Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Операционно-хозяйственные расходы

Учет расчетов с подотчетными лицами

Подотчетными лицами являются работники предприятия, получившие суммы денежных средств на предстоящие операционные, хозяйственные и командировочные расходы.

Предприятия выдают наличные деньги под отчет в размерах и на срок, определяемые руководителем предприятия.

Руководитель предприятия издает приказ (распоряжение), которым устанавливает круг лиц, которым могут выдаваться подотчетные суммы.

Лица, получившие наличные деньги под отчет, обязаны не позднее 3 рабочих дней по истечении срока, на который они выданы, или со дня возвращения их из командировки представить в бухгалтерию отчет об израсходованных суммах и произвести окончательный расчет по ним.

Выдача наличных денег под отчет производится при условии полного отчета конкретного подотчетного лица по ранее выданному авансу.

Передача выданных под отчет наличных денег одним лицом другому запрещается.

Невозвращенные в срок подотчетные суммы могут быть удержаны из заработной платы.

Если подотчетное лицо не представило авансовый отчет, бухгалтерия не удержала подотчетные суммы из заработной платы подотчетного лица, то подотчетные суммы включаются в совокупный годовой доход подотчетного лица и с них удерживается НДФЛ.

Командировочные расходы

Выдача наличных денег под отчет на командировочные расходы производится в пределах суммы, устанавливаемой предприятием.

К командировочным расходам относятся: расходы на проезд, расходы по найму жилого помещения, суточные и иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя (получение виз, обязательные консульские и аэродромные сборы, сборы за право въезда или транзита автомобильного транспорта, расходы на оформление обязательной медицинской страховки и др.)

В соответствии с постановлением правительства РФ от 13.10.2008 г. № 749 расходы включаются в себестоимость в объеме фактических затрат. Для целей налогообложения затраты на командировки принимаются в пределах установленных норм. Суточные, выданные сверх норм, включаются в совокупный годовой доход подотчетного лица и облагаются подоходным налогом.

Неизрасходованные наличные деньги, выданные под отчет, должны быть внесены в кассу предприятия не позднее 3 дней со дня возвращения из командировки.

Оформляется служебная командировка сотрудника первичными документами, составленными по унифицированным формам, утвержденным Постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. N 1 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты». К ним относятся:

- служебное задание для направления в командировку - форма N Т-10а;

- приказ (распоряжение) о направлении работника в командировку по формам N N Т-9, Т-9а;

- командировочное удостоверение.

Вернувшись из командировки, по истечении трех дней работник обязан предъявить в бухгалтерию организации:

- авансовый отчет (форма N АО-1). К авансовому отчету прилагаются командировочное удостоверение, оформленное надлежащим образом, документы о найме жилого помещения, документы о фактических расходах по проезду (включая страховой взнос на обязательное личное страхование пассажиров на транспорте, оплату услуг по оформлению проездных документов и предоставлению в поездах постельных принадлежностей) и об иных расходах, связанных с командировкой;

- отчет о выполненной работе в командировке, согласованный с руководителем структурного подразделения работодателя, в письменной форме (дозаполнить форму N Т-10а).

Операционно-хозяйственные расходы

При выдаче подотчетных сумм на операционно-хозяйственные расходы подотчетное лицо обязано представить оправдательные документы.

При расчетах с юридическими лицами:

- на приобретение товаров на предприятиях розничной торговли - товарный чек и чек ККМ;

- на приобретение товаров на предприятиях оптовой торговли - накладная, квитанция к приходному ордеру, счет-фактура и чек ККМ;

- на оплата услуг – акт выполненных работ, квитанция к приходному ордеру, счет-фактура и чек ККМ.

При расчетах с физическими лицами: договор, закупочный акт.

Синтетический учет расчетов с подотчетными лицами ведется на активно-пассивном счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами».

Дебетовое сальдо- задолженность подотчетного лица.

Обороты по дебету – выдача подотчетных сумм.

Обороты по кредиту – списание задолженности подотчетного лица.

Кредитовое сальдо – задолженность предприятия подотчетному лицу.

Наиболее типичные проводки по учету расчетов с подотчетными лицами представлены в журнале хозяйственных операций:

 

№ п/п Содержание операции     Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
  Из кассы предприятия выданы денежные средства под отчет на хозяйственные расходы    
  Выданы денежные средства в возмещение перерасхода подотчетных сумм   50, 51
  Оприходованы материальные ценности, приобретенные подотчетным лицом 10, 41  
  Неиспользованные подотчетные суммы внесены в кассу предприятия    
  Удержана из заработной платы сумма, выданная под отчет    
  Списаны подотчетные суммы, израсходованные на производственные цели 20, 23, 25, 26  
  Списаны подотчетные суммы на коммерческие расходы    
  Выдан работнику аванс на командировку    
  Списаны на себестоимость фактические документально подтвержденные командировочные расходы за вычетом НДС 20, 26, 44  
  Отражен НДС по расходам на проживание и проезд    
  Предъявлен бюджету НДС по расходам на проезд и найму жилого помещения    

Пример:

Работник организации был направлен в командировку на 5 дней. Из кассы предприятия ему была выдана под отчет сумма – 6000р. По возвращении из командировки работник представил авансовый отчет с приложением всех оправдательных документов. Расходы работника составили:

- расходы на проезд 2000р. (в т.ч. НДС);

- расходы на проживание – 3000р. (без НДС);

- суточные – 150р. в сутки.

Излишне выплаченные подотчетные суммы не были в срок возвращены работником в кассу предприятия и были удержаны из заработной платы работника. Цель командировки – заключение договора купли-продажи с покупателем.

Отразить операции в бухгалтерском учете.

№ п/п Содержание операции     Сумма Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
  Из кассы предприятия выданы денежные средства под отчет на командировочные расходы      
  Включены в затраты предприятия расходы на проезд (2000 * 100 / 118) в т.ч. НДС (2000 - 1695)      
  Включены в затраты предприятия расходы на проживание      
  Отражены суточные (150 * 5)      
  Удержана из заработной платы сумма, не возвращенная в срок (6000 – 2000 – 3000 - 750)      
  Предъявлен бюджету НДС по расходам на проезд      

 

14.2 Расчеты с поставщиками и подрядчиками

К поставщикам и подрядчикам относят организации, поставля­ющие товарно-материальные ценности, выполняющие работы, оказы­вающие услуги.

Для учета расчетов за поступившие товарно-материальные цен­ности, выполненные работы, оказанные услуги используется активно-пассивный счет 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

По дебету этого счета отра­жаются суммы исполнения обязательств перед поставщиками и под­рядчиками за поставленные материальные ценности, выполненные работы, оказанные услуги, выданные авансы, по кредиту — образова­ние задолженности перед другими юридическими лицами.

Основанием для признания в бухгалтерском учете кредиторской задолженности перед поставщиками являются расчетные документы (счета, счета-фактуры) и документы, свидетельствующие о факте свершения сделки (товарно-транспортные накладные, приходные ордера, приемные акты, акты о выполнении работ и услуг и др.).

Выданные авансы представляют собой предварительные плате­жи по сделкам, совершаемые по условиям расчетов между участника­ми договоров. Суммы выданных авансов перечисляются платежным поручением с расчетных и других счетов в банках и учитываются на сче­те 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», пока не будут пол­ностью исполнены и документально оформлены поставки товарно-материальных ценностей, выполненные работы, оказанные услуги. При этом к счету 60 открывается соответствующий субсчет «Авансы выданные» (планом счетов он не предусмотрен).

При невыполнении договоров поставки неиспользованные сум­мы авансов возвращаются поставщиком покупателю. В расчетных документах должно быть указано основание возврата (реквизиты договора и платежного поручения по которому зафиксировано получе­ние аванса).

Синтетический учет расчетов с поставщиками и подрядчиками ведется в разрезе кредиторской и дебиторской задолженности в ведо­мости учета расчетов с поставщиками и подрядчиками.

Аналитическая информация о задолженности поставщикам фор­мируется в зависимости от используемых форм расчетов, сроков пога­шения (документы, срок оплаты которых не наступил или не оплачен­ные в срок).

Аналитическая информация о выданных авансах формируется по каждому дебитору с учетом суммы перечисленного аванса, а также сумм в уменьшение задолженности по расчетным документам поставщика.

С 01.01.2009 покупатель, перечисливший предоплату поставщику, вправе принять относящийся к ней НДС к вычету. Данный налоговый вычет производится на основании счета-фактуры, выставленного поставщиком при получении предоплаты, а также документов, подтверждающих фактическое перечисление суммы предоплаты в счет предстоящей поставки товаров, и при наличии договора, предусматривающего перечисление указанных сумм. После принятия к учету полученного от поставщика товара организация на основании счета-фактуры может произвести вычет суммы предъявленного ей НДС.

 

Бухгалтерские записи по учету расчетов с поставщиками и под­рядчиками представлены в журнале хозяйственных операций:

№ п/п Содержание факта хозяйственной деятельности Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
  Приняты к оплате счета поставщиков за приобре­тенные внеоборотные активы, материально-произ­водственные запасы 07, 08, 10, 15  
  Отражаются суммы НДС по поступившим активам    
  Приняты к оплате счета подрядчиков за выполненные работы, оказанные услуги 20, 23, 25, 26, 44  
  Отражаются суммы НДС по принятым работам, услугам производственного характера    
  Отражается задолженность другим организациям за услуги по исправлению брака, транспортировке бракованной продукции    
  Возвращены поставщиками и подрядчиками суммы по расчетным документам и суммы выданных аван­сов в случае недопоставки продукции 50, 51, 52, 55  
  Предъявлены претензии поставщикам, подрядчикам, транспортным организациям, возникшие из-за несоответствия качества материальных ценностей, установленного стандартами или условиями догово­ров, а также из-за арифметических ошибок, несоот­ветствия цен и тарифов в расчетных документах величинам, установленным договорами    
  Отражаются суммы установленных недостач от по­тери и порчи материальных ценностей в пределах установленных договором величин    
  Оплачены приобретенные внеоборотные активы, материально-производственные запасы, выполнен­ные работы, оказанные услуги   50, 51, 52, 55
  Списывается на уменьшение задолженности перед бюджетом сумма НДС (НДС предъявлен к зачету в бюджет)    
  В соответствии с условиями договоров выданы авансы поставщикам и подрядчикам 60/ авансы 50, 51, 52, 55
  Отражается уменьшение задолженности перед поставщиками и подрядчиками за счет ранее пере­численных авансов   60/авансы

 

Пример:

Организация в январе 2009 г. перечислила предоплату под поставку товара, который получила в апреле 2009 г. Договорная стоимость товара составляет 118 000 руб. (в том числе НДС 18 000 руб.).

В бухгалтерском учет данные операции будут отражены следующим образом:

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб.
В январе 2009 г.
Перечислена предоплата 60/ авансы   118 000
Принят к вычету НДС, начисленный на сумму предоплаты (118000 * 18 / 118)     18 000
В апреле 2009 г.
Оприходованы товары (118 000 / 118 x 100)     100 000
Отражен НДС, предъявленный поставщиком при реализации товаров 19/3   18 000
Зачтена сумма предоплаты в счет оплаты товаров   60/ авансы 118 000
Принят к вычету НДС по приобретенным товарам   19/3 18 000
Восстановлен НДС, принятый к вычету с суммы предоплаты     18 000

 

14.3 Расчеты с покупателями и заказчиками

Для учета расчетов с покупателями и заказчиками предназна­чен активно-пассивный счет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». На данном счете формируется информация о задолженности покупателей и заказчиков за проданную продукцию, выполненные работы, оказанные услуги, другие активы, право собственности, на которые перешло к покупате­лям, заказчикам согласно договорам купли-продажи или договорам поставки. На этом счете отражаются также суммы полученных аван­сов и предварительной оплаты от контрагентов. Для этого к счету 62 открывается соответствующий субсчет «Авансы полученные» (планом счетов он не предусмотрен).

При отгрузке продукции покупателям и предъявлении им рас­четных документов (счетов-фактур, транспортных накладных и др.) на дебете счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» отража­ется дебиторская задолженность покупателей за продукцию, работы, услуги по продажным ценам, включая НДС, причитающийся к полу­чению от покупателей. В составе дебиторской задолженности также отражаются расходы по транспортировке готовой продукции, выпол­ненные сторонними организациями и лицами, включая уплаченные суммы НДС. Данные по кредиту счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» характеризуют поступление платежей, а также авансы, полученные организациями-поставщиками от покупателей и заказчи­ков в соответствии с условиями расчетов. По нормам действующего налогового законодательства кредиторская задолженность, отражаемая на счете 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками», является объек­том налогообложения при расчете НДС.

Регистром бухгалтерского учета по счету счета 62 «Расчеты с поку­пателями и заказчиками» служит ведомость, совмещающая синте­тический и аналитический учет, в которой в разрезе корреспонди­рующих счетов в хронологической последовательности должна быть систематизирована и накоплена информация о хозяйственных опера­циях. Выходные данные ведомости об оборотах и остатках по счету 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками» используются для контроля за дебиторской задолженностью, расчетами по полученным авансам, для составления бухгалтерского баланса и других форм отчетности.

Бухгалтерские записи по учету расчетов с покупателями и заказчиками представлены в журнале хозяйственных операций:

№ п/п Содержание факта хозяйственной деятельности Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
  Возвращен аванс, ранее полученный от покупателя 62/авансы 50,51,52,55
  Зачтен аванс, ранее полученный от покупателя 62/авансы  
  Отражается поступление денежных от покупателей в оплату продукции, работ, услуг, прочих активов 50, 51, 55  
  Отражается задолженность покупателей за продук­цию, работы, услуги (отражена выручка от реализации продукции)   90/1
  Отражается задолженность покупателей за прочие активы (отражена выручка от реализации прочих активов)   91/1
  Получен аванс от покупателя в счет предстоящей поставки продукции 50, 51, 55 62/авансы
  Начислен к перечислению в бюджет НДС с суммы авансов, поступивших от покупателей, заказчиков 76/НДС с суммы авансов  

 

Пример:

В июне от заказчика получен 100% аванс за услуги по перевозке грузов в сумме 106 200 руб. (в том числе НДС 16 200 руб.). Стоимость перевозимого товара оценена грузоотправителем в 1 000 000 руб. Сумма расходов организации, связанных с перевозкой груза, произведенной в августе, составила 50 000 руб.

В бухгалтерском учет данные операции будут отражены следующим образом:

Содержание операций Дебет Кредит Сумма, руб.  
   
Бухгалтерские записи при получении предоплаты в июне  
Получена предоплата за транспортировку груза     106 200  
Начислен НДС по полученной предоплате (106 200 x 18/118) 76/НДС 68/НДС 16 200  
Бухгалтерские записи в августе  
Отражена на забалансовом счете стоимость груза, принятого к перевозке     1 000 000  
Отражена выручка от реализации транспортных услуг   90/1 106 200  
Начислен НДС по оказанным транспортным услугам (106 200 / 118 x 18) 90/3 68/НДС 16 200  
Принят к вычету НДС по предоплате 68/НДС 76/НДС 16 200  
Списана себестоимость оказанных услуг 90/2   50 000  
Стоимость доставленного груза списана с забалансового счета     1 000 000  

 

14.4 Расчеты с разными дебиторами и кредиторами

Операции, связанные с расчетами по имущественному и личному страхованию, с расчетами по претензиям, суммам, удержанным из опла­ты труда работников организации, и другими, отражаются на активно-пассивном счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

К этому счету могут быть открыты субсчета:

76-1 «Расчеты по имуще­ственному и личному страхованию»;

76-2 «Расчеты по претензиям»;

76-3 "Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам";

76-4 "Расчеты по депонированным суммам" и др.

 

Расчеты по имуще­ственному и личному страхованию. Согласно ГК РФ страхование может осуществляться в доброволь­ной и обязательной формах. Добровольное страхование оформляется договором между организацией (страхователем) и страховщиком, в кото­ром определяются условия страхования. Перечень договоров страхо­вания, расходы по которым включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), ограничен и не может быть расширен. К таким догово­рам относятся: договоры страхования средств транспорта, имущества; договоры страхования гражданской ответственности организаций-перевозчиков; договоры на добровольное медицинское страхование; договоры страхования гражданской ответственности организаций — источников повышенной опасности; договоры страхования профессио­нальной ответственности; договоры страхования от несчастных случаев и болезней, заключенные организацией в пользу своих работников; договоры страхования с негосударственными пенсионными фондами.

Синтетический и аналитический учет по счету 76 «Расчеты с раз­ными дебиторами и кредиторами», субсчет 1 «Расчеты по имуществен­ному и личному страхованию» ведется в ведомости, обеспечивающей формирование информации по отдельным страховщикам и догово­рам, с указанием даты возникновения обязательств по ним и даты их погашения, а также по суммам страховых возмещений, полу­ченных организацией при наступлении страховых случаев.

Бухгалтерские записи, касающиеся расчетов по имущественному и личному страхованию, представлены в журнале хозяйственных операций:

№ п/п Содержание факта хозяйственной деятельности Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
  Начислены платежи согласно договору страхования 20,25 26,91 76/1
  Перечислены страховые взносов организации-страховщику 76/1  
  Отражена стоимость утраченных активов при на­ступлении страхового случая 76/1 01, 04, 07, 08, 10, 20, 23, 43, 45 и др.
  Поступили суммы страховых возмеще­ний в соответствии с договором страхования 51, 52 76/1
  Списаны некомпенсируемые страхо­выми возмещениями потери от страховых случаев 91/2 76/1

 

Пример1:

Фирма заключила со страховой компанией договор сроком на один год. По условиям договора она перечисляет на счет страховой компании страховую премию в размере 150 000 руб. разовым платежом. В бухгалтерском учете данные операции будут отражены так:

Дебет 76-1 Кредит 51 - 150 000 руб. - единовременно оплачена страховая премия;

Дебет 97 Кредит 76-1 - 150 000 руб. - страховая премия, уплаченная страховщику, отнесена на расходы будущих периодов;

Дебет 20 Кредит 97 - 12 500 руб. - страховая премия, ежемесячно включаемая в расходы основного производства (150 000 руб.: 12 мес.).

 

Расчеты по претензиям. В процессе совершения сделок возможно неисполнение договор­ных обязательств одним из контрагентов. В этом случае одна из сторон предъявляет претензии другой стороне, нарушившей условия договора. Претензия должна быть составлена в письменной форме в двух экземп­лярах, один из которых остается у организации, предъявившей претен­зию, другой передается контрагенту, ответственному за нарушение усло­вий договора. В претензии конкретизируются факт нарушения договорных обязательств и в связи с этим соответствующие требова­ния по возмещению потерь и расходов организации согласно докумен­там, подтверждающим размер потерь и расходов. Такими документами являются копии квитанций, счетов-фактур, платежных документов, актов и др. После признания претензии другим участником сделки или судом ее сумма отражается по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами», субсчет 2 «Расчеты по претензиям».

Субсчет 76-2 «Расчеты по претензиям» кредитуется на суммы поступивших платежей в корреспонденции со счетами учета денежных средств. Суммы, которые, как выяснилось впоследствии, взысканию не подлежат, относятся на те счета, с которых были приняты на учет по дебету субсчета 76-2 «Расчеты по претензиям».

Синтетический и аналитический учет по субсчету 76-2 «Расчеты по претензиям» ведется в ведомости, обеспечивающей формирова­ние информации по каждой претензии (даты ее предъявления, при­нятия на учет и погашения дебиторской задолженности), а так­же по суммам задолженности по каждому дебитору.

Бухгалтерские записи, касающиеся расчетов по претензиям, пред­ставлены в журнале хозяйственных операций:

№ п/п Содержание факта хозяйственной деятельности Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
  Отражается сумма претензий к поставщикам и под­рядчикам, транспортным организациям в результате выявленных арифметических ошибок, несоответст­вия цен и тарифов в расчетных документах величи­нам, предусмотренным договорами, после отраже­ния полученных активов на счетах   07, 08, 10,20 и др.
  Отражаются претензии в связи с использованием материалов ненадлежащего качества в производ­стве, в результате чего зафиксированы брак и простои   20, 23, 25, 26, 28
  Предъявлены претензии кредитным организациям по ошибочно списанным суммам   51,52, 66, 67
  Отражается сумма претензий, предъявленных по­ставщикам и транспортным организациям по выяв­ленным при проверке их счетов несоответствиям цен, тарифов, арифметическим ошибкам, за недостачу груза в пути сверх предусмотренных договором величин    
  Не подлежащие взысканию суммы по ранее предъ­явленным претензиям отнесены на счета, на которых они ранее были отражены (при оприходовании) 07, 08, 10  
  Суммы невозмещенных претензий включены в рас­ходы по заготовлению и приобретению материаль­ных ценностей    
  Суммы неудовлетворенных претензий отнесены на себестоимость продукции, работ, услуг 20, 23  
  Суммы неудовлетворенных претензий отнесены на общепроизводственные и общехозяйственные расходы 25, 26  
  Суммы неудовлетворенных претензий списаны на расходы по продаже    
  Возмещены суммы ранее предъявленных претензий, в том числе по ошибочно списанным суммам 50, 51, 52,55  

Пример 2:

Грузополучатель при приемке товара обнаружил повреждение груза, в связи с чем выставил претензию грузоотправителю, за счет которого была организована доставка. Грузоотправитель, в свою очередь, выставил претензию перевозчику на сумму поврежденного груза и на сумму платы за перевозку поврежденного груза. По результатам рассмотрения перевозчиком признана и удовлетворена претензия грузоотправителя. Стоимость поврежденного груза составила 59 000 руб. (в том числе НДС - 9000 руб.), провозная плата пропорционально стоимости поврежденного груза - 11 800 руб. (в том числе НДС - 1800 руб.). Стоимость всей перевозки составила 23 600 руб. (НДС - 3600 руб.).

В бухгалтерском учете перевозчика будут сделаны следующие проводки:

Содержание операции Дебет Кредит Сумма, руб.
Получена предоплата транспортных услуг     23 600
Отражена выручка от оказания транспортных услуг   90-1 23 600
Начислен НДС с оказанных транспортных услуг 90-3   3 600
Перевозчиком признана претензия в части стоимости поврежденного при доставке груза 91-2 76-2 59 000
Поставщиком признана претензия по возврату части провозной платы за поврежденный груз 91-2 76-2 11 800
Перевозчиком удовлетворена претензия отправителя (11800 + 59000) 76-2   70 800

 

Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам. На субсчете 76-3 «Расчеты по причитающимся дивидендам и другим доходам» учитываются расчеты по причитающимся организации дивидендам и другим доходам, в том числе по прибыли, убыткам и другим результатам по договору простого товарищества.

Подлежащие получению (распределению) доходы отражаются по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредиту счета 91 «Прочие доходы и расходы». Активы, полученные организацией в счет доходов, приходуются по дебету счетов учета активов (51 10, 08, 50, 52, 55 и др.) и кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

На субсчете 76-4 "Расчеты по депонированным суммам" учитываются расчеты с работниками организации по суммам, начисленным, но не выплаченным в установленный срок (из-за неявки получателей).

Расчеты по депонированным суммам. Депонированные суммы отражаются по кредиту счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и дебету счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». При выплате этих сумм получателю делается запись по дебету счета 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» и кредиту счетов учета денежных средств.

Расчеты по депонированным суммам. Учет расчетов с разными дебиторами и кредиторами в рамках группы взаимосвязанных организаций, о деятельности которой составляется сводная бухгалтерская отчетность, ведется на счете 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» обособленно.

 

14.5 Расчеты с персоналом по прочим операциям

Расчеты с персоналом по прочим операциям включают расчеты по предоставленным займам, возмещению материального ущерба и др.

Работникам организации могут быть предоставлены займы на ин­дивидуальное и кооперативное жилищное строительство, обзаведение домашним хозяйством и др. Решение о предоставлении работникам займов принимается учредителями организации.

Условия выдачи займов определяются в рас­порядительных документах, например приказе (положении) админи­страции организации.

Договор займа заключается в письменной форме. Заемщик выда­ет организации обязательство о возврате полученных средств.

Для расчетов с работниками организации по предоставленным займам используется счет 73 «Расчеты с персоналом по прочим опера­циям», субсчет 1 «Расчеты по предоставленным займам».

Синтетический и аналитический учет по счету 73 «Расчеты с пер­соналом по прочим операциям», субсчет 1 «Расчеты по предоставлен­ным займам» ведут в ведомости по работникам организации.

Бухгалтерские записи, отражающие операции, связанные с получени­ем и возвратом работниками организации займов, представлены в журнале хозяйственных операций:

№ п/п Содержание факта хозяйственной деятельности Корреспонденция счетов
Дебет Кредит
  Предоставлен займ работнику организации: из кассы с расчетного счета   73/1 73/1  
  Отражается возврат займа в кассу    
  Отражаются удержания из оплаты труда средств в погашение займа    

 

Работник обязан возместить причиненный работодателю прямой действительный ущерб, под которым понимается реальное умень­шение наличного имущества работодателя или ухудшение состояния указанного имущества, а также необходимость для работодателя про­извести затраты или излишние выплаты на приобретение или восста­новление имущества.

За причиненный ущерб работник несет материальную ответствен­ность в пределах своего среднего месячного заработка, если иное не пре­дусмотрено Трудовым кодексом Российской Федерации (ТК РФ) или иными федеральными законами.

Полная материальная ответственность работника состоит в его обязанности возмещать причиненный ущерб в полном размере и воз­лагается на работника в следующих случаях:

■ когда в соответствии с ТК РФ или иными нормативными акта­ми на работника возложена материальная ответственность в полном размере за ущерб, причиненный работодателю при исполнении работ­ником трудовых обязанностей;

■ недостачи ценностей, вверенных работнику на основании специального письменного договора или полученных им по разовому документу;

■ умышленного причинения ущерба;

■ причинения ущерба в состоянии алкогольного, наркотическо­го или токсического опьянения;

■ причинения ущерба в результате преступных действий работ­ника, установленных приговором суда;

■ причинения ущерба в результате административного проступ­ка, если таковой установлен соответствующим государственным орга­ном;

■ разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тай­ну (служебную, коммерческую или иную), в случаях, предусмотрен­ных федеральными законами;

■ причинения ущерба не при исполнении работником трудовых обязанностей.

Материальная ответственность в полном размере причиненного работодателю ущерба может быть установлена трудовым договором, заключаемым с руководителем организации, заместителями руководи­теля, главным бухгалтером.

Письменные договоры о полной индивидуальной или коллектив­ной (бригадной) материальной ответственности, т.е. о возмещении работодателю причиненного ущерба в полном размере за недостачу вве­ренного работникам имущества, заключаются с работниками, достиг­шими возраста 18 лет и непосредственно обслуживающими или исполь­зующими денежные, товарные ценности или иное имущество.

Перечни работ и категорий работников, с которыми могут заклю­чаться указанные договоры, а также типовые формы этих договоров утверждаются в порядке, устанавливаемом Правительством Россий­ской Федерации.

Размер ущерба, причиненного работодателю при утрате и порче имущества, определяется по фактическим потерям, исчисляемым исходя из рыночных цен, действующих в данной местности на день при­чинения ущерба, но не ниже стоимости имущества по данным бухгал­терского учета в зависимости от степени износа этого имущества.

До принятия решения о возмещении ущерба конкретными работ­никами работодатель обязан провести проверку для установления раз­мера причиненного ущерба и причин его возникновения. Для такой проверки работодатель имеет право создать комиссию с участием соот­ветствующих специалистов.

Для установления причины возникновения ущерба обязательным является истребование от работника объяснения в письменной форме.

Работник и (или) его представитель имеют право знакомиться со всеми материалами проверки и обжаловать их в порядке, установ­ленном ТК РФ.

Взыскание с виновного работника суммы причиненного ущерба, не превышающей средний месячный заработок, проводится по распо­ряжению работодателя. Распоряжение может быть сделано не позднее одного месяца со дня окончательного установления работодателем раз­мера причиненного работником ущерба.

Если месячный срок истек или работник не согласен добровольно возместить причиненный работодателю ущерб, а сумма причиненного ущерба, подлежащая взысканию с работника, превышает его средний месячный заработок, то взыскание осуществляется в судебном порядке.

При несоблюдении работодателем установленного порядка взыскания ущерба работник имеет право обжаловать действия работо­дателя в суде.

Работник, виновный в причинении ущерба работодателю, может добровольно возместить ущерб полностью или частично. По соглаше­нию сторон трудового договора допускается возмещение ущерба с рас­срочкой платежа. В этом случае работник представляет работодателю письменное обязательство о возмещении ущерба с указанием кон­кретных сроков платежей. В случае увольнения работника, который дал письменное обязательство о добровольном возмещении ущерба, но отказался возместить этот ущерб, непогашенная задолженность взыскивается в судебном порядке.

С согла

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...