Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Виды специальных административно-правовых режимов




В зависимости от подведомственности Специальные Административно-правовые Режимы могут быть разделены на три группы:

· федеральные режимы, устанавливаемые и регулируемые федеральными органами государственной власти;

· региональные режимы, устанавливаемые органами государственной власти субъектов Федерации;

· местные режимы, устанавливаемые органами местного самоуправления на территории муниципальных образований.

Некоторые виды могут находиться во всех трех группах (режим чрезвычайной ситуации природно-техногенного характера, режимы особо охраняемых природных территорий).

Если в качестве критерия разграничения выбрать объект-носитель режима, то выделяются:

· территориальные режимы - режим закрытого административно-территориального образования, военное положение, карантин, режимы исключительной экономической зоны, континентального шельфа, лечебно-оздоровительных местностей;

· объектные режимы - режим объекта атомной энергетики, режим водохранилища, режим придорожных полос федеральных автомобильных дорог, режимы ИВС, СИЗО, ИТУ;

· режимы обращения с предметами, представляющими повышенную общественную опасность или имеющие важное государственное значение – режимы оружия, наркотических веществ, ядов, документов, содержащих государственную тайну, паспортный режим;

· функционально-деятельностные режимы – режимы деятельности органов МЧС РФ, противопожарный режим, эвакуационный режим, режимы контртеррористической операции, таможенные режимы.

САПР можно различать по предмету регулирования:

· природоохранные режимы (заповедников, национальных и природных парков, лечебно-оздоровительных местностей и курортов),

· режимы обеспечения государственной безопасности (государственной границы, защиты государственной тайны, военных объектов, порядка выезда из России и въезда в Россию)

· режимы охраны общественного порядка (чрезвычайное положение).

По критерию юридических свойств режимы можно подразделить на:

· ординарные

· экстраординарные.

Экстраординарные режимы – это особые правовые режимы жизнедеятельности населения, осуществления хозяйственной и иной деятельности организациями, а также функционирования органов государственной власти и органов местного самоуправления на территории, где возникла угроза безопасности и которая признана зоной чрезвычайной ситуации, зоной вооруженного конфликта, зоной военных действий.

Отличительными особенностями экстраординарных режимов являются:

· использование мер, ограничивающих конституционные права и свободы граждан и организаций;

· введение дополнительных административно-правовых обязанностей и запретов;

· предоставление чрезвычайных полномочий органам власти для поддержания режима;

· введение форм особого управления территорией, на которой установлен экстраординарный режим, включая создание временных специальных органов, перераспределение компетенции, приостановление деятельности отдельных органов государственной власти и местного самоуправления.

Законодательство Российской Федерации предусматривает три типа экстраординарных режимов:

· чрезвычайное;

· военное;

· "особое" положение.

Чрезвычайное положение

Чрезвычайное положение – это особый правовой режим, предусматривающий ограничение установленных Конституцией Российской Федерации и законами прав граждан и организаций, возложение на них дополнительных обязанностей, а также особый порядок деятельности органов государственной власти и местного самоуправления. Этот режим объявляется в исключительных случаях, в интересах обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. Создаваемый в результате введения чрезвычайного положения (ЧП) правовой порядок способствует устранению обстоятельств, являющихся факторами угрозы, восстановлению законности, правопорядка, нормализации чрезвычайной ситуации.

Меры, осуществляемые в период действия ЧП, подразделяются на:

1. Совместные для режимов социального и природно-техногенного характера:

· особый режим въезда и выезда,

· ограничение свободы передвижения по территории, на которой введено ЧП;

· усиление охраны общественного порядка и объектов, обеспечивающих жизнедеятельность населения;

· запрещение проведения собраний, митингов, уличных шествий и демонстраций, а также иных массовых мероприятий;

· запрещение забастовок, ограничение движения транспортных средств и их досмотр;

2. Социально-политические и контркриминогенные:

· комендантский час;

· предварительная цензура;

· приостановление деятельности общественных объединений, препятствующих нормализации обстановки;

· "сплошная" проверка документов в местах скопления граждан;

· ограничение или запрещение продажи оружия, ядовитых веществ, спиртных напитков, а также временное изъятие оружия и боеприпасов, ядовитых и взрывчатых веществ;

· выдворение нарушителей общественного порядка, не являющихся жителями данной местности, к месту их постоянного проживания либо за пределы территории, на которой введено ЧП, за их счет;

3. Природно-техногенные:

· временное выселение (эвакуация) граждан из районов, опасных для проживания;

· введение особого порядка распределения продуктов питания и предметов первой необходимости;

· установление карантина и проведение других санитарно-противоэпидемических мероприятий;

· мобилизация ресурсов государственных предприятий, учреждений и организаций, изменение режима их работы, переориентация на производство необходимой в ЧС продукции;

· отстранение от работы на период ЧП руководителей государственных организаций при ненадлежащем выполнении ими своих обязанностей и назначение временно исполняющими обязанности указанных руководителей других лиц;

· в исключительных случаях допускается мобилизация трудоспособного населения и транспортных средств граждан для проведения неотложных аварийно-спасательных работ.

Военное и "особое" положение

Согласно ст. 87 Конституции Российской Федерации военное положение вводится Президентом в случае агрессии против России или угрозы такой агрессии, с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Военное положение (ВП) – особый правовой режим, предусматривающий ограничения прав граждан, должностных лиц и организаций, возложение на них дополнительных обязанностей, а также особый порядок деятельности органов государственной власти и местного самоуправления в целях обеспечения обороны страны и ликвидации агрессии против государства. Этот режим призван создать правовые, организационные, экономические условия, способствующие отражению агрессии или ее предотвращению.

Режим ВП должен решить следующие задачи:

· гарантировать сохранение общественного порядка, защиту основных прав личности, не подлежащих ограничению даже в военное время;

· мобилизовать силы и средства государственных и негосударственных организаций, а также граждан для отражения агрессии;

· реорганизовать систему государственной и муниципальной власти, переведя ее работу на принципы строгой централизации с непосредственным подчинением нижестоящих органов вышестоящим, реализации основных жизнеобеспечивающих функций, военной дисциплины;

· установить более высокий уровень защиты государственной и военной тайны.

Особый режим

Согласно Федеральному закону "О борьбе с терроризмом" особый правовой режим устанавливается и в зоне проведения контртеррористической операции, предусматривающий такие меры, как ограничение свободы передвижения, ограничение личной неприкосновенности и другие. Поддержание этого режима обеспечивает руководитель оперативного штаба по управлению контртеррористической операцией.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...