Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

19 декабря. {364} 27 [декабря], утро. «Син. птица». Во время первого акта проходили по коридору партера — в комнату Совета. Стоял гул и стон в коридоре. Гудела толпа, а больше всех сами билетеры. У входа в партер — налево — к билетерам подошли двое билете




19 декабря.

20 декабря.

21 декабря.

Все в театре исправно, насколько возможно. Н. Александров. А. Санин

{364} 27 [декабря], утро. «Син. птица». Во время первого акта проходили по коридору партера — в комнату Совета. Стоял гул и стон в коридоре. Гудела толпа, а больше всех сами билетеры. У входа в партер — налево — к билетерам подошли двое билетеров сверху (молодых) и болтали вовсю у самых дверей. К. Станиславский.

Передано это замечание старосте артели. С. Трушников

28 декабря. Дежурный В. Грибунин.

29 декабря 917.

Обратить внимание на тротуар перед театром. Хорошо бы посыпать песком. К. Станиславский.

Хотя я и не дежурная, но позволю себе обратить внимание на диван на лестнице перед входом на сцену. Он не только оборван, что сейчас, конечно, нельзя поправить, но очень пыльный. Нельзя ли его почистить? [М. Германова] А. Санин

Кто же это писал? В. Лужский

1 января 1918 г. «Синяя птица». Во время 1‑ й картины загорелся провод за кулисами (бл[из]. двери в декорационную). Заметили Н. Н. Бромлей и Мар. Ив. (портниха) по сильному запаху резины. Выключили ток, и пламя погасло. Был пущен слишком сильный ток, как мне сказал техник. Е. Муратова

Зачем же книга «Дневник Товарищества» очутилась в комнате помощника режиссера? Как, господа, Вам хочется увеличивать разговоры по театру, как будто и без того их мало. В. Лужский. А. Санин

2‑ го янв. 1918 г. дежурила М. Николаева.

2 января 918. В мужском клозете (против советской комнаты[dcxliv]) во время действия пьесы — билетеры очень сильно курят, а вентилятор — закрыт. Дым летит в коридор. Публика приходит в антрактах в наполненный дымом клозет и, вероятно, сама докуривает.

Получается новая непрерывная курильня. К. Станиславский. А. Санин. С. Трушников

4 января 1918 г. В свое дежурство пришлось играть и днем («См. Пазухина») и вечером («У царских врат»)[dcxlv]. И утром и вечером все прошло благополучно. Вечером много и разнообразно поговаривали о манифестации на 5 января за Учредительное собрание, пришлось как члену Правления с С. А. Трушниковым принимать кой-какие секретные меры, т. к. поговаривали, что манифестаций большевистское начальство не допустит и будет принимать самые крутые меры, до выстрелов включительно! В. Лужский

7‑ е января. Дежурила Е. Раевская.

{365} 9 янв. Беру на себя заменить дежурного, кажется, не бывшего в театре[dcxlvi].

Это день «траурного праздника» рабочих: воспоминание о «гапоновском расстреле» на площади Зимнего дворца.

Объявлена, с одной стороны, манифестация большевиков — широкая, всемосковская демонстрация, с другой — протест с‑ р меньшевиков.

Ожидания вооруженных столкновений обезлюдили улицы с утра. В Студии были отменены «Отрывки», в Театре заседание Совета перенесено на квартиру[dcxlvii].

В здании театра с ночи и весь день находился С. А. Трушников. Начиная с «октябрьских» дней, когда С. А. провел в театре 7 дней безвыходно, он сторожил театр со своей охраной при всяком тревожном случае. И[dcxlviii] нет у меня слов, которыми можно выразить благодарность этому нашему замечательному деятелю! [dcxlix]

В течение дня были выстрелы, стрельба, подробности сообщал Совету, у меня заседавшему, все тот же Серг. Алек.

Около 4 1/2 часов, когда уличные демонстрации окончились, С. А. приехал в заседание и рассказал, что все стихло и данные по вопросу о том, должен ли состояться спектакль, таковы: на улицах уже покойно, по Тверской даже гуляние («как в Вербное воскресенье»), Большой театр объявил, что спектакль состоится, Малый отменил, потому, что А. И. Южин не хотел тревожить волнующуюся М. Н. Ермолову, которая должна была играть в этот вечер.

Ничто не заставляло нас отменить спектакль.

Однако, когда я ехал в театр в половине 7‑ го, я увидел улицы до такой степени пустынными, что стало жутко за публику, которой придется в 11 час. ночи возвращаться из театра.

Приехав в театр, я и здесь застал некоторую растерянность со стороны артистов и администрации — «играть или не играть», а со стороны собирающейся медленно и вяло публики — «состоится спектакль или не состоится».

К этому времени стало известно, что в Большом театре спектакль отменен. (Так и следовало ожидать, ведь там надо было собраться певцам, хору, оркестру и пр., — легче нашлись бы пугливые и малодушные. )

У Незлобина тоже отменен (что тоже естественно), т. к. театр находится на площади манифестаций и столкновений[dcl] и вряд ли там была какая-нибудь публика.

Публики у нас собралось на глаз около 3/4 залы. (Сбор был накануне 5200, к началу спектакля около 5900, стало быть, даже в течение дня продажа шла хорошо. )

Решили мы, чтоб я вступил с [публи]кой в беседу.

Так я и сделал.

Я сказал, что артисты готовы играть, но что мы думаем, не будет ли для публики тревожно возвращаться по безлюдным, пустынным {366} улицам? Играть нам или не играть? Спектакль может быть перенесен на другой день с сохранением прав на места или с правом получить обратно, как кто захочет.

После очень короткого неясного шума быстро выделились двое говоривших. Оба сходились на том, что искусство для публики сейчас особенно дорого, в особенности искусство Художественного театра, и что спектакль и порадует и успокоит публику, но что решение — совершенно зависит от артистов: если они имеют силы играть, это будет лучшей наградой публике за «жертву», которую она несет.

Я попросил 3 – 4 минуты паузы, чтобы передать артистам. Публика тихо ждала в зале ответа. Курьезно, что в это время у кассы скопилось еще публики, ожидавшей решения вопроса, чтоб купить билеты. И точно, через несколько минут сбор увеличился [на] 400 р.

Через 5 минут я снова вышел за занавес и сказал, что отношение публики к нашему искусству придало артистам бодрости, и они сейчас, сосредоточившись, начнут спектакль.

Заявление было встречено шумными и единодушными аплодисментами.

В конце концов отсутствовали вряд ли более 150 человек, не пришедших.

Спектакль шел после всего этого крепче обыкновенного, и у публики настроение было отличное. В. Немирович-Данченко. А. Санин

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...