Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Случаи проведения инвентаризации имущества и обязательств организации.




Обязательные инвентаризации проводятся:

1. при передаче имущества организации в аренду, выкупе, продаже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитарного предприятия;

2. перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 октября отчетного года. Инвентаризация основных средств может проводиться раз в 3 года, а библиотечных фондов - раз в 5 лет;

3. при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

4. при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;

5. в случае стихийных бедствий, пожара, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

6. при ликвидации (реорганизации) организации перед составлением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусматриваемых законодательством ПМР или нормативными актами Министерства финансов ПМР;

7. при коллективной (бригадной) материальной ответственности инвентаризации проводятся при смене руководителя коллектива (бригадира), при выбытии из коллектива (бригады) более 50% его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады).

Необходимость инвентаризации обусловлена рядом причин, основными из которых являются:

1. выявление возможных ошибок в учете, которые могут привести к серьезным материальным потерям - штрафам за сокрытие прибыли и пр.;

2. изменение физических свойств товарно-материальных ценностей. Некоторые материальные ценности (например, продукты питания) в результате естественной убыли меняют свои физические свойства (масса, объем и т.д.) или просто приходят в негодность. С помощью инвентаризации выявляется действительное положение дел, что отражается документально;

3. стихийные бедствия, пожар, авария и т.д.;

4. кражи, злоупотребления;

5. недоверие к материально ответственному лицу;

6. проведение ревизий, аудиторских проверок;

7. при смене бригадира при бригадной материальной ответственности;

8. по требованию судебно-следственных органов.

 

Учетной политикой организации устанавливается периодичность проведения плановых инвентаризаций, порядок отражения результатов инвентаризации в учете.

Проведение плановых, внеплановых (внезапных) инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются приказом руководителя организации.

По распоряжению руководителя в организации могут проводиться выборочные внеплановые инвентаризации материальных ценностей в местах их хранения и переработки.

Ответственность за своевременное и правильное проведение инвентаризации, достоверность фактических и учетных данных несут руководитель и главный бухгалтер организации, при отсутствии в штатном расписании должности главного бухгалтера - руководитель организации.

В организации с объемным перечнем имущества, подлежащего инвентаризации, создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия.

В функции постоянно действующей инвентаризационной комиссии входит:

а) заслушивание на своих заседаниях руководителей структурных подразделений по вопросам сохранности имущества организации;

б) организация проведения инвентаризаций и осуществление инструктажа членов рабочих инвентаризационных комиссий;

в) осуществление контрольных проверок правильности проведения инвентаризации, а также выборочные инвентаризации ценностей в местах их хранения и переработки в межинвентаризационный период;

г) рассмотрение объяснений, полученных от лиц, допустивших нарушение;

д) внесение предложений о порядке регулирования выявленных недостач и потерь от порчи ценностей;

е) принятие конкретных предложений о мерах по результатам инвентаризации.

9. Для непосредственного проведения инвентаризации имущества создается рабочая инвентаризационная комиссия в составе не менее чем из трех человек.

В организациях с численностью до 3-х человек инвентаризационные комиссии не создаются. Ответственность за проведение инвентаризации возлагается на руководителя.

Рабочие инвентаризационные комиссии:

а) осуществляют инвентаризацию ценностей в местах их хранения и производства;

б) совместно с бухгалтерией организации участвуют в определении результатов инвентаризации и разрабатывают предложения по возмещению недостач и зачету излишков, выявленных при инвентаризации, а также участвуют в оформлении необходимых документов по списанию недостач в пределах норм естественной убыли;

в) вносят предложения по вопросам хранения ценностей, а также реализации неиспользованных ценностей, списания имущества, утратившего свои первоначальные качества или морально устаревшего;

г) несут ответственность за:

1) своевременность и соблюдение порядка проведения инвентаризации в соответствии с решением руководителя организации;

2) полноту и точность внесения в описи фактических данных об остатках запасов, денежных средств, дебиторских и кредиторских задолженностей и так далее;

3) правильность указания в описи отличительных признаков ценностей (тип, качество, марка, размер, порядковый номер по описи, инвентарный номер), согласно которым определяется их стоимость;

4) правильность и своевременность оформления материалов инвентаризации в соответствии с установленным порядком.

10. Комиссия по возможности должна состоять из лиц с соответствующей технической и экономической подготовкой, которая бы обеспечила своевременное и качественное проведение инвентаризации имущества, включая и профессиональную оценку состояния элементов собственности.

Членами инвентаризационной комиссии не могут быть материально ответственные лица участка, подлежащего инвентаризации, а также бухгалтерские работники, которые отвечают за учет соответствующего хозяйства, за исключением организаций, в которых бухгалтер числиться в единственном числе. Инвентаризация имущества может проводиться сотрудниками организации, физическими или юридическими лицами на основании заключенного с ними договора.

Инвентаризационные комиссии (постоянно действующие и рабочие) создаются в составе:

а) председателя комиссии - руководителя организации (подразделения) или его заместителя;

б) членов инвентаризационных комиссий, которыми могут быть:

1) работники бухгалтерии, а в организациях, где учет ведется специализированной организацией - представитель специализированной организации;

2) представители структурных подразделений (служб);

3) компетентные специалисты;

В случае необходимости, при работе комиссии может присутствовать независимый эксперт или аудитор.

В организациях с численностью до 3-х человек инвентаризационные комиссии не создаются. Ответственность за проведение инвентаризации возлагается на руководителя.

Члены инвентаризационных комиссий привлекаются к ответственности за внесение в описи заведомо неправильных данных о фактических остатках ценностей, дебиторской и кредиторской задолженности с целью сокрытия недостач и растрат или излишков материальных и других ценностей в порядке, установленном действующим законодательством.

Вопрос.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...