Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

V. Творческие понедельники




[dclv] Записи собраний по понедельникам вела и обрабатывала секретарь и их активный участник Е. Ф. Краснопольская. Оригиналов записи выступлений не обнаружено. Судя по характеру текстов, вряд ли они редактировались выступавшими, кроме Н. ‑ Д., правка которого имеется на некоторых его особо принципиальных текстах.

В архиве сохранилась машинопись только 12 понедельников. Исходя из предварительного расписания спектаклей и репетиций, «беседы», как они здесь обозначались, регулярно продолжались и дальше — вплоть до 26 мая, но никаких следов их найти не удалось.

Когда стало понятно, что Качаловская группа не сможет возвратиться в Москву в ближайшее время, театр начал заново организовывать свою жизнь. Тогда же он решил возобновить проведение понедельников, но существо их коренным образом изменилось: на них прежде всего читались лекции творческого и идеологического характера (в том числе наркома просвещения Луначарского); о прежнем откровенном и свободном обмене мнениями, скорее всего уже речи не шло.

Так как на большинстве записей дата отсутствует, понедельники датируются по их нумерации и по предварительному репертуару спектаклей и репетиций.

[dclvi] Сезон 1918/19 г., № 58. МП.

[dclvii] Екатерина Филимоновна Краснопольская — актриса, режиссер и педагог Второй студии; в МХТ с 1916 г.; сыграла здесь Молоко в «Синей птице» и Натали Ховинд в «У царских врат». После скитаний с Качаловской группой обосновалась в Болгарии.

[dclviii] «Голос, голос, голос…» (франц. ).

[dclix] Елена Георгиевна Сухачева — одна из ведущих актрис Первой студии; в МХТ (где она, как и в Первой студии, служила с 1914 г. ) кроме участия в выходах сыграла Душу света в «Синей птице».

[dclx] Н. ‑ Д. обозначает в основном репертуар Первой студии, где шла «Двенадцатая ночь» Шекспира (конец 1917 г. ), «Дочь Иорио» Д’Аннунцио (конец 1918 г. ), премьера «Балладины» Словацкого ожидалась в начале следующего года; только «Роза и Крест» готовилась в МХТ.

[dclxi] Георгий Сергеевич Бурджалов — актер МХТ с его основания, режиссер, педагог.

[dclxii] Владимир Георгиевич Гайдаров — актер МХТ (с 1915 г. ) и Второй студии; сыграл несколько значительных ролей (Елецкого в «Нахлебнике», Фабрицио в «Хозяйке гостинице», Сергея Александровича в «Селе Степанчикове»), параллельно много снимался в кино. В 1920 г. покинул Россию.

[dclxiii] {531} Николай Осипович Массалитинов — один из ведущих актеров МХТ (в театре с 1907 г. ); также один из основателей и педагогов Второй студии. После скитаний с Качаловской группой обосновался в Болгарии.

[dclxiv] Надежда Сергеевна Бутова — актриса МХТ с 1900 г., педагог, режиссер.

[dclxv] Речь идет о вечере в Большом театре в честь начала сотрудничества между ним и Художественным театром, который состоялся 30 декабря 1918 г. (см. КС, т. 1, с. 469 – 470); другой вечер состоялся в стенах МХТ в сочельник, именно он поминается несколько раз выступающими как решающий импульс к началу откровенного разговора о положении в театре.

[dclxvi] Сезон 1918/19 г., № 59. МП.

[dclxvii] Екатерина Николаевна Виноградская была сотрудницей МХТ с 1915 г., занимали ее лишь в массовых сценах; в районных спектаклях, однако, ей поручались более ответственные роли. В конце сезона 1918/19 г. выяснилось, что в ее услугах театр больше не нуждается, и решено было предложить ей «исполнять в театре разного рода литературные работы». В театре она числилась до 1920 г.

[dclxviii] Александр Александрович Гейрот — актер, художник, педагог; с 1913 г. служил в МХТ и Первой студии; сыграл в театре ряд значительных ролей (Барона в «На дне», Фабрицио в «Хозяйке гостиницы», Моцарта в «Моцарте и Сальери»).

[dclxix] Александра Тихоновна Василькова была сотрудницей МХТ с 1913 г., наряду с участием в массовках исполняла небольшие роли (горничная в «Трех сестрах», сиделка в «Мысли», горничная Мавра в «Смерти Пазухина», Фалалей в «Селе Степанчикове», Тилли Слоубой в «Сверчке»). В преддверии сезона 1917/18 г. Лужский, размышляя о ее будущем, писал: «Если дело в Театре пойдет на расширение, то дело найдет, а если на сокращение, то надо бы уходить. А м. б., найдет счастье!? » (А № 6600). Актриса вскоре покинула театр.

[dclxx] Эта проблема обсуждается в финале второго действия пьесы Н. ‑ Д. «Цена жизни».

[dclxxi] В названии Общества, которым руководил К. С. и часть которого влилась в МХТ, не было слова «любителей».

[dclxxii] См. раздел III, примеч. 20.

[dclxxiii] См. письмо Н. С. Бутовой к Н. ‑ Д. и К. С. (Приложение, док. № 14).

[dclxxiv] Л. А. Сулержицкий.

[dclxxv] Сезон 1918/19 г., № 61. МП.

[dclxxvi] Ольга Ивановна Пыжова — актриса, режиссер, педагог; сотрудница МХТ с 1914 г., где наряду с выходами сыграла несколько малозначащих ролей (фея Берилюна в «Синей птице»); более значительное место занимала в репертуаре Первой студии.

[dclxxvii] Серафима Германовна Бирман — актриса, режиссер; в МХТ с 1911 г., где, как и в Первой студии, сыграла несколько значительных ролей.

[dclxxviii] {532} Александр Эмильевич Шахалов — актер; в МХТ с 1915 г.; среди его ролей Актер в «На дне», Трембинский в «Нахлебнике», Поль Обноскин в «Селе Степанчикове».

[dclxxix] Нина Николаевна Литовцева — актриса, педагог; в это время работала в МХТ помрежем и числилась актрисой Второй студии; жена В. И. Качалова.

[dclxxx] Сезон 1918/19 г., № 65. МП.

[dclxxxi] Здесь, несомненно, сказался личный опыт, когда Н. С. Бутова взялась за постановку пьесы Р. Тагора «Король темного покоя».

[dclxxxii] Варвара Петровна Булгакова — актриса, педагог; в МХТ с 1916 г.; кроме появления на выходах, сыграла несколько заметных ролей (Наташа в «На дне», Машенька в «На всякого мудреца», Деянира в «Хозяйке гостиницы», Мавра Григорьевна в «Смерти Пазухина»). После зарубежных гастролей театра в 1924 г. осталась в США.

[dclxxxiii] Фанни Карловна Татаринова — педагог по вокалу в МХТ.

[dclxxxiv] Антон Донатович Скуковский — сотрудник МХТ и Первой студии с 1915 г.; играл в основном на выходах как на той, так и на другой сценах.

[dclxxxv] Мария Алексеевна Успенская (1887 – 1949) — актриса, педагог; в МХТ с 1911 г., где, как и в Первой студии, сыграла ряд заметных ролей (мальчик Жура в «Екатерине Ивановне», Анна в «На дне», Тилли Слоубой в «Сверчке на печи» и др. ). После зарубежных гастролей театра в 1924 г. осталась в США.

[dclxxxvi] Мысль о возможности инсценировки Библии мелькала у Н. ‑ Д. в 1910 г., сразу же после его постановки «Братьев Карамазовых», когда он считал, что «нет более замечательных сюжетов для этого нового театра, как в Библии» (НД, т. 2, с. 188).

[dclxxxvii] Здесь явная оговорка или ошибка записывающего; речь, несомненно, идет о сыне Прова Садовского Михаиле, чьи эпиграммы имели широкое хождение в актерских кругах.

[dclxxxviii] Сезон 1918/19 г., № 72. МП.

[dclxxxix] Борис Михайлович Сушкевич — актер, режиссер, педагог; в МХТ с 1908 г., где появлялся на выходах или в эпизодах; один из организаторов и руководителей Первой студии.

[dcxc] Московский профессиональный союз актеров.

[dcxci] Е. Г. Сухачева играла в этом спектакле заглавную роль.

[dcxcii] Творческие понедельники начинались в 6 часов.

[dcxciii] Сушкевич, будучи членом президиума режиссерской коллегии от Первой студии, утром в тот же день уже высказывался по этому вопросу (см. протокол заседания).

[dcxciv] Инициатором и режиссером спектакля был Р. В. Болеславский (см. док. № 15).

[dcxcv] В начале 1917 г. надолго выбывает из работы А. И. Чебан, исполнитель одной из главных ролей, Попела Третьего.

[dcxcvi] Ричард Валентинович Болеславский — один из ведущих молодых актеров МХТ (в театре с 1908 г. ), режиссер и актер Первой студии. В 1919 г. покинул Россию и вскоре обосновался в США.

[dcxcvii] Следует выслушать и другую сторону (латин. ).

[dcxcviii] {533} Михаил Наумович Гаркави — сотрудник МХТ с 1916 г., играл в основном на выходах. В 1919 г. покинул театр и вскоре перешел на эстраду в качестве конферансье.

[dcxcix] Григорий Петрович Юдин пришел в МХТ в 1915 г. из школы Александрова, Массалитинова и Подгорного в качестве кандидата в сотрудники и сразу же был занят на выходах в Тургеневском и Пушкинском спектаклях, в «Горе от ума», «Синей птице», «Царе Федоре» и «Осенних скрипках». Он был одним из кандидатов на роль Треплева при возобновлении «Чайки». Покинул театр в 1919 г.

[dcc] Владимир Михайлович Волькенштейн — драматург, теоретик театра; работал в литчасти Первой студии, где в 1914 г. были поставлены его «Калики перехожие»; в планах театра находилась его пьеса «Маринка», которая так и не была поставлена.

[dcci] Скорее всего, здесь оговорка; с разгаром Французской революции связывается развитие мелодрамы; появление оперетты относится к середине XIX в.

[dccii] Лидия Михайловна Коренева — одна из ведущих молодых актрис МХТ в эти годы.

[dcciii] Вероятно, речь о роли Всеволода в спектакле «Младость» (премьера 13 декабря 1918 г. ) во Второй студии; Гайдаров был ее первым исполнителем.

[dcciv] Дмитрий Александрович Зеланд пришел в театр и одновременно в Первую студию в 1914 г.; сыграл несколько заметных ролей (Голубя-отца в «Царе Федоре», Татарина в «На дне», Сахара в «Синей птице», слугу негра в «У жизни в лапах»).

[dccv] Сезон 1918/19 г., № 76. МП. Фрагменты опубликованы: СТ, с. 124 – 125.

[dccvi] Тем не менее на следующем и девятом понедельнике К. С. присутствует, его не будет на восьмом, десятом — двенадцатом.

[dccvii] Лев Моисеевич Цейтлин — скрипач, педагог, теоретик; с 1917 г. работал в оркестре Большого театра и в составе Квартета им. Ленина.

[dccviii] Поскольку доклад напечатан на машинке, установить его авторство невозможно даже предположительно.

[dccix] Сезон 1918/19 г., № 81. МП.

[dccx] Речь о предыдущем понедельнике.

[dccxi] Речь о сцене с Глумовым в первой картине четвертого действия.

[dccxii] Александр Иванович Чебан — актер, режиссер; в МХТ с 1911 г., в Первой студии с момента ее создания; кроме появления на выходах, сыграл несколько эпизодических ролей (дворецкого в «Где тонко, там и рвется», Пса в «Синей птице», Федюка Старкова в «Царе Федоре»).

[dccxiii] Иван Николаевич Берсенев — один из ведущих молодых актеров МХТ (в театре с 1911 г. ).

[dccxiv] Скорее всего, речь идет о Н. В. Демидове, который попал в дом К. С. как врач, а затем стал преподавателем системы и одним из видных ее пропагандистов.

[dccxv] {534} Эти стихи опущены.

[dccxvi] Возможно, речь о популярном в конце 60‑ х гг. в интеллигентских кругах Русском химическом обществе, одним из организаторов которого был выдающийся ученый В. В. Марковников.

[dccxvii] Сезон 1918/19 г., № 86. МП.

[dccxviii] Видимо, слова «расходиться или разъезжаться» связаны с разделением актеров на самостоятельные группы, списки которых составлялись в это время; см. также ниже — в выступлении А. Т. Васильковой.

[dccxix] Софья Васильевна Халютина — актриса, педагог; в МХТ со дня его основания.

[dccxx] В данном случае слово «сотрудничество» означает участие в работе МХТ в качестве сотрудников.

[dccxxi] Пропуск в протоколе.

[dccxxii] На этом текст обрывается.

[dccxxiii] Сезон 1918/19 г., № 92. МП.

[dccxxiv] «Стеньку Разина» ставил не А. Я. Таиров; в первую годовщину революции ее постановку осуществили В. Г. Сахновский и А. П. Зонов в помещении Введенского народного дома с труппой Театра им. Комиссаржевской с приглашенными актерами на главные роли: Н. А. Знаменским (Стенька) из МХТ и А. Г. Коонен (царевна Мейран) из Камерного театра.

[dccxxv] Премьера «Короля-Арлекина» Р. Лотара состоялась 29 ноября 1917 г.

[dccxxvi] Возможно, тема Тагора возникает в связи с недавним показом актерами МХТ на сцене «Летучей мыши» (25 и 30 декабря и 2 января 1919 г. ) восьми сцен из «Короля темного покоя» (с участием королевы), скрепленных стихотворными текстами (их было девять), которые специально для этого написал переводчик пьесы Ю. Балтрушайтис.

[dccxxvii] Речь может идти или о лекциях, посвященных слову на сцене, которые читал в МХТ кн. Волконский, или о его книге «Выразительное слово», которую высоко ценил К. С.

[dccxxviii] «Дочь Иорио» Д’Аннунцио была поставлена в Первой студии в январе 1919 г. в переводе А. П. Воротникова, журналиста, режиссера, драматурга.

[dccxxix] Вероятно, здесь речь о какой-то композиции из монологов Медеи, поскольку никакого «письма» в еврипидовской трагедии нет.

[dccxxx] Сезон 1918/19 г., № 101. МП, правка карандашом Н. ‑ Д.

[dccxxxi] Этот спектакль был поставлен 28 января 1905 г. и прошел 30 раз.

[dccxxxii] Премьера «Саломеи» в постановке И. С. Платона в Малом театре состоялась 27 октября 1917 г. (см. письмо Н. ‑ Д. к исполнительнице главной роли О. В. Гзовской — № 973); премьера в Камерном театре с А. Г. Коонен в главной роли прошла 9 октября (режиссер А. Я. Таиров).

[dccxxxiii] Неточная цитата из «Екклесиаста» (гл. 1. 9; 1. 10).

[dccxxxiv] {535} Статья Л. Андреева вышла в 1914 г. в 22‑ й книге «Шиповника».

[dccxxxv] Сезон 1918/19 г., № 103. МП.

[dccxxxvi] Старинный театр, организованный Н. Н. Евреиновым и Н. В. Дризеном, свои спектакли давал в сезоны 1907/08 и 1911/12 гг. и своей задачей ставил воссоздание театральных зрелищ прошлых эпох в их первозданности.

[dccxxxvii] А. И. Чебан в «Младости» играл поручика Нечаева.

[dccxxxviii] А. А. Гейрот играл в «Потопе» Бира.

Советским бывш. театр Зимина называли потому, что после революции он находился в ведении Совета рабочих депутатов.

[dccxxxix] Сезон 1918/19 г., № 113. МП.

[dccxl] В фонде Н. ‑ Д. (№ 3696/2) хранится письмо С. В. Гиацинтовой, отправленное ею 25 марта 1919 г., после того как она решила причислить себя ко второй группе, т. е. остаться в Первой студии:

«Многоуважаемый Владимир Иванович!

Нет, это не развод. Чем больше я думаю, чем больше слушаю, что творится вокруг, тем больше убеждаюсь в этом. Мне кажется, Вы думаете: это конец. А я теперь уверена, я надеюсь, что мы не разойдемся, что соединимся по-новому, хорошо и крепко. И не я одна оставляю кусок своей души в театре. Не я одна, уже решив все, носила письмо в кармане и не могла его отдать.

В театр я пришла, им жила и слишком долго соединяла с ним все свои мечты и надежды. Я не могу уйти от тех, у кого училась, у кого все брала, от тех, кого люблю так сильно! Я не хочу, я не могу сказать вам — “прощайте”. Это неверно, есть сейчас какая-то неправда. Силой вещей мы будем вместе, потому что во имя одного будем работать, и, может быть, даже вы лучше издали увидите, что мы не так плохи, не так самонадеянны, не так неблагодарны, как это всем кажется. И если мы верим, что сделаем что-то, так я думаю, только с этой верой и можно жить. А если нас досужие рецензенты и называют “высокоталантливыми” и т. п., так мы не так глупы, чтоб не разобраться, к кому и к чему прислушиваться. Может быть, вы поверите нам больше, чем сейчас, может быть, увидите нашу кровную любовь и преданность театру. Я не верю ни в какой разрыв, и потому с глубоким убеждением говорю вам не “прощайте”, Владимир Иванович, а до свидания, и до скорого свидания. И еще скажу — я люблю вас, я люблю театр, и где бы я ни была, хоть в Сингапуре, ничто не вытравит из меня этой любви».

[dccxli] Отсылка к Евангелию от Матфея (гл. 25. 1 – 12) — притча Иисуса о десяти девах (пяти мудрых и пяти неразумных), их светильниках и Женихе.

[dccxlii] В предполагаемом репертуаре спектаклей и репетиций анонсируются еще «беседы» 8, 14 и 28 апреля, 5, 12, 19 и 26 мая, но никаких записей по ним не сохранилось.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...