Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследующий специфику математических рассуждений и доказательств.




ния, развития. Эту сторону мышления изучает диалектическая логика,

впервые в развернутом виде представленная в объективно-идеалисти-

ческой философской системе Гегеля (1 770— 1 83 1) и с материалистических

позиций переработанная в философии марксизма.

Диалектическая логика — наука о диалектическом мышлении,

в принципах, законах и категориях которого отражаются взаимосвязи,

изменение и развитие объективного мира. В отличие от формальной

логики, изучающей законы и формы готового знания, диалектическая

логика изучает развитие знания, формирует на основе всеобщих законов

диалектики методологические принципы: объективность и всесторонность

рассмотрения предмета, принцип историзма, восхождение

от абстрактного к конкретному и др. Диалектическая логика

служит методом познания диалектики объективного мира1.

Логика формальная и логика диалектическая изучают один и тот

же объект — человеческое мышление, но при этом каждая из них имеет

свой предмет исследования. Это значит, что диалектическая л о тк а

не заменяет и не может заменить логику формальную. Это две науки

о мышлении, они развиваются в тесном взаимодействии, которое отчетливо

проявляется в практике научно-теоретического мышления,

использующего в процессе познания как формально-логический аппарат,

так и средства, разработанные диалектической логикой.

Формальная логика изучает формы мышления, выстраивая структуру,

общую для различных по содержанию мыслей. Рассматривая,

например, понятие, она изучает не конкретное содержание различных

понятий (это задача специальных наук), а понятие как форму мышления,

независимо от того, какие именно предметы мыслятся в понятиях.

Изучая суждение, логика отвлекается от их конкретного

содержания, выявляя структуру, общую для различных по содержанию

суждений. Формальная логика изучает законы, обуславливающие

логическую правильность мышления, без соблюдения которой

нельзя прийти к результатам, соответствующим действительности,

познать истину.

Мышление, не подчиняющееся требованиям формальной логики,

не способно правильно познавать действительность. Поэтому изучение

мышления, его законов и форм нужно начинать с формальной

логики, изложение основ которой и составляет задачу предлагаемого

учебника.

Создавая диалектическую логику, Гегель не отрицал значение логики формальной.

Высоко оценивая Аристотеля как основателя формальной логики, Гегель писал: ≪Изучение

Этой формальной логики, без сомнения, приносит известную пользу; это изучение,

Как принято говорить, изощряет ум. Мы приучаем концентрировать мысль, приучаем

Абстрагировать, между тем как в обычном сознании мы имеем дело с умственными

представлениями, перекрещивающимися и перепутывающимися друг с другом≫.

(≪Энциклопедия философских наук≫. М., 1975. С. 115—116).

Вопросы для самопроверки

Когда возникла наука логика? Кто ее основатель?

В чем отличие современной (символической) логики от традиционной

(аристотелевской) логики? Что такое диалектическая логика?

Приведите определение формальной логики.

Г лава II

ПОНЯТИЕ

Понятие как форма мышления.Понятие и слово.Содержание и объем понятия.

Виды понятий. Отношения между понятиями.

ПОНЯТИЕ КАК ФОРМА МЫШЛЕНИЯ

Понятие — это форма мышления, отражающая предметы в их существенных

Признаках.

Признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг

с другом или чем они друг от друга отличаются.

Любые свойства, черты, состояния предмета, которые так или иначе

характеризуют предмет, выделяют его, помогают распознать среди

других предметов, составляют его признаки. Признаками могут быть

не только свойства, принадлежащие предмету; отсутствующее свойство

(черта, состояние) также рассматривается как его признак. Например,

отсутствие билета у пассажира или оружия у преступника. Признаком

бесхозного имущества является то, что оно не имеет собственника

или его собственник не известен.

По наличию или отсутствию свойств признаки делятся на положительные

и отрицательные. Признаки, характеризующие отдельный

предмет, называются единичными, признаки, принадлежащие множеству

предметов, называются общими. Так, каждый человек имеет признаки,

одни из которых (например, черты лица, телосложение, походка,

жестикуляция, мимика, так называемые особые приметы, броские

признаки) принадлежат только данному человеку и отличают его от

других людей; другие (профессия, национальность, социальная принадлежность

и т. д.) являются общими для определенной группы

людей; наконец, есть признаки, общие для всех людей. Они присущи

каждому человеку и вместе с тем отличают его от других живых

существ. К ним относятся способность создавать орудия труда, способность

к абстрактному мышлению и членораздельной речи.

Важное значение имеет деление признаков на необходимые и случайные.

Необходимым называется признак, при отсутствии которого

предмет перестает быть данным предметом, утрачивает свое качество.

Признак, при отсутствии которого предмет не утрачивает своего качества,

остается данным предметом, называется случайным. Необходимым

признаком преступления является общественно опасный харак 31

тер деяния. Единичные признаки отдельных преступлений относятся

к случайным.

Как форма абстрактного мышления понятия отражают предметы

в необходимых признаках, которые выражают наиболее важное, существенное

в предметах. Они называются существенными. Остальные

признаки называются несущественными'.

Существенные признаки могут быть общими и единичными. Понятия,

отражающие множество предметов, включают общие существенные

признаки. Например, общие признаки человека (способность

создавать орудия труда и др.) являются существенными. Понятие, отражающее

один предмет (например, «Аристотель»), наряду с общими

существенными признаками (человек, древнегреческий философ)

включает единичные признаки (основатель логики, автор «Аналитики

»), без которых отличить Аристотеля от других людей и философов

Древней Греции невозможно.

Деление признаков на существенные и несущественные относительно.

При определенных условиях несущественные признаки, например,

броские признаки, особые приметы конкретного преступника,

весьма существенны для его розыска. Но для понятия «преступник» —

это несущественные признаки.

Понятие качественно отличается от форм чувственного познания:

ощущений, восприятий и представлений, существующих в сознании

человека в виде наглядных образов отдельных предметов или их

свойств. Мы не можем, например, представить, а тем более воспринять

здание вообще. Восприятие или представление — это чувствен-

но-наглядный образ какого-либо конкретного здания, например,

главного корпуса Московского университета на Воробьевых горах.

Понятие лишено наглядности. Понятие «здание» характеризуется отсутствием

единичных признаков отдельных зданий, в нем отражаются

признаки, необходимо принадлежащие любому из них и являющиеся

общими для всех строений, предназначенных для учебы, работы

или жилья.

Понятие как форма мышления отражает предметы в абстрактной,

обобщенной форме на основании их существенных признаков.

Понятие — одна из основных форм научного познания. Формируя

понятия, наука отражает в них изучаемые ею предметы, явления, процессы.

Например, экономическая теория сформировала такие понятия,

1 Сущность как совокупность всех внутренних, необходимых свойств и связей

предмета, взятых в их естественной взаимозависимости, отражается в научных понятиях,

которые формируются на основе всестороннего исследования предмета и проникновения

в его внутреннюю природу с помощью научных методов познания. В логике

термин «существенный признак» нередко употребляется для обозначения признаков

предмета, которые хотя и не раскрывают его действительной сущности, но являются

важными для его характеристики.

как «товар», «капитал», «стоимость»; правовые науки — понятия «преступление

», «наказание», «вина», «умысел», «правоспособность» и др.

Отражая существенное, понятия не содержат всего богатства индивидуальных

признаков предметов, и в этом смысле они беднее форм

чувственного познания — восприятий и представлений. Вместе с тем,

отвлекаясь от несущественного, случайного, они позволяют глубже

проникнуть в действительность, отобразить ее с большей полнотой,

на что не способно чувственное познание.

Для образования понятия необходимо выделить существенные

признаки предмета. С этой целью применяются логические приемы:

сравнение, анализ, синтез, абстрагирование, обобщение. Эти приемы

широко используются в познании. Важную роль они играют в формировании

понятий, основанном на выявлении существенных признаков.

Устанавливая сходство (или различие) между предметами (сравнение),

расчленяя сходные предметы на элементы (анализ), выделяя существенные

признаки и отвлекаясь от несущественных (абстрагирование),

соединяя существенные признаки (синтез) и распространяя

их на все однородные предметы (обобщение), мы образуем одну из

основных форм мышления — понятие.

Вопросы для самопроверки

Что такое понятие?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...