Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вербальные средства общения. Общение и язык. Язык и речь 12 глава




Аудиальнын тип. Эти люди употребляют в основном ауди-альные слова: «Я слышу, что вы говорите», «Тогда прозвучал звонок», «Мне созвучно это», «Вот послушайте...», «Это звучит так...» и пр. То, что человек этого типа вспоминает, как бы наго­варивается ему его внутренним голосом или он слышит речь, слова другого. При вспоминании взор обращен вправо, влево или влево вниз.

Кинестетический тип. Эти люди хорошо запоминают ощуще­ния, движения. Вспоминая, эти люди как бы сначала воссоздают, повторяют движения и ощущения тела. Вспоминая, они смотрят вниз или вправо вниз. В разговоре в основном используют кинес­тетические слова: «взять, схватить, ощутить, тяжелый», «Я чув­ствую, что...», «Мне тяжело», «Не могу ухватить мысль...» и т. п.

Естественно, каждый человек владеет всеми видами вспо­минания, но одна из трех систем предоставления сознанию ин­формации обычно развита лучше других. При вспоминании об­разов из менее развитой системы человек обычно опирается на более развитую, ведущую. Если у вас, скажем, лучше работает зрительное (визуальное) представление, то звук шума моря вы сможете воссоздать у себя формированием зрительного образа морского берега, т. е. развитая система становится как бы поис­ковой. Запоминая важную информацию, переведите ее вначале в ведущую систему, а затем во все остальные, например тем, у кого визуальный тип, номер телефона лучше представить напи­санным, затем его проговорить и мысленно написать рукой.

Ведущая сенсорная система человека оказывает влияние на совместимость и эффективность общения с другими людьми. Определить ведущую сенсорную систему другого человека мож­но, обращая внимание на слова, обозначающие процессы (глаго­лы, наречия и прилагательные), которые другой человек исполь­зует, чтобы описать свой внутренний опыт. Если вы хотите ус-

тановить хороший контакт с человеком, вы можете использо­вать те же самые процессуальные слова, что и он. Если вы хоти­те установить дистанцию, то можете намеренно употреблять сло­ва из другой системы представлений, отличной от системы собе­седника. Но в жизни мы часто плохо понимаем друг друга — в частности оттого, что не совпадают наши ведущие сенсорные системы. Например, муж приходит с работы очень усталым, хочет отдохнуть; он садится в кресло, скидывает обувь, берет сигарету, обкладывается газетами. И тут заходит жена, которая очень визуальна. Она весь день убирала в доме, чтобы все хоро­шо выглядело, и вдруг видит вещи, разбросанные по всей ком­нате, и взрывается. Его жалобы: «Она не дает мне места в доме, где я мог бы уютно расположиться. Это ведь мой дом. Я хочу комфорта». Она же ему отвечает: «Ты так неряшлив! Ты всюду разбрасываешь свои вещи, а когда все выглядит так, я знаю, что ты меня не уважаешь!» Им трудно понять друг друга: он — ки-нестетик, она — визуалист. Чтобы муж понял переживания жены, было бы полезно перевести ее жалобы на кинестетичес­кие представления: «Вы действительно не понимаете, что она переживает. Представьте себе, что вы пришли вечером в спаль­ню, чтобы лечь спать, а жена сидит в кровати, смотрит телеви­зор и ест печенье. Вы ложитесь и чувствуете, что крошки въеда­ются вам в кожу. Знаете ли вы теперь, что она испытывает, за­ходя в гостиную и видя раскиданные вещи?»

Любопытно, что ярко выраженные визуалисты, кинестети-ки, аудиалисты имеют свои специфические особенности в пове­дении, типе тела и движениях, в речи, дыхании и пр. Полимо­дальный «компьютерный тип» может получиться из кинестети-ка для абстрагирования от неприятных чувств.

9. 7. Психогеометрическая типология

Психогеометрия как система сложилась в США. Автор этой системы Сьюзен Деллингер — специалист по социально-психо­логической подготовке управленческих кадров. Психогеомет­рия — система анализа типологии личности на основе наблюде­ния за поведением человека и предпочитаемого выбора челове­ком какой-либо геометрической фигуры:

Расположив представленные геометрические фигуры в по­рядке их предпочтительности, по фигуре, помещенной на пер­вое место, можно определить основные, доминирующие особен­ности личности и поведения.

Основные психологические характ ери cm и ки

поведения

Квадрат: организованность, пун­ктуальность, строгое соблюдение правил, инструкций, аналитичность мышления, внимательность к дета­лям, ориентация на факты, пристра­стие к письменной речи, аккуратность, чистоплотность, рацио­нальность, осторожность, сухость, холодность, практичность, экономность, упорство, настойчивость, твердость в решениях, терпеливость, трудолюбие, профессиональная эрудиция, слабый политик, узкий круг друзей и знакомых.

Треугольник: лидер, стремление к власти, честолюбие, ус­тановка на победу, прагматизм, ориентация на суть проблемы, уверенность в себе, решительность, импульсивность, сила чувств, смелость, неукротимая энергия, склонность к риску, высокая работоспособность, буйные развлечения, нетерпеливость, вели­колепный политик, остроумие, широкий круг общения, узкий круг близких и друзей.

Прямоугольник: изменчивость, непоследовательность, неопре­деленность, возбужденность, любознательность, позитивная уста­новка ко всему новому, смелость, низкая самооценка, неуверен­ность в себе, доверчивость, нервозность, быстрые, резкие колеба­ния настроения, избегание конфликтов, забывчивость, склонность терять вещи, непунктуальность, новые друзья, имитация поведе­ния других людей («примеривание ролей»), тенденция к просту­дам, травмам, дорожно-транспортным происшествиям.

Круг: высокая потребность в общении, контактность, доб­рожелательность, забота о другом, щедрость, способность к со­переживанию, хорошая интуиция, спокойствие, склонность к самообвинению и меланхолии, эмоциональная чувствительность, доверчивость, ориентация на мнение окружающих, нерешитель­ность, слабый политик, болтливость, способность уговаривать, убеждать других, сентиментальность, тяга к прошлому, склон­ность к общественной работе, гибкий распорядок дня, широкий круг друзей и знакомых.

Зигзаг: жажда изменений, креативность, жажда знаний, ве­ликолепная интуиция, одержимость своими идеями, мечтатель­ность, устремленность в будущее, позитивная установка ко все­му новому, восторженность, энтузиазм, непосредственность, непрактичность, импульсивность, непостоянство настроения, по-

ведения, стремление работать в одиночку, отвращение к бумаж­ной работе, души компании, остроумие, безалаберность в фи­нансовых вопросах.

9.8. От "комплекса неполноценности" к личностному росту

Термин «комплекс неполноценности» ввел психолог А. Ад­лер. Он полагал, что все дети испытывают чувство неполноцен­ности, являющееся неизбежным следствием их физических раз­меров и недостатка сил и возможностей.

Сильное чувство неполноценности, или «комплекс неполно­ценности», может затруднить позитивный рост и развитие. Од­нако умеренное чувство неполноценности побуждает ребенка расти, «стать таким же сильным или даже сильнее других», стре­миться к совершенствованию, к превосходству, к развитию сво­их способностей.

«Стремление к совершенствованию является врожденным в том смысле, что это часть жизни, стремление, без которого жизнь была бы немыслимой». Цель превосходства может быть как позитивной, так и негативной. Если она включает обществен­ные интересы и заинтересованность в благополучии других, — она развивается в конструктивном и здоровом направлении. (Она принимает форму стремления к росту, к развитию умений и спо­собностей, к работе ради более совершенного способа жизни.) Однако некоторые люди пытаются достичь превосходства по­средством господства над другими, а не становясь более полез­ными другим. По Адлеру, борьба за личное превосходство, за господство над другими (что проявляется в жажде власти и аг­рессии) — это невротическое извращение, результат сильного чувства неполноценности и отсутствия социального интереса. Оно не может принести признания и удовлетворения личности, ко­торая ищет его таким образом.

Стремление к превосходству коренится в эволюционном процессе постоянного приспособления к окружающему, когда каждый организм должен развиваться в направлении более эф­фективной адаптации к миру, к более совершенным отношениям с окружающим, чтобы выжить, в противном случае организм может исчезнуть. «Цель овладения средой более совершенным способом, которую можно назвать стремлением к совершенство­ванию, характеризует также развитие человека». Каждый человек вырабатывает свою жизненную цель, служащую сосредоточени­ем его стремлений и достижений. Формирование жизненных це­лей начинается в детстве как компенсация чувства неполноценно­сти, неуверенности и беспомощности в мире взрослых. Жизнен-

ные цели служат защитой против чувства бессилия, мостом меж­ду неудовлетворяющим настоящим и ярким, совершенным буду щим. Они всегда несколько нереалистичны и могут стать невро тически преувеличенными, если чувство неполноценности слиш ком сильно. Жизненные цели обеспечивают направление и зада чи для деятельности человека. Например, человек, который стре мится к личной власти, разовьет определенные черты характера необходимые для достижения этой цели — амбицию, зависть, недоверие и пр. Адлер указывает, что эти черты характера не яв­ляются врожденными, первичными, это «вторичные факторы, на­вязываемые тайной целью человека».

Жизненный стиль — это уникальный способ, выбранный каждым человеком для следования своей жизненной цели, это интегрированный стиль приспособления к жизни и взаимо­действия с жизнью вообще. Кажущиеся изолированными при­вычки и черты поведения получают свое значение в полном кон­тексте жизни и целей человека, так что психологические и эмо­циональные проблемы не могут рассматриваться изолирован­но, — они включены в общий стиль жизни. Как часть своего жизненного стиля каждый человек создает свое представление о себе и мире. Адлер называет это схемой апперцепции. Пред­ставление человека о мире определяет его поведение (если кто-то полагает, что кольцо веревки в углу — эт< змея, его страх может быть столь же сильным, как если бы зм ■ действительно там была). Человек избирательно преобразует и интерпретирует свой опыт, активно выискивает одни переживания и избегает других, создавая индивидуальную схему апперцепции и форми­руя различные паттерны по отношению к миру. Адлер подчер­кивает, что люди — не беспомощные пешки в руках внешних сил. Человек формирует свою личность. «Каждый индивидуум представляет единство личности и индивидуального формиро­вания этой личности. Индивидуум — и картина, и художник. Он — художник своей собственной личности». Адлер полагал, что только посредством сотрудничества с другими, стараясь вне­сти свой вклад в общее дело, человек может преодолеть чувство неполноценности. Он писал, что люди, внесшие наиболее цен­ный вклад в развитие человечества, были всегда общественно ориентированы. С другой стороны, недостаток сотрудничества с людьми и возникающее в результате чувство неадекватности яв­ляются корнем всех невротических стилей жизни. Адлер пола­гал: «Если человек сотрудничает с людьми, он никогда не ста­нет невротиком. Все неудачники — продукты неправильной под­готовки в области общественного чувства. Все они — неспособ­ные к сотрудничеству одинокие существа, которые в большей

или меньшей степени движутся противоположно остальному

миру».

Типы личности:

установки, связанные со

стилями жизни

Адлер отмечает, что постоянство нашей личности на протяжении жиз­ни объясняется стилем жизни. Основ­ная ориентация по отношению к внеш­нему миру также определяется стилем жизни. Истинная форма стиля жизни может быть распознана при условии знания о том, какие пути и способы человек использует для решения основных жизненных проблем: работа, дружба и любовь. Эти проблемы взаимосвязаны, и их решение зависит от нашего стиля жизни.

Поскольку у каждого человека стиль жизни неповторим, вы­деление личностных типов по этому критерию возможно только в результате грубого обобщения. Адлер разработал типологию уста­новок, обусловленных стилями жизни (в зависимости от того, как решаются три главные жизненные задачи, в зависимости от уров­ня социального интереса и степени активности человека). Соци­альный интерес представляет собой чувство эмпатии ко всем лю­дям, проявляется он в сотрудничестве с другими скорее ради обще­го успеха, чем для личных выгод. Социальный интерес является основным критерием психологической зрелости; его противополож­ностью является эгоистический интерес. Степень активности име­ет отношение к тому, как человек подходит к решению жизненных. проблем, насколько высок его уровень энергии. Как считал Адлер, каждый человек имеет определенный энергетический уровень, ко­торый устанавливается в детстве: он может варьировать у разных людей от вялости, апатичности до постоянной неистовой активно­сти. Степень активности играет конструктивную или деструктив­ную роль только в сочетании с социальным интересом.

В случае недостаточно выраженного социального интереса возможны следующие типы личностей (в зависимости от уров­ня активности):

Управляющий тип — это люди самоуверенные и напорис­тые, с незначительным социальным интересом, если он вообще присутствует. Они активны, но не в социальном плане, им без­различно благополучие других и для них характерна установка превосходства над внешним миром. Основные жизненные про­блемы они решают во враждебном, антисоциальном плане (пра­вонарушители, наркоманы и т. п.).

Берущий тип — люди относятся к внешнему миру парази­тически и удовлетворяют большую часть своих потребностей за счет других. У них нет социального интереса, они стремятся получить от других как можно больше. У них малая степень

активности, поэтому маловероятно, что они причинят страда­ния другим.

Избегающий тип — у этих людей нет достаточного соци­ального интереса, нет должной активности, необходимой для решения собственных проблем, они боятся неудач и бегут от решения жизненньгх проблем. Они уходят от всего, что грозит трудностями или неудачей.

Социально-полезный тип — это зрелая полноценная лич­ность, в ней соединены высокая степень социального интереса и высокий уровень активности. Такой человек искренне проявля­ет заботу о других и заинтересован в общении и взаимодействии с другими людьми, он осознает, что решение основных жизнен­ных проблем — работа, дружба, любовь — требует сотрудниче­ства, личного мужества, ответственности и готовности вносить свой вклад в благоденствие других людей.

Психологический рост — это прежде всего движение от цен­трированности на себе и целей личного превосходства к задачам конструктивного овладения средой и социально-полезного раз­вития, сотрудничества с людьми. Конструктивное стремление к совершенству плюс сильное общественное чувство и коопера­ция, сотрудничество — основные черты здоровой личности.

Адлер описывает три ситуации детства, которые могут поро­днить изоляцию, недостаток социального интереса и развитие не­кооперативного стиля жизни, основанного на нереалистической цели личного превосходства. Такими ситуациями являются: 1) органи­ческая неполноценность, частые болезни и слабость ребенка могут привести к тому, что ребенок отказывается от взаимодействия с другими из чувства неполноценности и неспособности успешно соревноваться с другими детьми. Адлер указывает, однако, что дети, которые преодолевают свои трудности, могут «сверхкомпенсиро-вать» первоначальные слабости и развить свои способности в нео­бычайной степени; 2) избалованные дети также имеют трудности в развитии чувства социального интереса и кооперации. Им не хвата­ет уверенности в своих силах, поскольку другие всегда делали все за них. Вместо того чтобы кооперироваться с другими, они начина­ют выдвигать односторонние требования к друзьям и семье. Соци­альный интерес у них чрезвычайно слаб. Адлер обнаружил, что избалованные дети, как правило, испытывают мало подлинных чувств по отношению к родителям, которыми они так хорошо ма­нипулируют; 3) отверженность — третья ситуация, которая может сильно замедлить развитие ребенка. Нежеланный или отвергну­тый ребенок никогда не знал любви и кооперации в доме, поэтому ему чрезвычайно трудно развить в себе эти качества. Такие дети не уверены в своей способности быть полезными и получить уваже-

Развитие личности (по Э. Берну)

В детстве у ребенка чувство за­висимости от других, беспомощ­ности, неполноценности («Лягушка», «Я — плохой», «Проигрывающий») Внешние факторы воспитания ВАРИАНТЫ ЛИЧНОСТИ И СУДЬБЫ: ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПОЗИЦИИ
Типичное состояние Лягушки: • обвинение других («Пресле­дователь») • оправдание себя («Жертва») • «Почему мне не везет?» • манипуляция собой и дру­гими, прячут свое истинное лицо Подтверждение от взрослых «нехорошести» ребенка 1. «Я-нехороший, Другие-хорошие» -= комплекс неполноценности варианты: • пассивный неудачник («зеленая Лягушка») — кредо: «Моя жизнь не­много стоит»). • стремление улучшить себя с по­мощью каких-то предметов (внеш­нее превосходство за счет модной одежды, богатой автомашины и т. п.)
  • Отверженность ребенка • Противоречивое поведение родителей • Жесткие наказания 2. «Я-нехороший, Другие-плохие» = = полная безнадежность («серая Ля­гушка») — кредо: «Жить вообще не стоит!» • неудачи • алкоголизм, наркотики • самоубийства

ние и любовь окружающих, они могут стать холодными и жесто­кими. Адлер отмечал: «При изучении биографий наиболее значи­тельных врагов человечества бросается в глаза одна общая черта: со всеми с ними плохо обращались в детстве. Таким образом у них развилась жестокость, зависть, враждебность; они не могут видеть других счастливыми». Когда чувство неполноценности преоблада­ет или когда социальный интерес недостаточно развит, человек на­чинает стремиться к личному превосходству, поскольку ему не хва­тает уверенности в своей способности функционировать, эффек­тивно и конструктивно работать вместе со всеми. Накопление ус­пеха, похвал, престижа становится более важным, чем конкретные достижения. Такие люди не приносят обществу ничего реально цен­ного, они фиксируются на себе, что неизбежно ведет их к пораже­нию. «Они отвернулись от реальных проблем жизни и занялись войной с тенями, чтобы уверить себя в своей силе». Чтобы помочь человеку преодолеть явный или замаскированный «комплекс не­полноценности" (в стремлении к личному превосходству, власти замаскирован), важно: 1) понять специфический стиль жизни че­ловека; 2) помочь человеку понять себя; 3) усилить социальный интерес. Для понимания жизненного стиля, который образует связ­ное целое, Адлер просил человека рассказать самые ранние воспо­минания или наиболее выдающиеся события его детства. «Не бы­вает случайных воспоминаний. Память человека выбирает только те, которые, как он — пусть смутно — ощущает, имеют отношение к его нынешней ситуации». Адлер считал, что основная проблема большинства людей состоит в их ошибочной схеме апперцепции, определяемой недостижимой и-нереалистичной целью превосход­ства над всеми другими. Важно, чтобы человек смог понять свой жизненный стиль, понял себя — и значит научился видеть ошиб­ки, которые он делает в повседневных жизненных ситуациях, на­учился понимать последствия своего поведения. Поскольку забота о себе вместо заботы о других лежит в большинстве психологичес­ких проблем, Адлер считал, что важно постепенно увести человека от исключительного интереса к себе, перевести его на конструктив­ную работу с другими в качестве значимого члена общества. Адлер делал это так: «Я говорю пациентам: «Вы можете вылечиться за две недели, если будете следовать предписанию: попытайтесь каж­дый день думать, как вы можете сделать кому-нибудь приятное, не откажите ни одной разумной просьбе, с которой к вам обратят­ся, даже если это потребует затраты некоторого количества вашего времени, энергии или даже денег». Продолжил исследовать чув­ство неполноценности и возможные варианты личности и судьбы людей в зависимости от того, как они преодолевают чувство не­полноценности Э. Берн.

  • Побои или избалованность 3. «Другие-плохие, Я-хороший» = = кредо: «Чужая жизнь не много стоит!» возможные исходы: • «Жертва» («Меня все плохие, все плохие») • желание делать больно другим — стремление к агрессии: словесная агрессия (критика других) либо фи­зическая агрессия, убийства) • желание распоряжаться другими — стремление к власти
  • Утверждения взрослых о поло­жительных качествах ребенка + • Принятие ребенка какой он есть + • Усилия самого человека по са­мосовершенствованию + • Конструктивный подход к не­удачам + • Заинтересованность в благо­получии других, в сотрудниче­стве с людьми + ■ Признание права других лю­дей быть такими, какие они есть ПОЗИТИВНЫЙ ВАРИАНТ ЛИЧНОСТ­НОГО РАЗВИТИЯ («Принц», Выигрываю­щий): 4. «Я-хороший, Другие-хорошие, Жизнь — хороша» = ПРИНЦ; ВЫИГРЫВАЮЩИЙ. Кредо: «Жизнь стоит того, чтобы жить!» Стать Выигрывающим можно только сознательно и целеустремлен­но!

9.9. Типы людей и «локус контроля» Одна из важнейших характеристик личности — степень не­зависимости, самостоятельности и активности человека в дос­тижении своих целей, развитие личной ответственности за про­исходящие с ним события. Впервые методы исследования этой характеристики были разработаны в 60-х гг. в США. Наиболее известной является шкала «локуса контроля» Д. Роттера. Эта шкала основана на положении: люди различаются между собой по тому, где они локализуют контроль над значимыми для себя событиями. Возможны два локуса контроля и соответственно два типа людей:

1) экстерналы — когда человек полагает, что происходящие с ним события являются результатом внешних сил, случая, обстоятельств, действий других людей и т. п.;

2) интерналы — когда человек интерпретирует значимые со­бытия как результат собственных усилий. Интерналы счи­тают, что большинство важных событий их жизни было ре­зультатом их собственных действий, и чувствуют свою соб­ственную ответственность за эти события и за то, как скла­дывается их жизнь в целом. Они считают, что добились сами всего хорошего, что было и есть в их жизни, и что они спо­собны с успехом достигать своих целей и в будущем. Но они берут на себя ответственность и за все отрицательные собы­тия, склонны обвинять себя в неудачах, неприятностях, стра­даниях. Такие люди считают свои действия важным факто­ром в организации собственного производства, в складыва­ющихся отношениях в коллективе, в своих продвижениях. Интернал считает себя ответственным за события семейной жизни, в семейных проблемах обвиняет не супруга, а преж­де всего самого себя, стремится изменить себя. Такой чело­век считает себя в силах контролировать свои неформаль­ные отношения с другими людьми, вызывать к себе уваже­ние, симпатию, активно формировать свой круг общения. Интернал считает себя во многом ответственным и за свое здоровье. В болезни обвиняет самого себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий, а не от врачей. Таким образом, интерналу присуща активная жиз­ненная позиция, независимость и ответственность за себя. Люди-экстерналы, напротив, чаще пассивны, пессимистич­ны, чувствуют, что от них ничего не зависит, все зависит от обстоятельств, а они — «пешки» в этой жизни, и даже свои успехи, достижения и радости приписывают внешним об­стоятельствам, везению, счастливой судьбе или помощи дру-

гих людей. Человек типа «интервал» чаще в жизни «победи­тель», экстернал — «побежденный», у них различные жиз­ненные сценарии, различное отношение к себе и другим людям.

9.10. Адаптивность человека и

фундаментальная типология индивидуальности

Судьба человека во многом определяется уровнем его адап­тивности — врожденной и приобретенной способности к приспо­соблению ко всему многообразию жизни при любых условиях. Есть высоко-, средне- и низкоадаптивные люди. Врожденные основы адаптивности — это инстинкты, темперамент, консти­туция тела, эмоции, врожденные задатки интеллекта и способ­ностей, внешние данные и физическое состояние организма. Уровень адаптивности повышается или понижается под воздей­ствием воспитания, обучения, условий и образа жизни.

Адаптированность — уровень фактического приспособления человека, уровень его социального статуса и самоощущения, удовлетворенности или неудовлетворенности собой и своей жиз­нью. Человек может быть гармоничен и адаптирован либо дис­гармоничен и дезадаптирован. Дезадаптация — всегда психосо­матическая (и души, и тела) и протекает в трех формах: невро­тической (неврозы), агрессивно-протестной и капитулятивно-де-прессивной (психосоматические заболевания и напушения пове­дения).

Адаптивность человека обеспечивается эволюционно отобран­ными целесообразными врожденными особенностями его нату­ры. Первой составляющей натуры человека, обеспечивающей адаптивность, являются инстинкты. Согласно концепции В. И. Гарбузова, можно выделить семь инстинктов: самосохранения, продолжения рода, альтруистический, исследования, домини­рования, свободы и сохранения достоинства. Инстинкты груп­пируются в диады: диада А включает в себя инстинкты самосох­ранения и продолжения рода, и она — базовая, обеспечивающая физическое выживание особи и вида. Диада Б включает в себя исследовательский инстинкт и инстинкт свободы, она обеспечи­вает первичную специализацию человека. И наконец, диада В включает в себя инстинкты доминирования и сохранения досто­инства и обеспечивает самоутверждение, самосохранение чело­века в психосоциальном аспекте. Все вместе эти три диады в самом общем виде обеспечивают адаптацию человека в реаль­ной жизни. Инстинкт альтруизма социализирует эгоцентричес­кую сущность всех остальных инстинктов.

Обычно в норме у человека один или несколько инстинкто! доминируют, остальные же выражены слабее, но полноценно влияют на личностные тенденции. Однако в силу определенных биологических и социальных факторов доминирование одного или нескольких инстинктов может быть чрезмерным до патоло­гии, а звучание остальных может оказаться подавленным вплоть до атрофии, и тогда речь идет об инстинктопатиях. Инстинкто-патии приводят к конфликтным межличностным отношениям между их носителями и индивидами с нормальным доминиро­ванием того или иного инстинкта. Между инстинктопатиями и психопатиями существует тесная связь: так, при истероидной психопатии имеет место гипердоминирование инстинктов сво­боды, самосохранения и атрофия инстинктов альтруизма, про­должения рода.

В зависимости от доминирования того или иного инстинкта вытекает первичная фундаментальная типология индивидуаль­ности. Каждый человек принадлежит к одному из семи типов,: I — «эгоф ильному», II — «генофильному» (от латин. genus — род), III — «альтруистическому», IV — «исследовательскому», V — «доминантному», VI — «либертофильному» (от латин. Hbertas — свобода), VII — «дигнитофильному» (от латин. (dignitas — дос­тоинство). Приведем краткие личностные характеристики в рам­ках данной типологии.

I. Эгофильный тип. С раннего детства у человека этого типа проявляется склонность к повышенной осторожности, ребенок не отпускает мать от себя ни на миг, боится темноты, высоты, воды и т. п., нетерпим к боли (отказы от лечения зубов, от посе­щения врачей и т. п.); на базе этого типа формируется личность с выраженной эгоцентричностью, тревожной мнительностью, склонностью при неблагоприятных обстоятельствах к навязчи­вым страхам, фобиям или истерическим реакциям. Это люди, для которых «безопасность и здоровье — превыше всего!», а их кредо: «Жизнь одна и больше не будет». Эволюционная целесо­образность наличия данного типа заключается в том, что его носители, сохраняя себя, являются хранителями генофонда рода, племени. Для «эгофильного типа» характерны следующие веду­щие качества: 1) эгоцентричность; 2) консерватизм; 3) готовность поступиться социальными потребностями ради собственной бе­зопасности; 4) отрицание риска; 5) тревожность в отношении своего здоровья и благополучия.

П. Генофильный тип. Для него характерна своеобразная разновидность эгоцентризма, когда «Я» замещается понятием «Мы» (под «Мы» подразумевается семья) вплоть до отрицания

Диада В
Инстинкт доминиро­вания V Инстинкт сохранения достоинства VII

Рис. 5. 4. Схема инстинктов

«Я». Ценности, цели, жизненный замысел подчинены одному — интересам детей, семьи. Уже в детстве интересы этого типа лю­дей фиксированы на семье, и такой ребенок спокоен только тог­да, когда отец и мать вернулись с работы, вся семья в сборе, все здоровы и у всех хорошее настроение. Он обостренно чувствует разлад в семье, и в этом случае у него возникает депрессивная невротическая реакция с энурезом и т. п. Это люди, которые ценят «интересы семьи превыше всего», а их кредо: «Мой дом — моя крепость». Эволюционная целесообразность наличия дан­ного типа заключается в том, что его носители — хранители се­мьи, хранители генофонда рода, хранители жизни. «Генофиль-ному типу» присущи ведущие качества: 1) сверхлюбовь к своим детям; 2) семейственность; 3) сверхзабота о безопасности и здо­ровье своих детей; 4) тенденция к отрицанию своего «Я» в пользу «Мы» (семьи); 5) сверхтревожность относительно будущего сво­их детей.

III. Альтруистический тип. Для людей этого типа характер­ны доброта, эмпатия, заботливость к близким, особенно к по­жилым, они способны отдать другим последнее, даже необхо­димое самим. Они убеждены, что не может быть хорошо всем, если плохо кому-то одному, а их кредо: «Доброта спасет мир, доброта превыше всего». И они эволюционно хранители добро­ты, мира, хранители жизни. Для «альтруистического типа» ха­рактерны ведущие качества: 1) доброта; 2) сопереживание, по-

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...