Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Шри Вишванатх Чакраварти Тхакур (6)




(Шри Харибаллабх Дас)

27. Шри Джаганнатх Дас (7)

28. Шри Бхактивинод Тхакур (8)

29. Шри Гаура Кишор дас Госвами (9)

30. Шри Бхакти Сиддханта Сарасвати Госвами

(Шри Барахабханавидайита Дас) (10)».

Из статьи «Нисхождение Откровения», «Шри Садджана-тошани» («Гармонист»), том XXXI, № 6, 17.11.1934 [389]

 

Шрила Прабхупада учил тому же:

 

«... Шрила Нароттама дас Тхакур, который принял Шрилу Вишванатху Чакраварти своим слугой».

«Шри Чайтанья-чаритамрита», краткое описание первой главы Ади-лилы «Духовные учители»

 

«Вишванатха Чакраварти Тхакур дал очень хорошие наставления о гуру. Поэтому он написал в «Гурв-аштаке»: йасйа прасадад бхагават-прасадах. Он, Вишванатха Чакраварти Тхакур, является примером, практическим примером гуру-бхакти. Он принял своим гуру Нароттаму даса Тхакура. Он сказал: «Меня не интересует спасение или возвращение обратно к Богу. Я этим не интересуюсь». «Не интересуюсь» означает, что это может произойти, а может и не произойти. «Это не важно. Единственное, что меня интересует, это слова моего гуру». Вишванатха Чакраварти сказал: «Это моя жизнь. Добьюсь я успеха или нет, не имеет значения. Я должен принять слова моего Гуру Махараджи своей жизнью и душой».

Из лекции Шрилы Прабхупады по «Шримад-Бхагаватам», 7.12.6, Бомбей, 17.04.1976

 

«Нароттама дас Тхакур и затем от него Вишванатха Чакраварти, Баладева Видьябхушана. Так эта ученическая преемственность идет от Господа Чайтаньи».

Из лекции Шрилы Прабхупады по «Шри Чайтанья-чаритамрите», Мадхья-лила, 20.100-108, Нью-Йорк, 22.11.1966

 

«Брахма получил ведическое знание непосредственно от Личности Бога, и каждый, кто исполняет возложенные на него обязанности в цепи ученической преемственности, восходящей к Брахме, непременно стяжает себе славу в этой жизни и достигнет освобождения в следующей. Цепь ученической преемственности, ведущую начало от Брахмы, называют Брахма-сампрадаей. К ней относятся Брахма, Нарада, Вьяса, Мадхва Муни (Пурнапрагья), Падманабха, Нрихари, Мадхава, Акшобхья, Джаятиртха, Гьянасиндху, Даянидхи, Видьянидхи, Раджендра, Джаядхарма, Пурушоттама, Брахманьятиртха, Вьясатиртха, Лакшмипати, Мадхавендра Пури, Ишвара Пури, Шри Чайтанья Махапрабху, Сварупа Дамодара, а также Шри Рупа Госвами и другие, Шри Рагхунатха дас Госвами, Кришнадас Госвами, Нароттама дас Тхакур, Вишванатха Чакраварти, Джаганнатха дас Бабаджи, Бхактивинода Тхакур, Гауракишора дас Бабаджи, Шримад Бхактисиддханта Сарасвати, А.Ч. Бхактиведанта Свами.

 

Цепь ученической преемственности, ведущая начало от Брахмы, является духовной, а генеалогическое древо, родоначальником которого является Ману, — материальным, но назначение у них одно — привести людей к сознанию Кришны».

«Шримад-Бхагаватам», 3.13.8, комментарий Шрилы Прабхупады

 

«Песни Тхакура Нароттамы даса, одного из ачарьев Гаудия-сампрадаи, написаны на простом бенгали. Но Тхакур Вишванатха Чакраварти, другой очень образованный ачарья из той же сампрадаи, считал песни Тхакура Нароттамы даса равноценными ведическим мантрам. Язык не так существен, главное — содержание».

«Шримад-Бхагаватам», 1.10.20, комментарий Шрилы Прабхупады

 

Таким образом, этот пример показывает, что физически ушедший гуру «принял» физически присутствующего вайшнава «своим слугой», который стал очередным звеном парампары.

 

Кроме того, в бхаджане Шрилы Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура «Шри Гуру-парампара» (первое англ. издание 1972 г. [92]) сказано:

 

visvanatha bhakta-sath, baladev jagannath,

 

Перевод:

 

Visvanatha Cakravarti was the spiritual master of Baladeva Vidyabhusana and Jagannatha dasa Babaji.

 

«Вишванатх Чакраварти был духовным учителем Баладевы Видьябхушаны и Джаганнатхи даса Бабаджи».

 

В «Шри Чайтанья-чаритамрите» (Ади, 1, первое англ. изд. 1974 г. [348]) Шрила Прабхупада пишет:

 

Srila Visvanatha Chakravarti Thakura accepted Srila Jagannatha dasa Babaji, who initiated Srila Bhaktivinoda Thakura, who in turn initiated Gaura Kishora dasa Babaji

 

«Шрила Вишванатха Чакраварти Тхакур принял Шрилу Джаганнатху даса Бабаджи, который инициировал Шрилу Бхактивиноду Тхакура, который в свою очередь инициировал Гаура Кишору даса Бабаджи...».

 

Об этом же Шрила Прабхупада написал в журнале «Обратно к Богу», том 3, часть 16, 20 марта 1960 года:

 


Viswanath Chakrabarty accepted Jagannath Das Babajee from whom Srila Bhaktivinode Thakore was initiated.

«Вишванатх Чакрабарти принял Джаганнатха даса Бабаджи, от которого получил инициацию Бхактивинод Тхакур...» [318].

 

Таким образом, Вишванатх Чакраварти Тхакур принял своим учеником Джаганнатху даса Бабаджи. Но годы жизни первого из них — 1626–1708, второго — 1776–1894. То есть они, хотя и являлись учителем и учеником, тоже не имели физического контакта.

 

Более поздний ачарья — Шрила Бхактисиддханта Сарасвати Тхакур — получил посвящение в санньясу от изображения Шрилы Гауракишоры даса Бабаджи Махараджи, уже после его ухода (который состоялся 17 ноября 1915 г.).

 

«29 марта 1918 года, в полнолуние месяца Пхальгуна, во Враджапаттане (Майяпур), в возрасте сорока четырехлет Сиддханта Сарасвати принял санньясу и получил имя Шри Бхактисиддханты Сарасвати Госвами Махараджи, в соответствии с ведическими ритуалами, в которые посвятил его Рамануджа во время путешествия в Перамбадур. Он принял посвящение от изображения Шрилы Гаура Кишора даса Бабаджи Махараджи».

Из книги Рупа-виласы даса «Луч Вишну» (биографии Бхактисиддханты Сарасвати Тхакура) [359]

Кроме того, можно вспомнить, как Шрила Прабхупада объясняет классический пример парампары из «Бхагавад-гиты» (стих 4.1 эвам парампара праптам имам раджаршайе видух):

«Благословенный Господь сказал: «Я поведал эту вечную науку йоги богу Солнца Вивасвану, а Вивасван передал ее Ману, прародителю человечества, а Ману в свою очередь передал ее Икшваку».

Шрила Прабхупада упоминает, что связь между ними была «связью одной планеты с другой»:

«Поэтому было совсем не трудно связаться с Ману или с сыном Ману, Икшваку. Существовало такое замечательное «радио», которое обеспечивало связь одной планеты с другой».
Из лекции Шрилы Прабхупады по «Бхагавад-гите», 24.08.1968

 

В этой связи уместно привести выдержку из публикации «Инициации после 1977 года»:

 

«Кришна и его представитель неотличны друг от друга. Подобным образом, духовный учитель может присутствовать всюду, где пожелает ученик. Духовный учитель есть принцип, а не тело. Так же как телепередачу могут смотреть в тысячах различных мест благодаря принципу телетрансляции».

Письмо Шрилы Прабхупады Малати, 28 мая 1968 г.

 

Есть много подобных цитат Шрилы Прабхупады, однако суть уже выражена ясно. Для того чтобы распространять знание, физическое присутствие тела духовного учителя не является обязательным, особенно когда эту функцию выполняют его книги.

 

Даже когда Шрила Прабхупада физически находился здесь, множество его инициированных учеников не были инициированы им лично и не имели много личного общения со своим духовным учителем (некоторые ученики вообще лично не встречались со Шрилой Прабхупадой). Шрила Прабхупада выстроил систему управления таким образом, чтобы участвующие в управлении храмом преданные и члены GBC являлись его представителями и действовали в качестве шикша-гуру, давая наставления другим преданным на основе наставлений Шрилы Прабхупады, и все становились учениками Его Божественной Милости. Кроме того, они проводили церемонии инициации, выступая именно в роли ритвиков, то есть следовали той самой системе, которую сейчас пытаются поставить под сомнение.

 

эвам парампара-праптам имам раджаршайо видух

са каленеха махата його наштах парантапа

 

эвам — так; парампара — по цепи духовных учителей; праптам — полученную; имам — эту (науку); раджа-ршайах — праведные цари; видух — постигли; сах — это (знание); калена — течением времени; иха — в этом мире; махата — великим; йогах — наука об отношениях индивидуального существа со Всевышним; наштах — разрушена; парантапа — о Арджуна, покоритель врагов.

 

«Так эта великая наука передавалась по цепи духовных учителей, и ее постигали праведные цари. Но с течением времени цепь учителей прервалась, и это знание в его первозданном виде было утрачено».

«Бхагавад-гита как она есть», 4.2

 

Из этого стиха мы можем ясно понять, что парампара, или ученическая преемственность, считается прерванной, когда наука о взаимоотношении живого существа со Всевышним оказывается утраченной. Точные слова, которые использованы здесь: йогах наштах. Они означают, что эта наука утеряна; здесь не говорится шарира наштах — тело гуру утрачено. Итак, парампара считается прерванной, когда утрачивается наука о бхакти-йоге, а не когда исчезает контакт с духовным учителем.

 

Если посмотреть на это наставление в контексте ИСККОН, то мы увидим, что книги Шрилы Прабхупады по-прежнему широко доступны, и тысячи людей, читая эти книги, становятся преданными. Таким образом, наука о преданном служении не утрачена. Следовательно, парампара не прервана».

«Инициации после 1977 года» (версия 1.0), публикация, написанная преданными сингапурского храма Шри Кришна Мандир [332]

 

«Парампара зависит от комментариев Шрилы Прабхупады, а не от его физического тела

 

«Здесь также сказано об этом: са каленеха махата його нашто парантапа — «Мой дорогой Арджуна, о, ты — великий герой. Эта «Бхагавад-гита», знание, которое Я поведал богу солнца, передавалось по ученической преемственности. Теперь оно утрачено». Мы должны обратить внимание на эти слова. Почему утрачено? Вы думаете, тогда не было ни одного ученого мудреца? Во времена Кришны? О, тогда было множество ученых мудрецов. Ни один и ни два, а десятки ученых мудрецов. И тем не менее Господь сказал, Кришна сказал: «Они... То знание, именно в том виде, в котором Я поведал богу солнца, теперь потеряно». Как оно было потеряно? Было множество пандитов, и все же оно было потеряно. Как? «Потеряно» означает, что тот комментарий, понимание «Бхагавад-гиты» было утрачено».

(Шрила Прабхупада, лекция, 13 июля 1966 года)

Из статьи Кришнаканта Десая «Шрила Прабхупада — нынешнее звено парампары (преемственности духовных учителей)», опубликованной в журнале «Обратно к Прабхупаде», № 24, лето 2009 г. [349]


Кроме того, рассматривая тему о парампаре, можно вспомнить, что не существует жестких норм относительно того, насколько длительными могут быть сроки между звеньями парампары.

«Что касается системы парампары: нет ничего удивительного в больших промежутках <...> мы находим в «Бхагавад-гите», что «Гита» была поведана богу Солнца несколько миллионов лет назад, но Кришна упомянул только три имени в этой системе парампары, а именно Вивасвана, Ману и Икшваку; поэтому эти промежутки не препятствуют пониманию системы парампары».
Из письма Шрилы Прабхупады Даянанде, 12.04.1968

Здесь же можно вспомнить огромный период времени между тем, когда Вьясадева записывал ведическую литературу и когда передал это знание Мадхвачарье, и, наоборот, одновременное физическое присутствие различных звеньев парампары (Брахма, Нарада, Вьясадева или относительно недавний пример: Гауракишора дас Бабаджи инициировал Бхактисиддханту Сарасвати во время физического присутствия Бхактивинода Тхакура). То есть деятельность ачарьи (ДУХОВНОГО учителя) не имеет жесткой привязки к местоположению или смерти его ФИЗИЧЕСКОГО тела. Шрила Прабхупада называл Иисуса Христа и пророка Мухаммеда «ачарьями», а их последователей — «тоже вайшнавами». Христос не стоит вне парампары, и те, кто действительно следует его указаниям даже сейчас, достигнут освобождения, об этом есть упоминание в «Совершенных вопросах, совершенных ответах». Шрила Прабхупада ни разу не говорил, что христианам надо искать «живого гуру» (он таким термином вообще не пользовался), чтобы принять от него инициацию. В христианстве все считают своим спасителем Христа, и ни в одной церкви, насколько известно, на его место нынешнего живого спасителя никто не претендует. Где же наставления Шрилы Прабхупады о том, что это ошибочно? Как считается, Господа Иисуса Христа «нет в теле» вот уже две тысячи лет. Шрила Прабхупада не говорил, что христианам нужен «живой гуру», «живой спаситель» «для продолжения парампары». Вот что он сказал:

Преданная: Иисус в парампаре?

 

Прабхупада: Да. Он говорит: «Есть Бог, а я сын Божий». Это парампара. Да.
Из лекции по «Бхагавад-гите», 2.14, Мехико, 14.02.1975


«Если Мухаммед — слуга Бога и Господь Иисус Христос — сын Бога, где же нарушение ученической преемственности? В конце концов, ученическая преемственность начинается от Бога, почему же ты думаешь, что у них нет ученической преемственности?»
Из письма Шрилы Прабхупады Вриндавана Чандре, 19.07.1970

«Фактически, тот, кем руководит Иисус Христос, безусловно, достигнет освобождения».
Из книги «Совершенные вопросы, совершенные ответы», глава 9

«...Или как христиане следуют Христу, великой личности, махаджано йена гатах са пантхах. Ты следуй махаджану, великой личности <...> Ты следуй одному ачарье, как христиане, они следуют Христу, ачарье. Мусульмане следуют ачарье, Мухаммеду. Это хорошо. Ты должен следовать какому-нибудь ачарье <...> эвам парампара-праптам».
Из беседы со Шрилой Прабхупадой, 20.05.1975, Мельбурн


Мадхудвиша: Есть ли возможность для христианина справиться без помощи духовного учителя? Сможет ли он достичь духовного неба, уверовав в слова Иисуса Христа и пытаясь следовать его наставлениям?
Прабхупада: Я не понимаю.
Тамала Кришна: Может ли христианин нашего времени, без духовного учителя, но читая Библию и следуя словам Иисуса, достичь...
Прабхупада: Когда ты читаешь Библию, ты следуешь духовному учителю. Как ты можешь говорить, что без учителя? Если ты изучаешь Библию, это означает, что ты следуешь наставлениям Господа Иисуса Христа. Это значит, что ты следуешь духовному учителю. Где же тут возможность быть без духовного учителя?
Мадхудвиша: Я имею в виду живого духовного учителя.
Прабхупада: Духовный учитель это не вопрос о... духовный учитель вечен. Духовный учитель вечен, а ты спрашиваешь, как без духовного учителя. На любой стадии жизни ты не можешь без духовного учителя. Ты можешь принять того или иного духовного учителя. Это другой момент. Но ты должен принять его. Ты говоришь: «Читая Библию». Когда ты читаешь Библию, это означает, что ты следуешь духовному учителю, которого представляет какой-либо священник в линии Господа Иисуса Христа.
Из беседы во время утренней прогулки, 02.10.1968, Сиэтл

Таким образом, гуру-парампара — это, по сути, не преемственность физических тел, сменяющих друг друга в момент «смерти» тела предыдущего ачарьи, Шрила Прабхупада этому не учил. Парампара остаётся действующей, если нынешнее звено обеспечивает доступ к духовному знанию, к практике преданного служения, дает свои благословения и принимает ответственность за новых учеников. Если наука преданного служения Богу сохраняется, распространяется, появляются новые последователи, то как можно говорить об остановке парампары? Если даже в течение длительного временного периода так или иначе обеспечивается выполнение этих условий для новых поколений учеников, это значит, что никакой утраты парампары или ее остановки нет. Это продолжение парампары. Остановка парампары происходит, например, если утрачивается истинная наука преданного служения Богу, если гуру оказываются неистинными. Мы же имеем все возможности получать знание от Шрилы Прабхупады и сейчас. Разве принципы парампары ограничивают духовного учителя лишь сроком существования его физического тела? Но где это сказано? История Брахма-Мадхва-Гаудия сампрадаи изобилует множеством самых разных примеров в этом плане. Жестких норм по срокам, в течение которого учитель может оставаться нынешним звеном парампары, в шастрах не указано. Детали того, как отношения дикша-гуру и ученика формально закрепляются, могут быть адаптированы ачарьей согласно времени, месту и обстоятельствам, но принцип остается неизменным (а Шрила Прабхупада адаптировал много аспектов, не только систему инициаций: разрешение женщинам жить в храмах, стандарт 16 кругов джапы, сам Шрила Прабхупада, будучи санньяси, проводил обряды бракосочетаний для своих учеников и т. д.):

«Шримад Вирарагхава Ачарья, ачарья, принадлежащий к Рамануджа-сампрадае, пишет в своем комментарии к «Шримад-Бхагаватам», что при определенных обстоятельствах духовное посвящение можно дать и чандалу, человеку, стоящему на общественной лестнице даже ниже, чем шудра. Ради того, чтобы превратить таких людей в вайшнавов, можно нарушить какие-то формальности и в каких-то деталях отойти от установленного порядка».
«Шримад-Бхагаватам», 4.8.55, комментарий Шрилы Прабхупады

 

«Наши последователи воздерживаются от четырех видов греховной деятельности — недозволенного секса, употребления одурманивающих веществ, мяса и азартных игр — и каждый день повторяют шестнадцать кругов Харе Кришна маха-мантры. Таковы авторитетные наставления. Поскольку в странах Запада невозможно постоянно повторять святое имя, надо не пытаться подражать Харидасу Тхакуру, а применять этот метод. Кришна примет преданного, который строго следует регулирующим принципам и методу, предписанному в книгах и других произведениях авторитетных наставников. Ачарья дает нам метод, с помощью которого можно пересечь океан неведения, взойдя на корабль лотосных стоп Господа, и те, кто строго следует его указаниям, в конце концов по милости Господа достигнут цели. Этот метод называется ачарйа-сампрадайа. Вот почему говорится: сампрадайа-вихина йе мантрас те нишпхала матах (Падма-пурана). Ачарйа-сампрадайа абсолютно авторитетна. Поэтому человек должен принять ачарья-сампрадаю, иначе все его усилия окажутся тщетными. В одной из песен Шрилы Нароттамы даса Тхакура есть такие слова:

 

тандера чарана севи бхакта сане васа

джанаме джанаме хайа, эи абхилаша

 

Человек должен поклоняться лотосным стопам ачарьи и жить в обществе преданных. Тогда его попытки пересечь океан неведения непременно увенчаются успехом».

«Шримад-Бхагаватам», 10.2.31, комментарий Шрилы Прабхупады

Кстати говоря, несколько столетий тому назад Мадхавендра Пури ввел поклонение Радхе-Кришне. Шрила Прабхупада пишет в «Шри Чайтанья-чаритамрите», что до того времени в нашей парампаре поклонялись одному Кришне. Затем Господь Чайтанья сделал акцент на философской концепции ачинтья-бхеда-абхеда-таттва. До него философия нашей парампары представляла собой главным образом чистый дуализм (двайта-ваду). Но ни Господь Чайтанья, ни другие ачарьи при этом не придумывают ничего, что идет вразрез с принципами, указанными в шастрах (ачинтья-бхеда-абхеда-таттва уже была описана, например, в «Брахма-самхите»). Господь Чайтанья не придумывал маха-мантру Харе Кришна, она уже была указана в шастрах (например, в «Кали-санатарана-упанишаде»). Шрила Прабхупада начал передавать обязанности по принятию учеников от его имени своим старшим ученикам еще в конце 1960-х годов с передачи парикши — взаимной проверки ученика и гуру (есть сотни писем, в которых местные президенты храмов рекомендуют на инициацию Шриле Прабхупаде новых людей, которые порой Шрилу Прабхупаду вообще физически не встречали). В 1973 году были уполномочены Киртанананда Свами и Реватинандана Свами для начитывания четок от имени Шрилы Прабхупады в Америке и Европе соответственно, а в 1977 году Шрила Прабхупада официально назначил первых одиннадцать ритвиков, которые вместе с президентами храмов начали принимать учеников Шрилы Прабхупады так, что в этом процессе он физически вообще не участвовал с июля по ноябрь 1977 года (и, естественно, сейчас). При этом Шрила Прабхупада ничего не выдумывал — ритвики (ягьика-брахманы, проводящие обряды от имени другого лица — яджамана) использовались в культуре варнашрамы испокон веков, и в шастрах масса тому примеров (например, в «Шримад-Бхагаватам»). Там описаны четыре вида ритвиков, упоминается, как они действовали под руководством ачарьи (например, метод поклонения Господу пайо-врата, описанный в восьмой песни «Бхагаватам») и т. д. Поэтому необходимо смотреть на реальную историю гуру-парампары и ИСККОН, на указания, которые дал ачарья, и стараться следовать им. Разумеется, я не против того, чтобы жить в идеальных условиях: в ведической культуре, в неком деревенском ашраме, где-нибудь в святой дхаме, где вместе живут несколько учеников, которых из года в год истинный гуру лично всему обучает и из уст в уши объясняет шастры строка за строкой. Очевидно, что история ИСККОН — всемирного движения со множеством центров в разных странах — имеет свою специфику, которую Шрила Прабхупада был вынужден учитывать и соответствующим образом организовывать общение между ним и учениками, процедуру принятия учеников и прочие вещи. Такова реальность, в которой мы живем. От нас требуется сохранять то, что Его Божественная Милость установил на практике в своем Обществе.

 

 

10.11. Существуют разные виды дикша-гуру?

 

«Нет, наставления можно получать от шикша-гуру, от живого дикша-гуру нужно получить посвящение. <...> Гуру связывает нас с ачарьей. К Кришне нас подводит ачарья (Шрила Прабхупада). А к ачарье нас подводит гуру».

Сотрудник ББТ Виджитатма дас, 12 апреля 2009 г., дискуссия в сети «ВКонтакте» [350]

«Теория ритвиков предполагает, что гуру может стать исключительно уполномоченный ачарья, что не находит подтверждения ни в шастрах, ни в вайшнавской традиции».

КУРС «УЧЕНИК В ИСККОН». РУКОВОДСТВО ДЛЯ СТУДЕНТОВ. Вер. 3.3.4, июнь 2015 [86]

«Инициация проводится для двух целей. Одна из них — получить мантру, а другая — формализовать предание. В сегодняшнем контексте важным является предание. <...> Если вы предаетесь мне, официально закрепляете свое предание, какую ответственность перед вами я принимаю на себя? Передать ваше предание организации ИСККОН. Обычно гуру передает это Кришне, но здесь я не представляю Кришну напрямую. Я представляю Кришну через посредничество Шрилы Прабхупады и ИСККОН».

ЕС Бхакти Чару Свами, встреча с учениками, 01.08.2007

«Я много раз говорил, что моей ответственностью как вашего духовного учителя является привести вас к лотосным стопам Шрилы Прабхупады».

ЕС Бхакти Чару Свами, встреча с учениками в Дурбане, 07.04.2006

«Я не могу привести вас к Кришне».

ЕС Бхакти Чару Свами, иштагоштхи, 28.03.2006

Из журнала «Обратно к Прабхупаде», второй специальный номер, январь 2008 г. [351]

 

В разных вариациях эта идея (есть два вида дикша-гуру: ачарья и гуру; Шрила Прабхупада — ачарья, а дикша-гуру ИСККОН приводят своих учеников к ачарье) в современном ИСККОН звучит довольно часто. В действительности, для ИСККОН это относительно новая философия, которая не соответствует тому, чему учит Шрила Прабхупада и что он на самом деле установил в ИСККОН.

 

Во-первых, Шрила Прабхупада употребляет слова гуру и ачарья взаимозаменяемо, не проводя таких различий, что есть дикша-гуру ачарьи, а есть дикша-гуру неачарьи, что ачарья приводит к Кришне, а гуру — к ачарье (если, конечно, говорить о дикша-гуру) или что инициирующий гуру в ИСККОН инициирует учеников как последователей ИСККОН, при этом не являясь абсолютным авторитетом, ачарьей:

 

«В «Шримад-Бхагаватам» (11.17.27) духовный учитель также называется ачарьей. Ачарйам мам виджанийат: Верховная Личность Бога говорит, что следует почитать духовного учителя, принимая его как Самого Господа».

«Шримад-Бхагаватам», 6.7.15, комментарий

 

«Мы должны найти такого гуру, от которого исходит совершенное знание. Точно так же... Поэтому гуру... Ачарйам мам виджанийат. Гуру должен быть совершенным представителем Кришны».

Из лекции Шрилы Прабхупады по «Шримад-Бхагаватам» 1.2.6, Лондон, 23.07.1973

 

«В богооткровенных писаниях утверждается, что от наставника или духовного учителя нужно отречься, если он оказался недостойным положения гуру, духовного учителя. Гуру называют также ачарьей — человеком, усвоившим суть шастр и помогающим своим ученикам в выборе их пути. Ашваттхама не справился с обязанностями брахмана (учителя), поэтому его следовало считать недостойным высокого положения брахмана».

«Шримад-Бхагаватам», 1.7.43, комментарий

 

«В тринадцатой главе «Бхагавад-гиты» сказано, что заниматься преданным служением и изучать духовную науку нужно под руководством ачарьи. Ачарйопасанам: необходимо поклоняться ачарье, духовному учителю, который постиг истинную природу вещей. Духовный учитель должен принадлежать к цепи ученической преемственности, ведущей начало от Кришны. Предшественниками духовного учителя являются его духовный учитель, духовный учитель его духовного учителя и так далее — все вместе эти ачарьи образуют цепь ученической преемственности.

 

Данный стих рекомендует преданным относиться ко всем ачарьям с великим почтением. В шастрах говорится: гурушу нара-матих. Гурушу значит «ачарьев», а нара-матих — «считая обыкновенными людьми». Только закоренелый грешник думает, что преданные принадлежат к определенной касте, считает ачарьев обыкновенными людьми, а Божество в храме — статуей, сделанной из камня, дерева или металла».

«Шримад-Бхагаватам», 3.29.17, комментарий

 

«Ачарйа-упасанам — обращение к истинному духовному учителю».

«Бхагавад-гита как она есть», 13.8–12, пословный перевод

 

«Во-первых, хотя Видура и считался по рождению шудрой, но, отрекшись от мира во имя духовного просветления, которое он получил от Майтреи Риши, он в совершенстве постиг трансцендентное знание и потому вполне мог занять положение ачарьи, духовного наставника. Как утверждает Шри Чайтанья Махапрабху, любой, кто сведущ в трансцендентной науке, то есть науке о Боге, — будь то брахман или шудра, домохозяин или санньяси — достоин стать духовным учителем».

«Шримад-Бхагаватам», 1.13.15, комментарий

 

«Брахманов, кшатриев и вайшьев называют дваждырожденными, потому что люди, принадлежащие к высшим классам, один раз рождаются от отца и матери, а второй раз — когда духовно омолаживаются, получая знания и духовное посвящение у истинного ачарьи, духовного учителя».

«Шримад-Бхагаватам», 1.17.5, комментарий

 

ачарйам мам виджанийан

наваманйета кархичит

на мартйа-буддхйасуйета

сарва-девамайо гурух

 

Пословный перевод:

 

ачарйам — духовного учителя; мам — Меня; виджанийат — пусть знает; на аваманйета — пусть не относится непочтительно; кархичит — когда бы то ни было; на — не; мартйа-буддхйа — с представлением (о гуру) как об обычном человеке; асуйета — пусть завидует; сарва-дева — из всех полубогов; майах — тот, кто состоит; гурух — духовный учитель.

 

Перевод:

 

«Человеку следует знать, что ачарья — это Я, и никогда не проявлять неуважения к нему. Ачарье нельзя завидовать, считая его простым смертным, ибо он — представитель всех полубогов».

 

Комментарий:

 

Это стих из «Шримад-Бхагаватам» (11.17.27), который произнес Господь Кришна, отвечая на вопрос Уддхавы о четырех сословиях и четырех духовных укладах человеческого общества. <...>

«Шри Чайтанья-чаритамрита», Ади-лила, 1.46

 

«В ведическом обществе у каждого почтенного человека должен быть ачарья, или духовный учитель. Того, кто не получил посвящения и не прошел подготовку у ачарьи, нельзя считать истинно цивилизованным человеком. Поэтому в писаниях сказано, что совершенным знанием обладает лишь тот, кто прошел обучение у ачарьи. Господь Кришна и Господь Баларама — Верховная Личность Бога, и никто не сравнится с Ними в знаниях и учености. Естественно, Им Самим не нужен был духовный учитель, или ачарья, но, желая показать пример обычным людям, Они тоже обратились к духовному учителю, чтобы получить духовное знание».

«Кришна. Верховная Личность Бога», глава 44 «Гибель Камсы»

 

«Достичь экстатического самадхи, то есть полностью погрузиться в мысли о Верховной Личности Бога, может только тот, кто неустанно служит Господу, а неустанно служить Господу может только тот, кто действует под руководством истинного духовного учителя. Поэтому в Ведах сказано: чтобы познать науку преданного служения, необходимо обратиться к истинному духовному учителю. Истинный духовный учитель — тот, кто овладел наукой преданного служения в цепи духовных учителей и учеников. Цепь духовных учителей, хранящих истинную преемственность знаний, называется шротрия. Первый признак, по которому можно узнать истинного духовного наставника в цепи духовных учителей, состоит в том, что он на сто процентов утвердился в бхакти-йоге (he is one hundred percent fixed in bhakti-yoga). Иногда люди пренебрегают помощью духовного учителя и пытаются достичь самопознания с помощью мистической йоги. Однако даже великие йоги-мистики, подобные Вишвамитре, часто терпят неудачу. Арджуна сказал в «Бхагавад-гите», что обуздать ум так же невероятно трудно, как остановить ураган. Ум иногда сравнивают с бешеным слоном. Не следуя наставлениям духовного учителя, нельзя обуздать ум и чувства. Иными словами, тот, кто практикует мистическую йогу, но не обращается к истинному духовному учителю, неминуемо потерпит неудачу. Он только напрасно тратит свое драгоценное время. Согласно Ведам, не следуя наставлениям ачарьи, нельзя обрести совершенное знание. Ачарйаван пурушо веда: тот, кто у кого есть духовный учитель, знает, что есть что. Абсолютную Истину нельзя постичь умозрительным путем. Тот, кто стал совершенным брахманом, естественно отрешается от всего материального. Он не стремится к материальным приобретениям: обладая духовным знанием, он понимает, что в этом мире ни в чем нет недостатка. Верховная Личность Бога дает каждому все необходимое для жизни. Поэтому настоящий брахман не стремится к материальному успеху — он обращается к истинному духовному учителю и неукоснительно следует его наставлениям. Духовный учитель должен быть брахма-ништха: он должен отказаться от всех видов деятельности и посвятить себя служению Верховной Личности Бога, Кришне. Серьезный ученик обращается к такому наставнику со смиренной мольбой: «Мой господин, прими меня своим учеником и обучи меня таким образом, чтобы я мог отвергнуть все прочие методы самопознания и целиком посвятить себя сознанию Кришны, преданному служению».

«Кришна. Верховная Личность Бога», глава 87 «Молитвы олицетворенных Вед»

 

Таким образом, Сам Господь Кришна уравнивает термины ачарья и гуру, начиная стих ачарйам мам виджанийан... со слова «ачарйам» и заканчивая его словом «гурух». Шрила Прабхупада ясно пишет, что ачарья — это истинный духовный учитель, у которого нужно получить посвящение и пройти обучение. В его наставлениях нет и намека на то, что есть некие истинные дикша-гуру более низкой категории, неачарьи, у которых следует принимать посвящение, проводить им поклонение на одном уровне с Богом (сакшад-хари) и что они будут приводить своих инициированных учеников к ачарье ИСККОН, Шриле Прабхупаде, чтобы ачарья привел их к Богу.

 

Во-вторых, Шрила Прабхупада учит, что истинный духовный учитель приводит своего ученика к Кришне:

 

«И если вы примете истинного духовного учителя, то он приведет вас к Кришне».

«Законы природы», глава 1

 

«Тому, кто не способен освободить ученика, запрещается становиться духовным учителем».

«Шримад-Бхагаватам», 2.8.7, комментарий

 

«Основной принцип такой: человек должен принять истинного духовного учителя, чтобы достичь высшего совершенства жизни, любви к Богу. Я благодарю всех вас за то, что приняли меня своим духовным учителем, и обещаю, что верну вас домой, обратно к Богу».

Из письма Шрилы Прабхупады Нитьянанде, 12.11.1971

 

«Шрила Нароттама дас Тхакур говорит: чхадийа ваишнава сева нистара пайечхе кеба, — только служа вайшнаву, можно освободиться из плена материи. Духовный учитель дает ученику посвящение, чтобы освободить его, и если ученик будет послушно выполнять указания духовного учителя и не оскорблять других вайшнавов, то перед ним откроется путь к освобождению».

«Шри Чайтанья-чаритамрита», Мадхья-лила, 1.218

 

Итак, идея о двух видах дикша-гуру: ачарьях и обычных неосвобожденных дикша-гуру, которые инициируют своих собственных учеников, разрешают им поклоняться во время богослужения своим изображениям с соответствующими пранама- и мула-мантрами и принимают поклонение на одном уровне с Богом, — явное несоответствие вайшнавской философии. Эта идея появилась в ИСККОН в 1980-х годах, когда возникла острая необходимость объяснить, почему падают дикша-гуру ИСККОН, которых с середины 1980-х годов нельзя называть Его Божественной Милостью, Вишнупадой, Ачарьядевой и т. д., хотя в комментариях к «Шримад-Бхагаватам» Шрила Прабхупада пишет, что к духовному учителю следует обращаться именно так. В «Падма-пуране» сказано, что считать ачарьев, духовных учителей обыкновенными людьми — значит иметь «адское умонастроение». Разве это не относится к идее о том, что следует обращаться к некому относительному, обусловленному дикша-гуру, который является просто более опытным садхаком и обладает большей гьяной, а не тем, кто уполномочен своим духовным учителем быть ачарьей, кто сам имеет непосредственные отношения с Богом, любит Его, осознанно слышит и видит Его и свободен от четырех изъянов обусловленной души, и потому его наставления — это наставления, получаемые от Бога?

 

 

10.12. Какова квалификация дикша-гуру, у которого рекомендуется получить посвящение?

 

У кого есть право принимать учеников по всему миру?

«Когда человек таким образом служит святому имени, оно начинает проявлять свою духовную природу; иными словами, преданный обретает способность повторять святое имя без оскорблений. Достигнув уровня чистого повторения святого имени, такой преданный получает право принимать учеников по всему миру и становится настоящим джагад-гуру. Тогда под его влиянием весь мир начинает повторять святое имя — Харе Кришна маха-мантру. Ученики такого гуру все сильнее привязываются к Кришне, поэтому он то плачет, то смеется, то танцует или поет. Эти признаки бхавы отчетливо проявляются в теле чистого преданного».

«Шри Чайтанья-чаритамрита» Ади-лила 7.83

 

Это очень важный вопрос: у кого есть право принимать учеников по всему миру? Кратко говоря, в этой цитате речь идет о квалификации гуру, которой самой по себе, однако, недостаточно для того, чтобы стать следующим звеном парампары в качестве учителя и инициировать своих собственных учеников. Помимо квалификации, как и в любой сфере деятельности, нужно также получить полномочия, в данном случае — указание/благословение на это от своего гуру (тоже истинного).

Теперь рассмотрим эту тему подробнее.

Прежде всего, хочу уточнить перевод. Шрила Прабхупада пишет:

When one is completely fit to chant the holy name in this way, he is eligible to make disciples all over the world, and he actually becomes jagad-guru.

«Когда человек полностью способен повторять святое имя таким образом, он достоин принимать учеников по всему миру, и он на самом деле становится джагад-гуру».

Я склоняюсь к тому, что слово «eligible» в данном случае означает не то, что такой преданный сам автоматически «получает право» принимать учеников по всему миру, но становится «могущим», «достойным», «подходящим», «готовым», «отвечающим установленным критериям», «соответствующим требованиям» (словарные определения), то есть, достигнув уровня чистого повторения святого имени, он обретает способность к этому, квалификацию. Но, став по квалификации джагад-гуру, инициировать своих собственных учеников в сознание Кришны в качестве нынешнего звена парампары можно, лишь получив еще и полномочия на это от своего гуру в парампаре. Рассмотрим это ниже. Сейчас х

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...