Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Создание «Системы Вагановой»




Система Вагановой - закономерное продолжение и развитие традиций русской балетной школы. Творчество многих русских хореографов, педагогов, танцовщиков было направлено на совершенствование техники и выразительности классического танца. На русской сцене работало также немало известных зарубежных педагогов. Прививаемые ими навыки творчески усваивались исполнителями и подчас значительно изменялись в сценической практике. Огромный опыт, накопленный русским балетом, а в советское время критически осмысленный и систематизированный, стал базой новаторской деятельности следующих поколений педагогов танца. Эта грандиозная работа была возглавлена А.Я. Вагановой, профессором хореографии и народной артисткой РСФСР, педагогом Ленинградского государственного хореографического училища, ныне - Академии русского балета, носящей теперь ее имя.        

Система Вагановой утверждалась в тесной связи с театральной практикой. Если в двадцатые годы деятели советского балета отстояли классическое наследие от псевдо новаторов, то в тридцатые - главной задачей стало создание современного репертуара. Методика преподавания Агриппины Яковлевны Вагановой признана во всем мире и давно стала каноном классического танца. Без сомнения можно утверждать, что данное положение дел останется еще надолго. Тенденции современного балета стремятся к развивитию данной методики.

Плодом длительной педагогической работы, огромного опыта, накопленного на практике и обобщенного глубокими размышлениями о путях развития преподавания хореографии, стала книга Вагановой «Основы классического танца», вскоре после выхода в свет переведенная практически на все европейские языки и ставшая незаменимым пособием для педагогов. Книга уже выдержала более девяти изданий и переведена более чем на 27 языков. Книга навсегда останется настольной книгой педагога и руководством обучения классической хореографии. Школа Вагановой получила признание и широкое распространение в практической деятельности ее учениц, многие из которых стали учителями классического танца. И уже подготовили целую плеяду своих выдающихся учеников.

Здание с двумя рядами колонн на петербургской улице Зодчего Росси знакомо всем любителям балета. Здесь находится прославленное Ленинградское хореографическое училище, из стен которого разлетелись по всему миру великолепные его питомцы. Сегодня училище это изменило свое название - это Академия балета. Однако имя, присвоенное ему, осталось и останется неизменным - это имя Агриппины Яковлевны Вагановой.

«Практически не существует ни одной балетной школы в мире, где бы ни были представлены наши выпускники, - говорит ректор Академии, профессор Вера Дорофеева, - наши преподаватели есть даже в ЮАР. Мы дружны со многими балетными студиями Европы - Италии, Португалии, Дании, Венгрии, и с радостью приглашаем их педагогов танца модерн, а у них проводим мастер-классы классического танца. Наши артисты солируют в лучших театрах: Grand Opéra и Covent Garden, American Ballet Theatre и New York City Ballet, Wien Staatsoper, Deutsche Oper Berlin и Bayerische Staatsoper».

Книгу «Основы классического танца» знает и ценит весь хореографический мир. Переведенная на английский, немецкий, испанский, польский, чешский, венгерский и многие другие языки, она перешагнула рубежи всех стран, где существует балетное искусство. Можно с уверенностью сказать, что переводы этой книги способствовали утверждению мировой славы русского балета не менее чем зарубежные гастроли выдающихся балерин, учениц Вагановой, и крупнейших хореографических коллективов страны. На опыт Вагановой опираются авторы современных зарубежных учебников классического танца. Тем более велика популярность ее педагогической системы в нашей стране. Пяти изданий «Основ классического танца», выпущенных на русском языке, оказалось недостаточно, чтобы удовлетворить потребность современных мастеров балета. За последние годы в связи с расширением сети хореографического образования, появлением множества балетных трупп стала ощущаться необходимость в новом издании книги Вагановой.

Педагогическая система Вагановой распространена в хореографической педагогической практике, оказывает значительное влияние на зарубежный балет.

В новых балетных спектаклях утверждался и отшлифовывался исполнительский стиль танцовщиков. Основы этого стиля закладывала хореографическая школа, которую можно назвать вагановской.

Начиная с 30-х годов стала очевидной художественная однородность ленинградской балетной труппы. «Не надо быть особым знатоком в области балета, чтобы заметить на спектаклях нашего театра у всех - от артисток кордебалета до ведущих балерин - нечто общее в манере исполнения. Единый стиль, единый почерк танца, проявляющийся ярче всего в гармоничной пластике и выразительности рук, в послушной гибкости и в то же время стальном апломбе корпуса, в благородной и естественной посадке головы - это и есть отличительные черты «школы Вагановой», - пишет в воспоминаниях о своем педагоге Н.М. Дудинская. Решительно отвергая излишнюю декоративность, позирование, занимавшие немалое место в хореографии прошлого, Ваганова добивалась от учениц эмоциональной выразительности, строгости формы, волевой, энергичной манеры исполнения. Танец выпускниц Вагановой отвечал самой сущности русского балета как искусства большого содержания, высокой лирики и героики.

Метод Вагановой оказывал огромное воздействие и на развитие мужского танца. Танцовщики, которые непосредственно у нее никогда не учились, приобретали чисто вагановский «стальной» aplomb, умение находить опору в корпусе, брать force (запас силы) руками для туров и прыжков. Опыт Вагановой был признан и воспринят другими педагогами, а ее ученицы постепенно распространили этот опыт по стране. Наконец, выход в свет книги «Основы классического танца» сделал метод Вагановой достоянием всего советского балетного театра.

Новым в этом замечательном методе являлись строгая продуманность учебного процесса, значительная усложненность экзерсиса, направленная на выработку виртуозной техники, а главное - стремление научить танцовщиц сознательному подходу к каждому движению.

Определённый стиль преподавания и классическая основа русской школы в то время не имело определения как «русская школа», несмотря на значительные успехи некоторых отечественных педагогов.

В 30-е годы, когда была поставлена задача систематизации знаний в самых разных областях, А.Я. Ваганова занялась обобщением тех данных, что на протяжении десятилетий использовали балетные педагоги и накопленного ею собственного опыта, тем самым заложив основу академической методики преподавания. Унификация, требуемая от учебных заведений, привела к написанию единых программ, которым должны были следовать все педагоги, к выработке единой терминологии (которая не требовалась до революции, когда для общения повсеместно использовался французский язык, но оказалась необходимой в новой действительности, когда в силу разных причин приходилось преимущественно использовать русский язык). Аналогичные процессы проходили и в других дисциплинах, преподаваемых в балетной школе - в 30-е годы в Ленинградском хореографическом техникуме закладывались основы методики и обобщались принципы преподавания характерного и бального (исторического) танца.

Ваганова помнила школьные уроки Екатерины Вазем, умевшей вырабатывать у своих учениц мягкость и силу plié, прислушивалась к советам и комментариям Ольги Преображенской по поводу итальянского экзерсиса. Пристально наблюдала за творчеством своего ровесника, хореографа Михаила Фокина, который добивался в своих спектаклях одухотворённости танца и, не без влияния Дункан - непринуждённой и поэтичной пластики рук. Это позволило ей шаг за шагом отобрать наиболее характерные особенности русской танцевальной манеры. Не будучи как-то особенно одарённой от природы, Ваганова была технически сильной и виртуозной танцовщицей. По словам балетоведа Л.Д. Блок, она «сумела понять самую сущность форм классического танца»; «по окончании артистической карьеры она взялась за преподавание и оказалась одарённой исключительными педагогическими способностями».

«Сейчас вседозволенность времени перешла и в искусство. Демонстрация пороков не привлечет нового зрителя, уродство - не вдохновляет, а искусство должно будить в людях добрые чувства, а не низменные», - Эльвира Кокорина, артистка балета, педагог классического танца, Заслуженный деятель искусств РФ, профессор, заведующая кафедрой методики преподавания классического и дуэтно-классического танца Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. - Конечно, всякое время диктует свои изменения, они могут и должны быть. Агриппина Яковлевна Ваганова также изменила методику, и ее вариант существует по сей день. Но, соединив несколько направлений в одну русскую школу, она опубликовала совершенный вариант, разумный и научный. Балетная школа всегда тесно связана с театром, и какие-то новые театральные идеи, постановки диктуют новшества и нововведения. И это очень хорошо, это обогащает школу. Так в свое время школу Петипа развил Фокин. Он дал новую ветвь школе, и от главной реки пошли новые ручейки. Но это было не «взамен», это было «в плюс». Иногда бывает подмена элементов, и это скорее вредит школе.

Сейчас мир начинает увлекаться экспериментами, свободной пластикой, неоклассикой, модерном. Танцовщик, работающий в таких стилях, даже при превосходном владении своим телом, с классикой просто не справится, не сможет станцевать. А прошедший классическую школу знает точные выверенные основы. В классике важна точность математическая. Здесь не должно быть легкого отношения, все должно быть продумано, направлено на формирование совершенного владения телом. Поэтому к нам приезжают, интересуются, стараются увидеть многое. Но главное, чтобы мы сами не увлеклись внешней красивостью».

Татьяна Михайловна Вечеслова в своей книге «Я - балерина» писала о методике обучения А.Я. Вагановой: «Метод Вагановой тем и ценен, что он всегда в движении. Он не отставал от хода и развития нашего балетного искусства. И в этом его сила, жизненность.

Печально, когда метод превращается в догму, в свод немых, обессмысленных законоположений. А ещё есть такие педагоги, которые, не имея таланта «своего глаза» на ученика, слепо передают танцевальные комбинации вагановских уроков, записав их когда-то в свой блокнот. Такие педагоги опасны тем, что они, выдавая свою беспомощность за метод Вагановой, искажают и коверкают представление о подлинной силе её педагогики. Ваганова писала: «Нередко артистки балета, не могущие больше выступать на сцене или же просто потерявшие трудоспособность, устремляются в педагогику. Неужели они думают, что это так просто? Они ошибаются: учатся многие, но выучиваются не все».

Особой заслугой Вагановой следует считать разработанные ею методические правила о роли и значении в танце слаженных движений рук, корпуса и головы. Рабочая роль рук, которые не только служат украшением танца, но и помогают исполнению самых сложных движений - технологическое открытие Вагановой, облегчающее освоение техники классического танца и ничуть не обедняющее ни пластику, ни выразительность движений рук.

Сама Ваганова отнюдь не рассматривала свою педагогическую систему как неизменную, раз и навсегда установленную. Опираясь на ее обширный опыт, ученицы Вагановой обогащают и корректируют эту педагогическую систему своей творческой практикой. Так, в ряде балетных классов сейчас с успехом применяется экзерсис на высоких, а не на низких полупальцах. За последние годы в связи с расширением культурных связей возникла возможность международного обмена творческим опытом и в области хореографической педагогики.

Мимо внимания деятелей российского балета не прошли достижения зарубежных танцовщиков в области техники балетного искусства, особенно в турах и виртуозных заносках. На эти разделы балетного экзерсиса сейчас обращено особое внимание. Ныне педагогический метод Вагановой стал ведущим и основополагающим методом всей русской хореографической школы. Он творчески развивается продолжателями Вагановой, работающими в различных балетных училищах страны. Уже при жизни Вагановой ее сподвижники по Ленинградскому государственному хореографическому училищу А. Ширяев, А. Бочаров и А. Лопухов впервые в истории балетного искусства разработали методику характерного танца, изложив ее в книге «Основы характерного танца» (1939). В последующие полтора десятилетия вышли учебные пособия Н. Ивановского, Л. Ярмолович, затрагивающие различные сферы преподавания танца в балетном училище. Особенно же активизировалось изучение опыта прославленной ленинградской «академии танца» с середины 60-х годов, когда одно за другим выходят ценные пособия, авторы которых с учетом накопленного развивают педагогическую систему Вагановой. Среди них книга учениц Вагановой по педагогическому отделению училища Н. Базаровой и В. Мей «Азбука классического танца» (1964) - методическая разработка для чрезвычайно ответственных трех младших классов училища, фундаментальный труд А. Писарева и В. Костровицкой «Школа классического танца» (1968), учебник Н. Серебренникова «Поддержка в дуэтном танце» (1969), где впервые систематизирован и изложен опыт преподавания дуэтного танца. Ряд ценных пособий выпустило и Московское государственное хореографическое училище.

Исходя из данного материала, можно считать, что достижением системы Вагановой, обеспечивающей ей жизненность и непрерывное развитие является научно обоснованная последовательность всего учебного процесса. Строгое соблюдение индуктивного метода переходов от простого к сложному, от частного к обобщенному - таков принцип поступательного развития художественного сознания и танцевальной техники учащегося.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...