Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Биологическая и социальная адаптация, понятие адаптивности иностранных студентов.

В биологии, медицине и физиологии «адаптация» понимается как приспособление организма к новым природно-климатическим условиям. В этом же значении употребляется термин «акклиматизация». Биологическая адаптация может выражаться в форме приспособления человека к временным поясам и акклиматизации в новых природно-географических условиях.
«Социальная адаптация» предполагает процесс активного приспособления к условиям социальной среды, она осуществляется непрерывно. Обычно это понятие связывается с кардинальными изменениями в деятельности и поведении личности.
Принято выделять два типа социальной адаптации: активный тип, характеризующийся преобладанием активного воздействия на социальную среду, и пассивный тип, определяющийся пассивным, конформным принятием целей и ценностных ориентацией социальных групп, в которых общаются иностранные студенты.

Успешная адаптивность личности студента приводит к получению позитивных результатов как в основной сфере деятельности (учебе), так и других сферах, формирует у него стабильность в поведении и уверенность. Вместе с тем в отдельных случаях это может привести к завышенной самооценке и снижению интенсивности мотивов в достижении более высоких результатов.
Точно так же неадаптивность, с одной стороны, может привести к более настойчивой и целеустремленной работе иностранного студента над собой для достижения позитивных результатов в учебе и других сферах деятельности. С другой стороны, при частых неуспешных попытках достигнуть цель неадаптивность может превратиться в дезадаптивность. В дальнейшем после пребывания в таких ситуациях у иностранных студентов могут сформироваться неуверенность в своих силах, подавленность и апатия, даже акцентуации и невротические состояния. Таким студентам необходимо оказание медицинской или психологической поддержки.
На индивидуальном уровне контакты мигрантов с чужой культурой могут привести к успешной адаптации, или, наоборот, к психосоматическим расстройствам, ощущениям депривации в новой среде, путанице в ценностных ориентациях и ролевом поведении местного населения и т.д. Данное явление было названо К. Обергом «культурным шоком» [18]. Позже Д. Берри, Я. Путинга, М. Сегалл и П. Дазен предложили вместо названного понятия использовать термин «стресс аккультурации». Динамика данного явления включает три этапа: 1) приподнятость настроения, 2) депрессивное состояние и 3) появление чувства уверенности, удовлетворенности.
Было также установлено, что успешность культурной адаптации зависит от степени сходства (или различия) культуры к которой принадлежит мигрант, и культуры, в которой он оказывается, а также от его индивидуально-психологических особенностей.

 

Факторы, влияющие на адаптацию иностранных студентов в российских вузах. Одним из важнейших факторов, влияющих на адаптацию иностранных студентов, являются трудности учебного процесса. Во-первых, подавляющее большинство абитуриентов, приезжающих на учебу в российские вузы, заканчивают национальные школы в своих странах и не имеют опыта учебы в университетах. Обучение в университетах существенно отличается от учебы в школах (в университетах значительная самостоятельность у студентов; контроль со стороны родителей практически отсутствует).
Во-вторых, приезжающие в Россию иностранные студенты, в большинстве случаев не имеют опыта учебы за границей. Это создает для них дополнительные трудности (учебные, экономические, бытовые и др.). Конечно, основная проблема для них — языковая (не у всех студентов развиты языковые способности, русский язык для них является достаточно трудным). Таким образом, кроме биологической адаптации в (поясно-временной и климатической), иностранные студенты испытывают дополнительную нагрузку, связанную с социально-психологической адаптацией к новому виду деятельности (учебе в вузе), социальной адаптацией к социально-экономическим и социально-бытовым условиям (проживание в общежитии), социальному окружению и др. Все это, естественно, требует от иностранных студентов больших физических и психических ресурсов, их быстрой мобилизации для быстрого и эффективного решения учебных задач (сдачи курсовых работ, зачетов и экзаменов и др.). В силу этих обстоятельств у студентов проявляются адаптационные признаки, вызванные учебной деятельностью (беспокойство, волнение, усталость и др.).
Ситуации и факторы, которые вызывают у иностранных студентов психологические трудности в процессе адаптации. Результаты контент-анализа ответов иностранных студентов, на вопрос о том, какие факторы влияют на их адаптацию в России, расположились в следующем порядке:
1) недостаточно хорошее знание русского языка и трудности его освоения;
2) климатические условия;
3) трудности установления контактов с русскими;
4) трудности адаптации к учебному процессу;
5) трудности адаптации к студенческому коллективу;
6) трудности адаптации к профессорско-преподавательскому составу;
7) трудности адаптации к бытовым условиям проживания в общежитиях;
8) трудности адаптации к российской действительности (их поражает социально-правовая и криминальная ситуация в городах, в которых живет население страны).
При адаптации иностранных студентов в российских вузах у них могут появляться и новые проблемы, связанные с употреблением наркотиков, спиртных напитков и др.
В том случае, если процесс адаптации у отдельных иностранных студентов затягивается или идет не очень успешно, у них могут проявляться хронические заболевания или появляться новые [2].
Изменение в психологическом облике иностранных студентов в процессе их адаптации вузах. Специальных исследований по выявлению изменения национального стереотипа весьма мало. В студенческие годы происходит активное формирование всех структур личности иностранного студента, осуществляется социализация и этнизация (формирование национального самосознания), происходит обогащение жизненного опыта за счет общения с представителями разных народов, обучающихся в вузах. Одновременно происходит и профессиональное становление студента как будущего специалиста. В тех случаях, если иностранные студенты в летние каникулы уезжают на родину, они сравнивают приобретенный жизненный опыт в нашей стране с реальностями своей страны. Они находят там как позитивные стороны, так и недостатки. Часто после возвращения в другую страну, например в Россию иностранные студенты как бы заново критически переоценивают условия данной страны.
В процессе учебы в вузах у иностранных студентов заканчивается формирование этнической идентичности, т.е. происходит четкое осознание своей национальной принадлежности. Этому способствуют контакты иностранных студентов со своими земляками, в том числе с представителями своей национальности, которые оказывают поддержку студентам своих стран. Кроме того, разнообразные межэтнические контакты иностранных студентов с окружающими их студентами из разных стран, общение с профессорско-преподавательским составом, а также со студентами из других вузов, случайными контактами из числа жителей нашей страны и представителями правоохранительных органов способствуют формированию адекватного национального самосознания, критической самооценки и этнической толерантности.
Исследования проводившиеся в России на базе Российского университета дружбы народов. Москва. Создали программу по адаптации для иностранных студентов. Единственный в мире вуз, в котором одновременно обучаются студенты из более чем 150 стран. В результате проведенных тренингов в 1997— 1998 и 2007—2009 гг. иностранные студенты постепенно освобождались от стереотипного восприятия представителей других этнических групп, в том числе русских. Иностранные студенты стали адекватнее воспринимать, понимать и оценивать участников тренингов. Кроме того, у студентов сформировались достаточно устойчивые навыки и умения установления межэтнических контактов.
Межэтническая тренинговая подготовка способствовала формированию активной самооценки у иностранных слушателей, проявившаяся в адекватной этнической самоидентификации среди многих ее участников. Вместе с тем представители отдельных этнических групп не сообщали о своих ощущениях. По словам представителей этих народов, в их этносах не принято «на людях» обсуждать свои переживания и чувства (особенно в присутствии иностранцев, так как это снижает самооценку и авторитет).

Результаты письменного опроса по адаптации участников тренинга в нашей стране (это были иностранные студенты) свидетельствуют о следующем. Более 60% участников полагают, что они адаптировались к образу жизни русских людей на «хорошо» и «удовлетворительно». Наибольшее затруднение при адаптации у них вызывали природно-географические условия нашей страны и незнание ими экономических условий жизни России. Изменение политической и социально-экономической ситуации в России вызывали у них не только психологический дискомфорт, но даже шок. По мнению участников, из всех категорий русских им более приятно было общаться с преподавателями (примерно 63%).
В ходе выполнения программы ее участники стали точнее прогнозировать поведение друг друга как по этнопсихологическим (групповым) характеристикам, так и по индивидуально-психологическим особенностям каждого студента. Это свидетельствует о том, что во время тренинга у студентов появилась идеографическая наблюдательность (сензитивность), связанная с пониманием уникальности каждого человека и дистанциирование от типологических этнопсихологических характеристик.
В Беларуси - в БГУ есть программы. Психологическое консультирование иностранных студентов было организовано на базе Психологической службы БГУ в форме индивидуальных, групповых консультаций, а также консультаций с посредниками (за 2013 г. 148 обращений, 123 человека), из них 10 обращений в кризисной ситуации. Основной тематикой консультаций были вопросы по организации учебной деятельности, жизнедеятельности, межличностных отношений, самопознанию, саморазвитию, командообразованию, сплочению, а также по оказанию психологической помощи в кризисных ситуациях.

Языковое сопровождение психологической и педагогической деятельности Для языкового сопровождения психологической и педагогической деятельности при решении индивидуальных проблем иностранных студентов по мере необходимости привлекались сотрудники университета, владеющие иностранными языками, а также студенты старших курсов в качестве переводчиков.

Установлено, что наиболее часто в типичных ситуациях учебы и межличностного общения испытывают затруднения иностранные студенты из стран Африки, Азии и Латинской Америки.
Вывод: процесс эффективного психологического сопровождения иностранных студентов требует конструирования особой среды жизни и обучения, основными составляющими которой являются социально-коммуникативная, предметно-пространственная и образовательная компоненты.

Успешность социальной адаптации зависит от целей, потребностей, мотивов и ценностных ориентаций иностранного студента. Успешность социальной адаптации зависит от того, насколько иностранный студент воспринимает и осваивает социальные роли и связи в нашей стране.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...