Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исповедание православной веры

Во имя Святой, Единосущной, Животворящей и Неразделимей Троицы, мы, ниже подписавшиеся, желая, милостью Божией, присоединиться к Истинной Православной Церкви, исповедуем свою Веру в полном согласии с «Исповеданием Православной Веры» великого Отца нашего, святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского (см. Иеромонах Илларион Святогорец «Исповедание православной веры святого Григория Паламы». Издание Подворья в Москве Русского на Афоне Свято-Пантелеимонова монастыря). Искренне, всем сердцем и умом, принимаем это исповедание, приводимое ниже, и возглашаем:

ВЕРУЕМ ВО ЕДИНОГО БОГА ОТЦА ВСЕДЕРЖИТЕЛЯ, ТВОРЦА НЕБУ И ЗЕМЛИ. ВИДИМЫМ ЖЕ ВСЕМ И НЕВИДИМЫМ.

Един Бог есть прежде всего и у всех и во всех и выше всего, нами веруемый и поклоняемый во Отце и Сыне и Святом Духе, Единица в Троице и Троица в Единице, соединяемая без слияния и различаемая без разделения: та же самая Единица есть тождественно Троица Всемогущая.

Отец безначальный, не только как безвременный, но и как совершенно не имеющий причины; Сам единственная причина и корень и источник в Сыне и Святом Духе созерцаемого Божества; Сам единственная первоначальная причина всего сущего; не единственный Творец, но единый единого Сына Отец и присно сый единственный Отец и Изводитель; более великий Сына и Духа, но это только в качестве причины; во всем остальном Тот же Самый как и Они и равночестен им.

ВЕРУЕМ ВО ЕДИНАГО ГОСПОДА ИИСУСА ХРИСТА СЫНА БОЖИЯ. ЕДИНОРОДНАГО, ИЖЕ ОТ ОТЦА РОЖДЕННАГО ПРЕЖДЕ ВСЕХ ВЕК: СВЕТА ОТ СВЕТА, БОГА ИСТИННА ОТ БОГА ИСТИННА, РОЖДЕННА, (А) НЕ СОТВОРЕННА, ЕДИНОСУЩНА ОТЦУ, ИМЖЕ ВСЯ БЫША. НАС РАДИ ЧЕЛОВЕК, И НАШЕГО РАДИ СПАСЕНИЯ СШЕДШАГО С НЕБЕС, И ВОПЛОТИВШАГОСЯ ОТ ДУХА СВЯТА И МАРИИ ДЕВЫ (И) ВОЧЕЛОВЕЧШАСЯ. РАСПЯТОГО (ЖЕ) ЗА НЫ ПРИ ПОНТИЙСТЕМ ПИЛАТЕ, И СТРАДАВША И ПОГРЕБЕНА. И ВОСКРЕСШАГО В ТРЕТИЙ ДЕНЬ ПО ПИСАНИЕМ. И ВОЗШЕДШАГО НА НЕБЕСА И СЕДЯЩА ОДЕСНУЮ ОТЦА. И ПАКИ ГРЯДУЩАГО СО СЛАВОЮ СУДИТИ ЖИВЫМ И МЕРТВЫМ, ЕГОЖЕ ЦАРСТВИЮ НЕ БУДЕТ (НЕСТЬ) КОНЦА.

Сей Сын один, безначальный как безвременный, не безначальный же как имеющий началом и корнем и источником Отца; от Которого единого Он исходил прежде всех век, бестелесно, не истекая, безстрастно, через рождение, но без разделения, Бог сый от Бога, не другой же как Бог, а другой как Сын; присно Сый и присно сый Сын, и единственный Сын, присно сый у Бога без слияния; не причина и начало Божества во Троице мыслимого, ибо причина и начало Его существования Отец, но причина и начало всех созданных, как сущих всех через Него.

Иже во образе Божии сый, не восхищением непщева быти равен Богу; но при полноте веков принял образ, нам свойственный, и, истощая Себя, благоволением Отца и содействием Святого Духа, по закону естества зачался и родился от Приснодевы Марии, вместе Бог и Человек, и, как воистину вочеловечивыйся, стал нам во всем подобен, кроме греха, пребывающий тем, что Он был, Богом истинным, соединяющим без смешения и изменения две природы и воли и действия и пребывающий один Сын в одной Ипостаси, и после вочеловечения совершающий все Божественные действия как Бог и все человеческое как человек, будучи подчинен беспорочным человеческим страстям. Безстрастен же и безсмертен сый и пребывая яко Бог, Он вольно пострадал во плоти, яко человек; и быв распят, умер, и погребен, и воскресый в третий день, Он явился Своим ученикам после воскресения, и свыше возвещая силу, и повелевая наставлять все народы, и крестить во имя Отца и Сына и Святого Духа, и соблюсти и учить, как Он повелел, он вознеслся Сам на небо и возсел одесную Отца, делая равночестной и сопрестольной, как равнобожественную, нашу телесную одежду, с которой и вернется со славою судити живых и мертвых и воздать каждому по делам его.

ВЕРУЕМ В ДУХА СВЯТАГО, ГОСПОДА, (ИСТИННАГО И) ЖИВОТВОРЯЩАГО, ИЖЕ ОТ ОТЦА ИСХОДЯЩАГО, ИЖЕ СО ОТЦЕМ И СЫНОМ СПОКЛАНЯЕМА И ССЛАВИМАГО, ГЛАГОЛАВШАГО ПРОРОКИ.

Вознесыйся к Отцу, Он послал на Своих святых учеников и апостолов Духа Святого, Который исходит от Отца; Он собезначальный Отцу и Сыну как безвременный, но не безначальный же, как имеющий и Он корнем и источником и причиной Отца, не как рожденный, но как изшедший; ибо и Он исходил прежде всех век от Отца, не истекая и оставаясь безстрастным, не через рождение, но через исхождение. Неразделен сый от Отца и от Сына, как от Отца происшедший и в Сыне почивающий, имеющий вкупе соединение неслиянное и различение нераздельное, Бог сый и Он от Бога, не другой как Бог, но другой как Утешитель; Дух Самоипостасный, от Отца исходящий и через Сына посылаемый, то есть: являемый; причина и Он всего созданного, как в Нем совершаемого, Тот же Самый как Отец и Сын и равночестен им, кроме нерожденности и рожденности. Он был послан от Сына к Своим ученикам, значит: был являем; ибо каким другим образом был бы послан Тот, Который вездесущий? Итак, не только от Сына, но тоже от Отца и через Сына посылается, и придет, являемый от Себя Самого, потому что послание,- то есть явление Духа, - есть общее дело. Является же не по сущности, ибо никто никогда не видел или же объяснил Божию Сущность, но по благодати и силе и энергии, которые общие Отцу и Сыну и Святому Духу. Свойственна Каждому из Них Его собственная Ипостась и все, что стремится к ней.

Общее есть не только пресущая Сущность, которая абсолютно безымянна, неявляема и непричащаема, яко превыше всякого имени и явления и причастия, но тоже благодать и сила и энергия и блеск и царствие и нетленность и, одним словом, все, чем Бог причащается и соединяется по благодати со святыми ангелами и человеками, без лишения своей простоты, не частностью и различием Ипостасей, но частностью и разнообразием сил и энергий. Итак, есть у нас один всемогущий Бог во едином Божестве. Ибо от совершенных Ипостасей никогда не зарождается составление, ни может могущественное, потому что имеет силу или силы, когда-то из-за этого быть искренно названно составленным.

К тому мы почитаем святую икону Сына Божия, Который стал описанным как нас ради вочеловечивыйся, вознося наше почитание от образа к Первообразу; и честное древо Креста, и все символы Его страдания, как сущие Божественные Трофеи против общего противника нашего рода; мы почитаем еще спасительное знамение честнаго Креста и Божественные церкви и места и священные сосуды и богоданные слова из-за в них обитающего Бога. Мы почитаем тоже иконы всех святых из-за любви к ним и к Богу, которого они искренне любили и служили, вознося наш ум в их почитании к лицам, на иконах представленным. Мы почитаем тоже самые мощи святых, потому что освящающая благодать не оставила их святых костей, подобно как Божество не разлучилось от Владычнего тела в Его тридневной смерти.

Мы не знаем никакого зла по существу, ни что существовало бы другого начала зла, чем развращение умных существ, которые плохо пользовались богоданной им свободой.

ВЕРУЕМ ВО ЕДИНУ СВЯТУЮ СОБОРНУЮ И АПОСТОЛЬСКУЮ ЦЕРКОВЬ. ИСПОВЕДУЕМ ЕДИНО КРЕЩЕНИЕ ВО ОСТАВЛЕНИЕ ГРЕХОВ.

Мы держим все церковные предания, письменные и неписьменные, и прежде всего тайное и всесвятое служение и причастие и общение и собрание, от которого другие служения получают свое совершенство и где в воспоминании Того, Который истощил Себя неистощимо и воплотился и страдал нас ради, священнодействуются и богодействуются, по Того божественному повелению и по Его собственному действию, самые божественные предметы, Хлеб и Чаша, и делаются жизнодателъным Телом и Кровью, и даруются в несказанное Причастие и общение тем, которые благочестиво приступают.

Всех не исповедающих и не верующих в то, как Святый Дух провещал через пророков, как повелел Господь, когда Он нам явился во плоти, как свидетельствовали Им посланные Апостолы, и как Отцы наши и их преемники нас учили, но выдумывающих их личные ереси или следовавших до конца за теми, которые их плохо научили, мы отвергаем и предаем анафеме.

Мы принимаем все Святые и Вселенские Соборы: Собор триста восемнадцати богоносных отцов в Никее против иконоборца Ария, злочестиво обкрадывающего Сына Божия, утверждая Его сотворенность, и рассекающего в Отце и Сыне и Святом Духе поклоняемое Божество на тварное и нетварное; Собор ста пятидесяти святых отцов, собравшихся в Константинополе против Македония Константинополитянина, злочестиво обкрадывающего Духа Святого, рассекающего этим не меньше, чем в первом случае, на созданное и несозданное, Божество единое; после этого Собор двухсот отцов в Ефесе против Нестория Патриарха Константинопольского, который разделил во Христе единство Его божества и человечества по Ипостаси, и никогда не хотел называть Богородицею Пресвятую Деву, истинно Бога рождшую; и четвертый Собор шестисот тридцати отцов в Халкидоне против Евтихия и Диоскора, злобно учивших, что у Христа была одна природа; и после этого, Собор ста шестидесяти пяти отцов в Константинополе против Феодора и Диодора, которые думали то же самое, как и Несторий, и его учение поддерживали своими трудами, и против Оригена и Дидима и некоторого Евагрия, которые из древних, и старались ввести некоторые мифы в Божию Церковь; и после этого Собор ста семидесяти отцов в этом городе против Сергия, Пирра, Павла от управлявших в Константинополе, которые отнимали от Христа Его две энергии и два хотения, соответствующие Его двум природам; и Собор ста семидесяти семи отцов, который опять был в Никее против иконоборцев.

Мы принимаем тоже все святые Соборы, проведенные Божиею благодатию в свое время и место для утверждения благочестия в евангельской жизни; к ним принадлежат те, которые проведены в Константинополе, в славной церкви Святой Божественной Премудрости (Св. Софии) против Варлаама Калабрийского и против Акиндина, который был за него и думал, как он, и спешил, чтобы его с хитростью оправдать; которые учили, что общая благодать Отца и Сына и Святого Духа, и свет будущего века, в который праведные будут сиять яко солнце, как это Христос предъявил, когда Он сиял на Горе, и просто всякая сила и энергия Триипостасного Божества, и все, что неким образом различается от Божественной природы - что все это созданно, рассекая этим злочестиво единое Божество на созданное и несозданное, а тех, которые благочестиво исповедуют, что этот Пребожественный Свет несозданный и всякая сила и энергия Божественная - ибо ничего от всего принадлежащего по природе к Богу не возникло недавно - они называют двубожниками и многобожниками, точно как нас называют иудеи, савеллиане и ариане. Но мы изгоняем и первых, и последних как настоящих безбожников и многобожников, и мы их окончательно отсекаем от полноты благочестивых - как это и сделала Святая Соборная Апостольская Христова Церковь Синодиком и Томосом Святогорским, верующие во Единое, Триипостасное и Всемогущее Божество, никогда не отпадающее от единства и простоты из-за сил или Ипостасей.

Мы соединяем все это с нашим ЧАЯНИЕМ ВОСКРЕСЕНИЯ МЕРТВЫХ И БЕСКОНЕЧНОЙ ЖИЗНИ БУДУЩАГО ВЕКА. АМИНЬ.

Вслед за святителем Григорием Паламой, мы принимаем и обязуемся неуклонно исполнять Определение святого 7-го Вселенского Собора, подтвердившего и упрочившего завещание св. апостола Павла «держаться предания так, как оно передано нам» (1Kop.11,2) и «удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли» (2Фес.3,6), «стоять и держаться» тому, чему научены Словом Божиим (2Фес.2,15), помня, что в Церкви «все должно быть благообразно и по чину» (1Кор.14,40). Повинуясь богомудрым отцам, «неприкосновенно сохраняем все церковные предания, утвержденные письменно и неписьменно», и не дерзаем «думать и учить,... по примеру непотребных еретиков презирать церковные предания и выдумывать какие-либо нововведения, или же отвергать что либо из того, что посвящено церкви, будет ли то евангелие, или изображение креста, или иконная живопись, или святые останки мученика, а равно с хитростию и коварно выдумывать что либо для того, чтобы ниспровергнуть хотя какое либо из находящихся в кафолической церкви законных преданий, и наконец давать обыденное употребление священным сосудам и досточтимым обителям» (Деяния Вселенских Соборов. Том IV. Санкт-Петербург, 1996 г. С. 590-591).

Следуя этому определению, мы скорбим и сожалеем о трагических событиях ХVII века, приведших к расколу из-за нарушения заповеданного нам святыми отцами 7-го Вселенского Собора отношения к церковному преданию. Ибо тогда древним преданиям Русской Церкви, восходящим к преданиям Византийской Церкви X века, были искусственно и насильственно противопоставлены относительно новые предания другой поместной церкви - Церкви греческой*). Церкви, понесшей невосполнимые утраты в следствии захвата и разорения в 1453 г. Византийской империи полчищами иноверных, сокрушавших все на своем пути. Печальным итогом этого было оскудение греческой Церкви во всех отношениях, что заставляло ее священство и монашество обращаться к католическому Западу в поисках богословской учености и даже простого образования. Греки вынуждены были притворно принимать католичество, чтобы получить доступ к знаниям, а затем приносить в этом покаяние на родине, как это было, например, с преп. Максимом Греком. Неизбежным итогом этих событий было изменение предания греческой Церкви в основном в его внешних, обрядовых формах, что и послужило поводом для Никоновской реформы в Русской Церкви. Губительность же этой реформы была обусловлена насильственными, жестокими, не христианскими способами ее проведения. Следуя завету Господа нашего Иисуса Христа судить о сути происходящего по его плодам (Мф. 7,16-18), мы заключаем, что Соборы 1666-1667 гг., провозгласившие применение «градских казней» к непокорным, были не благочестивыми, а «разбойничьими» Соборами, плодом которых, (насаждавших новые предания огнем и железом, вырезыванием языков, отрубанием рук и другими пытками), стал раскол Русской Церкви и русского народа, не уврачеванный до сих пор. В то же время в Малороссии, где никакой особой реформы не проводилось, со временем, - естественно и безболезненно - новые греческие обычаи заменили предания Древней Церкви. И наоборот - итогом гонений и преследований старообрядцев стало относительно полное сохранение древних особенностей бытования Русской Церкви, что и ставит нас перед необходимостью определиться с непогрешительным отношением к сохраняющимся ныне двум русским обрядам, как к двум формам существования предания Поместной Русской Церкви.

Безупречным основанием в ответе на этот вопрос может послужить откровение гласа Божия, явленное святому Илариону (1631-1707 гг.), митрополиту Суздальскому и Юрьевскому (память его совершается 14/27 декабря) местно чтимому во Владимирской земле. В бытность его игуменом Флорищевской пустыни, с началом Никоновской реформы по исправлению книг и обрядов, тяжелые сомнения в правильности этих нововведений мучали его душу, борясь с нежеланием ослушаться патриарха. Возложив на себя строгий пост и пребывая в слезных молитвах о вразумлении, он удостоился видения при потреблении Святых Даров - увидел на чаше кровь и услышал голос: «совершается ли служба по прежним книгам или по новоисправленным, сила таинства остается та же» (Житие святителя Илариона, митрополита Суздальского и Юрьевского. www.saints.ru).

Последующие исторические события подтвердили это откровение. Новосозданная никоновская церковь, запятнавшая кровью гонимых старообрядцев свое появление на свет, с течением времени, под влиянием Помазанников Божиих, стала прозревать свою неправоту. После блистательной речи государыни императрицы Екатерины II на общей конференции Синода и Сената 15 сентября 1763 г., с обличением косности архиереев по отношению к старообрядцам, Синодом издается «Дополнение к манифесту от 3 марта 1764 г. № 169» гласящее: «Обычай креститься двумя перстами не есть доказательство принадлежности к расколу, и запрещать его не следует» (Полное собрание постановлений и распоряжений по ведомству православного исповедания Российской Империи. - СПб., 1869-1915).

В 1780 г., на Правобережной Украине, в селе Знаменки, был освящен первый храм, в котором, с благословения архиепископа новообрядческой Церкви Никифора Феотоки, официально разрешалось совершать богослужения по старому обряду. Подобные церкви стали называться «согласническими» или «единоверческими».

В декабре 1798 г., на открытии первой в Петербурге единоверческой церкви, присутствовал сам император Павел 1. Вместе со всей царской фамилией и вельможами он отстоял всю службу.

27 октября 1800 г. вышел именной указ Павла 1: «По прошению московских старообрядцев об устроении в Москве церкви, представление Московского Митрополита Платона находя сообразным указу Нашему в день 12 марта 1798 г., которым дозволили Мы, по всем Епархиям таковое старообрядческих церквей устроения, повелеваем церковь старообрядцем дать, и впредь дозволять устроение сие на подобном основании» (Полное собрание законов Российской Империи. Т. ХХVI. № 19621).

В 1906-1907 гг., 4-ый миссионерский съезд в Киеве и 6-ой отдел Предсоборного присутствия декларировали «равночестность старого и нового обрядов» (Р.В.Кауркин и О.А.Павлова «Единоверие в России». СПб., 2011. С. 123).

К 1917 г. в России насчитывалось более 600 единоверческих приходов и 20 монастырей.

22 февраля/7 марта 1918 г.. Священный Собор Православной Российской Церкви принял следующее постановление: «П. 14: Перечисление единоверцев в православные приходы, равно как и православных в единоверческие совершается безпрепятственно,... Лица переходящие... не должны подвергаться стеснениям. Примечание: В случае просьбы не менее 4/5 полноправных прихожан, единоверческие приходы с храмами перечисляются в православные... и обратно - православные храмы и приходы перечисляются в ведение единоверческого епископа и в них совершается служба по старопечатным книгам» (Летопись единоверческого храма Архангела Михаила села Михайловская Слобода за 2007 г., С.90).

Как известно, Русская Церковь после революции распалась на Катакомбную Церковь, Зарубежную Церковь, и Московский Патриархат. Во всех этих трех частях были приняты практически одинаковые решения относительно древних преданий старого обряда.

В Катакомбной Церкви, на «Кочующем» Соборе 1928 г. было принято решение: «Неправедные клятвы и проклятия на древле-православный обряд и благочестие являются недействительными и отвратительными; Великий Московский Собор 1666-1667 гг., есть не «великий», но русский разбойничий собор. Кто хулит древний обряд и благочестие: Анафема (правило 12 «Кочующего» собора). («Русское православие». 1997. №3(7).

На Поместном Соборе РПЦ МП 1971 г., равноценном по своему статусу соборам 1666-1667 гг., анафематствовавшим старые обряды и придерживавшихся их, эти анафемы были отвергнуты и вменены «яко не бывшие», равно как и всякие порицательные выражения, относящиеся к старым обрядам, «и в особенности к двуперстию, где бы они не встречались, и кем бы они не изрекались». Было утверждено признание старых русских обрядов спасительными и равночестными новым (Архиепископ Василий (Кривошеин) Поместный Собор Русской Православной Церкви 1971 г., и избрание патриарха Пимена. СПб. 2004 г., С.222).

Архиерейский Собор РПЦЗ 1974 г., также вынес решение о том, чтобы считать запрещения и клятвы Соборов 1656 и 1666-1667 гг. «недействительными, отмененными и яко не бывшими», как положенными «по недоброму разумению». Определено почитать древние богослужебные обычаи и обряды, содержащиеся в богослужебных книгах Русской Церкви до середины ХУП столетия, православными и спасительными. Разрешено употребление старых обрядов «для желающих соблюдать их» (А.Кравецкий. К истории снятия клятв на дониконовские обряды. Часть 2, С.32. Опубликовано на сайте Портал - Кредо.Ру 10-05-2007).

Таким образом, вся Русская Церковь, во всей ее полноте, своими решениями подтвердила истинность слов, услышанных святителем Иларионом Суздальским в его видении о том, что сила таинств, совершаемых по древнему преданию или по новому, одна и та же.

В 2000 г., на Соборе РПЦЗ, от лица ее иерархии и всех верующих ее чад, было принесено покаяние перед старообрядцами и испрошено прощение за все преследования и насилия, которые были причинены их благочестивым отцам предками нынешних православных. Было признано, что «великое гонение нашей Церкви в прошедшие десятилетия отчасти может быть и Божиим наказанием за преследование чад старого обряда нашими предшественниками» (см. «Послание Собора РПЦЗ 2000 г. к приверженцам старых обрядов»).

Таким образом можно заключить, что кровью новомучеников были омыты и грехи новообрядной Церкви по отношению к Церкви Древней Руси. Символично, что значительная часть новомучеников, из числа священнослужителей, пострадала в тех же стенах и пределах, где 260 лет тому назад были замучены от 300 до 500 приверженцев старых обрядов за нежелания отказаться от древнего предания. Это - Соловецкий монастырь (см. Семен Денисов. «История об отцах и страдальцах Соловецких». М.: Языки славянской культуры, 2002 г. 272 с.).

ВЕРУЕМ В РАВНОСПАСИТЕЛЬНОСТЬ СТАРЫХ И НОВЫХ ПРЕДАНИЙ, и от лица всех истинно верующих, от себя лично, и от всех предков наших КАЕМСЯ за все возможные со стороны последних гонения, невоздержные деяния и безрассудные насилия по отношению к старообрядцам, и за продолжающееся ныне с нашей стороны негативное к ним отношение, и ОБЯЗУЕМСЯ следовать 16 правилу Единоверия, утвержденному Указом государя императора Павла 1 в 1800 г., гласящему: «Распри, раздоры и хулы ни с единыя стороны да не слышатся за содержание разных обрядов и разных книг, употребляемых для богослужения, ибо таковая обоесторонняя разность, как не принадлежит до сущности веры, то и да пребудут старообрядцы и сынове Грекороссийския Церкве в мире, любви и соединении, яко чада единыя Святыя Соборныя и Апостольския Церкви» (Р.В.Кауркин, ОА.Павлова. Единоверие в России. СПб, 2011. С.191). И ДА УВРАЧУЕТСЯ РАСКОЛ!

Опираясь на приведенное выше Определение 7-го Вселенского Собора, мы также не приемлем отвержение и забвение преданий и в новообрядческой Русской церкви, в следствии революционных событий 1917 г., - главным образом, традиции почитания Царя и царской власти, ибо это является прямым нарушением заповеди Божией о почитании родителей.

МЫ ОСУЖДАЕМ ЦАРЕОТСТУПНИЧЕСТВО 1917 ГОДА И ВЕРУЕМ В ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ В РОССИИ.

В Священном Писании сказано: «преклоняю колени мои пред Отцем Господа нашего Иисуса Христа, от Которого именуется всякое отечество на небесах и на земле» (Еф.3,15). Как человек был создан по образу Божию, так и власть отца в семье утверждена по образу власти Божией в мироздании, являясь прообразом, предображением и семенем, из которого вырастает власть Царская, раскрывающая сущность отцовства во всей ее полноте. Недаром на Руси Царя именовали в народе «царь-батюшка», а в торжественных случаях - «Отец народа». В службе равноапостольному великому князю Владимиру (в крещении Василию), в стихире на «Господи воззвах», сказано: «Якоже отец духовно, Царь же чувственно, русским людям бысть Василие». Итак, в сознании русского человека, Царь был духовным Отцом всего народа, и заповедь о почитании родителей имела к Нему прямое отношение. Об этом почитании заповедует нам и Сам Господь Иисус Христос словами: «отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу» (Мф. 22,21). Ему вторит и апостол Петр: «Бога бойтесь, Царя чтите» (1Петр.2,17), также ставя Царя рядом с Богом. «Обе эти заповеди - пишет святитель Филарет Московский (Дроздов) - Господу угодно было соединить, сопоставить вместе одну с другою, без сомнения, для того, чтобы обе они были неразлучны в мыслях наших и в сердце нашем, и чтобы мыслию о Боге мы возбуждались и укреплялись в исполнении обязанностей наших в отношению к Царю» («Христианское учение о царской власти из проповедей Филарета митрополита Московского». Москва, 1901. С.28). Такое сближение Царя и Бога не случайно. Как писал преп. Максим Грек к Государю, Царю и Великому Князю Иоанну Васильевичу Грозному, «Царь есть не что иное, как живой и видимый, то есть одушевленный образ Самого Царя Небесного» («Духовно-нравственные слова». Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2008 г., С.313). Это утверждение разъясняет святитель Филарет Московский (Дроздов): «Бог, по образу Своего небесного единоначалия, устроил на земле Царя; по образу Своего вседержительства - Царя самодержавного; по образу Своего царства непреходящего, продолжающегося от века и до века - Царя наследственного» («О государстве». Тверь, 1992 г., С.9). На примере служения видимым Царям, в людях воспитывалось умение и навык служения невидимому Богу. В этом непреходящее значение существования Царской власти.

Царская власть, в отличии от всех прочих видов власти, (в частности президентской), является БОГОУСТАНОВЛЕННОЙ формой власти, и для православного верующего, единственно приемлемой и благословенной. В грамоте, присланной восточными архиереями для оглашения на 7-ом Вселенском Соборе, о царях сказано, что они, «боговенчанные, победоносные и богоизбранные императоры наши и владыки вселенной», по церковному установлению, занимают в Церкви второе, после священства, место. «Священник есть освящение и укрепление императорской власти, а императорская власть есть сила и твердыня священства» (Деяния Вселенских Соборов. Том IV. Санкт-Петербург, 1996 г. С.403). Об этом святой император и богослов Иустиниан Великий сказал: «Два великих дара Господь в Своей любви к человеку даровал ему свыше: священство и императорское достоинство. Первое служит Божественному, второе направляет и управляет делами человеческими. Однако оба они происходят от одного источника и украшают жизнь человечества» (Астериос Геростергиос. Юстиниан Великий - император и святой. Москва: Издательство Сретенского монастыря, 2010 г., С.137-138).

Царь является непосредственным живым орудием в руках Господа, ибо «Мною цари царствуют» - говорит Господь (Притч.8,15). «Сердце царя в руке Господа, как потоки вод: куда захочет, Он направляет его» (Притч.21,1). Эта близость Бога к единоличной самодержавной власти видна из прямого Его общения с пророком Моисеем, который фактически был первым царем «сынов Израиля», во исполнение пророчества, данного Богом Аврааму: «цари произойдут от тебя» (Бытие, 17,6). Также и равноапостольного императора Константина Великого Господь Сам, непосредственным явлением ему и чудесными знамениями, призвал стать христианским Царем, показав тем самым, какой вид власти Он благословляет христианам. «Не очевидно ли из этого» - говорит святитель Филарет Московский (Дроздов) - «что Цари христианские первое начало свое ведут непосредственно от Царя Небесного?» («Христианское учение о царской власти из проповедей Филарета митрополита Московского»).

«Царь является внешним епископом Церкви. Слава Царей православных состоит в том - учит канонист Церкви Вальсамон, - «что Они, подобно солнцу, освещают блеском Своего Православия вселенную» (схимонахиня Николая (Гроян). Старец Николай (Гурьянов) о богоустановленности Царской самодержавной власти. М., 2007 г., С.26).

ВЕРУЕМ, ЧТО ПРАВОСЛАВНЫЕ ГОСУДАРИ ВОЗВОДЯТСЯ НА ПРЕСТОЛЫ ПО ОСОБОМУ О НИХ БОЖИЮ БЛАГОВОЛЕНИЮ, И ПОМАЗАНИЕМ СВЯТОГО ДУХА ОБРЕТАЮТ ДАРОВАНИЯ К ПРОХОЖДЕНИЮ ВЕЛИКОГО СВОЕГО ЦАРСКОГО ЗВАНИЯ.

Псалмопевец Давид своей молитвой призывает нас прежде всех прошений молиться о Царе и лишь потом о себе: «Господи, спаси Царя и услыши ны» (Пс.19,11). Это подтверждает и апостол Павел: «Итак, прежде всего, прошу совершать молитвы, прошения, благодарения за всех человеков, за Царей и за всех начальствующих...» (1Тим.2,1). «Даже и в мыслях твоих не злословь Царя» - предупреждает Книга Екклесиаста (10,20), а Соломон в своих Притчах предостерегает: «Бойся, сын мой. Господа и Царя; с мятежниками не сообщайся, потому что внезапно придет погибель от них;» (Притч.24,21-22). Последнее услышано не было, и многое из драгоценного наследия нашей веры было утрачено - в том числе и неотъемлемая заповедь о молитвенном поминовение Царя, Самим Господом утвержденная.

Исходя из этого, и следуя преданию отцов наших, во исполнение заповеди Божией о почитании родителей, мы не приемлем мнение Архиерейского Собора РПЦ МП 1994 г «о «непредпочтительности» для Церкви какого-либо государственного строя, какой-либо из существующих политических доктрин» («Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». Москва. 2001 г., С.28), ибо такая «непредпочтительность» прямо ведет к беспрепятственному признанию антихриста законной властью, за которую следует молиться, как уже привыкли молиться за безбожную власть в советское время. Нам нельзя забывать, что все «предпочтения» давно уже высказаны и узаконены на вечные времена Освященным Собором 1613 года. И никакого выбора у нас уже 400 лет как нет.

Всякий православный, прежде чем идти на какие-нибудь выборы, должен вспомнить, что Господь изначально указал на Царскую власть, как на лучшую, подобную небесной форму устройства земной жизни. И ныне историческим фактом является то, что наш народ давно и навсегда сделал свой выбор в пользу такого установления, связав себя и нас - его потомков - благочестивой Соборной Клятвой. Об этом возвещает текст главного деяния Московского Церковно-Государственного Собора 1613 г., собравшегося в Москве для восстановления мира и порядка после ужасающей смуты и разорения русской земли, для избрания угодного Богу Царя. Приводим выдержки из «УТВЕРЖДЕННОЙ ГРАМОТЫ о избрании на Российский престол Царем и Самодержцем МИХАИЛА ФЕОДОРОВИЧА Романова-Юрьевых, писаной 1613 года, в Мае месяце»:

«Целовали есмя животворящий крест, и обет дали... Господу Богу, и пречистой Богородице, и небесным силам, и великим чюдотворцом Петру и Олексею и Ионе, и всем святым, и вас святителей и весь освященный вселенский собор во свидетельство представляем, что за великого Государя,... Царя и Великого Князя Михаила Федоровича, всеа Руси самодержца, и за его благоверную царицу… и за их ЦАРСКИЕ ДЕТИ, которых им, государем, ВПЕРЕД БОГ ДАСТ, души свои и головы положите, и служите им, верою и правдою...; и против их государевых недругов,... битися до смерти; и иного государя,... и их царских детей, которых им, государем, ВПЕРЕД БОГ ДАСТ,... не искати и не хотети.

А кто убо и не похощет послушати сего соборново уложения, его же Бог благоизволи, и начнет глаголати ина и молву в людех чинити, и таковый,... в каком чину ни буди,... по соборному уложению всего освященного собора, чину своего извержен будет, и ОТ ЦЕРКВИ БОЖИИ ОТЛУЧЕН и СВЯТЫХ ХРИСТОВЫХ ТАЙН ПРИОБЩЕНИЯ,... а по царским законам месть воспримет, и нашего смирения и всего освященного собора не буди на нем благословение отныне и до века; понеже не восхоте благословения и соборного послушания, тем и удалися от него и ОБЛЕЧЕСЯ В КЛЯТВУ.... Сохранно утвердивше положите сию утвержденную грамоту, да будет ТВЕРДО и НЕРАЗРУШИМО В ПРЕДЪИДУЩАЯ ЛETA В РОДЫ И РОДЫ и не прейдет ни едина черта, или иота едина от написанных в ней ничесоже» (Избрание на Царство Государя Царя Михаила Феодоровича Романова. Москва: Град Китеж. 2014 г. С.61, 63).

«Торжественная и вместе страшная грамота» - говорил об этом документе преподобный Феодосий Кавказский (Кашин).- «Ею клятвенно связаны с царями из Дома Романовых не только сами предки, составители ее, но и все мы, потомки их, до скончания века. Многие угодники Божии, не только новозаветные, но и ветхозаветные, хранили обеты, данные за них прежде рождения родителями их; это обязывает и нас к тому же. Соблюдение сего обета, данного за нас клятвенно нашими предками, - залог нашего благополучия, как временного - на земле, так и вечного - на небесах - по слову Божию; и наоборот: несоблюдение его есть ВЕЛИКИЙ ГРЕХ ПРЕД БОГОМ, влекущий за собою наказание, как и показала революция» (Рендаков Н. Благословляющая на царство.// Православный Владикавказ. 1999. №28. С.5).

В противовес этому завету святого Феодосия Кавказского, в разработанном Синодальной богословской комиссией РПЦ документе «Богословско-канонический анализ писем и обращений преосвященного Диомида, епископа Анадырского и Чукотского» утверждается: «Эти клятвы (1613 г.) не имеют церковно-канонического значения, поскольку были произнесены не на церковном, а на земском соборе. Они не входили в «Свод законов Российской Империи», а тем более не имеют силы после отречения Императора Николая II и последовавшего затем изменения государственного строя».

Этот тезис был опровергнут российскими монархистами: «Из исторических документов... видно, что в состав Собора 1613 г. входил Освященный Собор Русской Православной Церкви.... Подписи под Грамотой начинаются следующими словами: «А на Соборе были Московского Государства изо всех городов Российского Царства, власти: митрополиты, епископы и архимандриты, игумены, протопопы и весь освященный Собор».... Именно, и только поэтому (в противном случае это было бы просто невозможно) прещения на нарушителей Соборной клятвы налагаются, прежде всего, церковные....Безусловно, Земский собор, состоящий из одних мирян, чего в русской истории не было, ни в коем случае не осмелился бы налагать церковные прещения, а в случае попытки, это было бы пресечено Церковью». (ДОКУМЕНТ: «Судьба Царя - судьба России». Обращение Верховного совета РИС-О к руководству РПЦ МП в связи с некоторыми решениями, принятыми Архиерейским Собором МП относительно епископа Диомида. Опубликовано на сайте Портал-Credo.Ru 18-08-2008 14:55. С.5).

К сказанному выше можно добавить, что на Соборе 1613 г. присутствовали ВСЕ архиереи тогдашней Русской Церкви, в полном составе, за исключением патриарха Филарета, находившегося в плену. Об этом свидетельствует митрополит Макарий в своей фундаментальной «Истории Русской Церкви» в книге 6-ой, С.112, Москва, 1996 г. В соединении с архимандритами, игуменами, священством и мирянами они составляли полноценный Поместный Собор.

«Клятва 1613 г. «не входила в Свод законов Российской Империи» именно потому, что носила, в первую очередь, церковный характер (равным образом в СЗ РИ не входили каноны Святой Церкви, что не означает их по этому поводу непризнания). Следует также иметь в виду, что наряду с пятнадцатитомным Сводом законов Российской Империи,... существовало... Полное собрание законов Российской Империи, содержащее неизмеримо большее количество источников российского законодательства, чем Свод, только расположенных не в отраслевом, а в хронологическом порядке....

Что же касается отречения Императора Николая II Александровича, то необходимо учитывать, что Царь-Страстотерпец отрекался не от монархического устройства государства и не от права всей династии на Престол (это ясно из слов самого текста отречения: «Передаем наследие Наше Брату Нашему Великому Князю Михаилу Александровичу и благословляем Его на вступление на Престол Государства Российского... Призываем всех верных сынов Отечества к исполнению своего долга перед Ним, повиновение Царю в тяжелую минуту всенародных испытаний»). Николай II был вынужден отречься от личной власти, что имело прецеденты и в византийской и в русской (Император Петр III Феодорович) истории, и не может означать отказа от государственного строя, каковое произошло насильно, вне легитимных процессов.

Великий Князь Михаил Александрович, как указано в подписанном Им акте от 3 марта 1917 г., принял «твердое решение в том лишь случае восприять Верховную власть, если такова будет воля народа нашего, которому надлежит всенародным голосованием, через представителей своих в Учредительном Собрании, установить образ правления и новые Основные законы Государства Российского», уполномочив на решение вопроса о государственном устроении лишь Учредительное собрание. (Выборы в Учредительное собрание проходили в соответствии с нормативными актами, утвержденными Временным правительством, наделенным Великим Князем Михаилом Александровичем всей полнотой исполнительной (но не учредительной!) власти. Другие же органы формировались самовольно, что не позволяет считать их законными преемниками полномочий Учредительного собрания в выражении народной воли). Однако, этот орган, в выборах депутатов которого приняло участие всего лишь чуть более 50% избирателей и который изначально на первом заседании (в 4 часа дня 5 января 1918 г.) насчитывал 410 участников из 810 подлежащих избранию, к моменту голосования по вопросу о форме государственного устройства России, т.е. к 4 часам ночи 6 января 1918 г., в связи с уходом значительной части депутатов, утрати

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...