Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социальные факторы развития личностного и человеческого потенциала




В социологии давно сложилось представление о том, что человек как биологический вид и личность обладает большим нереализованным потенциалом. Изучая лучшую часть человечества, его "верхушку", составляющую менее одного процента, социологи получают представление о действительном потенциале человека. По мнению Маслоу, большинство людей, если не все, имеют потребность в самоактуализации, и стремление к самоактуализации. Однако, несмотря на то, что, по-видимому, у всех есть такой потенциал, лишь малый процент реализует его.

С другой стороны, ограничения в дальнейшем развитии множества систем управления, производства, коммуникации определяются сегодня характеристиками человека, пределами его возможностей.

 

Обратим внимание лишь на некоторые ограничения.

Сегодня конструкторы могут создавать самолеты и другие технические системы, которые превосходят возможности человека и их дальнейшее развитие упирается в человеческие ограничения.

Среднее время подготовки хорошего специалиста (например, врача) от начала образования до самостоятельного выполнения своих обязанностей сегодня составляет около 15 лет. Когда работник становится настоящим профессионалом, пора уже и на пенсию выходить.

На весьма серьёзное ограничение обратил внимание Элвин Тоффлер – это темп перемен, к которому человек может приспособиться … Если он слишком велик, возникают «люди вчерашнего дня», которые «отстают» или «не догоняют».

Примеры можно продолжать и дальше. Из этого вытекает важнейшая задача развития человека, расширения его возможностей.

В практике социального управления в бизнесе и в государственном управлении теоретические представления о возможностях человека и личности воплощаются в понятиях «личностный потенциал» и «человеческий потенциал».

Личностный потенциал работника характеризует внутреннюю физическую и духовную энергию отдельного че­ловека, его деятельную позицию, направленную на творческое самовыражение и самореализацию в процессе трудовой деятельности. Структура личностного потенциала работника состоит из трех основных элементов[13]: психофизиологического, трудового и творческого потенциалов (рис. 7).

 

Рис. 7. Структура личностного потенциала

 

Психофизиологический потенциал работника определяется психологическими и физическими возможностями, в основе ко­торых лежат врожденные (генетические) задатки, которые при благоприятных условиях могут развиться в способности личности (общие, специальные, практические). Работоспособность является важнейшей из практических способностей, ее психофизиологический механизм определяется типом высшей нервной деятельности личности, темпераментом, эмоционально-волевой сферой.

Трудовой потенциал работника представляет собой совокуп­ность профессиональных знаний, умений и навыков, необходи­мых для эффективной трудовой деятельности. Профессиональные знания работник получает как на предприятии, так и в специаль­ных учебных заведениях. Профессиональные умения и навыки он приобретает в основном в процессе непосредственной трудовой деятельности. Степень развития навыков и умений работника отражает уровень его про­фессионального мастерства.

Основу творческого потенциала работника составляют креа­тивные способности. Они понимаются как:

• способность генерировать необычные идеи,

• отклоняться от традиционных схем мышления,

• быстро решать проблемные ситуации.

Творчество понимается как деятельность лично­сти, результатом которой является создание принципиально но­вых материальных и духовных ценностей. Оно предполагает на­личие у человека соответствующих способностей, потребностей, а также знаний и умений, благодаря которым создается реальный продукт, отличающийся новизной, оригинальностью и уникаль­ностью. Изучение этих свойств личности выявило важную роль интуиции, неосознаваемых компонентов умствен­ной активности.

Некоторые пути расширения возможностей человека связываются с современными нанотехнологиями. В частности:

 

 

Однако, уровень развития личностного потенциала работника, так же как и степень соответствующей ему эффективности труда, зависит не столько от работы отдельных органов человеческого организма, сколько от способа их интеграции, внутренней сбалансированности всех элементов, придающих качественно новую силу самой произво­дительной способности работника. Еще большую значимость имеет социальное окружение человека, его социальная среда.

 

Человеческий потенциал — обобщенные качества многих людей (отдельной организации, региона, отрасли, страны), характеризующие их возможности, принципиально влияющие на результаты активности, в которую они вовлечены. В реализованном виде человеческий потенциал в организациях трактуется как человеческий капитал.

В последние годы проблематика развития человеческого потенциала активно разрабатывается в менеджменте, в социологии управления. Понятие «человеческий потенциал» вошло в стратегии и концепции социально-экономического развития. С 2005 года издается журнал «Управление человеческим потенциалом».

 

  Журнал освещает основные подходы, новые тенденции и разработки, российский и зарубежный опыт решения вопросов, связанных с управлением человеческим ресурсом компании. Дает системный взгляд на управление кадровым потенциалом в рамках управления бизнесом в целом, показывает взаимосвязь (взаимовлияние) "мягких" и "жестких" факторов бизнеса.

В предыдущей лекции мы уже обращали внимание на то, что индекс развития человеческого потенциала — наиболее общий показатель социального развития общества применительно к отдельным странам и регионам. В основу измерения индекса развития человеческого потенциала была положена концепция развития человека. В первом докладе о развитии человека 1990 г. было сформулировано понятие развития человека:

«Развитие человека является процессом расширения спектра выбора. Наиболее важные элементы выбора – жить долгой и здоровой жизнью, получить образование и пользоваться достойным жизненным уровнем. Дополнительные элементы выбора включают в себя политическую свободу, гарантированные права человека и самоуважение – то, что Адам Смит называл способностью общаться с другими «и появляться на людях, не испытывая чувства стыда».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...