Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебно-материальное обеспечение.




МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «ГОМЕЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

Кафедра общей гигиены, экологии и радиационной медицины

Утверждено на заседании кафедры

протокол № 7 от «25» января 2005

 

ГИГИЕНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ

Тема: «Гигиеническая оценка влияния микроклиматических условий и комплексного воздействия метеорологических факторов на здоровье человека»

 

 

Учебно-методическое пособие

по общей гигиене для

студентов, преподавателей

Н.В. Карташева

В.Н. Бортновский

 

 

Гомель 2005

УДК 613.1:551.5

 

 

Гигиена окружающей среды.

 

Гигиеническая оценка влияния микроклиматических условий и комплексного воздействия метеорологических факторов на здоровье человека.

 

Учебно-методическое пособие

Н.В. Карташева, Гомель, УО «Гомельский государственный медицинский университет», 2005

В.Н. Бортновский, Гомель, УО «Гомельский государственный медицинский университет», 2005

 

Утверждено на заседании центрального научно-учебно-методического Совета УО «Гомельский государственный медицинский университет».

 

Протокол № 3 от «11»марта 2005.

 

Учебно-методическое пособие предназначено для проведения практических занятий по общей гигиене по разделу «Гигиена окружающей среды» со студентами медицинских ВУЗов.

Учебно-методическое пособие составлено в соответствии с учебной программой. Представленные в пособии материалы соответствуют требованиям образовательного стандарта выпускников медицинских ВУЗов.

 

 

Учреждение образования

«Гомельский государственный

медицинский университет», 2005

 

Гигиена окружающей среды.

Тема: «Гигиеническая оценка влияния микроклиматических условий и комплексного воздействия метеорологических факторов на здоровье человека».

 

Актуальность.

Тепловой комфорт закрытых помещений в больничных палатах, учебных классах, кабинетах, комнатах профилакториев, санаториев, аудиториях учебных заведений, производственных цехах, помещениях, жилых комнатах определяется и оценивается как по субъективным ощущениям, так и объективным показателям.

Гигиеническое нормирование микроклиматических параметров закрытых помещений научно обосновывается: возрастными особенностями процессов терморегуляции; видом деятельности; временем и сезоном года; временным или круглосуточным пребыванием в помещении; производственным процессом; состоянием здоровья и назначением помещения; технологическим процессом. Если технологический процесс сопровождается избыточным выделением тепла, то тепловой комфорт достигается архитектурно-планировочными решениями, системой вентиляции, питьевым режимом, труда и отдыха, одеждой. При необходимости технологического процесса при низких температурах, идет защита временем, одеждой. В других помещениях тепловой комфорт обеспечивается отоплением, естественной и приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побуждением, кондиционированием.

В понятие микроклиматические условия входят: температура воздуха, его подвижность и влажность; лучистое тепло. Различные сочетания этих составляющих регулируют и определяют: процессы терморегуляции организма здорового, ослабленного или больного человека; его субъективные ощущения теплового комфорта или дискомфорта; работоспособность; эффективность оздоровления, лечения, обучения. Микроклиматические параметры закрытых помещений гигиенически регламентируются, на них введены социальные стандарты. Такой параметр как барометрическое давление также оказывает существенное влияние на здоровье, комфортность, работоспособность, но он целиком зависит от внешних метеорологических факторов. Метеорологические составляющие открытых пространств формируются атмосферными явлениями и не регламентируются. Защита идет одеждой, питьевым режимом, питанием, временем пребывания.

В своей практической деятельности врач должен учитывать и использовать микроклиматические и метеорологические факторы в компоненте здоровья, лечении, оздоровлении, реабилитации, диагностики.

 

Требования к исходному уровню знаний.

Для полного и качественного освоения материала по теме занятия студенту необходимо повторить из:

· нормальной физиологии: функциональные системы организма; процессы терморегуляции; обмен веществ и энергии; энергозатраты; тепловой баланс, гомеостаз; адаптация к температурным параметрам; закаливание; состояние здоровья.

· патологической физиологии: типовые нарушения обмена веществ; действие факторов внешней среды на организм; этиология; патогенез.

· биофизики: тепло и массообмен; физические свойства воздушной среды.

· лекционного курса: гигиена как наука о здоровье; принципы гигиенического нормирования.

 

Цель занятия.

· Изучить микроклиматические условия закрытого помещения и комплексно оценить воздействие метеофакторов на здоровье человека.

· Обобщить полученные знания в виде написания заключения и рекомендаций.

 

Решаемые этапы.

· Изучить аппаратуру для измерения метеорологических факторов.

· Освоить методы определения параметров микроклимата.

· Выполнить самостоятельную работу, показатели внести в таблицу.

 

ОБРАЗЕЦ ПРОТОКОЛА ПРОВЕДЕННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ _______, ______

(дата) (время)

1. Исследование микроклимата проводилось в практикуме (палате) № ________, площадью _____, количество человек (коек) _________.

2. Для исследования использовались следующие приборы: психрометр, анемометр, барометр.

3. Температурный режим:

а) температурный режим на различных уровнях и плоскостях:

 

Таблица № 1

Расстояние от пола, м Точки замеров Температурный перепад по го-ризонтали, гра-дусы
от наружной стены, 0,2 м в центре помещения от внутренней стены, 0,2 м  
0,1        
         
1,5        
Температурный перепад по вер-тикали, градусы        

 

б) средняя температура воздуха: сумма t0 : 9.

в) временной режим помещения:

минимальная температура воздуха ____________.

максимальная температура воздуха ____________.

перепад температуры воздуха ____________.

4. Влажность воздуха (по психрометру):

показания сухого термометра ____________.

показания влажного термометра ____________.

относительная влажность воздуха по таблице _______ %

5. Подвижность воздуха, м/с.

6. Эффективная температура (ЭТ) по номограмме ________.

7. Барометрическое давление ______ мм рт. ст.

8. Субъективная оценка теплового комфорта по теплоощущениям: комфортно, прохладно, тепло, холодно, жарко.

9. Жалобы: усталость, вялость, апатия, сонливость, зябкость, болит голова, нет желания работать и т.д.

10. Рекомендации.

 

Учебно-материальное обеспечение.

· Учебно-методическое пособие.

· Психрометр.

· Анемометр.

· Барометр.

· Справочный материал.

· Номограммы по влажности и эффективным температурам.

· Тестовые вопросы.

· Ситуационные задачи.

 

Учебные вопросы.

· Воздушная среда и ее гигиеническое значение как среды обитания человека.

· Физические свойства атмосферы, метеорологические факторы и их влияние на здоровье человека.

· Барометрическое давление, допустимые суточные колебания.

· Тепловое состояние воздушной среды.

· Принципы гигиенического нормирования микроклимата закрытых помещений.

· Температура воздуха, температурный режим, теплообмен.

· Подвижность воздуха, влияние на теплоощущения.

· Влажность воздуха абсолютная, максимальная, относительная, влияние на терморегуляцию.

· Тепловая нагрузка среды, ТНС.

· Тепловой баланс.

· Эффективная температура.

 

Учебный материал по теме.

Воздушная среда – атмосфера – газовая оболочка Земли существенно влияет на энергетические и гидрологические процессы, количество и качество солнечной радиации. Метеорологический и микроклиматический компонент воздушной среды состоит из температуры воздуха, его влажности и подвижности, неионизирующего солнечного излучения, барометрического давления. Физические факторы как компоненты окружающей среды и закрытых помещений обеспечивают жизнедеятельность и здоровье человека. Они неоднородны, нестабильны, связаны с общеглобальными и локальными процессами, самоочищением, географическим положением. Беларусь находится в средней полосе долготы и широты, выше уровня моря, в среднем на 200 метров, в благоприятных климатических условиях. Солнечная радиация и температура воздуха определяют тепловое состояние человека, его жизненные функции: рост, развитие, резистентность, обменные процессы, здоровье.

Источниками образования влажности воздуха служат открытые водоемы. Абсолютная влажность воздуха – содержание влаги, концентрация водяного пара в воздухе. Максимальная влажность – полное насыщение воздуха водяными парами. Относительная влажность – отношение абсолютной влажности к максимальной влажности, в процентах. Температура воздуха, при которой влажность максимальная и наступает конденсация водяных паров называется точкой росы.

Гигиеническое значение подвижности воздуха определяется эффектом теплоотдачи. Барометрическое давление для Беларуси определяется в 740-745 мм рт. ст. (1 мм рт. ст. равен 1,33 ГПа). Суточные колебания атмосферного давления в 3-5 мм рт. ст. не оказывают существенного влияния на организм здорового человека. При снижении функциональных возможностей организма чувствительность к перепадам барометрического давления повышается.

Тепловой комфорт закрытых помещений обеспечивается гигиеническим регламентированием и социальными стандартами по микроклимату. Основной физиологический механизм теплового комфорта – процессы теплорегуляции и теплообмена с окружающей средой. Соотношение потерь и приема тепла конвекцией, радиацией, кондукцией и испарением определяет тепловую нагрузку среды (ТНС). Этот показатель используют при гигиенической оценке комплексного действия физических, метеорологических и микроклиматических факторов на тепловое состояние организма, разрабатывают меры защиты одеждой – КЛО.

Тепловое состояние организма (тепловой баланс) зависит от возраста, пола, двигательной активности, вида и условий труда, обучения, состояния здоровья. Микроклиматические параметры регламентируются по назначению помещения и времени сезона года.

При комплексной оценке воздействия микроклиматических и метеорологических факторов используют показатель – эффективная температура (ЭТ). Эффективная температура – условный показатель, основан на сравнении теплоощущения людей при данных метеоусловиях с их теплоощущениями в условиях неподвижного, полностью насыщенного водяными парами воздуха при определенной температуре.

Для обычно одетых людей, находящихся в покое или выполняющих легкую работу, «зона комфорта», в которой у 50% людей будет комфортное теплоощущение, лежит в пределах ЭТ между 17,20 и 21,70, а «линия комфорта» - часть шкалы ЭТ, в которой 100% людей чувствует себя комфортно, в пределах ЭТ от 18,10 до 18,90.

Таблица № 2

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...