Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философия об эмоциональной устойчивости




Выводы

 

Самооценка – это эмоциональная иммунная система, которая защищает вас от эмоциональных триггеров, потребностей и болей. Человек, в целом ощущающий себя в позитивном ключе, не подвержен эмоциональной нестабильности или реактивности, поскольку они просто не так сильно на него воздействуют.

Как и внешний мир, наша личность целиком нейтральна, а самооценка – призма, через которую мы себя видим. Это означает, что у нас есть власть видеть себя так, как мы этого хотим, – кстати, для кого-то это прозвучит как неприятное известие. Главная тому причина – нерациональный набор ожиданий по поводу себя, мира и вашего места в нем: вам никогда не удастся жить согласно ожиданиям, так что все неудачи вы терпите в буквальном смысле у себя в голове, отчего чувствуете себя еще хуже.

Самооценка (и это можно сказать практически обо всем, что касается эмоций) не означает жизнь в вакууме. Лучше всего представлять ее как цепочку причинно-следственных связей. Мы начинаем с неверных убеждений и «непреложных» (и лишающих силы) жизненных правил, которые только подкрепит неизбежная неудача. А потом эти данные будут включены в нашу историю, способствуя крайне негативному мнению о себе. Неверные допущения и убеждения после этого укрепляются, и становится все труднее выбираться из болота отчаяния. Ключ ко всему – декодирование подобных убеждений и нейтрализация их реальностью.

 

 

Глава 6

Философия об эмоциональной устойчивости

 

Говоря о достоинствах «эмоциональной устойчивости», можно неверно истолковать ее смысл как «холодность и дистанцирование» или, того хуже, «жесткость и напористость». Конечно, бывают случаи, когда попытки подавлять эмоции придавали поступкам, заявлениям и отношениям характер отстраненности или даже абьюзивности.

Но та устойчивость, которую мы имеем в виду, не направлена на других – речь идет о том, как мы «управляем» собой, как отвечаем на вызовы или враждебность, как умеем выстоять. Такая устойчивость не идет во вред межличностным отношениям; на самом деле она помогает налаживать связи и заботиться о себе и о других.

В этой главе мы поговорим о двух схожих способах наработки и совершенствования эмоциональной устойчивости. Оба они уходят корнями во времена тысячелетней давности, так что сам факт, что о них по-прежнему говорят, подчеркивает их непреходящее влияние. Один из них ввел в обращение знаменитый философ и император Древнего Рима Марк Аврелий, а другой – великий Будда. Оба они затрагивают наше восприятие эмоциональной сути реальности и объясняют, насколько умение контролировать собственные чувства и гнев важно для счастливой жизни. Кроме того, оба эти способа опираются на понятие беспредельного космоса и нашего места в нем – скромного и незначительного.

 

Отрешенность

 

«Привязанность – источник и корень страдания; следовательно, она – его причина».

Далай-лама (1988)

 

Догматы отрешенности изложены в первом известном собрании священных буддийских текстов – Палийском каноне. Там она именуется nekkhamma, что можно примерно перевести как «самоотречение». Мы часто называем это качество отрешенностью, хотя, возможно, более точное для него определение – непривязанность.

Непривязанность – не то же самое, что отказ или депривация (отсутствие возможности удовлетворять основные потребности, в том числе эмоциональные). Возьмем, к примеру, пищу: мы должны есть, чтобы жить, и нет ничего плохого в том, чтобы наслаждаться едой. На самом деле непривязанность соотносится со страстным стремлением и желанием.

Логично предположить, что, избавляясь от зависимости от определенных жизненных условий, мы повышаем шансы на счастливое существование. Мы можем по-прежнему в них нуждаться, но в их отсутствие не ощущаем себя эмоционально неполноценными.

 

Зависимость от внешних факторов

 

Мы увязываем состояние внутреннего счастья с внешними факторами – людьми, предметами и обстоятельствами – в силу чувств, которые они у нас вызывают. Так мы устроены. Получение материальных благ и эмоционального удовлетворения подпитывает внутреннее чувство полноты. Обретя эти блага или удовлетворив желания, мы склонны цепляться за них, чтобы жить счастливо. Мы боимся потерять то, что обрели, и этот страх вызывает у нас стресс. Что-то потеряв, мы чувствуем себя как у разбитого корыта, или горюем, когда жизненная ситуация изменяется. Разрыв отношений, увольнение, потеря машины или дома – все это ключевые травмирующие события.

Наше эмоциональное состояние определяет привязанность к этим ощущениям. Если результаты положительные, мы испытываем эйфорию, если отрицательные – опустошение. Это может показаться странным, но мы одинаково зависим от обоих этих чувств – и счастья, и печали – с точки зрения собственного комфорта. Упиваясь сожалениями и разочарованиями, человек может находить в них источник безопасности. Процесс страдания может быть столь же уютным и знакомым, как любимое кресло. Держась за эмоциональные привычки, мы ограничиваем для себя возможность испытывать радость от настоящей действительности.

А оставив попытки контролировать окружающий мир, мы обретаем свободу. Мы даруем миру право реализовать нас по своему усмотрению, тем самым лишая его власти нас разрушить. Отпустив, мы освобождаем место счастью.

Это не быстрое и не одномоментное решение. Это приверженность, которой надо намеренно придерживаться день за днем, миг за мигом. Она является антиподом сиюминутной награды, которая всегда временна. Ее нужно культивировать, она не приходит как данность. Эта приверженность означает изменение способа, посредством которого вы получаете опыт взаимодействия с желаемыми благами и чувствами.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...