Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Немецкая классическая философия после Канта.

Вопросы для 2-й части 3-го коллоквиума для иностранных студентов.

1.Немецкая классическая философия. Общая характеристика.

2.Кант о научном познании.

3.Немецкая классическая философия после Канта.

4.Философская система Гегеля.

5.Основные тенденции развития неклассической философии.

Немецкая классическая философия. Общая характеристика.

Это философия, которая сложилась в Германии в конце 18-го века - начале 19-го века. 18 век был «веком Просвещения». Просвещение – это такое движение в Европе, которое после научной революции было направлено на распространение научных знаний. Просветители считали, что если наука будет доступна большинству населения, и если правители государств тоже будут просвещёнными, то жизнь общества изменится к лучшему.

Движение Просвещения охватило Англию, Францию, Германию и часть России. Во Франции – это движение привело к Французской буржуазной революции в конце 18 века. Просветители очень сильно верили в возможности человеческого разума и в то, что можно на разумных основаниях построить жизнь общества.

В Германии во второй половине 18-го века немецкий философ Иммануил Кант задумался о возможностях и границах человеческого разума. Он поставил вопрос: действительно ли человеческий разум может познать и преобразовать окружающий мир? Является ли разум всемогущим?

Он написал три основных сочинения:

· «Критика чистого разума»

· «Критика практического разума»

· «Критика способности суждения»

Поэтому его философию называют – критицизм, критическая философия. Кант стал родоначальником Немецкой классической философии. Кроме Канта, туда входят такие философы как: Фихте, Шеллинг, Гегель.  

Общие черты немецкой классической философии:

1) Гносеологизм. Начиная с Канта, главным разделом философии считается учение о познании – гносеология, а учение о бытии – онтология стала зависеть от гносеологии, а не наоборот, как это было раньше.

2) Учение о всеобщем субъекте. Субъект познания перестал пониматься как индивидуальный человек, он стал пониматься как всеобщий субъект, создающий общие законы всей науки – универсальный субъект, универсальный человеческий разум, общий для всех.

3) Учение об активности субъекта познания. Субъект науки начал пониматься как активный – как тот, кто творит объекты своего познания, а не просто пассивно отражает реальность. Он создает законы природы, а не копирует их из природы.

4) Учение о развитии. Субъект понимается как развивающийся, как постоянно увеличивающий свое познание, поэтому большое значение приобретает метод диалектики. Особенное развитие этот метод приобрел в системе Гегеля.

5) Учение о связи теоретического и практического разума. В немецкой классической философии была осмыслена тесная связь познания и деятельности. Субъект, который творит свое познание, постепенно стал пониматься, как тот, кто творит и преображает весь мир.

Кант о научном познании.

По Канту, чтобы объяснить науку, нужно проанализировать способности человеческого познания. В «Критике чистого разума» Кант выделяет 3 способности познания:

ü Чувственность

ü Рассудок

ü Разум

До Канта философы спорили о том, какая способность является главной. Эмпиристы говорили, что чувственность. Рационалисты считали, что рассудок и разум, а Кант преодолевает это противоречие между ними, утверждая, что и чувственность и рассудок являются двумя необходимыми и взаимосвязанными началами познания: «чувственность без рассудка слепа, а рассудок без чувственности пуст».

На всех уровнях познания Кант утверждает наличие априорных (априори – то есть существующие до опыта) форм.

Априорные - это значит доопытные. Это значит, что они уже есть в субъекте до начала всякого познания, являются общими для всех. Это очень похоже на понятие врождённых идей, которым пользовались рационалисты. Но Кант не называет эти формы врожденными, потому что субъект познания он понимает как всеобщий, который не мог родиться как обычный индивидуальный человек.

При этом в отличие от рационалистов, Кант считает априорными не только идеи, но и некоторые чувственные формы, такие как пространство и время.

Пространство и время Кант считает доопытными формами чувственности. Пространство – форма внешнего чувства, а время – форма внутреннего чувства. Это значит, что любой опыт возможен только благодаря этим двум формам. Мы не можем представить себе предмет вне пространства и времени. А пространство и время без предметов мы представить можем, поэтому они и являются чистыми и общими формами, которые придают нашему опыту всеобщий и научный характер.

Чтобы связать все многообразие опыта в систему понятий и законов, нужен рассудок. В нем тоже есть априорные формы – это категории.

Категории рассудка – это всеобщие понятия, такие как количество и качество, единство и множество, причина и следствие, тождество и различие, возможность и действительность и т.п.

Все априорные формы делают наше познание всеобщим и необходимым, т.е. научным, потому что эти формы есть у каждого субъекта. Но одних априорных форм недостаточно, чтобы создать науку. Формы нуждаются в содержании. Содержанием научного познания является опыт. Априорные формы могут быть применены только к опытным данным, чтобы получилось научное познание, потому что наука должна давать не только точное знание, но и новое знание, а новые факты можно взять только из опыта. Опыт же возникает потому, что мы видим мир с помощью наших органов чувств, на которые воздействуют «вещи в себе». Вещи в себе – это непознаваемая реальность, которая воздействует на наши органы чувств и вызывают в нас ощущения. Эти ощущения мы приводим в порядок с помощью априорных форм. Так и рождается наука. На уровне чувственности упорядочиваем с помощью пространства и времени. Например, если мы мыслим с помощью пространства и времени не реальные ощущения, а лишь возможные, то появляется такая наука как математика.

Априорные форма разума – это идеи. Есть три априорные универсальные идеи, благодаря которым мы воспринимаем весь мир как целое.

1. Идея абсолютного единства внешних явлений, то есть идея мира в целом.

2. Идея абсолютного единства внутренних явлений, то есть идея единства самого субъекта, или «я», или идея души.  

3. Идея абсолютного единства условий всех предметов вообще, как внешних, так и внутренних (идея Бога как первопричины всего).

Эти идеи регулируют наше познание, т.е. заставляют нас не останавливаться на познанном, все время расширять область вопросов, искать первые причины и основания всего мира.

Априорные формы разума, в отличие от рассудка, не имеют того чувственного опыта куда их можно применить, поэтому не все является познаваемым в научном смысле. Метафизика, которая занималась всегда проблемами того, что выходит за границы опыта, не является такой же наукой как естествознание. Разум не может дать точных ответов, на такие вопросы как: - конечен или бесконечен мир? - есть или нет Бога?- есть ли у нас свобода или мы только часть природы? На эти вопросы нельзя ответить с помощью опыта и науки, здесь граница научного познания, наука не может познать все. Разум человека ограничен. Кант говорит: «Я убираю с этого места знание, чтобы дать место вере»

Немецкая классическая философия после Канта.

Последователи Канта: Фихте, Шеллинг, Гегель.

Фихте – принимает, но в то же время критикует идеи Канта. Он отказывается от идеи «вещи в себе» и показывает противоречие этой идеи в том, что если мы об этой «вещи в себе» знаем, если она является содержанием нашего сознания, то она не является уже непознаваемой, она уже дана для нас. Если бы она была действительно «в себе», мы бы вообще не знали о ней.

Следовательно, если «вещей в себе» не существует, то весь мир может быть познаваемым. Все что существует, может быть дано сознанию субъекта, и даже выведено из его сознания.

Субъект познания Фихте называет «Я». Самое достоверное положение нашего сознания есть самосознание. В нашем сознании существует некоторое ядро, некоторое Я, которое тождественно самому себе. Отсюда первое самоочевидное положение: Я есть Я. Отсюда выводится логический закон тождества А = А. Любой предмет тождествен сам себе именно потому, что Я тождественно самому себе, а не наоборот, как это было в логике Аристотеля. Но это тождество есть первый акт воли, т.к. Я есть действующее самосознание.

Второй акт воли: Я, полагая само себя, тем не менее, наблюдает его как бы со стороны, как некоторый объект. Тем самым Я полагает некоторое не-Я. Т.е. не-Я возникает в самом Я.

Третий акт воли: вводится понятие абсолютного Я, охватывающего и Я и не-Я

Фихте под субъектом так же, как и Кант, имеет в виду универсального субъекта, поэтому точность и истинность науки он также объясняет из внутреннего содержания субъекта. Однако, в отличие от Канта, у которого категории были априорными, Фихте хочет показать, как эти всеобщие категории науки, постепенно рождаются в субъекте. Это называется дедукция категорий.

Я дает категорию реальности (Я существую)

• Не- Я — категорию отрицания (различие противоположностей).

• Поскольку Я и не- Я взаимодействуют, то возникает категория взаимодействия.

Я порождает не- Я – категория причинности.

• Абсолютное Я есть субстанция, а конечное Я есть акциденция (свойство). Отсюда возникает категория субстанциональности.

Мы видим, что у Фихте Кантовский всеобщий субъект приобретает абсолютные черты. В философии Шеллинга также постулируется абсолютное тождество субъекта и объекта, то есть отсутствует «вещь в себе».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...