Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности британского конституционализма.




Вел-я – это парламентская монархия, унитарное государство с автономными единицами, здесь существует 2-х партийная система, демократический режим, писанойконституциии нет.

Вели-ии существует 4 группы источников. Их можно классифицировать на: статуты, судеб прецеденты, констит обычаи, доктринальные источники.

Статутное право образует акты парламента., принимаемые с 1215г по вопросам констит-правовых отношений, т.е. с принятием Велик хартии вольностей.

В англ. литературе и практике нет единых критериев, на основании которых тот или иной статут может быть отнесен к числу конституционных. Эти критерии не выработаны, т.к. все законы Великобритании имеют равную юридическую силу, порядок принятия, изменения и отмены.

К числу наиболее важных актов, принимаются относительные статуты, регулирующие:

- структуру полномочий и взаимоотношений парламента; законы о парламенте 1911г; акт о лордахах 1963г, акт о палате общин 1978г.

- регулирование прав правового положения личности 1215г;

- избирательное право (акты о народ представительстве 1983г)

- регул статус монарха (акт о престолонаследии 1701г).

Прецедентное право – совокупность решений по конституц-м вопросам, явл. обязател-м при рассмотрении в будущем аналогичных дел. Его можно условно подразделить на общее право и право справедливости.

Общее право было создано в 15 веке королевскими судами. Общее право Великобритании создано королевскими Вестминстерскими судами.

Право справедливости – совокупность норм, созданных судом канцлера, чтобы дополнить систему общего права.

Обязательные прецеденты создаются ВС и палатой лордов.

Обычное право – это конституц. обычаи, которые регулируют важнейшие вопросы госуд жизни.

Соглашениями регулируются такие вопросы, как формирование права лидером партии, поведение на парламентских выборах.

Доктринальные источники – опубликованные мнения знаменитых ученых в области права. К ним обращ тогда, когда обнаруживают пробел из-за отсутс-я статута, прецидента обычая. К числу доктринальных источников относятся трактак о законах Великобритании – Блектона 1250г.; комментарии законов Великобритании 1565г; английская конституция 1885г.

Правовой статус монарха в Веливабрытании.

Глава государства занимает свой пост не путем выборов, а по наследству. Применяется кастильская система наследования: трон переходит к старшему сыну, а если сына нет - к старшей дочери. Трон наследуется по прямой восходящей линии наследниками обоих полов, однако преимущество отдается мужчинам («младший брат исключает старшую сестру»). Супруг или супруга монарха не являются престолонаследниками.

Монарх политически нейтрален, не является членом какой-либо партии. Политические прерогативы монарха охватывают полномочия по осуществлению государственной власти, касающиеся влияния на внешнюю и внутреннюю политику государства. Такие политические прерогативы осуществляются по совету и при участии соответствующих членов Кабинета. Их можно подразделить на полномочия, связанные со следующими сферами:

- законодательной (являясь частью Парламента, монарх имеет право созывать и распускать Парламент, право подписи законопроектов, принятых этим органом, право абсолютного вето);

- управленческой (право назначать и увольнять министров, главу Кабинета, осуществлять руководство вооруженными силами, управление собственностью Короны, жаловать почетные звания, дворянские титулы, назначать членов Палаты лордов и т.д.);

- судебной (правосудие осуществляется от имени монарха, ему принадлежит право помилования);

- внешнеполитической (право объявления войны и заключения мира; назначения дипломатических представителей; право на признание иностранных государств и правительств; право подписания международных договоров).

Монарх - очевидный символ исполнительной власти.Являясь составной частью парламента, монарх санкционирует принятые последним законы, объявляет о созыве и роспуске Палаты общин, открывает и закрывает сессии парламента. На практике же эти права не могут быть реализованы монархом по собственной воле. Премьер-министр - лидер победившей на парламентских выборах партии, т.е. в основе его назначения лежит всеобщее голосование.

В законодательной области с 1708 г. монарх ни разу не отказал в санкционировании закона. Роспуск Палаты общин ни в коем случае не может быть произведен без «совета» Премьер-министра. Фактически монарх стал выполнять символические функции, олицетворяя единство королевства, включающего Северную Ирландию и Великобританию (Англию, Шотландию и Уэльс), и историческую близость к народу (монарх является главой Англиканской Церкви и Церкви Шотландии). Кроме того, царствующая Королева выполняет функцию национального и международного представительства страны, в некоторой мере облегчая соответствующие обязанности Премьер-министра.

При монархе состоит Тайный совет, но даже этот орган; его состав формируется помимо монаршей воли. Все законодательные, исполнительные и судебные органы формально получают свою власть от монарха.

Парламент Великобритании.

Парламент состоит из палаты общин и палаты лордов. Палата общин - общенацион представ орган, избир-я на 5 лет, во главе- спикер, имеющий 3 зама, кот-е поочерёдно прдсед-т на заседании всей палаты.

Спикер избир-ся палатой на весь её срок и представляет её в отнош-ии с другими органами.

Парламентский комитет делится на пост и временный. Постоянные это: комитеты всей палаты; не специализир-е; специализир-ые.

Специализированные состоят из 14 человек кажд, созд-ся по отраслям и контролирующая д-тьосн-х министерств.

Палатой лордов руководит лорд-канцлер. Палата не имеет не временных не постоянных комитетов.

Депутаты обладают иммунитетом, получают жалование, выплачив-ся почтовые и транспортные расходы.

Заседание палаты общин пров-ся ежедневно, палаты лордов – понедельник и четверг.

Резиденция парламента- Вестминстерский дворец.

Кворум для принятия законов в палате лордов составляет 30чел., а в палате общин- 40, голосование открытое. В палате общин депутаты, голосующие за предложбилль,собираются по правую руку, против- по левую.

Все дела рассмотренные палатами, делятся на несколько категорий. Начин-ся заседание с часа вопросов депутатов членам правительствава.

По вторникам и четвергам на вопросы депутатов палаты общин отвечает прем-министр на это отв-ся 55 минут; а в палате лордов- 20 минут.Затем они переходят к основной повестке дня, кот.образ-т обсуждение биле и предложений.

Наиболее близкими и пользующимися доверием премьер-министра члены кабинета входят во внутренний кабинет.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...