Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Татарский сепаратизм




Проблема сепаратизма в постсоветской России

После распада СССР и создания Содружества Независимых Государств перед каждой из бывших республик кроме задачи формирования собственной государственности стояла проблема выбора своего пути выхода из кризиса: от традиционно умеренного социального реформирования до радикальных либеральных реформ. В новых условиях перед Россией открылись различные варианты развития. Однако при всем их многообразии основное направление было очевидно. Оно определялось общемировым движением к постиндустриальному обществу, что на деле означало коренную перестройку всей экономики,переориентацию ее на наукоемкие отрасли, демилитаризацию страны.

Важной задачей времени стало сохранение территориальной целостности России. В 1991 году возникла угроза распада, республики, входившие в РФ, объявили о своем суверенитете и отказа от статуса автономий. Субъекты федерации требовали равноправия и большей самостоятельности. Вносились предложения о создании конфедерации взамен федерации. Татарстан, Башкортостан, Якутия, Чечня взяли курс на выход из РФ. Отчисления в федеральный бюджет ими задерживаются или прекращаются. В условиях обострения экономического кризиса, разрыва хозяйственных связей, обнищания населения элита национальных республик подогревала националистические чувства. К осени 1991 года все автономные республики провозгласили себя суверенными государствами. Большинство автономных областей заявило о своем преобразовании в республики. Края и области также начали свою борьбу за равноправие субъектов Федерации. Судьба российской государственности во многом определялась противостоянием республиканских региональных властей с федеральной властью. Угроза распада России нарастала в течение всего 1992 года.

К лету десятки субъектов Федерации – Татарстан, Башкорстан, Якутия (Саха), Удмуртия, Новосибирская, Тюменская области – задерживали или прекращали перечислять налоги в федеральный бюджет. Более того, они начали сами устанавливать цены на товары, производимые на их территории.[1]

Отдельные субъекты Федерации все настойчивее предлагали преобразовать ее в конфедерацию. Ситуация осложнялась непоследовательностью самого правительства. Советник по межнациональным отношениям Г.В. Старовойтова, например, считала, что полные суверенитеты всех народов бывшего СССР – неизбежный этап становления государства, а в перспективе РФ превратиться в одну из форм конфедерации (объединение государств при их полной политической и юридической самостоятельности, отсутствии центральной власти, общего законодательства). Но эта точка зрения не нашла поддержку в правительстве. В течение 1992 года продолжалось финансовое субсидирование республик взявших курс на отделение, не смотря на отказ отчислять налоги в федеральный бюджет. В основе сепаратизма лежало желание республик самостоятельно распоряжаться плодами своего труда. И поэтому так болезненно воспринималось то, что, например, в Татарии почти безвозмездно проводилась перекачка нефти, в Якутии – алмазов. Край, дающий более 80% алмазных поступлений России не был способен прокормить себя.

Получить заказы от региональных администраций, да и вообще работать в соответствующих областях, краях и республиках имели шанс только местные предприниматели. В каждом регионе России сложился свой набор строительных, торговых, пищевых компаний и банков — испытывавших страшный дефицит инвестиционных ресурсов, зато «родных». Лишь с середины 90-х годов их начали приобретать московские и санкт-петербургские корпорации, как правило, через подкуп местных властей.

В нескольких регионах были созданы даже местные нефтяные, горно-рудные и электроэнергетические компании. «Татнефть», «Башнефть», «Иркутскэнерго», якутская АЛРОСА по-прежнему в значительной степени контролируются властями регионов (правда, сами эти власти теперь жестко контролируются центром).

Во всех без исключения регионах закрывали рынки потребительских товаров, особенно алкогольной продукции, мобилизовывали милицию на защиту административных границ от «чужих» продавцов.

В каждой области, республике, в каждом крае действовали свои правительства и министры, свое законодательство, фактически подконтрольные губернатору правоохранительные органы. Некоторое единство государства сохранялось только за счет трансфертных платежей Минфина РФ, а также центрального подчинения управлений ФСБ, налоговой полиции, РУБОПов и прокуратур.

Сепаратизм в отдельных республиках

Россия никогда не уделяла должного внимания своей истории, тема сепаратизма в России – не является исключением. Довольно горько осознавать что сегодня, спустя почти 20 лет после распада СССР и начала возникновения волнений в республиках РФ, это тема до сих пор обширно не изучена. Неоднозначность российской истории даёт возможность трактовать её по-своёму, это используют и политики и деятели культуры. Сегодня многие российские блоггеры размышляя на тему политической ситуации в стране позволяют себе «оригинально» отзываться не только о нынешней власти, но и периоде девяностых-нулевых, так некоторые вообще заявляют, что сепаратизма в постсоветской России не было. Поэтому, в следующей части работы, мы дадим чёткое определение понятию «сепаратизм» и попробуем более полно рассмотреть сепаратизм в отдельных республиках, где он имел более яркое проявление.

Сепарати́зм (фр. séparatisme от лат. separatus — отдельный) — политика и практика обособления, отделения части территории государства с целью создания нового самостоятельного государства или получения статуса очень широкой автономии. Сепаратизм ведёт к нарушению суверенитета, единства и территориальной целостности государства, принципа нерушимости границ и, как показывает опыт, может явиться источником острейших межгосударственных и межнациональных конфликтов.

 

Татарский сепаратизм

30 августа 1990 года Верховный Совет Татарской АССР принял Декларацию о государственном суверенитете Республики Татарстан. В декларации, в отличие от некоторых союзных и почти всех других автономных российских (кроме Чечено-Ингушетии) республик, не было указано нахождение республики ни в составе РСФСР, ни СССР и было объявлено, что как суверенное государство и субъект международного права она заключает договоры и союзы с Россией и другими государствами. В ходе массового обвала СССР и позже Татарстан с такой же формулировкой принял декларации и постановления об акте о независимости и вхождении в СНГ, провёл референдум, принял конституцию.

26 декабря 1991, в связи с беловежскими соглашениями о невозможности учреждения ССГ и образованием СНГ, была принята Декларация о вхождении Татарстана в СНГ на правах учредителя.

21 марта 1992 года в Татарстане прошёл референдум о статусе Республики Татарстан. На вопрос: «Согласны ли Вы, что Республика Татарстан — суверенное государство, субъект международного права, строящее свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров?» проголосовало положительно более половины граждан республики, принявших участие в голосовании.

Однако, до этого Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 13 марта 1992 года № 3-П были признаны не соответствующим Конституции РСФСР — Российской Федерации 1978 года ряд положений Декларации о государственном суверенитете Татарской ССР от 30 августа 1990 года, ограничивающие действие законов Российской Федерации на территории Республики Татарстан, а также постановление Верховного Совета Республики Татарстан от 21 февраля 1992 года «О проведении референдума Республики Татарстан по вопросу о государственном статусе Республики Татарстан» в части формулировки вопроса, предусматривающей, что Республика Татарстан является субъектом международного права и строит свои отношения с Российской Федерацией и другими республиками, государствами на основе равноправных договоров[2].

31 марта 1992 года Татарстан отказывается подписать Федеративный договор. В апреле 1992 года между органами власти Российской Федерации и Татарстана прошли первые переговоры о присоединении Республики Татарстан к Федеративному договору. Они проходят в течение 1992—1993 годов, но завешаются безрезультатно.

22 мая было принято Постановление Верховного Совета о статусе Татарстана как суверенного государства.

30 ноября 1992 года вводится новая Конституция Республики Татарстан, объявляющая его суверенным государством.

В декабре 1993 года в Татарстане объявлен бойкот всероссийского голосования 12 декабря 1993 года по проекту новой Конституции России. Однако часть жителей республики принимает участие в голосовании. Большинство из них (74,84 %) проголосовало за принятие Конституции Российской Федерации, определяющей Татарстан как субъект Российской Федерации.

В заключённом 15 февраля 1994 года Договоре о взаимном делегировании полномочий с Российской Федерацией Татарстан объявлялся объединённым с Россией ассоциированным государством с конфедеративным статусом.

19 апреля 2002 года Госсовет Татарстана принял новую редакцию Конституции республики, приведенную в соответствие с Конституцией РФ.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...