Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопрос 9 : Россия и средневековые государства Европы и Азии.




Зарождение и становление феодальных отношений в Европе и Азии.

Термин «феодализм» появился во франции в XVII веке и первоначально

употреблялся в области права: в историческую науку он был введен в XIX

веке известным французким историком Франсуа Гизо.

Феодализм возник в результате разложения рабовладельческих порядков

лишь в немногих странах, народы которых создали высокие цивилизации в

древности (Китай, Индия, Греция, Рим). У большинства других народов

феодальные отношения зарождались в результате разложения

первобытнообщинной формации (в Германии, у многих славянских народов, в

Скандинавии, в Японии, у монголов, в ряде африканских стран). Известен и

путь формирования феодализма, коеорый характеризуется взаимодействием

названных процессов (примером может служить Франкское государство, которое

возникло в 5 в. нашей эры прикороле Хлодвиге).

Во многих странах феодальные отношения складывались в течение

длительного времени, что определялось характером и медленным темпом

развития производительных сил.

Определяя средневековую эпоху как время господства феодальных

отношений, следует иметь в виду, что понятие «средние века» и «феодализм»

не совсем тождественны даже для Европы, где в период раннего средневековья

феодальные отношения в известной мере сосуществовали с патриархальным

укладом, а позднее с капиталистическим. В России феодальный период

приходится на IX-XIX век.

Феодализм рассматривается как прогрессивный общественный строй по

сравнению с рабовладельческим. Прогрессивным был ттакже переход к

феодализму от первобытнообщинного строя, так как утвердившееся

индивидуальное производоство в большей степени отвечало уровню развития

производительных сил, и следовательно, было более эффективно.

Прогрессивные черты феодализма наиболее последовательно проявлялись в

его западно-европейском варианте. Экономика феодализма основывалась на

практически монопольеной собственности класса феодалов-помещиков на землю

и носила натуральный характер.

В усовиях аграрной экономики земля была главным средством

производства, и феодальная собственность давала возможность

эксплуатировать непосредственных производителей-крестьян, определяла

социальную структуру общества, ео политическое устройство. Феодалы большую

часть своей земли раздавали в держание крестьянам, которые вели на ней

самостоятельное мелкое хозяйство собственными орудиями. труда отдавая

часть производимого продукта помещикам в форме ренты или налога. Рента

для земледельца была единственным способом получения дохода от его

земельной собсттвенности, а дя кррестьян-повиннстью за пользование

землей. Исторически она выступала в трех формах: отработочной (барщина),

продутовый (натуральный оброк) и денежной.

Взымание платежей на землю, на которой крестьяне веками трудились, но

не имели права свободно распоряжаться ни ею, ни продуктами своего труда,

сопровождалось принудительными мерами (внеэкономическое принуждение). В

западной Европе зависимость крестьян носила личный характер-крестьянин

считался прикрепленным к сеньору, а не к земле. Прикрепление же крестьян

к земле существовало в Восточной и некоторых странах Центральной Европы

(например, в России, Польше, Чехии, некоторых районах Северной Германии).

Товарное производство (простое) и торговля при феодализме

преимущественно связаны с развитием городов. Европейские города становятся

центром ремесленного производства и торговли с XI века. Развитие товарно-

денежных отношений и обмен между городом и деревни развивал натуральный

характер экономики.

Потребность, главным образом дворянства, все больше удовлетворялись с

помощью торговли, но воспроизводство по-прежнему осуществлялось на

натуральной основе.

В городах кроме ремесленников существовали и другие социальные группы:

купцы, банкири, чиновники, интеллигенция. В период разложения феодализма и

зарождения капиталистических отношений шло формирование новых классов -

пролетариата и буржуазии. Феодальное общество делилось на сословия,

каждое из которых имело свои права и обязанности и выполняло определенные

функции. Это духовенство (молящиеся), дворянство (воюющие), крестьне и

ремесленники, входившие в третье сословие (производившие материальные

блага).

Сословные права и обязанности существовали в единстве: наличие прав

предполагало обязанности, невыполнение последней вело к лишению прав. Так,

воссал, игнорирующий военную службу, лишался прав на наделы

земли:пользовавшиеся «рыночным правом» должен был соблюдать свои

обязательсьва перед цехом или гильдией.

Внутри сословий также имелась своя особая система отношений. В

духовенстве она соответствовала иерархической структуре католической

церкви. Военное сословие подчинялось вассалитету, связывавшему воссала и

сеньора личными отношениями служения и обязательного покровительства.

Существенную роль в социальных отношениях играли корпоративные связи.

Средневековый человек подчинялся этическим и правовым нормам корпорации,

ее традициям. Постепенно сложился особый психолоческий тип рыцаря,

священнослужителя, купца, цехового ремесленника и т.д., то есть менталитет

средневекового человека.

Таков был феодализм, который проявлялся в разных формах и

неодновременно в разных странах мира.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...