Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Словарь основных терминов и понятий




по курсу «Древнерусская литература и культура»

АБСТРАКТНЫЙ ПСИХОЛОГИЗМ – способ изображения человека в древнерусской литературе конца XIV – начала XV веков, свойственный экспрессивно-эмоциональному стилю. В центре внимания – отдельные психологические состояния человека, его чувства, эмоциональные отклики на события внешнего мира. Но они еще не объединяются в характеры. Индивидуальность человека по-прежнему ограничена прямолинейным отнесением ее в одну из двух категорий — добрых или злых, положительных или отрицательных.

АГИОГРАФ – автор (составитель) жития святого.

АГИОГРАФИЯ – 1) Вид церковно-биографической литературы, жизнеописания святых. Включает в себя собственно жития, патериковые рассказы, похвальные слова святым. 2) изучение жития святых, богословских и историко-церковных аспектов святости.

АПОКРИФ – (от греч. anokpufos – тайный, сокровенный) сочинения о персонажах и событиях библейской истории, не вошедшие в официальные иудейский и христианский церковные каноны. Эта религиозно-легендарная литература первоначально предназначалась для посвященных, знающих книжников. Впоследствии А. получили название “отреченных” и вносились в специальные перечни-индексы “отреченных книг”, не допускаемых церковными властями к чтению и распространению в среде правоверных иудеев и христиан.

БАРОККО – художественная система, направление, стиль в искусстве. Общее явление культуры большинства европейских стран XVII-XVIII вв., барокко, как стиль, охватил все области пластических искусств (архитектуру, скульптуру, живопись) и литературу, художественную теорию, музыку (рождение оперы), театр и зрелищные формы праздника. Для барокко в целом характерны пышность, зрелищность, внимание к телесному началу, роскошь, обилие и вычурность деталей, ансамблевый принцип решений. Литературе барокко свойственны демонстрация учености, любовь к эмблематике, тяготение к избыточности языковых средств, стремление объединять в метафоре далекие и несхожие между собой понятия, усложненный интеллектуализм.

БИБЛИЯ – обширное собрание книг разного происхождения и содержания (слово «Библия» происходит от греч. βιβλία «книги»). Делится на два отдела: Ветхий завет и Новый завет. Ветхий завет состоит из 48 книг, написанных в период от XI в. до н. э. до I в. н. э. в основном на древнееврейском языке. Из этого числа книг 39 входили в канон древнего иудаизма, остальные читались и переписывались, но не рассматривались как священные тексты. По содержанию они делятся на историко-юридические (Пятикнижие Моисея, книга Иисуса Навина, книги Царств, Судей, Руфь, Паралипоменон), поэтическо-литургические (Псалтирь, Екклисиаст, Песнь песней, Притчи и др.) и пророческие (пророков Исайи, Иеремии, Даниила, Ионы и др.). В III в. до н. э. в Александрии был изготовлен перевод главнейших ветхозаветных книг на древнегреческий язык, с возникновением христианства он был включен в формировавшийся христианский канон. Книги Нового завета возникли на греческом языке в I-II вв. н. э., их общее число 27. По содержанию они делятся на четыре Евангелия, в которых описывается земная жизнь Христа, книгу «Деяния апостолов», в которой описывается деятельность учеников Иисуса Христа по распространению христианства, Послания апостолов т. е. сочинения в форме писем по разным вопросам христианского вероучения, книгу «Откровение Иоанна Богослова» (Апокалипсис), в которой пророчески и символически изображен конец света.

БЛАГОВЕРНЫЙ – категория святых подвижников (лик святости), к которой причислялись византийские императоры и русские князья, прославившиеся своими заслугами перед церковью.

БОГОЛЮБЦЫ («ревнители древнего благочестия») – церковно-духовное движение середины XVII века. Истоки движения состояли в том, что изменения, произошедшие в жизни русского общества на рубеже веков, привели и к расколу русской культуры на два течения. С одной стороны это был епископат и богатые монастыри (в крепостной зависимости от которых находилось в то время восемь процентов населения Руси), которые поддерживали власть, а, соответственно, свои имущественные интересы. С другой - это были приходской клир и белое духовенство (т. е. рядовые священнослужители), которые по своему имущественному цензу и образу жизни мало чем отличались от посадских мужиков и крестьян. Именно это течение, получившее название «боголюбства», возглавляли протопопы - царский духовник Степан Вонифатьев, Иван Неронов, Аввакум. К этому кружку «боголюбцев» и «ревнителей благочестия» принадлежал поначалу и патриарх Никон. «Боголюбцы» понимали, что после Смуты русская культура распалась на несколько течений, независимых друг от друга или даже прямо враждебных одно другому. Они стремились достичь единства культуры (разумеется, в рамках православия), приобщить к ней низы общества. Они не звали в монастыри и в скиты, «боголюбцы» предлагали «спасаться в миру», заводили школы и богадельни, проповедовали на улицах и площадях. Всякие иноземные веяния казались людям типа Ивана Неронова и Аввакума опасными для национального единства. Поэтому они недоверчиво относились даже к единоверным (православным же) грекам, белорусам и украинцам, утверждая, что под властью поляков и турок невозможно сохранить чистоту веры. Видя в Руси последний оплот православия, отождествляя культуру и веру, «боголюбцы» ратовали за оцерковление всего русского быта (упорядочение литургии, т. е. церковной службы, составляло предмет их особых забот).

БОГОМИЛЫ - одно из крупнейших религиозно-социальных еретических движений X-XIV вв., которое появилось на Балканах (Болгария). В основе религиозно-философского учения богомилов лежало представление о двойственности мира, о постоянной борьбе в нем доброго и злого начал. Они были умеренными дуалистами, т. к. считали, что добро победит зло (Сатана будет уничтожен). Земной мир и тело человека богомилы объявляли созданием дьявола. Они не признавали христианскую церковь и ее служителей, символы, обряды и таинства, поскольку считали, что все это дело рук Сатаны.

БЫТОВАЯ ПОВЕСТЬ – как новый самостоятельный жанр древнерусской литературы появляется во 2-й половине XVII в. Элементы этого жанра уже присутствовали в агиографических произведениях к. XV — XVI в., таких, как житийная «Повесть о Петре и Февронии», «Повести о Луке Колочском». В 1-й пол. XVII в. житие начинает трансформироваться в бытовую повесть. Таково, например, «Житие Улиании Осорьиной». Изображает социальные отношения в обществе, ее предметом становится индивидуальная судьба человека, выбор им своего жизненного пути, осознание своего личного места в жизни. Уже не так однозначно, как раньше, решается вопрос об авторском отношении к описываемым событиям: голос автора явно уступает место сюжету как таковому, а читателю предоставляется самому сделать вывод из этого сюжета. Бытовые повести отвечали запросам появившегося в XVII в. нового читателя из посадской купеческой среды, мелких служащих. Авторы бытовой повести отказывались от этикетности, символико-аллегорической образности, присущей литературе средневековой. Наиболее значительные бытовые повести – «Повесть о Горе-Злочастии», «Повесть о Савве Грудцыне», «Повесть о Фроле Скобееве».

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ – см. Библия.

ВИДЕНИЕ – повествовательно-дидактический жанр средневековой литературы. Сюжет его излагается от имени лица (визионера), которому он открылся в сновидении, галлюцинации или летаргическом сне. Визионер должен воспринимать содержание видения и ассоциировать это содержание с чувственными образами. Чаще всего во сне является святой (один или несколько), дает наказ (ставит условие). Пример – «Повесть о видении некоему мужу духовну» протопопа Терентия.

ВИРШИ (от латинского versus - стих, польское - wiersz) – один из видов тонического стиха – духовного, а затем и светского, содержания, развивавшийся на Украине с конца XVI до начала XVIII в., а затем перешедший и в русскую литературу (конец XVII-XVIII в.). Все стихи носили тогда общее название виршей (или вершей); вирша — это двустишие, скрепленное рифмой. В XVII в. под влиянием польского силлабического стиха вирши приняли силлабический характер.

ДВОЕСТРОЧНОЕ СОГЛАСИЕ («относительный силлабизм») – система книжного стиха, допускающая колебания слоговой длины строк. Как и в раёшном стихе, выдерживалась интонационная и синтаксическая завершенность каждой строки, строки обязательно связывались созвучиями (рифмами). Но, в отличие от богатой раёшной рифмы, в «двоестрочном согласии» используется достаточная рифма, преимущественно глагольная и вообще суффиксально-флексивная, вполне корректными считались даже тавтологические созвучия. Так создавалась дистанция между «относительным силлабизмом» и комическим эффектом райка:

Каин со Авелем две церкви знаменуют,

Но из Адама два естества именуют,

Яже богу всесожженную жертву принесли,

За нь же молитвы свои к тому вознесли.

(И.А. Хворостинин. «Изложение на еретики-злохульники»)

В России такая форма стиха использовалась в первой четверти XVII в. И.А. Хворостининым.

ЕВАНГЕЛИЕ (греч. εὐαγγέλιον – «благая весть») – жизнеописание Иисуса Христа; книга, в которой рассказывается о его божественной природе, рождении, жизни, чудесах, смерти, воскресении и вознесении. Четыре канонических Евангелия входят в состав книг Нового Завета: Евангелия от Матфея, Марка, Луки и Иоанна.

ЕПИСКОП – церковный чин в христианской церкви, священнослужитель третьей – высшей – степени священства, представитель «черного» (монашествующего) духовенства. Главные правительственные степени епископа – патриарх, митрополит, архиепископ, экзарх.

ЕРЕСЬ – сознательное отклонение от общепринятого религиозного учения, предлагающее иной подход к религиозному учению; выделение из состава церкви новой общины. Известнейшие ереси в Русской Церкви были следующие: богомилов (в Х в.), волхвов (в XII в.), стригольников (в XIII в.), жидовствующих (в XV в.), Бакшина и Косого (в XVI в.), старообрядчество и раскол с его различными ветвями (в XVII в.), Тверитинова ересь, бегунов, хлыстов и др. (XVIII в.), скопцов, молокан, штундистов, пашковцев и др. (XVIII, XIX вв.).

ЖИДОВСТВУЮЩИЕ – новгородско-московское еретическое течение (см. ересь) XV в. Как и стригольники, отрицали церковную иерархию и обряды, некоторые подвергали критике догмат о Троице. Идеологами движения были священники Денис и Алексей.

ЖИТИЕ – жизнеописание человека, причисленного церковью к лику святых. Такие люди удостаивались церковного почитания и поминовения, составление жития являлось непременным условием канонизации, т. е. признания святости. Церковно-служебным назначением жития обусловливалось требование строгого соблюдения основных принципов жанра: герой жития должен был служить образцом подвижника во славу церкви, во всем походить на других святых. Традиционной была композиция жития: рассказ о детстве святого, избегающего игр с детьми, истово верующего, затем рассказ о его жизни с подвигами благочестия и творимыми чудесами, рассказ о кончине и о посмертных чудесах. По типу сюжетов жития могут быть разделены на две группы: жития-биографии, жития-мартирии.

ЖИТИЕ-БИОГРАФИЯ (житие-bios) – развернутое жизнеописание святого. Его составитель опирался на воспоминания (свои и чужие), на устные предания о житии святого.

ЖИТИЕ-МАРТИРИЙ – жизнеописание святого-мученика. рассказывалось о смерти святых, пострадавших за приверженность христианству. Это могли быть первые христиане, замученные и казненные римскими императорами, христиане, пострадавшие в странах и землях, где исповедовались иные религии, погибшие от рук язычников. В житиях-мартириях почти непременным сюжетным мотивом являлось подробное описание мучений, которым подвергают святого перед смертью, пытаясь заставить его отречься от христианских воззрений. В основание сюжетной схемы мартириев были положены «проконсульские акты» - протоколы допросов мучеников в Римской империи (отмечали имя подвижника, указывали дату его смерти и сообщали краткие сведения об обстоятельствах его казни).

ИЗБОРНИК – древнерусский рукописный сборник отдельных небольших произведений (в некоторых изборниках их число доходит до девятисот), связанных единством автора, иногда являющих собой род примитивной энциклопедии, подчас мозаики, состав которой обусловлен личными вкусами составителя (заказчика), наконец, даже объединенных совершенно произвольно, случайностью общего переплета.

ИЗВОД – редакция рукописного текста, имеющая орфографические и языковые различия, возникшие в процессе многократной переписки текста в определенной среде или местности.

ИНТЕРМЕДИЯ (от лат. intermedius – серединный, промежуточный) – музыкально-сценическое представление или вставной эпизод между частями более крупного основного спектакля. Интермедией может быть балет, маленькая опера, пантомима, маскарадное представление. Русская интермедия сложилась в XVII в. и подразумевала короткие «забавные игралища» (с музыкальными номерами) 2-3 «дурацких персон» между действиями основной драмы.

ИОСИФЛЯНЕ – представители церковно-политического течения в Русском государстве в конце XV – середине XVI веков, последователи игумена Волоколамского монастыря Иосифа Волоцкого, отстаивавшие консервативную позицию по отношению к группам и течениям, требовавшим реформирования официальной церкви. Отстаивали право монастырей на землевладение и владение имуществом в целях осуществления монастырями просветительской и благотворительной деятельности (в полемике с нестяжателями). На соборе 1504 г. иосифляне добились осуждения еретиков и расправы над ними. Иосифляне создали и затем поддерживали теорию о божественном происхождении царской власти, выдвинутую их идейным вождём Иосифом Волоцким. Иосифлянин Филофей создал теорию "Москва — третий Рим", сыгравшую важную роль в формировании официальной идеологии русского самодержавия. Из среды иосифлян вышли многие высшие церковные иерархи XVI в.

ИСПОВЕДНИК – категория святых подвижников (лик святости), к которой принадлежали те христианские святые, которые несли новую веру языческим племенам и народам. Некоторые из исповедников претерпели истязания, заключение в тюрьму или ссылку, но не пострадали как мученики. Многие из них повторили подвиг апостольского служения миру. К этой группе относят также тех, кто боролся за чистоту христианской веры с еретиками и раскольниками.

КАНОН - (от греч. χανών — прямая палка для измерений) устоявшиеся нормы, правила, традиции. 1) Канон в искусствеве – правила, определяющие нормы образа, композицию и т. д. 2) В церковном понимании – нормы, регламентирующие жизнь церкви; приняты в первые века христианства. 3) Канон библейский – совокупность книг Ветхого и Нового Завета, признанных церковью боговдохновенными (Священное Писание).

КАНОНИЗАЦИЯ – (от греч. Κανονίζω – определять, на основании правила узаконивать) акт причисления кого-либо к лику святых, церковное удостоверение причастности святого к Богу. Важнейшими основаниями для канонизации служат: 1) жизнь и подвиги святого; 2) дар чудотворения; 3) в некоторых случаях – нетление мощей.

КОНВОЛЮТ – сборник, составленный из разных произведений или рукописей (часто недатированных) и переплетённый в один том.

ЛЕТОПИСЬ – с XI до середины XVI в. – основной вид исторического повествования на Руси. Составлялись в монастырях, при дворах князей (а потом и царей), в канцеляриях митрополитов. По структуре своей древнерусские летописи представляли собой своды погодных статей (погодных записей), т. е. сообщений о произошедших в каждом году событий. В состав также летописей могли входить отрывки или целые тексты других произведений: жития, дидактические слова, документы и т.п.

ЛИК СВЯТОСТИ (Лики святости) – различные категории, на которые в православии принято разделять святых при их канонизации и в почитании в зависимости от трудов при жизни. Основные лики святости можно разделить на две группы: мученики и подвижники (равноапостольные, благоверные, преподобные, исповедники, святители, юродивые).

ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЭТИКЕТ – выбор писателем устойчивых характеристик житийного, воинского, некрологического характера к соответствующим ситуациям: князь молится перед выступлением в поход; враг всегда выступает «в силе тяжце»; битва всегда «жаркая», кровавая. Писатель рассказывает обо всем в подобающих церемониальных формах (например, принижает себя в начале повествования; в финале рассказа о князе или святом помещается похвальное слово герою, составленное из типовых характеристик). Князь, святые, воины изображаются в строго определенных положениях (князь: женитьба, принятие княжения, военный поход, смерть; святой: «особое» детство, борьба с искушениями, подвижнический подвиг, чудотворение, успение) со всеми присущими им атрибутами.

МИТРОПОЛИТ – церковный чин в православной церкви, титул епископа главного города, области или провинции. Священнослужитель третьей – высшей – степени священства, представитель «черного» (монашествующего) духовенства. В Русской Церкви митрополичий титул первоначально (в период иерархической зависимости от Константинопольского Престола) присваивался исключительно её предстоятелю – митрополиту Киевскому и всея Руси. В настоящее время в Русской Православной Церкви титул «митрополит» является почетным званием, следующим после титула «архиепископ».

МУЧЕНИК – древнейший лик святых, к которому причислялись все те, кто пострадал за Христа (замучен или казнен за свою принадлежность к христианству). Особую группу мучеников составляют страстотерпцы, принявшие смерть от единоверцев и прославляемые за непротивление. В Русской церкви особенно почитаются как страстотерпцы Борис и Глеб.

НЕСТЯЖАТЕЛИ – религиозно-политическое течение в русском государстве в конце XV – начале XVI вв. Проповедовали аскетизм, уход от мира; требовали отказа церкви от земельной собственности; выступали против казней раскаявшихся еретиков. Идеологи: Нил Сорский, Вассиан Косой, Вассиан Патрикеев и др. Против нестяжателей выступали иосифляне.

НОВЫЙ ЗАВЕТ – см. Библия.

ОТНОСИТЕЛЬНЫЙ СИЛЛАБИЗМ – см. двоестрочное согласие.

ПАЛЕЯ – памятник древнерусской литературы, в котором пересказываются с библейские книги. Известны ПАЛЕЯ ТОЛКОВАЯ (в ней содержание Библии излагается с полемическими, антииудейскими толкованиями, а также с многочисленными дополнениями и комментариями); ПАЛЕЯ ИСТОРИЧЕСКАЯ (излагает библейскую историю от сотворения мира до времени царя Давида, не содержит толкований и полемических отступлений); ПАЛЕЯ ХРОНОГРАФИЧЕСКАЯ (сочетает черты палеи и хронографа).

ПАЛИНДРОМОН (палиндром, перевертень) – слово или словосочетание, одинаково читающееся с начала и с конца (например: «А роза упала на лапу Азора»). В России вошло в моду в книжном стихотворстве XVII в.

ПАНЕГИРИК – ораторская речь хвалебного содержания.

ПАНЕГИРИЧЕСКИЙ СТИЛЬ – см. экспрессивно-эмоциональный стиль.

ПАТЕРИК (отечник) – вид агиографического сборника (наряду с прологами, четьями-минеями), сборник коротких рассказов (патериковых рассказов), по большей части о монахах, прославившихся своим благочестием или аскетизмом. На Руси в патерики объединялись рассказы о жизни монашества какой-либо одной местности или монастыря (например, Киево-Печерский патерик).

ПАТЕРИКОВЫЙ РАССКАЗ (новелла) – описание, как правило, единичного эпизода из жизни святого. Как правило, изображаются наиболее важные события с точки зрения святости: чудеса, подвижнический подвиг, испытания и т.п.

ПАТРИАРХ – высший титул главы самостоятельной (автокефальной) православной христианской церкви в ряде стран. После разделения христианской церкви на западную (католическую) и восточную (православную) в 1054 г. титул закрепляется за иерархами восточной церкви. В Византийской империи православную церковь возглавляли четыре патриарха (Константинопольский, Александрийский, Антиохийский и Иерусалимский). С возникновением самостоятельных славянских государств (Болгария, Сербия) во главе их церквей также становились свои патриархи. В России первый патриарх был избран собором русских церковных иерархов в 1589 г.

ПАТРИСТИКА – сочинения «отцов церкви» (византийских богословов первых веков христианской церкви). На Руси широкое распространение получили сочинения Иоанна Златоуста, выдающегося византийского проповедника IV в. – «Златоструй», «Златоуст».

ПЕРГАМЕН – материал для письма из недублёной кожи животных (до изобретения бумаги).

ПЛЕТЕНИЕ СЛОВЕС – витиеватый, напыщенный риторический стиль, применявшийся для написания житий в XV в., отличается языковой вычурностью. Герой характеризуется путем нанизывания эпитетов и сравнений (порой их число в одном предложении достигает 25): «стена городовая, око слепым, нога хромым, корабль, приставший к гавани, светильник перед Богом» и т.п. Изощренность стиля призвана отразить неземную сущность святого. Создателем и образцом стиля «плетения словес» является Епифаний Премудрый.

ПОГОДНАЯ ЗАПИСЬ – способ фиксации событий в летописи. Плогодные записи делаются последовательно по каждому году.

ПОДВИЖНИК – 1) монах, аскет, давший обет самоотречения во имя служения Богу; 2) человек, героически принявший на себя тяжелый труд или лишения ради достижения высокой цели.

ПОДМЕТНЫЕ ПИСЬМА – анонимные тайные доносы, угрозы, агитационные листки – средство политической борьбы в России XVI—XVIII вв.

ПОЛУУСТАВ – одна из разновидностей письма в славянских рукописях. Соединяет цели удобства и скорости письма, проще устава, имеет значительно больше сокращений, чаще бывает наклонным – к началу или к концу строки, лишен каллиграфической строгости. Буквы полуустава не выдерживают геометрического принципа: прямые линии допускают некоторую кривизну, округлые – не представляют правильной дуги. Характеризуется большим количеством выносных надстрочных знаков. На Руси появляется в конце XIV в.

ПРЕПОДОБНЫЙ – категория святых подвижников (лик святости), святые отшельники и основатели монастырей.

ПРИКАЗНАЯ ШКОЛА – русская поэтическая школа 1620-1650 гг. К ней принадлежали приказные чиновники из неродовитых семей – дьяки, подьячие, справщики. Среди них было в ходу выражение «духовный союз» (вариант — «любовный союз») – термин, который они прилагали к самим себе как к корпорации. Главное профессиональное качество поэта – остроумие, «острый разум». С их точки зрения, «остроумие» заключается в умении пользоваться особым «витийным» языком. Излюбленный прием «витийного» языка — уподобление (нахождение эффектных сравнений, метафор). Умение находить новые ассоциативные связи и есть «острый разум». Ассоциация — стержень поэтического языка «приказной школы». Поиски новых ассоциаций роднят ее с тем художественным стилем, который господствовал в Европе XVII в., — с барокко. Однако московские стихотворцы избегают причудливых ассоциаций, довольствуясь традиционными метафорами и символами. Представители: Алексей Романчуков, Петр Самсонов, Михаил Злобин, справщики (редакторы) Московского Печатного двора Савватий, Стефан Горчак, Михаил Рогов и др.

ПРОЛОГ (в Византии – синаксарь, на католическом Западе – мартиролог) – вид агиографического сборника (наряду с патериками, четьями-минеями), сборник кратких житий, расположенных по памятям святых и празднуемых церковью событий в течение всего года, из месяца в месяц. Если в четьях-минеях под каждым числом месяца помещалось только одно жизнеописание святого, то в прологах их было несколько. Из-за увеличения объема существовали прологи на мартовскую и сентябрьскую половину года, четвертьгодичные прологи.

ПРОТОПОП – церковный чин, старое, вышедшее из употребления еще в начале XIX в., название протоиерея – старшего православного священника. Священнослужитель второй (средней) степени священства, представитель «белого» духовенства.

ПСАЛТЫРЬ – библейская книга Ветхого Завета, содержит порядка 150 молитвенных песнопений (псалмов). Псалмы – благочестивые излияния восторженного сердца верующего при разных жизненных испытаниях. Приписывается царю Давиду. Псалмы включены в ритуал богослужения.

РАВНОАПОСТОЛЬНЫЙ – категория святых подвижников (лик святости), прославившихся проповедованием Евангелия и обращением народов в христианскую веру. Их деяния приравнивались к подвигу распространения христовой веры апостолами – первыми учениками Христа.

РАЁК – 1) вид народного зрелища на ярмарках – ящик с отверстиями, снабженными увеличительными стеклами, через которые зрители рассматривали вращающиеся внутри картинки, а также показ таких картинок, сопровождавшийся шутливыми пояснениями в рифмованной прозе. 2) Рифмованный монолог на злободневную тему, преимущественно сатирический, изобилующий народными идиомами, прибаутками и т. п.

РАЁШНЫЙ СТИХ - народный стих, в котором единственным фонетически организующим началом является членение на строки и рифма (обычно парная) в конце строк. Никакой закономерности числа и расположения слогов и ударений нет. Так сложены прибаутки раёшников в театре передвижных картинок — райке. Тематика и жанры раёшного стиха самые разнообразные: от злободневной сатиры до веселого балагурства. Например:

Сидел девятнадцать недель,

А вон из тюрьмы глядел.

А мужики, что ляхи,

Дважды приводили к плахе.

«Послание дворянина к дворянину» Ивана Фуникова

РАСКОЛ – религиозно-общественное движение, возникшее в России в середине XVII в. Поводом для возникновения раскола послужила церковно-обрядовая реформа, которую в 1653 начал проводить патриарх Никон с целью укрепления церковной организации. Хотя реформа затрагивала лишь внешнюю, обрядовую сторону религии (исправление богослужебных книг, ликвидация местных различий в церковно-обрядовой практике), но эти изменения получили значение большого события. Недовольство вызывали и насильственные меры, с помощью которых Никон вводил в обиход новые книги и обряды. Первыми за «старую веру», против реформ и действий патриарха выступили некоторые члены «Кружка ревнителей благочестия» (боголюбцев) Аввакум и Даниил. Выступления защитников «старой веры» получили поддержку в различных слоях русского общества, что привело к возникновению движения старообрядцев.

РЕДАКЦИЯ – разновидность текстов произведения, качественно отличающихся от других текстов.

СВЯТИТЕЛЬ – категория святых подвижников (лик святости), церковные иерархи – константинопольские, римские, иерусалимские, антиохийские и александрийские епископы, патриархи и папы. Смысл их подвижнической деятельности состоял в неустанном служении миру, проповедничестве, укреплении института церкви.

СВЯТОЙподвижник христовой веры, который своими деяниями и своим подвигом самоотречения сумел преодолеть земное, тварное начало и войти в соприкосновение с предвечной тайной божественного.

СВЯТОСТЬ – причастность человека к Богу, его обоженость, преображение под действием благодати Божией. В преображенном человеке восстановлена его не поврежденная грехом природа. Удостоверяется церковью через процесс канонизации. Слагаемыми культа святости являются икона святого, его житие, текст церковной службы святому и святые мощи. В зависимости от вида подвига существует несколько ликов святости.

СЕРПАНТИННЫЙ СТИХ – графическое оформление стиха как «серпантинного» рисунка. Сделано это так: из соседних стихов исключены общие элементы (флексии). Эти элементы вписаны между строк. В результате строки становятся зигзагообразными, «серпантинными», «змеиными», — иначе их просто нельзя прочесть. Например:

Приведенный пример – стихотворная молитва поэта начала XVII в. Евстратия, который в своем творчестве ориентировался на поэтическую культуру Западной Европы. В европейской поэзии XVI-XVII вв. были широко распространены всякого рода «курьезные» стихи, например палиндромоны (перевертни), читавшиеся одинаково слева направо и справа налево. Сложился также особый жанр изобразительной эпиграммы, который предусматривал оформление текста в виде рисунка — креста, звезды, бокала, лучей солнца или языков пламени, сердца и. т. д. Стихотворение Евстратия – это типичный образец такой «алхимии слова».

СИЛЛАБИЧЕСКИЙ СТИХ (стихосложение) (от греч. συλλαβή – слог) – система книжного равносложного («слогочислительного») стиха, существовавшая в России в 16—17 вв. и в первой трети 18 в. Стихосложение, основанное на соизмеримости строк по числу слогов (независимо от расположения ударений). Размер определяется количеством слогов в стихотворной строке: 4-сложник, 5-сложник и т. д. Большинство исследователей считают, что, помимо равносложия, неощутимого на слух, рифма («краесогласие») является единственным отличием виршей от прозы. Освоение силлабики русской поэзией принято связывать с творчеством Симеона Полоцкого:

Срам честный лице девы вельми украшает,

Егда та ничесоже нелепо дерзает.

Знамя же срама того знается оттуду,

Аще очес не мещет сюду и онуду.

СКОРОПИСЬ – вид письма, характеризующийся свободным написанием, разнообразием вариантов, слитным написанием букв, сокращением слов.

СЛОВА ТОРЖЕСТВЕННЫЕ И УЧИТЕЛЬНЫЕ – дидактический жанр средневековой церковной литературы. Появление произведений этого жанра сопутствовало процессу распространения и утверждения христианства. В них решались важнейшие догматические и духовно-нравственные проблемы. Произведения торжественного и учительного красноречия рождались или из непосредственного общения священнослужителей со своей паствой на определенную тему («беседы» свт. Иоанна Златоуста) или заранее составлялись («слова» свт. Григория Богослова).

СПИСАТЕЛЬ – средневековый писатель, переписчик.

СПИСОК – рукописная копия документа.

СТАРООБРЯДЦЫ (староверы) – общее название последователей религиозных течений в России, выделившихся в результате церковных реформ, проведенных патриархом Никоном (1605-1681) и раскола. Старообрядцы не принимали никоновских «нововведений» (исправление богослужебных книг, изменение обрядов), трактуя их как антихристовы. Сами старообрядцы предпочитали называть себя «староверами», подчеркивая древность своей веры и ее отличие от веры новой, которую они считали еретической. Эсхатологическое религиозное течение: старообрядцы были убеждены, что в Москве воцарился антихрист, близки второе пришествие Христа и конец мира. В наиболее фанатичных направлениях старообрядчества возникла практика «огненных крещений» (самосожжений), которые расценивались как скорый путь в Царствие божие.

Во главе старообрядчества стоял протопоп Аввакум (1620 или 1621 — 1682). Массовый характер движение старообрядцев приобрело после церковного собора 1666-1667 г., предавшего старообрядцев анафеме, как еретиков, и принявшего решение об их наказании.

В конце XVII в. старообрядцы разделились на поповцев и беспоповцев (не признавали священников).

В XVIII в. многие старообрядцы были вынуждены бежать за пределы России, спасаясь от гонений. Это положение изменил указ, вышедший в 1762 г. и разрешавший старообрядцам вернуться на родину. С конца XVIII в. выделилось два основных центра старообрядческих общин — Москва, где беспоповцы жили на территории, прилегающей к Преображенскому кладбищу, а поповцы — к Рогожскому кладбищу, и Петербург. В конце XIX в. основными старообрядческими центрами России были Москва, с. Гуслицы (Московская область) и Поволжье.

В годы советской власти старообрядцы продолжали подвергаться гонениям. Лишь в 1971 г. Поместным собором Русской православной церкви была снята анафема со старообрядцев. В настоящее время общины С. имеются в России, Беларуси, Украине, в странах Балтии, Южной Америке, Канаде и др.

СТРАСТОТЕРПЕЦ – см. мученик.

СТИЛЬ МОНУМЕНТАЛЬНОГО ИСТОРИЗМА – эпически стиль, доминирующий в древнерусской литературе (и искусстве) XI – первой половине XIV вв. Характеризуется стремлением судить обо всем с точки зрения общего смысла и целей человеческого существования (поэтому изображается только самое крупное и значительное: битвы, княжеские преступления, подвиги святых и т.п.). Рассматривает предмет изображения с больших дистанций: пространственных, временных, иерархических. Особое пристрастие – к исторической теме. Все значительное (персонаж, событие) представляется монументальным, лишенным частных, бытовых деталей. Герои – преимущественно исторические лица, литература почти не допускает вымысла (приравнивался ко лжи) и строго следует факту (рассказы о чудесах и сверхъестественном преподносились и воспринимались как бывшее в реальности). Тяготение к аналогиям: историческое событие или действующее лицо связывается с другими историческими событиями или лицами (предками князя, библейскими персонажами и сюжетами, византийскими святыми).

СТОГЛАВ - сборник постановлений церковного собора 1551 г. Книга была разделена в подражание Судебнику 1550 г. на сто глав, откуда ее заглавие; в самом тексте памятника и современных ему документах он называется «Соборным уложением».

СТРИГОЛЬНИКИ – еретическое течение (см. ересь) XIV-XV вв., возникло в Новгороде и Пскове. Отвергали институт церкви и церковные обряды, некоторые из них не верили в учение о воскресении из мертвых и в божественную сущность Христа. Считали, что нужно самостоятельно читать Евангелие и размышлять о нем, чтобы иметь возможность обосновать свое понимание. Основными идеологами стригольников считались новгородские дьяконы Никита и Карп.

ТЕКСТОЛОГИЯ – литературоведческая дисциплина, занимается изучением всех имеющихся в наличии списков того или иного памятника, установлением времени и места их написания путем сопоставления различных редакций, вариантов.

ТОНИЧЕСКИЙ СТИХ – стих, основанный на правильном чередовании словесных ударений в определенных местах стопы. В тоническом стихе соизмеримость строк (ритмических единиц) основана на более или менее постоянном числе ударений в каждой строке. При этом число безударных слогов может быть любым, как в строке в целом, так и между ударными слогами.

ТРАНСПЛАНТАЦИЯ – «пересадка» литературы одной страны в другую (перенос византийской литературы на русскую почву).

УСТАВ – вид письма древних рукописей, характеризующийся крупными квадратными, тщательно выписанными буквами и отсутствием промежутков между словами.

ФИЗИОЛОГ – сборник рассказов о свойствах реальных и легендарных животных, камней и деревьев. Каждая статья двучастна: в первой содержится описание животного и его повадок, во второй – морализующее символико-аллегорическое толкование в духе христианского вероучения. Возникновение физиолога относят к II—III вв. Его источниками были античные мифы, например о Медузе-Горгоне, библейские сказания, в том числе апокрифические. Славянские переводы физиолога, появившиеся на болгарской почве не ранее XII—XIII в., сохранились только в русских списках XV—XVI вв.

ХОЖДЕНИЕ (хожение) – жанр средневековой литературы, как правило, записки о путешествии к «с

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...