Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 10. Журналистика как область творческой деятельности.




Любая творческая деятельность, в том числе и в журналистике, характеризуется тем, что ее результатом является качественно новый продукт, специфический для этого рода деятельности. Овладение теоретическими знаниями о методологических основах и культуре журналистской деятельности, изучение опыта известных изданий/программ и творчества крупных журналистов – путь к пониманию высот творчества в его семантической (как отображается действительность) и синтаксической (как строится произведение) сторонах создания произведений.

Информационная политика и составляющие ее проблемно-тематические линии реализуются в журналистике через произведения всех типов творчества, выработанных человечеством, – научного, художественного, публицистического. Без обращения к ним невозможно полнокровное выполнение функций журналистики в сфере общественного мнения, мировоззрения, исторического сознания. И хотя разные издания (программы) в качестве основных используют либо научные, либо художественные, либо публицистические формы творчества, в каждом из них может быть найдено место для любой из этих форм.

К научному типу творчества в журналистике прибегают тогда, когда требуется донести до аудитории полученные научным путем и строго (хотя и популярно) излагаемые сведения, важные для формирования научной картины мира. Ведь аудитории необходимо получать сведения о закономерностях происходящих процессов и тенденциях социального развития, о характере современной эпохи, о путях и средствах продвижения вперед в экономической, политической, социальной жизни.

Художественный тип творчества также широко представлен в журналистике, причем в ряде программ телевидения и радио, в полноцветных журналах художественные произведения занимают иногда преобладающую роль. Художественные произведения играют огромную роль в эмоционально-образной ориентации аудитории. Поэтому так важно, чтобы в журналистике работали художественно образованные и одаренные сотрудники. В связи с этим в журналистике (особенно на телевидении и радио) формируется особый отряд творческих кадров – это люди со вторым высшим образование в области искусства или профессиональные журналисты, специализирующиеся на искусствоведческих темах.

Однако при всей значимости научных и художественных произведений ведущее место в журналистике занимают произведения публицистического типа творчества. И это понятно: публицистика как тип творчества сформировалась для обслуживания общественного мнения, а взаимодействие с общественным мнением является центральной задачей журналистики. Если также учесть, что произведения публицистики в той или иной мере и форме несут фундаментальную информацию, связанную с мировоззрением, миросозерцанием и историческим сознанием, поскольку размышления журналиста о текущих событиях не могут не опираться на глубокие пласты его сознания. Публицистика отображает действительность через посредство множества отдельных, наиболее характерных конкретных ситуаций. Каждая ситуация – это целостный фрагмент настоящего. Панорама современности в публицистике складывается их множества произведений. Каждое из них имеет самостоятельную ценность, но только отобразив (через множество конкретных ситуаций) все богатство тематических пластов жизни в ее характерных проявлениях, публицистика может выполнить свой долг перед общественным мнением по созданию панорамы текущих ситуаций.

В силу того, что общественное мнение всегда судит о жизни целостно, публицистика также целостно рассматривает явления действительности. Публицистические произведения возникают как отображение разнохарактерных фрагментов действительности, фиксируемых разными способами, то есть жанрами. Эти жанровые формы очень многообразны и составляют несколько групп. Группа репортажных произведений (заметки, отчеты, интервью, репортажи) дает преимущественно событийный срез событий. Эти жанры требуют широкого обращения к фактам и максимальной оперативности в сообщении о них при минимуме комментария журналиста. Группа статейных жанров (корреспонденции, комментарии, статьи, обозрения) занята главным образом публицистическим осмыслением явлений жизни, раскрытием их сущностей, разработкой проблем и путей их решения. Очерковые жанры (очерки, фельетоны, памфлеты) обращены к обрисовке крупных типических персонажей современной истории, представляют панораму жизни в ее личностном проявлении. Конечно, в репортаже также так или иначе будут представлены лица и даны начатки анализа событий, а в статье публицист обратится к характеристике участников, и к сообщению фактов. Но в центре внимания каждой группы жанров находятся соответственно события, явления, характеры.

Чтобы стать публицистом, мало иметь склонности и способности к этой сфере деятельности, важно обладать методологической культурой, на базе которой склонности, способности и стремления смогут реализоваться наилучшим образом. Основу методологической культуры журналиста, как и всякого общественно-политического деятеля, составляет общая методология социального познания. Ее ядро – это социальная философия, которой придерживается журналист, т.е. система представлений о законах, на основе которых функционирует и развивается общество. К общей методологии относятся также владение материалом конкретных общественных наук: экономическими учениями, политологией, теорией управления, юриспруденцией, этикой, религиоведением, и т.д.

Журналист не может обойтись без ориентации в области теории познания, логики, социологии и социальной психологии, истории, литературы и искусства. В силу специфики журналистики работникам СМИ приходится быть универсальными социальными мыслителями и наряду с этим знатоками какой-то конкретной сферы жизни. Отсутствие необходимых знаний или неумение ими пользоваться в творчески-познавательной деятельности лишает творчество журналиста фундаментальных ориентиров, ведет к поверхностному подходу к явлениям жизни, чреватому ошибочными суждениями, вводящими в заблуждение аудиторию. Вторая составляющая методологической культуры журналиста – общая журналистская методология. Сюда относится вся совокупность знаний о журналистике как области массово-информационной деятельности. Третья область методологической культуры – методы получения эмпирических данных, сбора фактов. В совокупность этих методов входят знания и умения в сфере организации наблюдения, проведения опросов, интервью, изучения документов, умение работать в архивах и библиотеках, ориентироваться в сети Интернет, вести досье и записные книжки, документировать полученные сведения.

Завершающая фаза творческого акта – это создание текста произведения. Специфичность процессов и результатов создания текста зависит от особенностей знания и осмысления журналистской теории, индивидуальных творческих качеств, личного опыта и склонностей, интуиции, характера фантазии, стиля мышления и чувствования и т.д. Мастерство – высшая ступень творческой деятельности.

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)


ШКОЛА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...