Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация технического обслуживания аппаратуры информационных систем.




 

Для поддержания аппаратуры в исправном состоянии и продления ее ресурса необходимо проводить техническое обслуживание.

Под техническим обслуживанием ИС понимают ряд мероприятий, обеспечивающих контроль за техническим состоянием аппаратуры, поддержание аппаратуры в исправном состоянии и продление ее ресурса.

Все мероприятия по техническому обслуживанию аппаратуры ИС можно разделить на три группы:

контроль технического состояния;

профилактическое обслуживание;

текущее техническое обслуживание (ремонт).

Контроль технического состояния ИС производится с целью оценки технического состояния аппаратуры, которая входит в состав ИС.

Любая аппаратура предназначается для выполнения определенных функций, а ее состояние, то есть способность выполнять эти функции, характеризуется некоторыми значениями ее параметров. Если величины параметров аппаратуры соответствуют установленным на них номинальным значениям (допускам), то аппаратура считается исправной, то есть она будет способна удовлетворительно выполнять заданные функции.

Если хотя бы один из параметров аппаратуры не будет соответствовать допуску, то аппаратура будет неисправной, то есть она не сможет обеспечить удовлетворительное выполнение всех заданных функций. Таким образом, контроль технического состояния аппаратуры сводится к сопоставлению истинных значений параметров конкретной аппаратуры с номинальными значениями (допусками). На основе результатов этого сопоставления делается заключение о техническом состоянии аппаратуры.

Мероприятия по контролю технического состояния аппаратуры ИС могут выполняться на всех этапах ее работы, профилактического обслуживания и ремонта. Виды технического обслуживания приведены на рис.5, а виды технического контроля на рис.6.

Аппаратура ИС, не используемая по назначению, подлежит хранению. Для обеспечения сохранности аппаратуры при хранении и безотказности при работе проводится профилактическое обслуживание.

Профилактическое обслуживание представляет собой комплекс мероприятий, направленных на поддержание аппаратуры ИС в исправном состоянии, предупреждение отказов в работе и продление ресурса работы.

Комплекс профилактических мероприятий состоит из следующих работ:

внешний осмотр и чистка аппаратуры;

контрольно-регулировочные работы;

прогнозирование отказов;

сезонные, смазочные и крепежные работы;

технические осмотры и проверки.

По времени исполнения профилактические работы подразделяются на ежедневные, месячные, квартальные, полугодовые и годовые.

Как правило, внешний осмотр, чистка и проверка аппаратуры, а также смазочные и крепежные работы выполняются персоналом ИС, непосредственно эксплуатирующим и использующим аппаратуру. Контрольно-регулировочные работы выполняются специалистами служб изготовления и ремонта.

Текущее техническое обслуживание (ремонт) осуществляют с целью устранения возникших в аппаратуре неисправностей и продление ее ресурса.

Текущее техническое обслуживание (ремонт) как система осуществляется путем использования ряда методов (способов). В зависимости от степени износа и старения, характера неисправностей, от сложности и объема работ для приведения аппаратуры в исправное состояние ремонт подразделяют на текущий и восстановительный.

Текущий ремонт, как правило, выполняется обслуживающим персоналом сразу же после возникновения (обнаружения) неисправности аппаратуры (при работе или при техническом обслуживании).

Восстановительный ремонт производится в соответствии с планом обслуживания техники и при серьезном ее отказе в процессе работы ремонтными предприятиями или эксплуатационно-ремонтными мастерами. Он подразделяется на виды - рис.7 и методы рис.8.

Капитальный ремонт – это восстановление исправности и полного восстановления ресурса работы изделия с заменой или восстановлением любых его частей, включая базовые. Средний ремонт – это восстановление исправности и частичного восстановления ресурса работы изделия с заменой или восстановлением составных его частей.

Текущий ремонт – это восстановление работоспособности изделия с заменой или восстановлением его отдельных частей.

Задачи технического обслуживания в общем виде сводятся к профилактике аппаратуры (с целью предупреждения отказов) и ремонта аппаратуры (с целью восстановления ее работоспособ­ности) в результате отказа.

Технически правильное использование аппаратуры при ра­боте, ее поддержание в исправном состоянии и постоянной го­товности к работе, продление ее ресурса существенно зависят от вопросов организации эксплуатации ИС.

Рассмотрим факторы, влияющие на параметры технического обслуживания, которые обеспечивают в первую очередь надеж­ность ИС.

Параметры надежности аппаратуры ИС зависят от раз­личных факторов, которые определяют надежность изделия в процессе конструирования и изготовления, а также влияющие на надежность при эксплуатации.

К первой группе факторов относятся:

- выбор схемных решений;

- выбор конструктивных решений;

- выбор элементов и материалов;

- выбор технологии изготовления и сборки;

- испытание узлов и элементов;

- выбор методики контроля.

Все перечисленные факторы относятся к группе субъектив­ных параметров, влияющих на надежность работоспособности аппаратуры.

Рассмотрим объективные факторы, влияющие на надежность при эксплуатации аппаратуры:

- время эксплуатации (старение и изнашивание);

- электрические режимы;

- температура окружающей среды;

- влажность и атмосферные осадки;

- пониженное давление;

- солнечная радиация и примеси в воздухе;

- механические нагрузки;

- биологические факторы;

- деятельность и квалификация обслуживающего персонала.

В процессе эксплуатации имеет место воздействие, в той или иной степени, всех факторов, что существенно усложняют про­цесс эксплуатации аппаратуры и которые должны правильно учитываться обслуживающим персоналом. В связи с этим свое­временное выявление и устранение причин отказов ИС приводит к улучшению количественных характеристик надеж­ности. Поэтому контроль является лучшим из эффективных пу­тей повышения надежности аппаратуры ИС.

Приведем основные понятия, которые встречаются при рас­смотрении вопросов контроля:

- объект контроля – это технические средства, информацию о техническом состоянии которых необходимо иметь в процессе производства и эксплуатации;

- измерительная информация – информация, которая посту­пает из объекта контроля в аппаратуру контроля и подле­жит измерению и анализу с целью выявления состояния объекта контроля;

- контроль – процесс приема, обработки и получения ин­формации, которая оценивает соответствие состояния объекта контроля предъявляемым к нему требованиям и обеспечивает принятие решения или выдачу управляющих воздействий;

- алгоритм контроля – последовательность операций, реали­зуемая для осуществления процесса контроля и достиже­ния конечного результата;

- параметр – это величина или характеристика, определяю­щие техническое состояние системы или аппаратуры.

- Так как процесс технического контроля – часть процесса управления, его можно рассматривать по различным видам (рис.9):

- по виду решаемой задачи различают контроль функцио­нирования, контроль работоспособности, диагностический контроль, прогнозирующий контроль, профилактический контроль;

- по виду оценки результата различают допусковый кон­троль, количественный контроль;

- по степени использования внешних воздействий разли­чают пассивный контроль, активный контроль;

- по порядку анализа параметров различают выборочный контроль, последовательный контроль, параллельный кон­троль, параллельно-последовательный контроль;

- по времени проведения различают непрерывный контроль, циклический контроль, периодический контроль;

- по виду обрабатываемой измерительной информации раз­личают дискретный контроль, непрерывный контроль, не­прерывно-дискретный контроль;

- по виду реализации различают ручной контроль, автома­тизированный контроль, автоматический контроль;

- по виду контроля различают динамический контроль, ста­тический контроль;

- по использованию резервной аппаратуры различают кон­троль без резервирования, контроль с резервированием;

- по организации контроля различают программный кон­троль, программно-логический контроль, схемный кон­троль, дистанционный контроль, централизованный кон­троль.

Основными задачами контроля аппаратуры ИС явля­ются:

- определение технического состояния и работоспособности ИС;

- регулировка (ручная и автоматическая) заданных парамет­ров;

- поиск места отказа в аппаратуре;

- прогнозирование отклонения заданных параметров от их номинального значения;

- определение текущей работоспособности и надежности аппаратуры.

Количественную оценку контроля состояния аппаратуры ИС различной контрольно-измерительной аппаратурой (КИА) и для различных этапов можно дать с помощью отдельных ко­эффициентов, характеризующих качество контроля, целесооб­разность контроля, глубину контроля, глубину поиска отказа.

Качество контроля характеризуется коэффициентом досто­верности контроля:

В=Рисп/Рдоп;

где: В - коэффициент достоверности контроля;

Рисп – вероятность того, что аппаратура после прове­дения контроля окажется исправной;

Рдоп – вероятность допуска всей аппаратуры к применению после проведения контроля.

Целесообразность контроля характеризуется выражением:

Кцк=В/Вбк;

где: Кцк – коэффициент целесообразности контроля;

Вбк – коэффициент, характеризующий достоверность исправного состояния аппаратуры без контроля.

При Кцк>1 контроль целесообразен, а при Кцк<1 контроль нецелесообразен.

Степень или полнота использования предельного числа парамет­ров аппаратуры при контроле оценивается коэффициентом глу­бины контроля Кгк:

Кгк=Nк/Nо;

где: Nк – число контролируемых параметров, необходимых для выявления состояния ИС;

Nо – предельное число параметров, определяющих со­стояние ИС.

Коэффициент глубины поиска отказа :

; при ;

где: Nпо - число параметров, используемых для определения места отказа.

Коэффициент глубины прогнозирования :

; при ;

где Nпр - число параметров, используемых для прогнозирования состояния ИС.

В зависимости от сложности аппаратуры контроль ее состоя­ния на различных этапах эксплуатации может выполняться или одним универсальным видом аппаратуры контроля или набо­ром автономной измерительной аппаратуры для каждого этапа. В последнем случае аппаратура должна конструктивно исполняться таким образом, чтобы обеспечить совместную работу с набором автономной измерительной аппаратуры. Каждый этап производства и эксплуатации аппаратуры отличается от других определенными, присущими только данному этапу задачами контроля, условиями и временем проведения контроля, объемом, глубиной, последовательностью и так далее. В последнее время наибольшее применение находит полуавтоматическая и автоматическая аппаратура контроля, отказы которой не оказы­вают непосредственного влияния на надежность контролируе­мых средств ИС.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...