Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методика работы над различными видами изложения




Изложение с точки зрения речевой деятельности два взаимосвязанных и взаимообусловленных процесса: восприятие и воспроизведение речевого высказывания.

Работа над изложением ведётся на двух уроках. Первый урок отводится для восприятия и воспроизведения текста. Методисты выделяют следующие этапы.

1. Вступительная беседа.

Назначение этого приема работы - подготовить учащихся к восприятию текста.

Круг вопросов, определяемых для беседы, зависит от цели изложений, сложности содержания текста и этапа обучения. Вопросы могут быть связаны как с условиями создания текста, его автором, самим текстом, так и с жизненным опытом учеников. В беседу могут быть включены слова и словосочетания из текста, употребление которых вызовет затруднение учащихся. Для объяснения используются различные типы словарей.

2. Приемы работы, направленные на восприятие текста.

Восприятие содержания текста проходит по-разному. С целью знакомства с текстом могут быть использованы такие приемы, как: чтение текста учителем, чтение текста про себя, параллельное прослушивание текста и чтение про себя.

Какой из перечисленных приемов выбрать, будет зависеть от конкретных условий:

характера изложения (подробное, сжатое, выборочное), сложности текста, подготовленности класса. Во всех случаях важно, чтобы была дана установка, нацеливающая на активное восприятие содержание (например: «сформулируйте тему», «основную мысль текста», «почему текст назван...?», «как еще можно озаглавить текст?»).

3. Беседа по содержанию текста.

Задача беседы – помочь глубже понять текст как тематическое смысловое целое, определить тему, основную мысль, установку автора, выяснить, какие факты являются главными, определяющими, каковы причинно-следственные связи и отношения

4. Анализ структуры текста.

Назначение этого приёма работы - показать, что текст представляет собой не только тематическое и смысловое, но и структурное единство.

5.Составление плана.

Составление плана - это самостоятельная речевая деятельность, средство лучшего осмысления, запоминания текста и организация его воспроизведения. План способствует совершенствованию речи учащихся, так как при работе над ним требуется правильное, точное, достаточно выразительное словесное оформление заголовков.

6. Устный пересказ текста.

Особенно эффективен устный пересказ при подготовке выборочных и сжатых изложений, когда ученикам приходится проводить значительную самостоятельную работу по оформлению собранного материала и составлению нового текста.

Анализ текста при подготовке к изложению выполняет двойную функцию. Прежде всего, он учит детей вслушиваться в текст, вдумываться в детали его организации, устанавливать связь между отбором сведений, средств языка и передаваемой мыслью, иначе говоря, учит сознательно воспринимать высказывание. Но вместе с тем проведенный анализ - это база для того, чтобы путем сознательного воспроизведения чужих текстов накопить опыт по созданию собственных. Поэтому очень часто написание изложений используется как подготовительный этап в подготовке к сочинению.

Анализ текста для изложения обычно складывается из следующих компонентов:
а) беседы по содержанию, цель которой - проверить, понят ли текст в целом, его тема, мысль, задача автора;
б) анализ структуры текста с выявлением микротем, выделением частей, выяснением особенностей содержания каждой из них, составлением плана или обдумыванием предложенного;
в) языкового анализа, включающего наблюдение над использованием ярких, точных слов, форм слов, синтаксических конструкций; предупреждение различных речевых недочетов;
г) орфографической подготовки.

7. Орфографическая подготовка.

8. Написание изложения.

Проверка и оценка работ - особый этап в деятельности учителя. Задача учителя не может быть ограничена исправлением ошибок, их подсчетом и выставлением оценки. Важно увидеть и отметить достоинство работы, удачи и находки. Все изложения носят обучающий характер. Это необходимо помнить и при проверке ученических работ.

В соответствии с действующими нормами оценки за изложение так же, как и за сочинение, ставятся две отметки:

- первая - за содержание и речевое оформление работы.

- вторая - за правильность речи с точки зрения грамматических, орфографических и пунктуационных норм.

При оценке содержания подробного изложения учитывается, насколько полно раскрыта тема и основная мысль исходного текста, нет ли отступлений от содержания и композиции авторского текста. При проверке выборочного изложения полнота раскрытия темы и основной мысли должна рассматриваться не в сопоставлении: исходный текст - изложение, а с позиции полноты отбора на заданную тему и наиболее целесообразного его объединения в новый текст. При оценке содержания сжатого изложения следует исходить из того, насколько точно, полно ученик сумел выбрать из текста главное и воспроизвести отобранное в нужной последовательности, используя языковые средства обобщенной передачи информации. Оценивая изложения с творческим заданием необходимо учитывать,
как справился ученик с созданием микротекста данного типа.

Проверка изложения дает учителю богатый материал для размышлений. Что удалось ученикам и что вызвало затруднения? Почему? Над чем следует поработать еще? Насколько оказалась оправданной избранная учителем система подготовки к изложению. Какие коррективы следует внести в дальнейшее обучение? После проверки и оценки работ готовятся материалы для анализа изложений и совершенствования написанного. Урок анализа изложений (как и сочинений) в школьной практике считается одним из самых сложных.

Урок анализа изложения призван решать три основные задачи:

1. Развивать языковое чутье ученика, воспитывать внимание к содержанию и речевому оформлению текста;

2. Формировать умение совершенствовать написанное (улучшать свой текст);

3. Готовить к более успешному выполнению последующих изложений.

Урок разбора включает в себя следующие компоненты:

1. Сообщение разъяснения цели урока (подготовка к исправлению ошибок и недочетов, совершенствования текста изложения, создание нового текста).

2. Общая характеристика работ, их оценка в целом

3. Анализ содержания и речевого оформления работ в соответствии с задачей изложений.

4. Анализ одного - двух изложении (изложения зачитываются полностью).

5. Коллективное редактирование неудачных отрывков из ученических изложений или специально составленных текстов.

6. Самостоятельная работа учащихся по совершенствованию своих изложений.

7. Индивидуальные задания на дом (закончить работы по совершенствованию изложения, отредактировать указанный текст, провести работу над грамматическими, орфографическими, пунктуационными ошибками).

Важно отметить, что для письменного пересказа учащимся предлагается один текст, а итогом урока должны стать собственные тексты детей. Для достижения этой цели необходимо уменьшить работу над словами и оборотами, которые использует автор. Следует обратить внимание на то, что скрывается за этими словами, какие эмоции, чувства, отношения. Поняв это, ученик сможет «пропустить» эти переживания через себя и подобрать собственные слова. «Понимать надо не речь, а действительность» (10,92).

В противном случае учитель получает одинаковые тексты, в которых возможно меньше ошибок, грамотно построены предложения и т.п. Но можно ли быть уверенным, что на этом уроке шёл процесс развития речи? В.Л.Кошкаров пишет: «Буквальное воспроизведение учащимися предложенного текста достаточно бессмысленно хотя бы потому, что не даёт учителю понять: как ребёнок понял текст, как он может излагать понятое, какова степень его речевого развития на репродуктивном уровне» (15, 98).

Также хочется обратить внимание на этап орфографической подготовки. Написание изложения – это процесс творческий, который требует сосредоточения. В момент этой работы ребёнок должен думать только о том, как изложить на бумаге свои мысли и чувства по поводу услышанного или прочитанного. В этот момент он учится переводить внутреннюю речь во внешнюю. Ничто не должно при этом мешать – идёт процесс развития речи.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...