Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Индивид, личность, субъект, индивидуальность




Тема 6. Личность

Вопросы:

1.Индивид, субъект, личность, индивидуальность.

2.Структура личности.

3.Теории личности в отечественной и зарубежной психологии.

4.Социализация личности.

5.Формирование и развитие личности.

Литература:

1. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990.

2. Бодалев А.А. Психология о личности. М., 1988.

3. Божовин Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., 1968.

4. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1982.

5. Мерлин В.С. Структура личности. Пермь, 1990.

6. Немов Р.С. Психология. Общие основы психологии. Кн. 1. М., 1994.

7. Рейнвальд Н.И. Психология личности. М., 1987.

8. Общая психология. М., 1986.

9. Рувинский Л.И. Самовоспитание личности. М., 1984.

10. Слободчиков В.И., Исаев Е. И. Психология человека. М., 1995.

11. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. Санкт-Петербург, 1997.

Индивид, личность, субъект, индивидуальность

Человек – сложно организованное, многомерное и разностороннее существо. Как и все живые существа, он имеет определенную телесную организацию, данную ему от природы. По своему телесному строению он во многом похож на высших приматов. В то же время он представляет собой высший биологический вид, характеризующийся особыми, присущими только ему, телесными качествами. Факт принадлежности этого существа к данному виду закреплен в понятии «Индивид». Индивид – человек как представитель рода и имеющий природные свойства, телесное бытие человека; телесное бытие. Индивид (буквально «один из вида») – понятие, которое характеризует принадлежность конкретного человека к биологическому виду «Homo sapiens» и, следовательно, выражает, прежде всего, его природную, биологическую сущность. Индивидом может быть и младенец, и взрослый, и дикарь, и высокоразвитый человек.

Главное отличие человека заключается не во внешней телесной организации, а в его внутренней духовной сущности. Человек – одухотворенное существо, наделенное многообразными психическими свойствами и качествами, дающими ему возможность познавать окружающий мир и самого себя, строить свое поведение среди людей, создавать необходимые для его жизни предметы, изменять условия своего существования, совершенствовать свои физические и духовные качества. Это новое качество, возникшее у человека в процессе жизни в обществе, дающее ему возможность активно действовать, проявлять самостоятельность и творчество, отвечать за свои действия и поступки, закреплено в понятии «личность». Личность — это социальный индивид, субъект обществен­ных отношений, деятельности и общения. В несколько упрощенном виде можно сказать, что термином «индивид» обозначают биологическую сущность человека, а тер­мином «личность» — его социальную сущность. Личность – человек как представитель общества, определяющего свободно и ответственно свою позицию среди других, имеющий свою позицию.

Индивидом рождаются, а лич­ностью становятся. Однако было бы неверным представлять себе существова­ние этих двух «ипостасей» человека в разрозненно-независимом виде.

Основные функции личности:

1. Автономизация – отделение себя от других.

2. Самопредъявление – представление своих особенностей и возможностей.

3. Рефлексия – анализ своих действий с точки зрения их соответствия цели и результату.

4. Социализация – вхождение в социум, принятие его норм и ценностей.

Таким образом, личностью может являться только одухотворенный человек, член общества, обладающий многообразными психическими свойствами и качествами, дающими ему возможность познавать и совершенствовать окружающий мир и самого себя.Духовность пронизывает все существо человека: и тело, и душу. Душа представляет собой совокупность всех психических явлений, присущих человеку, одухотворенных познавательной деятельностью, направленной на постижение сущности внешнего мира и внутреннего бытия человека.

В понятии субъект (буквально «носитель субъективного») фиксируется деятельностное, активное начало в человеке, его способность воздействовать на предметы и других людей, преобразовывать окружающий мир и самого себя. Субъект – это человек как носитель сознания, участник деятельности. Личностью может быть каждый, не каждый может быть субъектом. Человек делающий самого себя.

Внутренний мир человека – это его субъективный мир. Субъективность является основной формой существования внутреннего, духовного мира человека. Этот мир представлен человеку в виде разума, чувств, побуждений, волевых свойств, способностей, характера и темперамента. Субъективный духовный мир каждого человека является уникальным и неповторимым. Личность всегда индивидуальна и своеобразна. Индивидуальность личности заключается в своеобразном сочетании психических свойств и качеств, отличающих ее от других людей.

Индивидуальность – это единство неповторимых личностных свойств конкретного человека. Это своеобразие его психофизиологической структуры (тип темперамента, физические и психические особенности, интеллект, мировоззрение, жизненный опыт). Индивидуальность – человек как уникальная, самобытная личность, реализующая себя в действительности, самобытная личность, реализующая себя в творческой деятельности. Б.Г. Ананьев и С.Л. Рубинштейн считали, что индивидуальность – высшая ступень развития личности. Субъект – качество активности человека, выявляет его место и роль в бытии. Субъект – активность, деятельность, развитие и т.д.

Индивидуализация – это процесс самоопределения и обособления личности, ее выделенность из сообщества, оформление ее отдельности, уникальности и неповторимости. Ставшая индивидуальностью личность – это самобытный, активно и творчески проявивший себя в жизни человек. В понятиях «личность» и «индивидуальность» зафиксированы различные стороны, разные измерения духовной сущности человека. Суть этого различия хорошо выражена в языке. Со словом «личность» обычно употребляются такие эпитеты, как «сильная», «энергичная», «независимая», подчеркивая тем самым ее деятельностную представленность в глазах других. Об индивидуальности говорят «яркая», «неповторимая», «творческая», имея в виду качества самостоятельной сущности.

Уровни индивидуализации по К.К. Платонову:

1. Физиологическая индивидуальность (физиологические процессы).

2. Биохимическая индивидуальность (клеточные процессы и образования).

3. Соматоморфологическая индивидуальность (организм).

4. Процессуальная психическая индивидуальность (особенности динамики протекания психической деятельности, формально-динамическая сторона поведения).

5. Содержательная психическая индивидуальность (как продукт усвоения культурно-исторического опыта).

6. Социально-психологическая индивидуальность (результат жизни в социуме).

Соотношение понятий – ядро- личность – индивид – человек, индивидуальность пронизывает все слои. Индивидуальность проявляется в специфических особенностях интеллекта, чувств, воли и др.

 

Структура личности.

Среди многих работ по теории личности, ее структуре в психологии особенно выделяются работы А.Г. Ковалева, В.Н. Мясищева и К.К. Платонова.

А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур:

§ темперамента (структуры природных свойств),

§ направленности (система потребностей, интересов, идеалов),

§ способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности.

В.Н. Мясищев единство личности характеризует: направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира), общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности), структурой личности и динамикой нервно-психической реактивностью (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВНД), но и объективная динамика условий жизни). С этой точки зрения структура личности – лишь одно из определений ее единства и целостности, т.е. более частная характеристика личности, интеграционные особенности которой связаны с мотивацией, отношениями и тенденциями личности.

По Ганзену в структуру личности входит темперамент, направленность, характер и способности.

Б.Г. Ананьев считает, что в структуру личности входят такие свойства:

§ определенный комплекс коррелируемых свойств индивида (возрастно-половых, нейродинамических, конституционно-биохимических);

§ динамика психофизиологических функций и структура органических потребностей, также относимых к индивидным свойствам. Высшая интеграция индивидных свойств представлена в темпераменте и задатках;

§ статус и социальные функции-роли;

§ мотивация поведения и ценностные ориентации;

§ структура и динамика отношений.

В модели личности К.К. Платонова, которая известна под названием динамической функциональной структуры лично­сти, выделяются четыре процессуально-иерархические под­структуры личности. При этом задается субординация низ­ших и высших подструктур. Основными подструктурами личности являются 1) направленность личности, 2) опыт, 3) особенности психических процессов, 4) биопсихические свойства. В свою очередь каждая из этих подструктур состоит из ряда компонен­тов, которые К.К. Платонов называет «подструктурами подструктур». Все 4 стороны личности тесно взаимодействуют друг с другом. Однако, доминирующее влияние всегда остается за социальной стороной личности - ее мировоззрением, направленностью, потребностями, интересами, идеалами и эстетическими качествами.

 

Под­струк­туры Подструктуры подструктур Соотношение социального и биологического Специфи­ческие виды формирова­ния Необходимые уровни психологического анализа
Направ­ленность личности Убеждения, мировоззрение, идеалы; стрем­ления, интере­сы, желания Определяющую роль игра­ет социальное, биологическо­го почти нет Воспитание   Социально- психологиче­ский  
Опыт Привычки, умения, навыки, знания Значительно больше социального Обучение Психолого- педагогический
Особен­ности психиче­ских про­цессов Внимание, воля, чувства, восприятие, мышле­ние, ощущение, эмоции, память Чаще больше биологического   Упражнение   Индивидуаль­но- психологи­ческий  
Биопсихические свойства Темперамент, половые, возрастные, фарма­кологически обусловленные свойства Социального почти нет, генетически обусловлены Тренировка   Психофизиологический Нейропсихологический  

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...