Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Библиотечно-информационное обслуживание пользователей




В библиотеках района применяются различные формы информационно – библиографического обслуживания. Важное место занимает индивидуальное и групповое информирование пользователей. Для этого используются все имеющиеся информационные ресурсы, традиционные и компьютерные технологии; ведутся картотеки абонентов индивидуальной и групповой информации.

В течение года по запросам читателей, в целом по библиотеке, было выполнено 816 справок. При выполнении справок источниками были: электронный каталог, карточные каталоги и картотеки, энциклопедии и справочники, Интернет.

Выдано справок Всего по району ЦБ Библиотеки района
Тематических 609 228 381
Фактографических 108 45 63
Уточняющих 90 32 58
Адресно-библиографических 9 7 2
Всего 816 312 504

Организуя обслуживание пользователей, библиотекари сочетают уже имеющиеся информационные материалы с новыми образовательными ресурсами.

Массовое библиографическое информирование служит одним из средств пропаганды литературы, поступающей в фонд библиотеки. В библиотеках ЦБС были организованы выставки и открытые просмотры новых поступлений, цель которых – ознакомить читателей с различными изданиями, поступившими в библиотеки за определенный период времени: «Алтайские писатели  на книжной полке» (Беловская), «Новые имена – новое чтение» (Боровлянская).

С целью рекламы книги во всех библиотеках (по мере поступления новых книг) проходят Дни новой книги. Но при подготовке этого Дня библиотекари сталкиваются с трудностями в связи с малочисленным поступлением новой литературы. Дни информации проводятся не только по новым книгам, чаще всего сельские библиотекари делают их тематическими, например День информации «Спорту час – здоровью годы» (Горновская), «Для любителей овощеводов и садоводов» (Новоеловская), «Библиотека и наш край» (Ельцовская).

С целью оперативного удовлетворения информационных потребностей пользователей библиотечные специалисты обращаются к ресурсам Интернета. Его использование позволяет выполнять традиционные библиографические запросы читателей на более качественном уровне. Информирование читателей проводится и посредством сайта библиотеки. Сайт Троицкой модельной библиотеки включает в себя традиционные рубрики, содержащие информацию о библиотеках в целом (историческую справку, правила пользования, предоставляемые услуги т.д.). Следующие обязательные разделы сайта – информация о ресурсах библиотеки. Помимо информации о библиотеках и ее ресурсах, весьма ценной является информация о ссылках на наиболее богатые в информационном отношении источники с других серверов. Размещая на своей странице ссылки на авторитетные источники информации, библиотека приобретает статус информационного посредника, т.к. задачей информационного обслуживания становится предоставление доступа к удаленным документам.

Эпизодическое библиографическое информирование осуществляется в форме устных обзоров и других сообщений и нередко является составной частью массовых и групповых мероприятий библиотеки.

На групповой информации в ЦБ состоит - 7; в сельских библиотеках -12; ДБ - 2. Абоненты: педагогические работники, социальные работники, работники культуры, фермеры, воспитатели д/садов, медицинские работники, работники сельских администраций, специалисты с/ хозяйства, торговые работники, студенты, учащиеся.

Темы разнообразны: «За здоровый образ жизни», «Есть много профессий...», «Ваши права». Для пенсионеров: «Ваш приусадебный сад», «Как сохранить душевное здоровье детей», «Социальная защита для пенсионеров».

На индивидуальном информировании состоит 41 читатель. Индивидуальная работа ведется с учетом личностных особенностей каждого читателя. Наша задача, чтобы читатель взял именно «свою» книгу, то есть доступную ему по уровню культуры чтения, соответствующую его интересам и реальным потребностям. Проводились библиографические обзоры, которые сочетали в себе элементы беседы, консультации и планы чтения: «Книги, которые советую прочитать» (Хайрюзовская), «Цветы  на подоконнике» (Новоеловская).

День информации в Боровлянской библиотеке «О кандидатах в Президенты».

Немаловажной функцией библиотеки является предоставление пользователям образовательных услуг. Цель – помочь читателю овладеть способами поиска, переработки и усвоения информации, техниками интеллектуального труда и организации процесса самообразования. Для этого было проведено 85библиотечных уроков. Тематика разнообразная: знакомство с библиотекой, структура книги, выбор книги, как читать книгу, книги и их создатели, как пользоваться каталогами и картотеками, что такое периодические и справочные издания: «Умеете ли Вы читать?», «Книга и компьютер. Ресурсы Интернет» (Троицкая модельная библиотека), «Структура книги» (Пролетарская), «Библиотека – открытый мир идей» (Беловская), «Добрый мир любимых книг» (Зеленополянская),  «Методы самостоятельной работы с энциклопедией и словарём» (Хайрюзовская), «Знают книги эти обо всем на свете» (Боровлянская).

Большое внимание библиотечным урокам уделяется детской библиотекой. В 8-х классах ТСОШ №1 прошел библиотечный урок "Страна - словария". Ребята познакомились с самой нужной и важной в старших классах литературой - справочной литературой - энциклопедиями, словарями, справочниками. Ребята узнали историю создания справочной литературы в мире и России, виртуально побывали в читальном зале Троицкой детской библиотеки и увидели словари и справочники, которые там находятся. Также самостоятельно поработали со справочной литературой и нашли все заданные слова.

В стенах детской библиотеки прошли экскурсии первоклассников "Знакомьтесь: здесь живут книги". Был приготовлен рассказ об истории библиотеке, о том, как появилась книга. Сделали обзор необычных книг, дети узнали как правильно вести себя в библиотеке, как обращаться с книгой и поиграли и в богатырей, и в обезьянок. Детям понравилось в библиотеке и все ушли с книгами. В 6 классах ТСОШ № 1 для ребят прошел библиогид "Тысяча мудрых страниц". Учащиеся узнали о справочной литературе, которая им необходима для дальнейшего пользования в процессе всего учебного года. Ребята с интересом отгадывали интересные загадки. Ведь не зря древние говорили "Мудр не тот, кто знает много, а тот, кто знает нужное".

Библиография в России прошла долгий и сложный путь развития. Она возникла в связи появлением и распространением рукописных книг и является помощником при выборе литературы, написании рефератов и докладов. И чтобы помочь развить у четвероклассников любознательность 14 сентября в школе №2 в 4 "А" классе прошел День библиографии "Весь мир от "А" до "Я" откроет книжная страна", организованный детской библиотекой. Сначала дети увидели музыкальную презентацию и многообразии детских энциклопедий и словарей. Из рассказа библиотекаря узнали об истории создания энциклопедии "Что такое Кто такой", "Большой советской энциклопедии", "Я познаю мир", побывали на экскурсии (виртуально, конечно) в г. Славгороде, в модельной библиотеке, узнали историю написания самых знаменитых толковых словарей В. Даля и Д. Ожегова. А по окончании путешествия в страну библиографию дети получили в подарок книжные закладки и наказ - заглядывать в эти полезные книги.

Традиционно библиотеки района проводят экскурсии для читателей. В ЦБ обычно приглашают учеников 9 – 10 классов ТСШ№1 и 2. Для них проводится день открытых дверей «В мир знания через библиотеку».

Делая выводы о работе библиотек ЦБС по справочно-библиографическому и информационному обслуживанию, следует отметить, что сельские библиотеки при книжном фонде, мало соответствующем современным запросам, отсутствии интернета в большинстве библиотек,  старались полноценно предоставлять читателям информационно-библиографические услуги.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...