Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В качестве иллюстрации. О неэффективности «надежных» техник




В качестве иллюстрации

 

В качестве иллюстрации позволю себе привести цитату из отчета «О занятиях со здоровыми, технически одаренными детьми» Ирины Николаевны Веревкиной - подросткового психотерапевта, проводившего эти занятия.

«В основном, это мальчики.

Цель занятий раскрепощение инициативы, выход за пределы распространенной тенденции «быть как все»[189]. Разрушение стереотипа «меньше высовываться, спокойнее жить».

Целью также являлась... попытка соприкоснуться с неизвестностью, неопределенностью в себе, в мире[190], расширение адаптационных возможностей ребят, научение не тратить время, энергию на преодоление ненужных препятствий[191], на подавление дискомфорта, тревоги при столкновении с этими препятствиями.

«Гармоничная личность не имеет тенденции противопоставлять себя обществу. Не тратятся впустую силы на утверждение себя через ничего не значащие конфликты. Если говорить об идеале: нет распространенных в детстве, и особенно подростковом возрасте реакций активного и пассивного (не конструктивного) конфликта.

Все становится простым. Человек отдает себе отчет в том, что он делает. Понимает, что несет ответственность за это. Умеет заявить себя, исходя из своих реальных возможностей, инициативно найти эти возможности»[192].

«Помочь ответить ребятам на их вопрос без вкладывания своего содержания ~ одна из основных задач занятий.

Перспектива осуществления желаний снимает тревогу, тоску, неуверенность в своих силах, ощущение одиночества».

«В основном, в группах преобладали дети либо с демонстративными, либо психастеническими чертами.

В каждой группе в процессе занятий выявились один - два человека “с проблемами”».

«Большинство ребят имеют родителей с высшим образованием.

«Заявиться» означает для них проявить непочтительность, неуважение к старшим. Им этого нельзя. Идти по накатанной колее ~ не хочется. Отсюда все проблемы этих ребят».

«Выявляется агрессивное отношение ко всему, что напоминает школу. Если встать в учительскую позицию, если есть учительские (поучающие) нотки в голосе - информация не принимается, или воспринимается как лживая...

Причины неприятия школьного учителя следующие:

1. Как правило, учителя хорошо видят то, чего не умеет ученик, указывают ему на это из лучших побуждений, при этом не видят того, что умеет делать только он один(! ).

Хвалят за те дела, за которые можно было бы похвалить многих. Это бывает приятно, но не способствует доверительным отношениям.

2. Относятся к ученику сегодня, как относились вчера, неделю назад, год назад. А он, оказывается, изменился. Учитель не в состоянии заметить изменение в ученике. Ему некогда - большая нагрузка.

3. Закрытость учителя. Как правило, учитель сразу же требует слепого, уважительного отношения к нему (не всегда подкрепленного). Даже если заслуживает уважения (справедливостью, преданностью делу, знаниями), не раскрывает только этому ученику присущие черты. Значит, нет контакта, нет возможности приобщиться к его (учителя) опыту.

После пяти проведенных с ребятами занятий было назначено родительское собрание.

Пришло мало родителей, потом выяснилось, что большая группа ребят дома о собрании ничего не сказали, что свидетельствует о нежелании ребят «впускать» в свою внешкольную жизнь.

Здесь выплывают проблемы эмоционального контакта, доверия, взаимопонимания между родителями и детьми.

Сложилось впечатление, что родителей пригласили уж очень «родительские» дети (которые не могли не сделать этого).

Только единицы пришли по обоюдному решению своему и детей».

«Движению вперед мешает опека родителей, которая как красивая клетка, где тепло, хорошо кормят, можно даже ходить на прогулки, но не за пределы определенного места... [193] Это дети, безусловно, любящие своих родителей, не желающие их огорчить. Для некоторых это равносильно предательству[194]. В то же время всей душой стремятся на волю, где может быть и опасно, но хочется попробовать свои силы, встретиться с трудностями, от которых так заботливо оберегают их близкие[195]'. Но, не столкнувшись с трудностями, не откроешь для себя ничего нового, своих возможностей»[196].

 

О НЕЭФФЕКТИВНОСТИ «НАДЕЖНЫХ» ТЕХНИК

 

 

У каждого растущего психотерапевта бывали моменты, когда отлично наработанные терапевтические приемы до тошноты надоедали. Каждый помнит, как тягостно заставлять себя ими пользоваться и какое неуютное, похожее на чувство вины состояние испытываешь, когда отказываешься от этих наскучивших действий.

В психотерапии, на мой взгляд, действующим средством является жизнь психотерапевта, протекающая в отношениях с пациентом. И только при эффективности этой жизни работают те или иные технологии.

В связи с этим я хочу сказать несколько слов об отношении психотерапевта к своим средствам. Их привычности для него или новизне.

Новизна, если ее уже или еще не боишься, побуждает активность, инициативу, побуждает творчество.

Я это вспомнил к тому, что не только для пациента, но и для психотерапевта в их действиях должно сохраняться поле неизвестного, пространство побуждающей интерес, активность, творческую собранность, новизны.

Приемы, техники, стратегии, разработанные в деталях, когда заранее известно, что и в какой момент предстоит делать, или просто привычные для психотерапевта «надежные» технологии, создавая иллюзию обеспеченности средствами, перестают мобилизовать его самого. Напротив, успокаивая, «усыпляют», делают психотерапевта машинальным.

Невовлеченность психотерапевта, снижение захваченности процессом тут же сказывается на активности пациента, парализует последнего. Это непременно отражается на эффективности терапевтического взаимодействия.

По моему, психотерапевту полезно средства, в которых он понаторел, которые его успокаивают, где у него нет проблем, оставлять другим! Писать о них книжки, читать лекции, обучать коллег их использованию. Но работать только теми способами, которые для него новы и интересны. Тогда психотерапевт проблематичен, интересен себе, увлекателен для себя и эффективен в партнерстве с пациентом.

Такой подход к наработанным стратегиям и тактикам адекватен характерной для эффективного психотерапевта артистичности, адекватен нашему искусству устанавливать гибкий, хорошо контролируемый эмоциональный контакт, адекватен, наконец, всегдашнему стремлению психотерапевта к приключению.

Ведь отношения живого, изменчивого эмоционального контакта требуют всегдашней горизонтальной пристройки к партнеру в обоюдных психологических состояниях «дитя - дитя».

Наше не дающее покоя стремление к приключению оказывается непременным для беспрерывного поддержания себя именно в этой психологической позиции («дитя») - в беспрерывном состоянии конструктивно используемой, обостряющей восприятие жизни партнера тревоги!

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...