Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

БЖД как наука, ее цели и задачи.




БЖД как наука, ее цели и задачи.

Краткие исторические сведения о развитии опасностей.

Объект изучения и методы познания в БЖД.

Системный анализ безопасности.

Опасности. Таксономия, квантификация и идентификация опасностей.

6. "Дерево причин и опасностей".

Аксиома о потенциальной опасности.

Актуальность проблем БЖД.

Понятие о риске. Концепция приемлемого риска. Управление риском.

10. Характеристика человека как элемента "человек - среда". Стресс.

Общая характеристика анализаторов. Закон Вебера - Фекнера.

Принципы обеспечения безопасности труда.

Методы обеспечения безопасности.

Средства защиты от опасностей.

Эргономические основы БЖД.

Понятие об управлении БЖД. Декомпозиция предметной деятельностью.

Классификация опасных вредных производственных факторов (ОВПФ).

Микроклимат производственных помещений.

Нормирование микроклимата.

Методы и средства нормализации микроклимата.

Освещение производственных помещений. Виды освещения. Нормирование освещенности.

Загрязнение воздушной среды производственных помещений.

Классификация химических опасностей.

Мероприятия по оздоровлению среды.

Методы и средства борьбы с вредными химическими веществами.

Вентиляция производственных помещений. Классификация, устройство.

Санитарно-защитные зоны.

Шум. Воздействие на организм. Защита от шума.

Вибрация. Воздействие на организм. Защита от вибрации.

Инфразвук. Воздействие на организм. Защита от инфразвука.

Ультразвук. Воздействие на организм. Защита от ультразвука.

Воздействие электрического тока на организм человека.

Классификация помещений по эл. опасности.

Обеспечение электробезопасности. Способы и средства защиты.

Первая помощь при поражении эл. током.

Статическое электричество и защита от него.

Молниезащита.

Электромагнитные поля. (ЭМП). Воздействие на организм человека. Защита от ЭМП.

Опасные, вредные факторы при работе на ПЭВМ.

Организация рабочего места при работе с ПЭВМ.

Профессиональные заболевания при работе на ПЭВМ и их профилактика.

Лазерное излучение. Защита от действия лазерного излучения.

Требования безопасности к сосудам, работающим под давлением.

Безопасность эксплуатации грузоподъемных машин.

Система законодательных актов и нормативно-техническая документация по охране труда.

Организация службы охраны труда на предприятии.

Государственный надзор и общественный контроль за охраной труда.

Ответственность за нарушение законов об охране труда.

Инструктаж и обучение охране труда.

Классификация несчастных случаев.

Расследование и учет несчастных случаев на производстве.

Причины несчастных случаев. Методы изучения производственного травматизма.

Меры по предупреждению несчастных случаев.

Причины возникновения профзаболеваний.

Пожар и опасные, вредные факторы при пожаре. Общие сведения о процессе горения, взрыве. Причины пожара.

Основные показатели пожарной опасности материалов.

Возгораемость и огнестойкость строительных конструкций.

Противопожарная безопасность: системы предотвращения и пожарной защиты.

Классификация чрезвычайных ситуаций (ЧС).

Способы защиты населения в ЧС.

Основные направления в решении задач обеспечения безопасности при ЧС.

БЖД как наука, ее цели и задачи.

История возникновения научной и учебной дисциплины. Объекты и цели.

Гиппократ: “здоровье человека зависит от образа жизни и среды обитания”.

Плиний: проблемы качества образа жизни; исследовал влияние пыли на здоровье

человека.

Парацельс (1493-1551гг.) – родоначальник фармакологии.

Б.Ромаццини (конец XVII – начало XVIII в.) работал в области металлургии;

описал проф. заболевания; заметил, что существует определённая связь между

характером труда и здоровьем человека.

Бенджамин Франклин изобрел молниеотвод.

Ломоносов: исследовал условия работы “горных людей”, “Работа обусловиях

движения вольного воздуха”(устройство вентиляции).Петров – изобретатель

батареи постоянного тока (1801 г.); разрабатывал средства защиты от

электрического тока; изобрёл изоляцию.

В начале XX в. стала формироваться русская школа безопасности (Кипричев и

др.). В России появились курсы безопасности, тогда же появился термин

“техника безопасности”.

Сеченов: “Физиология труда”, в ней он рассматривает нагрузки, обосновывает

восьмичасовой рабочий день.

Эрисман: “Руководство по гигиене”.

В 1965 г. был введен предмет “охрана труда” в ВУЗах, а также читались курсы

“Охрана окружающей среды”, “Гражданская оборона” – предпосылки для создания

единого учения. В 90-х годах появилась дисциплина БЖД. Основная цель –

выработка общих правил, закономерностей безопасности.

БЖД – наука о нормированном, комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой обитания.

Решение проблемы БЖД состоит в обеспечении нормальных (комфортных) условий деятельности людей в их жизни, в защите человека и окружающей его среды (производственной, природной, городской, жилой) от воздействия вредных факторов, превышающих нормативно-допустимые уровни. Поддержание оптимальных условий деятельности и отдыха человека создаёт предпосылки для высшей работоспособности и продуктивности.

Обеспечение безопасности труда и отдыха способствует сохранению жизни и здоровья людей за счет снижения травматизма и заболеваемости. Поэтому объектом изучения БЖД является комплекс отрицательно воздействующих явлений и процессов в системе «человек – среда обитания».

Основополагающая формула БЖД – предупреждение и упреждение потенциальной опасности.

Предметом изучения дисциплины являются вопросы обеспечения безопасного взаимодействия человека со средой обитания и защиты населения от опасностей в чрезвычайных ситуациях.

Аксиомы БЖД:

1. Всякая деятельность (бездеятельность) потенциально опасна.

2. Для каждого вида деятельности существуют комфортные условия, способствующие её максимальной эффективности.

3. Все естественные процессы, антропогенная деятельность и объекты деятельности обладают склонностью к спонтанной потере устойчивости или к длительному негативному воздействию на человека и среду его обитания, т.е. обладают остаточным риском.

4. Остаточный риск является первопричиной потенциальных негативных воздействий на человека и биосферу.

5. Безопасность реальна, если негативные воздействия на человека не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия.

6. Экологичность реальна, если негативные воздействия на биосферу не превышают предельно допустимых значений с учетом их комплексного воздействия.

7. Допустимые значения техногенных негативных воздействий обеспечивается соблюдением требований экологичности и безопасности к техническим системам, технологиям, а также применениям систем экобиозащиты (экобиозащитной техники).

8. Системы экобиозащиты на технических объектах и в технологических процессах обладают приоритетом ввода в эксплуатацию и средствами контроля режима работы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...