Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История развития третейских судов в России.




Развитие третейского разбирательства в нашей стране имеет продолжительную историю. Прообраз современных третейских судов встречается в летописях XII века. Как утверждал А.И. Вицин, "все писатели единогласно повторяют, что суд посредников, частных лиц, предшествовал суду общественной власти" и "третейский суд - первобытная форма суда, общая многим народам". Таким образом, есть основания полагать, что третейское разбирательство существовало на Руси и до XII века, до становления государства, однако документальных подтверждений этого не найдено. Летописи достоверно подтверждают существование этого вида судов уже в XIV в. (Ипатьевская летопись 1169 г. рассказывающая о споре Великого князя с удельным князем, рассмотренном по правилам третейского разбирательства с участием доверенных с обеих сторон). Следующее упоминание разбирательства при посредниках встречается в договорной грамоте Великого князя Дмитрия Ивановича Донского с князем Серпуховским Владимиром Андреевичем Храбрым 1362 г., где имеется следующая запись: "А чего я буду искать на твоих бояр, или чего ты будешь искать на моих бояр, мы пошлем каждый по боярину, они и будут судить, а если их голоса разделятся, то рассудит их третий, кого они изберут". Следует иметь в виду, что разбирательство через "третей" должно было стать оптимальным для управляющего сословия в период раздробленности Древней Руси, при ее постоянных междоусобицах. В то же время для простых сословий стимулом обращаться к суду через посредников были высокие пошлины государственных судов.[1]

Со времен царя Ивана IV (с середины XVI века) институт третейского судопроизводства пользовался официальной государственной охраной и поддержкой.[2]

А в Соборном Уложении 1649 г. была законодательно закреплена сила третейского решения, и каждому предоставлялось право обратиться в третейский суд по обоюдному соглашению с другой стороной. Во второй половине XVII века институт третейского суда вошел в состав общего российского законодательства.

Далее поиски эффективного механизма альтернативного разрешения споров, который позволил бы разгрузить государственную судебную систему, велись в России юристами на протяжении почти двух веков. Об этом красноречиво свидетельствует тот факт, что только в период с 1734 по 1831 гг. в России было принято более 20 законодательных актов, регламентирующих возможность рассмотрения и разрешения споров по справедливости и принятым обычаям в третейских судах, процедуру их создания и порядок функционирования.

Хотя такое большое количество различных нормативных актов, регламентирующих третейское судопроизводство в России XVII-XIX веков, и базировалось на статье Соборного Уложения "О третейском суде" 1649 г., однако пользоваться ими на практике было крайне затруднительно. Разрозненность и противоречивость этих источников создавали много трудностей как для обращающихся в третейский суд, так и для самих третейских судей, а также и для государственных органов, осуществляющих принудительное исполнение их решений.[3]

15 апреля 1831 г. императором Николаем I было утверждено Положение о Третейском суде. Данное Положение отменяло практически все предыдущие нормативные акты, регламентирующие создание и деятельность третейских судов, и становилось общим законом об этих учреждениях. С этого времени и до судебной реформы 1864 г. в России существовали так называемые узаконенные третейские суды, предназначавшиеся для рассмотрения споров между членами товариществ, по делам акционерных компаний и т.п. (по существу корпоративные споры). Судам предписывалось руководствоваться правилами и обычаями, принятыми в коммерции. Истец и ответчик самостоятельно определяли, на основании чего (какого конкретно договора, обычая и т.п.) посредники должны разрешать их конфликт. В противном случае он разрешался третейскими судьями на основании закона. Если одна из сторон уклонялась от выбора посредника, то он назначался представителями судебной власти. Как правило, в посредники назначались канцелярские чиновники правительственного суда, которые не могли отказаться от этой повинности[4]. Наряду с узаконенным третейским судом существовал и добровольный. Отличие добровольного третейского суда от узаконенного было в том, что он устанавливался добровольно по усмотрению сторон, и его решение было окончательным и обжалованию не подлежало.

Положение о Третейском суде 1831 г. было включено целиком в Свод Законов Российской Империи издания 1833 г. и переиздано с некоторыми дополнениями в 1842 и 1857 гг. Судебной реформой 1864 г. узаконенный третейский суд законодательно был отменен, но фактически он перестал существовать еще раньше.

Кажущееся упрощение и либерализация законодательства о третейских судах не привела однако к их развитию. По свидетельству компетентных ученых, в конце XIX и начале XX веков в России существовало очень мало третейских судов.

В Советский период третейское разбирательство не получало достаточного развития, но и не осталось без внимания. Правовая и процессуальная основа прошла весьма необыкновенный путь. Синхронно существовали третейские и государственные судебные органы. Особенно четко это проявляется в период военного коммунизма и при переходе к НЭПу. Декрет о суде. Первоначально проект декрета был разработан М.Ю. Козловским. и П.И. Стучкой на заседании СНК РСФСР 16 ноября 1917 года было принято решение о создании комиссии для рассмотрения проекта декрета. После чего декрет должен был рассматриваться ВЦИК, однако, поскольку отдельные его пункты вызывали несогласие левых эсеров,то большевики во главе с Лениным заблокировали и не допустили полноценного рассмотрения проекта декрета ВЦИК, а декрет был утверждён непосредственно Совнаркомом 22 ноября 1917 г. «Декрет провозгласил упразднение всех существовавших в России до его принятия судебных учреждений как-то: окружные суды, судебные палаты и Правительствующий сенат со всеми департаментами, военные и морские суды всех наименований, а также коммерческие суды. Согласно данному закону предоставлялась возможность заинтересованным лицам обращаться в третейский суд для разрешения споров по гражданским и частноуголовным делам. 16 февраля 1918 года Декретом ВЦИК был урегулирован порядок деятельности третейского суда. В соответствии с п. 1. «Все споры по гражданским делам, за исключением лишь дел, подсудных специальным судам или иным установлениям, на основании законов о трудовом договоре и о социальном страховании, а также все частноуголовные дела, по которым налагается наказание лишь по требованию жалобщика или потерпевшего (как-то: по делам о личном оскорблении и т.п.), могут быть передаваемы сторонами на разрешение третейского суда». В данном документе по усмотрению сторон указан порядок образования третейского суда. Третейский суд образуется, по

усмотрению сторон, в составе одного посредника или одинакового числа членов третейского суда с каждой стороны и одного посредника, избранного последними. Соглашение сторон о решении дела третейским судом излагается в третейской записи, на которой подписи должны быть засвидетельствованы. Так же предусмотрена возможность исполнения решения в принудительном порядке, обозначения сторон, предмета спора и срока окончания дела в третейской записи, оговорены случаи уплаты государственной пошлины и др. Законодательство не допускало возможности передачи третейскому суду тех споров, которые могут возникнуть в будущем[5]. 23 августа 1922 г. была учреждены арбитражные комиссии при товарных биржах, деятельность которых регулировалась Постановлением Совета труда и обороны РСФСР «О товарных биржах». В соответствии с ст.10 документа, для осуществления стоящих перед ними задач Товарные Биржи в лице органов своего управления имеют право организовать биржевые собрания с обычными их функциями, учреждать и замещать должности биржевых сотрудников, как то: маклеров, нотариусов, …, арбитражные с правами третейского суда и иные специальные комиссии, консультационные и справочные бюро, издавать правила биржевой торговли, …, устанавливать и взимать плату за посещение биржевых собраний и за пользование торговым аппаратом биржи, штрафы и пени за нарушение устава и правил для биржевых собраний, облагать вступительными и членскими взносами Биржи и денежными сборами совершаемые на Бирже торговые сделки, издавать биржевые бюллетени, справочники и указатели[6]. Биржевой Комитет выбирается общим собранием членов по простому большинству голосов... Комвнуторгу предоставляется право особыми постановлениями по отношению к каждой Бирже определять, какое количество членов Биржевого Комитета должно быть избрано из числа членов Биржи, представляющих государственную, кооперативную или частную торговлю. 9 ноября 1922 года ВЦИК принял постановление «О введении в действие кодекса законов «О труде Р.С.Ф.С.Р.»», где в разделе XVI «Об органах по разрешению конфликтов и рассмотрению дел по нарушению законов о труде», предусмотрено, что дела по нарушению законов о труде, а также все споры, возникающие на почве применения наемного труда, разрешаются в порядке примирительного разбирательства в расценочно-конфликтных комиссиях, примирительных камерах и третейских судах, организуемых на началах паритетного представительства сторон[7]. В третейский суд передаются по обоюдному согласию сторон дела. При конфликтах в государственных учреждениях и предприятиях органы Народного Комиссариата Труда, по требованию профессиональных союзов, организуют третейские суды, причем принятие таковых для государственных предприятий или учреждений является обязательным. В случаях острых конфликтов, угрожающих безопасности государства, третейский суд может быть назначен по особому постановлению высших государственных органов (Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, Совета Народных Комиссаров и Совета Труда и Обороны). В третейских судах могут разбираться: а) все споры по заключению, выполнению, толкованию и изменению коллективных договоров или тарифных соглашений; б) все споры, возникающие между сторонами по трудовому договору, в том случае, если стороны дают на это разбирательство свое согласие, за исключением споров, предусмотренных в первой части ст. 109. В третейский суд предаются дела по обоюдному согласию сторон, как рассмотренные примирительной камерой, так и не рассмотренные ею. При конфликте в государственных учреждениях и предприятиях органы Народного Комиссариата Труда, по требованию профессиональных союзов, организуют третейские суды, причем принятие таковых для государственных предприятий или учреждений является обязательным. В случае острых конфликтов, угрожающих безопасности государства, третейский суд может быть назначен по особому постановлению высших государственных органов (Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета, Совета Народных Комиссаров и Совета Труда и Обороны). По отношению к рабочим, решение третейского суда проводится профессиональным союзом. СНК РСФСР от 23 марта 1923 года принял «Положение о примирительных камерах и третейских судах», которое регулировало отношения возникающее на почве наемного труда (конкретно указано в ст. ст. 169 ч. 2 и 170 Кодекса Законов о Труде, изд. 1922 г.). В связи с этим при Народном Комиссариате Труда и его местных органах создаются примирительные камеры и третейские суды. Передача конфликтов в примирительную камеру производится по соглашению сторон заявлением в Народный Комиссариат Труда или его местные органы. Указывалось, что в случаях обнаружения уголовных деяний в ходе рассмотрения дел, такие дела выделяются и передаются в соответствующий суд. При отсутствии соглашения в примирительной камере, дело может быть передано, если обе стороны на то согласны, в третейский суд, который организуется на основании третейской записи, составленной соответствующими органами Народного Комиссариата Труда и подписанной сторонами, с обязательством подчиниться решению третейского суда. В соответствии с данным положением, председатель третейского суда избирается по соглашению сторон, а в случаях, предусмотренных ст. 171 Кодекса Законов о Труде, изд. 1922 г., при отсутствии соглашения сторон, назначается органом Народного Комиссариата Труда. В состав третейского суда входит суперарбитр (председатель) и по равному количеству представителей от каждой стороны. Соглашения примирительных камер имеют силу договора, за нарушение коего наниматели караются по ст. 133 Уголовного Кодекса Р.С.Ф.С.Р. Содержание технического аппарата третейских судов производится по счетам Народного Комиссариата Труда.[8] 16 октября 1924 года было принято Приложение № 3 «Положения о третейском суде» к Гражданскому процессуальному кодексу РСФСР, где было указано, что третейский суд организуется по особому, всякий раз соглашению всех участников спора, разбирательство дел в третейских судах производится бесплатно, граждане могут передать любой возникший между ними спор на рассмотрение третейского суда, за исключением споров, вытекающих из трудовых и семейных отношений, так содержит в себе на указания членов которые не могут быть третейскими судьями, оговорено содержание договора о передаче спора на рассмотрение, производство третейского суда после окончания рассмотрения дела передается для хранения в районный (городской) народный суд, в районе которого происходил третейский суд и др. 2 октября 1925 года утверждено ЦИК СССР и СНК СССР «Положение о товарных и фондовых биржах и фондовых отделах при товарных биржах». Допускается создание при биржах институционного арбитража, правовая природа которого была, однако, спорной. На протяжении всего времени существования арбитражных комиссий государство пыталось упорядочить их деятельность, используя различные приемы. Проявлялось это, в частности, в попытках контролировать деятельность арбитражных комиссий со стороны государственных судебных органов.

При разрешении споров арбитражные комиссии руководствуются действующими законами, биржевыми правилами и торговой практикой. 28 мая 1932 года Совет народных комиссаров СССР утвердил Устав Всесоюзной торговой палаты (ВТП). Всесоюзная торговая палата общественная организация, основанная на добровольном членстве и действующая на основе устава (постановление ЦИК и СНК СССР от 17 июня 1932, СЗ СССР, 1932, № 48, ст. 281) для разрешения в порядке арбитражного разбирательства споров, возникающих из сделок по внешней торговле, в частности споров между иностранными фирмами и советскими хозяйственными организациями.[9] Популярность ВТАК благодаря высококвалифицированному составу арбитров, тщательному обоснованию решений и т.д. постоянно растет. До создания ВТАК внешнеторговые споры в арбитражных органах имеющих негосударственный характер, урегулированы не были. 31 августа 1960 г. государственным арбитражем при Совете Министров в соответствии с Постановлением от 23 июля 1959 г. утверждены «Временные правила рассмотрения хозяйственных споров третейским судом». Данное постановление регулировало споры, возникающие между предприятиями и организациями, а так же отражена договорная подведомственность при рассмотрении споров между предприятиями, т.е. по обоюдному решению осуществлялся выбор сторонами третейского суда, который закрепляется в третейском соглашении. Законом «Об утверждении основ гражданского судопроизводства Союза ССР и Союзных Республик» от 8.12.1961 г. предусмотрен факт рассмотрения гражданских дел третейскими судами, а так же их деятельность. 30 декабря 1975 г. Утверждено постановлением Госарбитража при Совете Министров СССР «Положение о третейском суде для разрешения хозяйственных споров между объединениями, предприятиями, организациями и учреждениями» № 121. Согласно названному положению хозяйственные споры между хозяйствующими субъектами могли передаваться на разрешение третейских судов в соответствии с взаимным соглашением. Но обязательным условия являлось урегулирование спора в претензионном порядке. Так же, положение регулирует порядок рассмотрения хозяйственных споров третейским судом, создаваемым для рассмотрения конкретного дела, и порядок исполнения решений постоянно действующих третейских судов (кроме третейских судов, порядок деятельности которых установлен законодательством СССР и республик)[10].

В связи с изложенным, можно сделать вывод о том, что практически 60-летняя история ведомственных и государственных арбитражей свидетельствуют о том, что характер рассматриваемых споров позволял конфликтующим сторонам определять свой выбор обращения за примирением в третейский суд, минуя государственную систему судопроизводства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...