Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сравнительная характеристика современных методов обучения персонала в организации




Обучение персонала — это процесс целенаправленного, организованного, планомерно и систематически осуществляемого овладения знаниями, умениями и навыками под руководством опытных преподавателей, наставников, специалистов и руководителей.

Следует различать три вида обучения:

1. Подготовка кадров — это процесс планомерного и организованного обучения, а также выпуск квалифицированных кадров для человеческой деятельности, которые владеют совокупностью специальных знаний, умений, навыков и способов общения.

2. Повышение квалификации — это процесс обучения кадров с целью усовершенствования уже имеющихся знаний, умений, навыков и способов общения в связи с ростом требований к профессии или карьерным ростом.

3. Переподготовка кадров — это процесс обучения кадров, с целью освоения новых знаний, умений, навыков и способов общения в связи с овладением новой профессией или изменившимися требованиями к содержанию или результату труда.

Как будет проходить обучение — на рабочем месте (рисунок 1) или с отрывом от работы (рисунок 2) — определяется в основном методами, которые будут использоваться.

Таблица 1 – Методы обучения персонала на рабочем месте

Название метода Характерные особенности метода
  Направленное приобретение опыта Процесс систематического планирования обучения на рабочем месте, основой которого является индивидуальный план персонального обучения
  Производственный инструктаж Процесс оглашения общей информации, введения в специальность, ознакомления с новой рабочей обстановкой
  Смена рабочего места Процесс получения знаний и опыта в результате смены рабочего места. В результате этого процесса за определенное время у работника создается представление о многогранности деятельности и производственных задач
  Использование работников в качестве ассистентов или стажеров Процесс обучения и ознакомления работника с проблемами высшего и качественно иного порядка задач при принятии на себя какой-то доли ответственности
  Наставничество В этом процессе между специалистом (наставником) и обучающимся образуется непрерывная, беспристрастная, обратная связь, прочность которой периодически проверяется уровнем исполнения работы наставляемого. Применение метода будет эффективно лишь в случаях, когда что-то идет неправильно и возникает необходимость в исправлении такого рода вещей
  Подготовка в проектных группах Процесс сотрудничества, который осуществляется в учебных целях в проектных группах, создаваемые в компаниях для разработки больших и ограниченных временными рамками целей

 

Обучение без отрыва от производства осуществляется в обычной рабочей обстановке: обучаемый использует настоящие рабочие инструменты, оборудование и документацию или материалы, которые он будет использовать и после завершения курса обучения. При этом обучаемый работник рассматривается как частично производительный работник.

Преимуществами этого метода будут являться: относительная дешевизна места; возможность сохранения за сотрудником выполнения служебных обязанностей; возможность быстрой проверки достижения результатов. Недостатком этого метода будет большая вероятность потери обучающего начала.

Обучение с отрывом от производства производится вне рабочего места, обычно с использованием специальных упрощенных учебных инструментов и оборудования. Обучаемый работник не считается производительной единицей с момента начала обучения. Такой вид обучения может осуществляться в производственных помещениях компании, центре обучения или колледже.

Таблица 2 – Методы обучения персонала вне рабочего места

Название метода Характерные особенности метода
  Чтение лекций Метод обучения, используемый для изложения теоретических и методических знаний, а также практического опыта
  Программированные курсы обучения Активный метод обучения, который достаточно эффективен для получения теоретических знаний
  Конференции, семинары, экскурсии, дискуссии, беседы за «круглым столом», встречи с руководством Метод обучения, при котором развивается логическое мышление (например, в ходе участия в дискуссиях) и происходит выработка способов поведения в различных ситуациях
  Метод обучения руководящих кадров, который основан на самостоятельном решении конкретных задач производственной практики При этом методе происходит моделирование какой-либо организационной проблемы, которую участники (работники компании) должны решить. Этот метод позволяет соединить теоретические знания и практические навыки. Он также предусматривает обработку информации, конструктивно-критическое мышление и развитие творческой составляющей в принятии решений
  Деловые игры Происходит процесс обучения манере вести себя в различных производственных ситуациях или при ведении переговоров, причем обладатели ролей должны вырабатывать альтернативные точки зрения
  Тренинги Процесс ежедневного обучения, в ходе которого один инструктирует другого относительно основ его деятельности с помощью интенсивного обучения, демонстрации и практической работы с целью повысить эффективность деятельности
  Самостоятельное обучение Это наиболее простой вид обучения, в ходе которого обучающийся учится там, где, как и когда ему удобно. Но для этого важно, чтобы обучающийся был сознательным и имел желание усваивать новые знания
  Методы решения производственно-экономических проблем Происходит моделирование процессов, которые происходят на предприятиях-конкурентах. Слушатели распределяют между собой роли конкурирующих между собой

Продолжение таблицы 2.

  с помощью моделей фиктивных организаций. И при помощи исходных данных слушатели должны принять соответствующие решения для некоторых стадий производства продукции или услуг
  Кружок качества «вместо учебы», рабочая группа При этом методе молодые специалисты, объединившись в рабочие группы, разрабатывают конкретные решения по проблемам управления организацией. Разработанные предложения передаются руководителю, которое их рассматривает и принимает по ним решения о приеме или отклонении

 

Преимущества этого метода заключаются в методической и дидактической проработке материалов; отсутствии давления дефицита времени для обработки навыков; возможность обмена опытом между сотрудниками.

Недостатками этого метода является относительно высокая стоимость обучения [3].

За рубежом и в России все более распространенным становится подход к структуре обучения называемый «70-20-10». Его популярность подтверждается полезностью обучения на рабочем месте. Его суть такова:

1) 70% - это время, занимаемое обучением за счет решения реальных задач на своем рабочем месте;

2)20% - это время, занимаемое обучением на рабочем месте, но с более опытным сотрудником (например, наставничество или коучинг);

3)10% - это время, занимаемое обучением вне рабочего места (семинары, тренинги, и т.д.) [4].

Основными достоинствами этого подхода являются: во-первых то, что характер и содержание обучения полностью отвечают потребностям организации в рамках обучения персонала; во-вторых, быстрая временная реакция между возникновением потребности обучения персонала и её удовлетворение; в-третьих, это реальная возможность расширения кругозора работника и возможность введения множества новых идей в производственно-коммерческую деятельность, а также ускорить рост эффективности организации [5].

Таким образом, процесс обучения персонала - необходимый процесс в организации любого типа, потому что является мощным инструментом в руках руководителя, лишь, если знать его возможности и научиться использовать в ежедневной работе организации.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...