Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Законы, функции и цели системы управления.

ТЕМА 1 «ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОЛОЖЕНИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ»

План

Основные понятия системы управления.

Законы, принципы, функции и цели системы управления.

Методы управления

1. Основные понятия системы управления.

 

Система (от греч. Systema -составленное из частей, соединен­ное) — это взаимосвязанная совокупность элементов (и их частей), образующих определенную целостность и единство, предназначен­ная для достижения конкретной цели и находящаяся во взаимодей­ствии с окружающей внешней средой.

Элементы (или объекты) системы это неограниченное множе­ство частей или компонентов (физических, социальных, абстракт­ных и др.).

Свойства это качество параметров объектов системы, т. е. их внешние проявления, позволяющие получить знания об объекте.

Связи системы это то, что соединяет объекты и свойства в сис­темном процессе в целое. Предполагается, что связи существуют между всеми системными элементами, между системами и их под­системами.

Связями первого порядка называют связи, функциональ­но необходимые друг другу, а дополнительными — связи второго по­рядка, которые необходимы для улучшения действия системы, но не являются функционально обязательными. Таким образом, нали­чие связей формирует определенную организованность системы.

Выделяют сложные и простые системы.

Среди слож­ных:

  • целенаправленные (поведение которых подчинено достижению определенной цели);
  • самоорганизующиеся (способные в процессе своего функционирования изменять свою структуру);
  • централизо­ванные (поведение которых зависит от центра или ведущей части системы);
  • децентрализованные (в которых нет главной подсисте­мы и все подсистемы равно важны);
  • открытые (в случае обмена ве­ществом, энергией и информацией с окружающей средой);
  • закры­тые (если в неё или из неё не выделяются или не поступают энергия или информация, т. е. компоненты системы не меняют­ся);
  • управляемые (способные изменять свои структуры под влияни­ем различных управляющих воздействий);
  • неуправляемые.

 

Основные свойства сложных систем следующие:

ориентированность — зависимость каждого элемента системы от его места, функций внутри целого;

структурность — возможность описания системы через установ­ление сети связей и отношений системы;

взаимосвязанность структуры и среды — формирование и прояв­ление свойств системы в процессе её взаимодействия со средой. При этом система должна быть ведущим активным компонентом взаимодействия;

иерархичность — наличие нескольких уровней, при которых каж­дый компонент системы можно рассматривать как отдельную сис­тему, а первичную систему — как один из компонентов более ши­рокой, глобальной системы;

множественность описания— ввиду сложности любой системы (в том числе системы управления земельными ресурсами) ее познание требует построения множества моделей, каждая из которых отражает лишь определенный аспект;

постоянность информационного взаимодействия между систе­мой и средой;

непрерывность функционирования и развития;

эффективность — способность к достижению поставленных целей за определенный период времени при использовании определенного количества ресурсов. Эффективность определяет соответствие реальных (фактических или ожидаемых) результатов процесса управления требуемым, т.е. степени достижения цели управления. Только эф­фективный процесс управления является целесообразным;

приоритетность связей между элементами системы перед связя­ми между системой и средой. Связи могут быть формальными, за­конодательными, договорными, гарантийными и неформальными (личные отношения, моральная ответственность, доверие и др.);

гибкость — свойство изменять цель и параметры функциониро­вания в зависимости от условий функционирования (адаптация) или состояния подсистемы (живучесть).

Гибкость управления имеет место, если система управления спо­собна изменять правила (алгоритмы) своих действий. Например, переходить от централизованного к децентрализованному управле­нию, частично децентрализованному и, наоборот, от децентрализо­ванного к централизованному;

обратная связь — реакция системы на управляющее воздействие. Подразделяют на усиливающие или уменьшающие негативное воз­действие виды обратной связи;

адаптация — способность изменения целей и параметров систе­мы при изменении условий ее функционирования;

живучесть — способность изменять цели и параметры функци­онирования системы при отказе или повреждении отдельных се элементов;

надежность — свойство реализовать заданные функции с задан­ными параметрами качества;

безопасность — способность не наносить недопустимые воздей­ствия среде и самой системе;

стойкость — способность выполнять функции при экстремаль­ных изменениях внешних и внутренних условий, т. с. выхода их за установленные ограничения;

устойчивость — способность восстанавливать исходное состояние системы после возмущающих (внешних и внутренних) воздействий.

Одна из самых значительных характеристик систем — их взаи­мосвязь с внешней средой.

Понятие «внешняя среда» включает экономические условия, смежные системы, правовые нормы и положения, социальную си­туацию и общественные взгляды, органы управления, современную технику, технологические комплексы.

Взаимодействие факторов внешней среды может быть прямым и косвенным.

Прямое воздействие формируют факторы, непосредственно вли­яющие на функционирование системы (потребители, трудовые и экономические ресурсы и т.д.).

Косвенное воздействие определяют факторы, не оказывающие прямого воздействия на систему (состоя­ние экономики в стране и регионе, уровень научно-технического прогресса, социальная и политическая политика, групповые инте­ресы и т.д.).

 

Системы, в которых протекают процессы управления, называют системами управления. Система управления в процессе своего функционирования разделяется на управляющую и управляемую подсистемы.

Управляющая подсистема вырабатывает управленческие решения, управляемая — ис­полняет решения.

Для эффек­тивности взаимодействия этих систем необходима обратная связь, с помощью которой по­лучают информацию о резуль­татах управленческого взаимо­действия, предоставляемую в разнообразном виде (письмен­ная, электронная, устная и т.д.). Таким образом, управление в организованных системах рас­сматривают, прежде всего, как процесс получения, обработки, преобразования, передачи и использования информации:

информа­ция об объекте управления воспринимается управляющей систе­мой, перерабатывается в соответствии с той или иной целью управ­ления и в виде управляющих воздействий передается на объект управления.

 

Под субъектами управления понимают различные властные и ад­министративные структуры, физические или юридические лица, имеющие определенные властные полномочия, организацион­но-распорядительные, экономические и морально-этические рыча­ги управления.

Объектом управления (на что направлено властное воздействие объекта управления) могут быть физические и юридические лица, а также социальные, природные, экологические, экономические системы и процессы.

 

 

Законы, функции и цели системы управления.

Специфические законы управления выражают наиболее сущест­венные связи и отношения различных элементов систем управле­ния между собой и с внешней средой.

Среди основных законов управления можно выделить следующие.

Закон единства и целостности системы управления. Он гласит, что система управления должна обладать организационным и функ­циональным единством. Организационная целостность обеспечива­ется составом необходимых элементов для выполнения поставлен­ных задач управления, а функциональная — реализацией функций, необходимых для достижения целей системы.

Единство системы управления означает, что она образует собой новую систему, а не арифметическую сумму частей, фрагментов и блоков.

Закон сохранения пропорциональности и рационального сочета­ния всех элементов любой системы управления. Это означает, что ра­циональное сочетание элементов систем обеспечивает их соответ­ствие по функциональным и структурным возможностям, уровням, направлениям, целям и задачам развития.

Закон эффективности системы управления в зависимости от объема использованной информации. Этот закон отражает зави­симость между качеством выполнения задач управления и объ­емом информации, используемой для принятия управленческого решения.

Зависимость между эффективностью управленческого решения (Э), а также расходуемым на его принятие временем (Т) и объемом используемой информации (И) показана на рисунке 1.4.


 

Рис. 1.4. График зависимости между эффективностью управленческого решения, временем на его принятие и объемом используемой информации

 

 

Из графика видно, что с увеличением объема поступающей ин­формации эффективность принимаемого решения (кривая Э) быст­ро растет. Однако после накопления определенного объема инфор­мации дальнейшее ее увеличение уже существенно эффективность не повышает,

Кроме того, с увеличением объема информации время, расхо­дуемое на принятие решения (кривая Т), изменяется по-разному. Когда информации недостаточно, времени на принятие решения будет затрачиваться много, так как необходимо рассматривать мно­жество вариантов действий.

По мере увеличения объема используе­мой информации число вариантов, подлежащих рассмотрению, ста­новится меньше, а эффективность возрастает значительно. Поэтому время, затрачиваемое на принятие решения, уменьшается. Даль­нейшее увеличение объема информации приводит к увеличению времени на принятие решения, требующего значительных затрат на обработку, осмысление, сопоставление и анализ. При этом качество принимаемых решений повышается менее интенсивно, поскольку оно уже близко к оптимальному.

Если время, отводимое на принятие решения, ограничено (Г„), то любой объем информации в интервале а...б считают достаточ­ным, поскольку он обеспечивает принятие решения в допустимые сроки. Однако необходимым будет только тот объем информации, который находится в интервале в...г, т.е. обеспечивает принятие эф­фективного решения в минимальное время.

Закон единства и соподчиненности критериев эффективности, ис­пользуемых в процессе управления. Эффективность любого планируе­мого управленческого действия зависит от соответствия выбранным критериям эффективности. Учитывая, что каждая управленческая структура руководствуется своими ведомственными целями, нельзя выработать такого универсального критерия эффективности, кото­рый мог бы служить показателем степени достижения целей на лю­бом уровне управления.

На одних уровнях управления для характеристики степени до­стижения цели может быть достаточно одного показателя, а на бо­лее высоких уровнях управления потребуется несколько показате­лей.

Единство и соподчиненность используемых критериев эффектив­ности обеспечиваются за счет выполнения следующих требований;

локальные критерии (критерии оценки конкретных мероприя­тий) должны быть подчинены, логически следовать из критериев, используемых на более высоких уровнях;

для оценки аналогичных мероприятий должны использоваться унифицированные критерии, что обеспечивает возможность срав­нивать ожидаемые и фактические результаты достижения аналогич­ных целей и обобщать результаты достижения общих целей.

Закон совместимости применяемых технических средств соподчиненным и взаимодействующим системам управления. Этот закон от­ражает одно из важнейших условий обеспечения эффективности взаимодействия различных систем при совместном решении задач управления.

Особенно важны требования этого закона при автоматизации системы управления. Автоматизированные системы управления представляют собой комплекс технических средств сбора, передачи, обработки, хранения и отображения информации, которые могут иметь различную физическую и техническую основу. Несмотря на это, они должны составлять единую систему создания и переработки информационных потоков, а значит, обладать необходимой для этого совместимостью.

Кроме технической совместимости средства автоматизации должны обладать информационной и программной совместимо­стью.

Информационная совместимость предусматривает единую клас­сификацию информации, используемой в автоматизированной сис­теме управления, единую систему формализации документов и т.д.

Программная совместимость означает обеспечение работы комп­лекса средств управления по единым программам и достигается за счет применения унифицированных машинных команд и специаль­ных ретрансляторов, обеспечивающих преобразование программ, записанных на разных алгоритмических языках.

 

Основными эта­пами процесса любой системы управления являются:

  • сбор и обра­ботка информации;
  • ее анализ, диагноз и прогноз, систематизация (синтез), установление цели;
  • выработка решения, направленного на достижение цели;
  • последовательная конкретизация общего реше­ния в виде планирования, программирования, проектирования, выработки конкретных (частных) управленческих решений;
  • организа­ция деятельности для выполнения решения;
  • контроль за этой деятельностью (включая кадровое обеспечение);
  • сбор и обработка информации о результатах деятельности и новый цикл этого непре­рывного процесса.

 

Таким образом, управление — это вид деятельности, который со­стоит из следующих основных функций:

  • планирование,
  • организация,
  • мотивация,
  • координация
  • и контроль.

Рассмотрим назначение и свойства основных функций управ­ления.

Процесс управления любой системой начинается с постановки целей в процессе планирования. Поэтому функция планирова­ния является начальной в системе управления и одновременно ве­дущей.

Планирование — вид управленческой деятельности по опреде­лению перспектив развития управляемой системы — разработке на этой основе заданий на определенный промежуток времени и организационному их оформлению в качестве показателей деятель­ности, по которым осуществляют контроль и оценку.

Цель планирования — разработка рационального плана на основе выработанного решения.

Функция планирования включает прогнозирование, составление стратегического (долгосрочного) и на его основе перспективного (среднесрочного), текущего и оперативно-производственного планов.

Стратегическое планирование представляет собой набор дейст­вий и решений, которые требуют разработки специфических стра­тегий, направленных на достижение выбранных целей в течение длительного времени.

Тактическое планирование — второй основной этап процесса планирования организационных систем. В отличие от стратегиче­ского планирования, связанного с выбором целей и решений, по­следствия которых сказываются в течение длительного времени, при тактическом планировании формируют условия для достиже­ния промежуточных целей применительно к достаточно коротким периодам времени (как правило, год).

При этом тактиче­ские планы более конкретны и более детальны. Их составляют, как правило, для управленческой системы в целом, и рассчитаны они на короткий отрезок времени, с определенным начальным и конечным состоянием. Таким образом, тактические планы по сравнению со стратегическими содержат более конкретные цели действий, более детализированы и необходимы для поддержки стратегических планов.

Оперативное управление — функция управления, обеспечиваю­щая функционирование управляемых процессов в рамках парамет­ров, заданных планом, программой, регламентом. Оперативное управление (как функция) основано на получении информации, поступающей от управляемого объекта, и используют его в целях устранения отклонений или компенсации возмущающих воздейст­вий, а также предупреждения возможных отклонений.

Для систем любого типа большое значение имеет организация управления как функция, основным назначением которой яв­ляется обеспечение организованности всех управляемых и управ­ляющих процессов системы управления.

В процессе организации система обеспечивается трудовыми, техническими, финансовыми, материальными и другими ресурсами, предназначенными для ре­ализации выбранного направления развития системы.

В процессе реализации функции организации создастся органи­зационная структура, позволяющая подсистемам структуры управ­ления эффективно взаимодействовать для достижения общих целей.

Сущность функции мотивации заключается в том, чтобы подсистемы выполняли свои функции в соответствии с делегиро­ванными им обязанностями и сообразуясь с планом.

Особое положение занимает среди функций управления конт­роль, по результатам которого корректируют решения, план и сис­темы функциональных структур, созданных для достижения цели системы управления.

Существует две основные формы контроля — активный и пас­сивный.

Контроль пассивный осуществляется дискретно, по окончании какого-либо процесса. При контроле активном во время всего про­цесса на управляемый объект оказывается воздействие через функ­цию оперативного управления, что позволяет устранять отклонения и компенсировать возмущающее воздействие с минимумом потерь.

 

Таким образом, управление является непрерывным процессом принятия управляющего воздействия и его осуществления, направ­ленным на эффективное достижение цели системы на основе ин­формации об объекте и состоянии среды.

Между информацией и структурой управления в системе имеются органичная взаимосвязь и взаимозависимость. Объем, вид и направление потоков информа­ции предопределяют состав, структуру и взаимодействие составных элементов системы (объекта). Излишняя и неправильная информа­ция усложняет структуру управления, увеличивает материальные и трудовые затраты при формировании системы. Нерациональные и замедленные потоки информации ведут к дублированию функций, нарушению ритма функционирования системы управления, сниже­нию персональной ответственности руководителей и исполнителей.

Основные недостатки формирования информационных потоков при создании систем управления:

1. Параллельность прохождения одинаковой информации, собираемой разными структурами (и даже разными элементами одной структуры).

2. Отсутствие единства при формировании информации. Каждая
структура использует свои плановые и отчетные показатели, нормативно-справочные данные, формы документов и т. д.

3. Повторяемость информации. Одни и те же массивы и виды информации представляются неоднократно с разной периодично­стью (ежесуточно, ежемесячно, ежеквартально и т. д.). По существу, это последовательно повторяющиеся потоки одной информации.

4. Запаздывание информации. Время на передачу, обработку ин­формации и принятие управленческого решения должно быть меньше времени, в течение которого могут произойти необратимые процессы на управляемых объектах.

5. Излишние объемы информации вследствие неупорядоченности данных и сведений как по их виду, так и по объему.

 

Формирование целей является основополагающим исходным этапом управления.

К основным целям управления можно отнести:

  • желаемое (требуемое) состояние объекта или системы управления;
  • определенный требуемый результат деятельности.

К целям управления предъявляют определенные требования, к числу которых можно отнести:

  • всестороннюю научную и практическую обоснованность цели;
  • четкую определенность;
  • четкую формулировку необходимых и достаточных условий ре­ализации целей (ресурсы, сроки, исполнители).

Так как цель представляет собой желаемое состояние объекта уп­равления, которое характеризуется совокупностью свойств, имею­щих иерархическую структуру, то главную цель можно представить в виде совокупности частных целей (дерева целей), характеризую­щей желаемое состояние объекта управления. Кроме того, в про­цессе достижения поставленной цели система проходит ряд проме­жуточных состояний, которые также можно представить в виде промежуточных целей (этапов).

 

Методы управления

 

Методы управления — это система способов и приемов воздей­ствия субъекта управления на объект управления для достижения определенного результата.

Существует несколько классификаций методов управления. По наиболее распространенной классификации методы делят на три группы:

1. Экономические методы управления.

2. Организационно-распорядительные (административные) ме­тоды управления.

3. Социально-психологические методы управления.

В практике управления все методы взаимосвязаны между собой, находятся в жестком взаимодействии и образуют единую систему.

Экономические методы управления — это совокупность мер, обеспечивающих рациональное использование экономических за­конов и отношений в управлении и хозяйственной деятельности. Содержание экономических методов управления состоит в целе­направленном воздействии на экономические интересы личности, коллектива, государства в целях достижения наилучших результатов их функционирования с наименьшими требованиями и материаль­ными затратами.

Организационно-распорядительные методы управления (ОРМУ) включают способы и приемы воздействия субъекта управления на объект управления на основе указов, законов, постановлений, приказов, распоряжений, указаний, инструкций и других административных документов. При этом эти методы управления не только подкрепляются авторитетом власти, но и экономически обосновы­ваются и обеспечиваются необходимыми ресурсами.

Государство через специально созданные органы управления (ми­нистерства и ведомства, муниципальные органы) осуществляет оп­ределенное административно-организационное воздействие на органы и объекты управления путем установления обязанностей, прав и ответственности каждого звена и уровня системы управления.

Характерными особенностями административно-организацион­ных методов управления являются:

  • оперативность;
  • прямое воздействие на управляемый объект;
  • обязательность выполнения указаний, распоряжений, приказов и других административных решений вы­шестоящих органов для управляемых объектов;
  • ответственность за невыполнение приказов и распоряжений;
  • персональная ответствен­ность за выдачу ошибочных решений.

Акты управления, осуществляемые в рамках административ­но-организационного управления, подразделяют на два вида: нор­мативные и индивидуальные.

Нормативные акты управления не имеют конкретного адресата. Они содержат общие нормы действий применительно к тем или другим условиям и рассчитаны, как правило, на продолжительное время. К ним относятся положения об управленческих органах, должностные инструкции, нормы и нор­мативы, стандарты и т. д.

Индивидуальные акты управления адресуются конкретным объектам управления. К ним относятся приказы, циркуляры, распоря­жения, указания.

Социально-психологические методы управления представляют со­бой механизм воздействия на органы управления и конкретных ис­полнителей через социально-психологические интересы.

Методы формирования и использования общественного и индивидуального сознания, социальной активности основываются на общественно значимых морально-этических категориях и ценностях, что в совокупности и является сущностью социально-психологических методов управления.

Методы управления социально-массовыми процессами базируются на информационном управлении, под которым понимают та­кое управление, когда управляющее воздействие носит информаци­онный характер, т. е. субъекту управления дается информационная картина, на основании которой он самостоятельно выбирает линию поведения.

Эффективным методом формирования личностного поведения является метод ориентирующих воздействий, который включает создание обстановки, условий, ориентирующих поведение конкрет­ной личности в направлении проявления ее лучших созидательных качеств.

 

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...