблемой анимуса, моя зевота начинает проходить.

 

Глава 5

Динамика анимуса

 

После сорока лет аналитической практики я прихожу к мнению, что в поздний период детства анимус девочки развивается из природного ума, особенно если она не находится под влиянием анимы своего отца. Фон Франц [5] говорит, что природный ум дает что-то вроде интуиции, и я добавила бы, ощущение того, что из себя представляют вещи. Я бы пошла дальше и утверждала, что даже после выживания этого природного ума в процессе воспитания, особенно когда девочка получит образование, он будет основой ее психической активности. Он дает способность прорваться через поверхностность коллективных норм к тому, что является более важным. Сохранившись на протяжении жизни, природный ум становится подспорьем для сознания. Но если он перерастает в защиту маленькой девочки от негативной ситуации детства, он может по мере взросления превратиться в то, что мы называем негативным анимусом. Если анимус больше не нужен для защиты, и если он не находит своего места в межличностном выражении, то он отрезает ее от людей. Не являясь больше инструментом, приносящим прозрения, он поворачивается против нее и мешает развитию ее женской способности к отношениям. Она может даже сторониться людей. В наше время, имея больше возможностей для внеличностной (или межличностной) работы, можно значительно снизить эту опасность.

Присущий женщине природный ум может остаться ее естественным качеством на протяжении всей жизни, если она свободна в выражении своей субъективности. Особенно это может проявляться в прямом отношении к самой себе. Именно не-бессмысленное, прямое плодотворное выражение приходит из сферы вне эго и приносит особые инсайты. Люди, имеющие связь с этим источником, используют их в подходящей ситуации. Для остальных они могут казаться шокирующими, это в некотором смысле больше, чем привычные проявления анимуса. «В самую точку», «в яблочко» - эти выражения могут относиться к природному уму. «Устами младенца» - другое выражение. Я считаю, что эта функция анимуса у юных женщин отвечает за подобную оживляющую откровенность или прямоту.

Анимус, если он развился изначально из функции природного ума, следует рассматривать как полезный инструмент. Хотя он еще несет в себе природные качества, он служит средством достижения конечной цели, но это еще не все. Иначе женщина идентифицируется с архетипом анимуса или с этим комплексом и, достигнув взрослости, не будет жить в соответствии со своим женским я. При такой идентификации дальнейшее развитие женщины останавливается. При этом может продолжаться ее фактическое обучение, даже усиление навыков, связанных с этой идентификацией, но биологическое эго-ориентированное развитие будет остановлено. Обучение без участия женских инстинктов не имеет большой ценности. Например, социальный работник, которая не идентифицирована с анимусом, будет способна видеть ситуацию в обществе в целом и говорить себе: «Должно быть, что-то не в порядке с социальной системой» или «Случаи, с которыми я работаю, не должны существовать». Она будет видеть, что система делает с людьми, которым она пытается помочь. И она сможет найти выход, если на своем месте направит усилия на критический пересмотр общества. Если же она идентифицирована с анимусом, то упустит эту возможность. Она попадет в бюрократическую статистическую ловушку и при недостатке эмпатии и женского чутья, проникающего в суть проблемы, ограничится тем, что на практике облегчит положение людей. Короче говоря, она ограничится только тем, что требуется по должностным инструкциям.

Если женщина выполняет работу, не имея стабилизирующих ее отношений или семейной жизни, она рискует вкладывать в свою работу слишком много любви. Она становится слишком преданной и компульсивной, что может привести к снижению качества ее работы. Она может также жертвовать своим здоровьем. Влюбившись в свою работу, она становится пленницей своего анимуса. Это можно увидеть по появлению снов про захваченность сексуальными чувствами. Друг говорил мне, что современные женщины-профи из Беркли отличаются искусственностью поведения. Они ведут себя так, как, по их мнению, должны вести себя профи. Как современные феминистки, они выпрыгивают из огня да в полымя? То есть они поменяли внешнее мужское доминирование на внутреннее.

Реальная любовь вытесняется из анимуса, если женщина много работает, спешит или заставляет себя быть эффективной. Ее инстинктивная наблюдательная рецептивность теряется, а без этой рецептивности женское понимание и сознание не могут действовать. Она больше не видит, что вокруг нее, и не понимает свои собственные реакции. Адаптивность может быть женским атрибутом, но не может функционировать, пока женщина не расслабится и пока не включится ее личная субъективная натура. С другой стороны, некоторые женщины являются слишком адаптивными. Но это другая история.

Толкать, бороться, проявлять настойчивость – все эти действия могут быть позитивными проявлениями анимуса, но если они преувеличены настолько, что анимус уже не поддерживает женское эго, то они становятся автономными и формируют идентификацию. Если, с другой стороны, анимус отстал и должен быть активирован сознательно, то вероятность, что эти качества включатся, становится меньше. Следовательно, общество должно понять, что работа на неполный рабочий день идеальна для женщин, для их психологического здоровья. В дни моей молодости, когда анимус не привносил спонтанно или инстинктивно внутреннюю креативность в сознание, его можно было вызвать силой воли для завершения специфических задач. Если его вызывали слишком часто или на длительное время, женщины оказывались в опасности – превратиться в свой анимус. Если женщина перерабатывает до истощения и усталости, она рискует идентифицироваться с анимусом. Дисидентификация может прийти со сменой активности или с отдыхом. Следование своему настроению или внутренним наклонностям может помочь ей вернуться к себе, назад в эго-комплекс, который укоренен в женской части самости.

Некоторое количество активной деятельности, управляемой волей, будет формировать характер и тренировать ум. Активность наносит вред только тогда, когда заходит слишком далеко. К счастью, в пожилом возрасте эта опасность меньше. Болезни и немощь способствуют примирению. Для юных женщин и женщин среднего возраста есть некоторая опасность, потому что когда пройдена точка усталости, может возникнуть ошибочное чувство благополучия. Но при этом пропадает способность к верной оценке. Женщина отсоединяется от своего биологического эго и ловится на крючок чувства власти, силы анимуса, который ее захватил.

В дни моей молодости женщина, выходя за рамки естественного течения своего вдохновения и интереса, рисковала быть захваченной анимусом до точки, после которой нет возврата. Она невольно забывала, с чего начинала. К счастью, иногда общее напряжение и стресс, мешающие сну, заставляли ее искать помощи. В прежние времена зашедшая далеко женщина становилась всезнающей, жесткой, манипулятивной и какой-то высушенной (от нее люди отворачивались) или, наоборот, потерянной, неэффективной и сломленной.

Другой тип анимусной идентификации бывает у гламурной женщины. Ее макияж совершенен. Каждая прядка волос на своем месте. Ее поведение стилизовано, а ее одежда соответствует последней моде.

В дни моей молодости принцип удовольствия был хорошо знаком молодым мужчинам, особенно в отношении сексуальной жизни. Для них секс был «про удовольствие», а не «про отношения» или «про детей». Принцип удовольствия может все еще оставаться верным для мужчин, не осознающих потенциал своей анимы в отношениях. Подобным же образом анимус женщин тоже заключает в себе семена принципа удовольствия. Обычно до второй половины жизни женщины не могут приложить принцип удовольствия к отношениям и развить более либеральное отношение к сексу. Может быть, современные молодые женщины уже начинают понимать принцип удовольствия – через проживание позитивного анимуса или потому, что природа подталкивает их смотреть на вещи шире. Я надеюсь, что это так. Это пример тех женских качеств, которые были выброшены в категорию анимуса патриархальной христианской культурой. Если молодые женщины наслаждаются сексом, если перенаселение, дороговизна и неудобства отпугивают женщин от того, чтобы заводить детей, то времена изменились. Женщинам две тысячи лет говорили, что удовольствие от секса – это плохо, что оно позволительно только мужчинам, сбитым с пути плохими женщинами. Другими словами, наш Христианский отец отбросил в анимус естественную женскую сексуальную потребность, то есть позволил секс только мужчинам, а женщинам – лишь для материнства и продолжения рода. Женское эго должно было подходить под стандарты, сформулированные мужчинами. У поддавшихся этому женщин их здоровая земная часть была подавлена в тень, а у неподдавшихся – в анимус.

Ранее многие женщины теряли интерес к сексу после прохождения репродуктивной стадии, потому что не сумели прочесть послание анимуса. В одной телепрограмме спросили: «В каком возрасте сексуальная жизнь женщины начинает снижаться?». Правильный ответ был: в 40. Я уверена, что эта установка объясняет, почему так много женщин моего поколения становятся непривлекательными, безжизненными, дряблыми, скучными и неинтересными во второй половине жизни. Это также объясняет, почему 40 называли критическим возрастом. Вместо того, чтобы сдаться, некоторые женщины, которые были преданными женами, развивали любознательность. Они искали нечто новое.

Однако, есть женщины, которые уже в молодом возрасте искали удовольствие ради удовольствия, и их становится все больше с развитием контрацепции. Они попали под мужское влияние и стали женщинами-анимами. Они не уверены в своей точке зрения, потому что на самом деле она не является их собственной. (Для этих женщин в анализе метод свободных ассоциаций может быть плохим инструментом индивидуального само-исследования. Поскольку анимус отвечает за коллективные обобщения, он может ослеплять женщину предрассудками ее времени.) [6]

 

 

Глава 6

Поделиться:





©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...