Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государственный бюджет

 

1. Сущность и структура государственного бюджета

2. Бюджетный дефицит

3. Особенности бюджетной политики Республики Беларусь

 

1. СУЩНОСТЬ И СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

 

Госбюджет является основным звеном государственных финансов. Он представляет собой централизованный денежный фонд государства, образуемый для материального обеспечения государственных функций. Именно с его помощью государство осуществляет в основном территориальное и межотраслевое распределение и перераспределение валового внутреннего продукта. В государственном бюджете аккумулируется от 40 до 60% всех средств, распределяемых через бюджетную систему (бюджетная система - это совокупность всех бюджетов страны).

Бюджет как сводный финансовый план государства рассматривается законодательным органом страны и после его утверждения принимает силу юридического закона.

Государственный бюджет - совокупность финансовых отношений между государством и другими субъектами по поводу создания, распределения и использования общегосударственных фондов денежных средств.

Бюджетное устройство, под которым понимаются организация и принципы построения бюджетной системы, определяется государственным устройством. В унитарном (едином) государстве бюджетная система состоит из двух звеньев: госбюджета и бюджетов местных органов власти. Таково, например, бюджетное устройство Великобритании, Франции, Италии, Японии, Беларуси. В федеративном государстве бюджетная система включает еще одно промежуточное звено - бюджеты членов федерации. Например, в США - бюджеты штатов, в Канаде - бюджеты провинций, в ФРГ - бюджеты земель, в России - бюджеты республик.

Структура бюджетов большинства государств отличается пестротой и многообразием, что объясняется различиями в устройстве их административной системы. Разными оказываются и сроки начала бюджетного года. Например, в странах СНГ, Италии, Франции они совпадают с календарным годом, т.е. начинаются 1 января; в Великобритании, Японии, Канаде бюджетный год начинается 1 апреля; в США - 1 сентября.

С развитием цивилизации значительно возрастает политическое и социально-экономическое значение государственного бюджета, что объективно вызывает необходимость общественного контроля за государственными расходами и налоговой системой. Такой контроль возможен, если соблюдаются следующие принципы построения бюджета:

· четкое определение всех статей доходов и расходов бюджета;

· обоснование статей бюджета интересами общества и юридическими законами;

· гласность бюджетных действий, доступных для понимания всеми гражданами государства, с обязательной публикацией проекта госбюджета и закона о госбюджете.

Госбюджет, как сводный финансовый план государства, состоит из двух взаимосвязанных частей - доходной и расходной. В доходной части показываются источники поступления средств в бюджет, в расходной - направление их использования.

Основными доходными статьями госбюджета являются:

· акцизы, налоги на добавленную стоимость, на прибыль, на недвижимость, на топливо;

· доходы от внешнеэкономической деятельности;

· плата за землю;

· доходы от размещения государственного займа и другие поступления.

Расходы бюджета группируются в несколько крупных расходных статей:

· расходы на финансирование общественного хозяйства (государственные капитальные вложения, дотации, геологоразведочные и топографо-геодезические работы, строительство автодорог, поддержка сельского хозяйства и предпринимательства и др.);

· финансирование социально-культурных учреждений и мероприятий (образования, здравоохранения, культуры, науки, спорта и др.);

· содержание органов государственной власти и управления;

· расходы на оборону;

· прочие расходы.

С макроэкономической точки зрения все государственные расходы делятся на:

- государственные закупки товаров и услуг (их стоимость включается в ВВП). Государственные закупки — часть произведенных в стране или за рубежом товаров и услуг, закупаемых правительством, государственными органами за счет средств государственного бюджета. Такие закупки осуществляются государством для нужд собственного потребления (закупки оборудования, вооружений) и в целях обеспечения потребления населением и резервирования (например, государственные закупки зерна и продовольствия).;

- правительственные закупки Правительственные закупки - это покупка, аренда, лизинг товаров или покупка услуг правительствами и их подразделениями на федеральном и местном уровнях. Государство в развитых странах и в некоторых развивающихся странах в лице различных организаций и ведомств превратилось в настоящее время в крупного покупателя как отечественных, так импортных товаров.

- трансферты (их стоимость не включается в ВВП). Трансферты социальные (англ, transfer - передача) - безвозмездные выплаты государства населению из государственного или местных бюджетов, государственных внебюджетных фондов, средств общественных организаций. Трансферты социальные включают в себя: все виды пенсий (по старости, инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет, социальные пенсии); все виды стипендий учащимся вузов, средних специальных учебных заведений; все виды пособий (по социальному страхованию, пособия на детей, по безработице и т. д.); компенсационные выплаты и льготы, а также денежную помощь в форме оплаты стоимости путевок в санатории, дома отдыха. Кроме того, населению предоставляются трансферты в натуральной форме из товаров и услуг бесплатно либо по льготным ценам. К ним относятся услуги в сфере образования, культуры, спорта, социального обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства и др.;

- выплаты процентов по государственным облигациям (обслуживание государственного долга)

Следует заметить, что в странах с развитыми рыночными отношениями размеры бюджета стараются удерживать в минимально необходимых границах, позволяющих государству решать те задачи, которые не способен решить рынок, и не больше. Этим пытаются исключить вмешательство государства в экономику. Бюджетные капитальные вложения в экономику допускаются лишь в особых случаях, когда реализуются целевые народно-хозяйственные программы, тщательно контролируемые законодательными органами. В рыночной экономике основным источником финансирования капитальных вложений являются не бюджетные средства, а кредиты банков и средства, полученные от продажи акций.

 

2. БЮДЖЕТНЫЙ ДЕФИЦИТ

 

Бюджетный дефицит—превышение расходов над доходами государственного бюджетного фонда - характерен сегодня для большинства развитых стран.

В условиях функционирования рыночных отношений трудно обеспечить бюджетное равновесие. Страны развитого рынка признали объективность бюджетного дефицита и приняли принципиально новую политику - политику бюджетного дефицита.

Бюджетный дефицит представляет собой систему экономических отношений, связанных с привлечением дополнительных доходов, сверх имеющихся у государства, и их использованием на финансирование расходов, не обеспеченных собственными доходами.

Для покрытия дефицита бюджета государство прибегает к следующим основным способам:

а) эмиссии, т.е. дополнительному выпуску бумажных денег в обращение. Это неизбежно приводит к инфляции, росту цен, обнищанию населения, снижению инвестиций, сокращению производства и в конечном итоге - к нарастанию социальной напряженности в обществе;

б) сокращению государственных расходов до разумных пределов, обоснованных с точки зрения общественных потребностей;

в) формированию такой налоговой политики, которая позволяла бы стимулировать инвестиционный процесс и увеличивать поступления в бюджет;

г) продаже государственных долговых обязательств (займов);

д) займам правительства в Центральном (Национальном) банке.

Заимствуя денежные средства у юридических и физических лиц (в том числе иностранных) для покрытия дефицита госбюджета, государство формирует государственный долг.

Государственный долг - это сумма задолженности внешним и внутренним кредиторам. Его подразделяют на внешний и внутренний.

Внешний долг - это суммарные денежные обязательства страны, выраженные денежной суммой, подлежащей возврату внешним кредиторам на определенную дату.

Внутренний долг - это внутренняя задолженность государства предприятиям и населению, образовавшаяся в связи с привлечением их средств для выполнения государственных программ и заказов, выпуском в обращение бумажных денег, государственных облигаций и других государственных ценных бумаг.

Государственный долг имеет как положительную, так и отрицательную сторону. С одной стороны, он позволяет государству, не прибегая к эмиссии денег, получить денежные средства для покрытия дефицита бюджета, положительно влиять на денежно-кредитную систему, а соответственно, и на экономику в целом.

С другой стороны, государственный долг, особенно внешний, подрывает авторитет страны. Чрезмерная доля внешних заимствований может поставить национальную экономику в зависимость от иностранных инвесторов, ибо для погашения этих долгов (включая и проценты) нация использует свой национальный продукт или недвижимость (например, нефте- или газопроводы).

Как показывает мировой опыт, бюджетный дефицит не является чрезвычайной ситуацией. Проблема состоит в том, чтобы найти правильные пути регулирования бюджетного дефицита и не выпускать его из-под контроля. В мировой практике величина бюджетного дефицита, а также величина внутреннего государственного долга контролируется путем соотнесения их с валовым внутренним продуктом и национальным доходом.

 

3. ОСОБЕННОСТИ БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

В Законе РБ "О бюджетной системе РБ и государственных внебюджетных фондах" № 2347-XII от 4.03.1993 "государственный бюджет" определен как "основной финансовый план формирования и использования денежных средств для обеспечения функций государственных органов, экономического и социального развития Республики Беларусь или соответствующих административно-территориальных единиц (областей, районов, городов, поселков городского типа, сельсоветов)". В бюджетную систему Республики Беларусь как самостоятельные части включаются республиканский и местные бюджеты. При рассмотрении нашего госбюджета часто используется понятие консолидированный бюджет - совокупность бюджетов Республики Беларусь или ее соответствующей административно-территориальной единицы. Министерство финансов Республики Беларусь и местные финансовые органы ежегодно составляют консолидированные бюджеты соответственно Республики Беларусь и ее административно-территориальных единиц.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...