Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

ЭТАПЫ ПСИХОТЕРАПИИ. Суть терапии поведением. Основополагающий факт. Психотерапия невроза сочеталась с общепринятым комплексом терапии нейроциркуляторной дистонии




ЭТАПЫ ПСИХОТЕРАПИИ

 

Суть терапии поведением

 

 

Основополагающий факт

 

Психотерапия невроза сочеталась с общепринятым комплексом терапии нейроциркуляторной дистонии.

Методом я избрал разработанную мной в процессе лечения неврозов с обсессивно-фобической симптоматикой в 1969 - 1972 годах систему с условным названием «Терапия поведением» (23).

В основу этой системы лег факт, что при психогенных и психосоматических заболеваниях обнаруживаются конкретные свойства поведения, которые закономерно приводят к конкретному заболеванию и без которых возникновение, становление и развитие этого заболевания затруднительно или невозможно.

 

Суть терапии поведением

 

Суть Терапии поведением в выявлении и ликвидации тех свойств поведения, которые обуславливают болезнь и без которых она излечивается или становится доступной обычной терапии.

Главной задачей терапии было растормаживание инициативы, приобщение пациентов к активной жизненной позиции.

На отдельных этапах терапии последовательно вставало множество конкретных задач.

На симптоматических этапах терапии использовались любые помогающие психотерапевтические приемы и методики: от рациональной психотерапии, гипноза, АТ, наркопсихотерапии, музыко- и библиотерапии до физических тренировок, йоговских асан и туристических многокилометровых пеших походов под врачебным контролем.

 

Подготовительный этап терапии (доврачебный)

 

 

Проводится медсестрой и пациентом самостоятельно, до встречи пациента с врачом[109].

Пациент сталкивается с обстановкой психотерапевтического кабинета, где к нему внимательны, но его не жалеют, не опекают.

Ему приходится самому подготовиться к встрече с врачом, написав «записку».

В записке: 1. Жалобы; 2. История болезни; 3. История Жизни и условия, в которых человек живет.

Рисунок 5. Памятка пациента

 

 

Задачи подготовительного этапа:

 

- ослабить эгоцентрические ожидания пациента;

- вынудить внести предварительный вклад в будущее сотрудничество;

- побудить пережить травму (! ) от актуализации части своих проблем в отсутствии врача;

- вызвать некоторую эмоциональную разрядку;

- подготовить к обсуждению «больных» проблем;

- создать эмоцию ожидания.

 

 

I. Этап. Этап мотивирования - формирования саногенной установки [110]

 

 

Этап мотивирования проводится психотерапевтом. Обычно осуществляется в присутствии нескольких, уже участвующих в терапии пациентов и демонстративно записывается на магнитофон.

Врач без халата.

 

 

Задачи первого этапа

 

Задачи первого этапа работы с пациентом:

- уберечь от исповеди перед незнакомым человеком - врачом;

- сохранить личностную независимость пациента от врача;

- установление контакта (оптимальной дистанции) пациента с врачом и группой;

- ввод в группу;

- побудить пациента «искать подход» к врачу и другим участникам психотерапевтического сотрудничества;

- поколебать потребительскую установку;

- диагностика болезни, установок, направленностей, мотивов пациента, знакомство с концепцией болезни пациента;

- ознакомление пациента с концепцией врача, обоснованной изучением биографии пациента;

- мотивирование терапии: мобилизация воли пациента на сотрудничество в излечении.

 

 

Мотивирование. Саногенная установка

 

Мотивирование достигается выявлением всего необходимого, что пациенту ДАЕТ БОЛЕЗНЬ! Чем поэтому ему ГРОЗИТ ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ?

Что у пациента БОЛЕЗНЬ ОТНИМАЕТ? И что поэтому ему СУЛИТ ВЫЗДОРОВЛЕНИЕ?

Мотивирование проникает всю терапию и приводит к формированию саногенной установки.

Саногенная установка оказывается сформированной, когда положительные перспективы, получаемые с выздоровлением, становятся и ощущаются пациентом существеннее Потерь, приносимых утратой болезни.

Существенно, что и перспективы и потери важны, во-первых, моральные, а только потом физические. То есть и те, и другие чаще представляются в виде социально-психологических факторов.

Само страдание не является достаточным, мотивом Для достижения выздоровления! Оно мотивирует деятельность пациента только до облегчения, за которым следует самоуспокоение и срыв.

 

II. Этап. Освоение нового поведения

 

Изменение внутреннего поведения

- сосредоточение на навязчивости

На этом этапе пациент осваивает внутреннее и внешнее поведение, необходимое для выздоровления (обучается такому поведению).

Пациенты сначала учатся быть «свидетелями» своих переживаний.

Потом учатся тягостные переживания удерживать. Это снижает остроту нежелательных переживаний (прекращая бесполезную борьбу с ними). Этот прием я называю «сосредоточением на навязчивом переживании».

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...