Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ТЕМА 11. Эффективность управления




 

План лекции

 

1. Содержание категории “эффективность управления”

2. Концепции определения эффективности управления.

3. Подходы к оценке эффективности управления.

4. Направления повышения эффективности управленческого труда.

1. Содержание категории “эффективность управления”

Управление, как и любой другой вид деятельности, требует своей конкретной оценки, определения его эффективности.

Понятие "эффективность управления" не получило пока четкого определения и толкования ни в научной литературе, ни в практике управления. В отечественной и заграничной научной литературе по менеджменту отмечаются попытки деления понятий "результативность управления" и "эффективность управления". Результативность управления понимается как его целевая направленность на создание нужных, полезных вещей, способных удовлетворять определенные нужды, обеспечить достижение конечных результатов, адекватных поставленным целям управления. В подобном трактовании понятие "результативность управления" характеризуется результатом, эффектом, который достигается субъектом управления благодаря его влиянию на объект управления.

Немного другой смысл вкладывается в понятие "эффективность управления", что связанно, прежде всего, с неадекватностью терминов "эффект" и "эффективность". Эффект - это итог, результат деятельности, тогда как эффективность характеризуется отношением эффекта к затратам ресурсов, которые обеспечили получение эффекта. Если отождествить эффект управления с его результативностью, а затраты - с затратами на управление, то мы дойдем к следующей логической формуле эффективности управления:

.

Применению этой качественной зависимости для количественной оценки эффективности управления препятствует ряд обстоятельств, связанных с понятием "эффективность":

1) возникает проблема оценки результатов, которые не сводятся к единому измерителю;

2) сложно отнести полученные результаты на счет определенного субъекта или вида управления;

3) необходимо учитывать фактор времени - много управленческих мероприятий дают эффект спустя некоторое время (подбор кадров, их обучение и т.п.);

4) неправомерно считать результаты руководимых процессов итогом только управленческой деятельности. Основная часть продукта создается производителями, а не управленцами. Поэтому некорректно сравнивать результат всего хозяйствования с затратами только на управление. Возникает обоснованное желание поставить в знаменатель предыдущей формулы эффективности затраты на осуществление всей деятельности, а не только управление.

В итоге мы получим формулу эффективности, но уже не управления, а всего управляемого объекта или процесса:

.

Эффективность управления можно измерять по результатам управляемых объектов и процессов. И все же установление эффективности собственно управления возможно, но с помощью другого использования исходной логической формулы. Например, способы управления, которые разрешают достичь заданного фиксированного результата при наименьших затратах на управление отвечают высшему уровню эффективности. Или достижение максимального результата в условиях ограничения затрат на управление свидетельствует о высочайшем показателе эффективности управления.


2. Концепции определения эффективности управления

На любом уровне организации менеджеры стараются достигать высоких результатов. Однако общее мнение относительно содержания категории “эффективность” отсутствует. Отличия в определении управленческой эффективности отражают благосклонность разных авторов к одной из следующих концепций и подходов к оценке организационной эффективности (см. рис. 11.1).

В практической деятельности целесообразно использовать любую из приведенных ниже концепций в зависимости от ситуации.

 
 

 

 


Рис. 11.1. Концепции и подходы к определению и оценке

эффективности управления

 

Целевая концепция эффективности управления - это концепция, согласно которой деятельность организации направлена на достижение определенных целей, а эффективность управления характеризует степень достижения поставленных целей.

В соответствии с целевой концепцией организационной эффективности разработана целевая концепция эффективности управления. Определенная по этой концепции эффективность управления имеет специфическое название: широкая эффективность управления или результативность управления.

Не смотря на привлекательность и внешнюю простоту, применение целевой концепции связано с рядом проблем:

1) Достижение цели не всегда является легко измеряемым;

2) Организации большей частью стараются достичь нескольких целей, часть из которых противоречивая по смыслу (достижение максимальной прибыли - обеспечение максимально безопасных условий работы);

3) Спорным является существование общего набора “официальных” целей (сложность достижения согласия среди менеджеров относительно конкретных целей организации).

 

Системная концепция эффективности управления – это концепция, согласно которой на результаты деятельности организации влияют как внутренние факторы, так и факторы внешней среды, а эффективность управления характеризует степень адаптации организации к своей внешней среде.

Организация с точки зрения теории систем - это совокупность элементов, которые взаимодействуют между собой взаимозависимым образом. В упрощенной форме организация получает ресурсы (входы) из системы более высокого уровня (внешней среды), трансформирует эти ресурсы и возвращает их в измененной форме (товары и услуги).

Любая организация - это часть более крупной системы, поэтому для успешного функционирования должна приспосабливаться к требованиям внешнего окружения.

Системная концепция организации акцентирует внимание на двух важных соображениях:

1) выживание организации зависит от ее способности адаптироваться к требованиям среды;

2) для удовлетворения этих требований полный цикл “входы - процесс - выходы” должен находиться в центре внимания руководства.

 

Концепция эффективности управления на основе достижения "баланса интересов" - это концепция, согласно которой деятельность организации направлена на удовлетворение ожиданий, надежд и нужд (интересов) всех индивидуумов и групп, которые взаимодействуют в организации и с организацией, а эффективность управления характеризует степень достижения баланса интересов всех заинтересованных в деятельности организации индивидуумов и групп.

Эта концепция акцентирует внимание на относительной важности разных групповых и индивидуальных интересов в организации (в отличие от этого, целевая концепция подчеркивает, что организации отдают предпочтение достижению общеорганизационных целей).

Определение эффективности управления по концепции достижения “баланса интересов” основывается на измерении степени удовлетворения нужд всех групп, заинтересованных в результатах деятельности организации. Главным критерием оценки эффективности управления по этой концепции является достижение баланса интересов всех заинтересованных в результатах деятельности организации групп.

 

Кроме указанных концепций, которые отражают сущность двух категорий (“эффективность организации” и “эффективность управления организацией”), существуют системы взглядов, которые касаются исключительно эффективности управления.

 

Функциональная концепция эффективности управления - это концепция, согласно которой управление рассматривается с точки зрения организации работы и функционирования управленческого персонала, а эффективность управления характеризует сопоставление результатов и затрат самой системы управления.

Первоочередной задачей в определении производительности управленческого труда в любых единицах есть установление по каждой функции управления общего объема работы, который зависит от большого количества различных факторов (размер и структура производства, ассортименты продукции, численность работающих и т.п.) и меняется с изменением каждого из них. Сегодня эта задача в методическом отношении еще не решена.

 

Композиционная концепция эффективности управления - это концепция, согласно которой эффективность управления определяется степенью влияния управленческого труда на результаты деятельности организации в целом.

Среди показателей, которые характеризуют результат (эффект) деятельности организации, наиболее широко используются следующие:

- производительность труда;

- размер снижения себестоимости продукта;

- объемы прироста прибыли;

- объемы реализации продукта и т.п..

В пределах композиционной концепции по определению эффективности управления довольно широко используются показатели экономичности аппарата управления:

- удельный вес управленцев в общей численности работающих;

- удельный вес персонала управления в общем фонде оплаты труда;

- удельный вес затрат на управление в себестоимости продукции и т.п..


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...