Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Соответствующие уровни государственной и муниципальной власти получили право осуществлять приватизацию объектов собственности.

В частности, к объектам федеральной собственности этими правовыми актами были отнесены: федеральный бюджет; федеральные энергетические системы; ядерная энергетика; федеральные связь, транспорт и инфраструктура, включая железные дороги, гидротехнические и портовые сооружения, системы аэронавигации и диспетчерского управления, аэродромные сооружения в федеральных аэропортах; атомные ледоколы; атомные электростанции; имущество Центрального банка РФ и почты; военное имущество; ракетно-космический комплекс; федеральные памятники исторического и культурного наследия; природные ресурсы, федеральная земля, лесные ресурсы и многое др.

Соответствующие уровни государственной и муниципальной власти получили право осуществлять приватизацию объектов собственности.

В связи с этим наиболее конкретный перечень объектов собственности, отнесенных к разным властным уровням, можно найти в государственных программах приватизации. Всего их было три редакции, но в части разграничения объектов приватизации они мало чем разнятся. Последний вариант такой программы приватизации был утвержден Указом Президента РФ от 22 июля 1994г. №1535 и действовал до конца марта 2003 года с незначительными изменениями и дополнениями.

-------------------------------

 

По вопросу №3 Распоряжение и управление государственной (муниципальной) собственностью

Каждый уровень власти обязан организовать эффективное управление вверенным имуществом. Это очень сложная и многоаспектная управленческая задача. При этом в управленческой практике управление государственной и муниципальной собственностью распадается на две качественно различные сферы.

1. Управление в рамках реализации правомочия распоряжения объектами собственности (обычно в учебной литературе это называют - управление преобразованием собственности ).

 

2. Управление в рамках реализации правомочий владения и пользования объектами собственности (иначе это называют - управление функционированием или использованием).

 

* К первой сфере относятся управленческие решения, связанные с распоряжением (определением «судьбы» объекта), что особенно наглядно выражается в разных формах отчуждения объектов собственности, как-то:= разграничение объектов собственности между разными уровнями власти и иными субъектами; приватизация государственного и муниципального имущества в разных формах; национализация (деприватизация) имущества; передача имущества на основании договоров, в том числе международных; внесение недвижимого имущества в уставные капиталы частных хозяйственных обществ (форма приватизации); дарение; отчуждение имущества по решению суда, купля-продажа объектов собственности и иные способы отчуждения.

-------------------------

* Вторая сфера управленческих решений в рамках правомочий владения и пользования включает:

*обеспечение функционирования объекта вообще и целевого использования в частности, в том числе в рамках частных компаний – к примеру, обеспечение использования государственных причалов и гидросооружений в морских и речных портах по назначению; аэродромных сооружений, аэронавигационного и диспетчерского оборудования в аэропортах, объектов ЖКХ и иного социального назначения (особенно нередки злоупотребления в части нецелевого использования остающегося у государства после приватизации предприятий недвижимого имущества);

* передача имущества и имущественных комплексов в хозяйственное ведение или оперативное управление государственных (муниципальных) предприятий и учреждений;

*передача имущества по договору в доверительное управление (например, все атомные ледоколы России были переданы в доверительное управление ОАО «Мурманское морское пароходство»), в том числе долей, пакетов акций в хозяйственных обществах;

*передача имущества в аренду, заем, залог, заклад, безвозмездное пользование, на хранение и.т.п.

Очевидно, что во всех этих вариантах управленческих решений отчуждение объектов собственности не происходит. Изменяются лишь непосредственные субъекты пользования и владения объектами.

-----------------------

По вопросу №4. Необходимость, сущность и последствия приватизации государственной и муниципальной собственности в РФ

Фактическое крупномасштабное преобразование государственной и муниципальной собственности началось в России со второй половины 1992 года в форме приватизации, не имевшей аналогов в мировой истории по числу, по скорости и по расточительству одновременно приватизируемого массива объектов.

Только в ходе т.н. ваучерной массовой приватизации в 1992-1994 годах, то есть за полтора года, было приватизировано 112,6 тыс. предприятий и соотношение государственных и негосударственных основных фондов изменилось за это время в пользу последних как 42% против 58%. На рубеже 2000-х годов это соотношение фактически стабилизировалось на уровне 23% к 77%.

Согласно ст.1 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» от 21 декабря 2001 г. №178-ФЗ (третья редакция закона) под приватизацией понимается: «отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц».

*Основная цель приватизации - создание необходимых структурных и функциональных условий для перехода к рыночной экономике как наиболее эффективному способу общественного производства.

 

ИТОГИ: Громко провозглашенные в первой Госпрограмме приватизации (от 11 июня 1992г.) цели – создание широкого слоя частных собственников, обеспечение социальной защиты населения, ускорение роста эффективности производства, формирование эффективной структуры производства и др. или не были реализованы вообще, или же реализованы в уродливой форме.

К примеру, вместо создания конкурентной рыночной среды, возник рыночный рэкет и диктат монополий с неконтролируемым властями ростом цен на все товары. Вместо эффективного роста производства, постоянно до 2000 г. наблюдался абсолютный спад национального производства до общего уровня 50-60% относительно 1990 года.

*Крайне нетерпимое положение сложилось и существует с инновационным обновлением всего материального производства.

При этом в 2009 году относительно 1992 года производство составило: машин и оборудования - 72,1%;

- текстильного и швейного оборудования - 36,4%;

- транспортных средств - 80,8%;

- продуктов химической промышленности - 110%.

Загрузка производственных мощностей базовых предприятий промышленности в 2007-2009 годах колебалась в пределах 70%.

--------------------------

По вопросу №5:

Следует четко различать понятия «хозяйственная деятельность» и более узкое – «предпринимательство». Последнее является хозяйственной деятельностью, но сказать обратное нельзя. Хозяйственная деятельность существовала всегда, а вот предпринимательство нет.

Тысячи лет господствовало т.н. натуральное хозяйство. Товарный обмен и производство продуктов для продажи хотя и имели место, но носили вспомогательный характер. Только в период становления капиталистического, в своей основе рыночного, способа производства на западе Европы в 18-19 веках возникает и господствует качественно новая форма хозяйствования – п редпринимательская деятельность.

Его специфика: продукты производятся не для собственного потребления, а исключительно для продажи (на рынок) и принимают форму товаров; главной целью производства становится не получение продукта в натуральной форме, в том числе путем обмена, а стоимость в форме денежного эквивалента. И, как писал К.Маркс в знаменитом «Капитале», нужна не просто стоимость, а возросшая (прибавочная) стоимость (денежное выражение последней – прибыль).

*Именно получение максимально возможной прибыли – вот лейтмотив, квинтэссенция капиталистического, или что то же – предпринимательского способа хозяйствования.

Объяснение необходимости госсектора - см. о «фиаско рынка»(в теме 1.).

Вот лишь некоторые из них:

1.Невозможность удовлетворять основную часть многообразных социальных потребностей граждан (здравоохранение, образование, физическое и культурное воспитание, частично жилищно-коммунальные потребности, обеспечение безопасности граждан, охрана окружающей природной среды и др.) на рыночных условиях.

2. Полное или частичное, продолжительное или временное отсутствие частных инвестиций и предпринимательства в следующих случаях и условиях: в убыточных или низкорентабельных производствах; капиталоемких и долгоокупаемых производствах; в новых наукоемких, высокозатратных и, как правило, высокорисковых отраслях и производствах; в сфере фундаментальных научных исследований и дорогостоящих НИОКР; в сфере инфраструктурных (производственных, транспортных, социальных и др.) объектов общего пользования, в частности - мостов, тоннелей, магистральных автомобильных дорог, каналов, плотин, дамб и иных гидросооружений и др.; в сфере экологической, ядерной, радиационной, фитосанитарной, санитарно-эпидемиологической и прочей общественной безопасности; при необходимости создания не отдельных производств а целых отраслей, научно-технических и прочих комплексов (к примеру, ядерная энергетика и производство, тяжелое машиностроение, ракетно-космическая отрасль, электронная промышленность, оборонные объекты, комплексы вооружений и военной техники и т.д.); в сфере борьбы с чрезвычайными ситуациями, природными стихийными бедствиями, борьбы с терроризмом и обеспечения государственной безопасности и т.п.

3.Невозможность решения социально-экономических проблем отсталых регионов, особенно по причине неблагоприятных природно-климатических условий.

4.Полная индифферентность рыночной экономики и частного предпринимательства к решению «перспективных проблем», отсутствие инвестиций в «будущее», в том числе в предотвращение неблагоприятного хода экономических событий.

5.Неэффективность рыночных механизмов и частного предпринимательства без государственного вмешательства в сферы хозяйственной деятельности, относимой к так называемым естественным монополиям, особенно на стадии их создания - газо-нефте-тепло-водо-трубопроводы, железные дороги, магистральные линии электропередач, электросвязь, космические телекоммуникации, почтовая связь, диспетчерские центры управления в данных и иных отраслях и др.

6.Невозможность решать наиболее актуальные производствен-ные, социально-экономические и научно-технические задачи в ускоренном и системном режиме в связи с особенностями политической, военной и кризисной социально-экономической обстановки (когда «время не терпит»).

----------

Этого перечня вполне достаточно, чтобы понять, сколь велика и незаменима роль государства в экономической жизни любой развитой страны. Сухая статистика свидетельствует, что доля государственного сектора в основных фондах и производстве ВВП всех развитых стран в среднем составляет одну треть.

-----------------------------

Содержание (состав) государственного сектора РФ

Состав государственного сектора для практических нужд был установлен постановлением Правительства РФ от 4 января 1999г. №1 за подписью Е.М.Примакова «О прогнозе развития государственного сектора экономики Российской Федерации».

 

1. Государственные унитарные предприятия, в том числе казенные.

2. Государственные учреждения.

3. Хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% акций (долей) находятся в государственной собственности.

4. Хозяйственные общества, в уставном капитале которых более 50% акций (долей) находятся в собственности хозяйственных обществ, относящихся к государственному сектору экономики.

 

*примечание: из данного перечня, включающего и государственные учреждения, следует: госсектор отождествляется с сектором государственного хозяйствования, но не государственного предпринимательства).

 

*К данному перечню следует добавить и все возникшие в 2006-2009 годах «Государственные корпорации» типа «Росатом», "Ростехнологии", "Олимпстрой» и т.д.

 

В связи с этим Госкомстату России было поручено отражать принадлежность организаций и предприятий к государственному сектору экономики в «Едином государственном регистре предприятий и организаций, а Минэкономразвития РФ разработать систему показателей, характеризующих деятельность государственного сектора экономики Российской Федерации.

Иными правовыми актами Правительства РФ отраслевым министерствам предписывалось, по согласованию с Мингосимуществом РФ, определять величину (процент) чистой прибыли государственных предприятий, подлежащей перечислению в федеральный бюджет.

 

*Порядок управления ФГУпами подробно установлен в ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях от 14 ноября 2002г №161-ФЗ.

В 2011 году численность ФГУП составляла около 3300 ед., в том числе 2600 ед. - на коммерческой основе. Остальные убыточны.

-----------------------------------------------------

 

О Значении и преимуществах крупных хозяйственных образований под контролем государства - госхолдингов и госкорпораций:

Французский экономист Франсуа Перу обосновал в средине прошлого века концепцию «доминирующих единиц». К таковым он относил мощные промышленные корпорации, а главной доминирующей силой называл государство. Частные монополистические группы неоднородны, развиваются по своему усмотрению и неравномерно, вследствие чего возникает их несовместимость с государственными программами.

В качестве арбитра и координирующей силы должно обязательно выступать государство в целях достижения согласованных действий и гармоничного роста. Эти идеи были успешно реализованы в практике экономического развития Франции в 70-80-е годы ХХ в.

 

-----------------------------

Преимущества крупных государственных хозструктур для России:

1.Совокупность экономически и технологически обособленных предприятий формируется в единый производственно-технологический и организационно-хозяйственный комплекс. Это означает, что восстанавливаются ранее порушенные кооперационные связи при четком определении специализации каждого из предприятий - товарно-модельной, технологической, детально-компонентной. Каждое производственное звено работает не только на себя, но и на конечный результат всего комплекса.

2. Разрешаются ранее непреодолимые проблемы рыночного сбыта продукции, включая выход на международные рынки; портфель заказов формируется на ряд лет вперед благодаря качественному маркетингу и государственной поддержке, исключению недобросовестной конкуренции, налаживанию сервисного обслуживания реализованной технической продукции.

3. Централизация части финансовых ресурсов в холдинге позволяет содержать и развивать работающий в интересах всех предприятий единый научно-технический потенциал – НИИ, КБ, стендово-испытательную базу и др. инфраструктуру.

4. Повышается системная управляемость предприятий в едином комплексе, инновационность их производственной деятельности, качество выпускаемой продукции и, как следствие, резко возрастает конкурентоспособность товаров и способность госхолдинга противостоять крупным зарубежным монополистическим компаниям и группам на мировых рынках.

5. Обеспечивается необходимая государственная поддержка в любых возможных формах - государственные заказы, софинансирование проектов, доступность государственной интеллектуальной собственности, строительство необходимых инфраструктурных объектов, экспортно-импортное субсидирование, продвижение продукции на внешние рынки, налоговые и прочие льготы и др. (обособленным же предприятиям государство не может практически оказывать помощь в таких формах).

* Комментарии реальной практики подтверждают эти тезисы.

 

 

Тема 6. Государственное регулирование инвестиций и инновационной пересиройки экономики (2 часа)

Вопросы:

1. Понятие «Инвестиции» (инвестиционная деятельность) и их виды.

2. Необходимость, содержание и способы государственного регулирования инвестиций.

3. Необходимость и содержание инновационной перестройки экономики.

 

Вводные положения: всякое расширенное воспроизводство возможно только через превращение части полученного дохода в капитал (К.Маркс), то есть через процесс накопления капитала.

Рекомендуемая норма накопления (инвестиции в основной капитал) - 30-35% к ВВП; в России в лучшем 2007 году - 21,2%. Нормативная величина в 28% будет достигаться согласно "Концепции 2020" только к 2020 году.

Накопление = приращение производительного капитала осуществляется через инвестирование средств в любой возможной форме.

---------------------------------

Вопрос №1: Инвестиции = результат инвестиционной деятельности = практическое вложение средств в капитал любой формы с целью получения дохода в будущем (для частного капитала) и социального эффекта - в части государственных инвестиций.

 

Инвестирование всегда означает отвлечение средств из текущего потребления во имя будущих доходов или социальных эффектов (в этом и есть смысл накопления капитала).

 

*Если для частных лиц цель инвестиций - получение дохода, то для государства - способ обеспечения роста экономики, модернизации экономики; структурной и инновационной перестройки экономики; создания объектов социальной и производственно-транспортной инфраструктуры; ускоренного развития наиболее проблемных отраслей и производств; разрешения всех проблем «фиаско рынка» и обеспечения вопросов экологической и национальной безопасности.

Следовательно, государство обязано регулировать инвестиционную деятельность всех хозяйствующих субъектов, направляя ее для решения вышеуказанных задач как стратегически значимых.

 

*Классификация инвестиций:

 

· по функциональному назначению:

- прямые = в производительный капитал, или в Уставный Капитал при приобретении не менее 10% акций общества;

- финансовые = в ценные бумаги, депозиты, ссуды, векселя и т.п.

в том числе= портфельные - для получения спекулятивного дохода.

· по срокам = кратко-средне-долгосрочные,

· по субъектам = государственные, частные и т.д,

· по источникам средств = собственные, привлеченные,

· по возвратности = возмездные, безвозмездные,

· по объектам = производственные, непроизводственные и др.,

· по методам осуществления = на экономических или же административных основаниях,

· по объемам = валовые (включая амортизационные средства) и чистые (за счет прибыли, кредитов).

· по характеру = централизованные или децентарлизованные,

· иные…….

 

Вопрос № 2. Опыт СССР показал: за счет централизованных государственных инвестиций решаются самые грандиозные задачи -

ракетно-ядерное перевооружение, исследование космоса (в том числе программа Энергия - Буран стоимостью в 15 млрд. долл.), строительство крупнейших гидроэлектростанций, Бама и др.

Другой - негативный опыт - самоустранения государства показал:

С 1991г. по 1998 год включительно наблюдалось ежегодное абсолютное уменьшение инвестиций в основной капитал. В итоге за этот период их величина уменьшилась в 4 раза, а в производственные основные фонды в 6,6 раза. Доля накопления к ВВП =10-12%, что в 3-3,5 раза меньше необходимой; доля в инвестициях всех бюджетов власти - 20-22%, федерального бюджета - 6-10%.

Коэффициент обновления ОПФ = снизился с 6,3% до 1,8% в конце 90-х годов., а начиная с 2007 года - 4 - 4,4%. Отсюда их изношенность до настоящего времени 45 - 55 и более процентов в среднем пот отраслям.

Число металлорежущих станков, по данным Росстата, уменьшилось с 118 тыс. ед. в 1980г. до 6,885 тыс. ед. в 2000г и до 4,847 тыс.ед. в 2008 году. Станкостроительная промышленность теперь практически отсутствует.

Общий итог - падение ВВП на 40%, промышленного производства до уровня 51%.

*При этом «герои - либералы», возглавлявшие экономический блок правительства РФ до 2006 года, рекомендовали: государство не должно заниматься инвестиционной деятельностью.

--------------------------

Госрегулирование инвестиционной деятельности предполагает выработку инвестиционной политики = целенаправленное обеспечение государством инвестиционной деятельности как условия эффективного воспроизводства материальных, природных и людских ресурсов в производственных и непроизводственных отраслях в расширяющихся масштабах.

Инвестиционная политика - это прежде всего определение главных целей инвестирования средств. К ним отнесены::

 

- вхождение в 5-ку стран по объему ВВП к 2020 году, при среднегодовом темпе прироста ВВП - 6,5%, приросте

инвестиций ежегодно в 10-11%.

- модернизация основного капитала во всех отраслях,

- формирование прогрессивной экономической структуры, в том числе в региональном разрезе (повышение доли МСК в про- мышленности с 14,9% до 23% к 2020 году; химической

отрасли - с 6,9% в 2007г. до 12% в 2020г.),

- перевод экономики на инновационные рельсы развития,

- обеспечение существенного роста благосостояния граждан,

- обеспечение оборонной и иной национальной безопасности.

……………………….

Согласно ст.11 ФЗ «Об инвестиционной деятельности в РФ, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 25.02.1999г. №39 госрегулироване включает:

 

А) правовое регулирование условий инвестдеятельности (косвенное регулирование) = все методы налогового, таможенного амортизационного, льготы, субсидирование процентов по кредитам на покупку техники и прочее стимулирование.

Б) прямое участие государства в инвестдеятельности.

-разработка, утверждение и финансирование инвестиционных программ и проектов,

- прямые инвестиции в предприятия госсектора,

- инвестирование акционерных компаний с получением в зачет долей в уставном капитале,

- строительство спецобъектов, иных объектов инфраструктуры,

- софинансирование проектов через холдинговые компании, «государственные корпорации» (Росатом, Роснано…. и др.),

- софинансирование в рамках государственно-частного

партнерства,

- софинансирование в рамках создания и реализации проектов ОЭЗ, наукоградов, технопарков и др.

 

*При этом используются следующие организационно-финансовые формы = так называемые "Институты развития":

 

* Инвестиционный фонд РФ (решение о создании - от 23.11.2005г., реально функционирует с 2006 года),

· ГК «Банк развития» - ВЭБ (образован в 2006 г.),

· Россельхозбанк; Росагролизинг;

· ОАО «Российская венчурная компания» (доля госу-ва -100%),

· ГК "РОСНАНО";

· Российский фонд производственных инноваций;

· Российский фонд информационно-коммуникационных технологий;

· Российский фонд фундаментальных исследований;

· Российский фонд технологического развития;

· Российский гуманитарный научный фонд;

· Фонд содействия развитию малых форм бизнеса в научно-технической сфере;

· Агентство по ипотечному жилищному кредитованию;

· Госкорпорация по реформированию ЖКХ;

· Фонд содействия развитию ЖКХ;

· Совместный с Казахстаном Евроазиатский банк развития -ЕАБР.

 

Нефинансовые институты развития: ОЭЗы, технопарки, бизнесинкубаторы, центр "Сколково", наукограды, центры трансфера технологий, центры коллективного пользования, ГК "Росатом", ГК "Ростехнологии" и др.

 

Новые решения:

По указанию Президента РФ Д.Медведева:

1. С августа 2011 года введен институт инвестиционных уполномоченных в каждом федеральном округе с целью обеспечения нормальных сроков утверждения инвестпроектов в регионах.

2. В целях привлечения иностранных инвестиций в сентябре 2011 г образован Российский (государственный) Фонд прямых инвестиций в объеме до $10 млрд.

 

** Источники финансирования инвестиций:

-частные, в том числе зарубежных инвесторов,

- мобилизация кредитных ресурсов и государственных займов,

- Бюджетным Кодексом РФ предусмотрено финансирование: из Инвестфонда РФ; долгосрочных целевых программ; федеральных адресных инвестиционных программ по объектам капитального строительства; ведомственных целевых программ (ст. 179),

- а также - право выделять бюджетные средства для государственных гарантий под кредиты займы различных инвесторов.

……………………

* Перечни инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств федерального бюджета, образуют федеральные инвестиционные программы.

* Перечни инвестиционных проектов, финансируемых за счет средств бюджетов субъектов РФ, образуют региональные инвестиционные программы.

 

Информация: за 2007 год на все 47 ФЦП выделено 523,7 млрд. руб. из федерального бюджета; на 53 ФЦП в 2010 г израсходовано 740 млрд. руб.; на 54 ФЦП и две государственные программы в 2011 году предусмотрено в федеральном бюджете выделение 922 млрд. рублей.

В 2012 г. на финансирование 55 ФЦП предусмотрено выделение около 1трлн. руб. Однако по данным заседания правительства РФ 6 сентября 2012 г., освоено только 300 млрд. руб. (28%) от общей суммы, что хуже чем в 2011 году на данную дату.

-----------------------------

* Через Инвестиционный фонд РФ на конкурсной основе отбираются и финансируются крупные, в основном инфраструктурные, объекты и программы развития регионов (Урал-промышленный, Урал- заполярный, кольцевая дорога и тоннель в СПб., Развитие Забайкалья, Якутии и т.д…-всего 21 проект; в перспективе до 40-50 проектов).

Объемы финансирования из ИНВЕСТфонда РФ составили:

-в 2006г - 69,74 млрд. руб.;

- в 2007 г. - 265,34 млрд. руб.;

- в 2008 г. - 320,39 млрд. руб. (не реализовано);

- в 2009 г сокращено с 244,47 до 55,90 млрд. руб.;

- в 2010 году - 33,943 млрд. рублей.

- план на 2011 год - 63,8 млрд руб.

- план на 2012 год - 65,5 млрд. руб. (реально не более 38 млрд. руб.)

 

В 2009-2012 годах продолжается финансирование 15 из 21 утвержденных правительством РФ федеральных инвестпроектов (в 2010 г. на общую сумму 35 млрд. руб.. Общая их стоимость - более 1 трлн. руб., в том числе за счет средств госбюджета- 290 млрд. рублей.

----------------------------------------------------------------------

Примеры реализуемых общегосударственных инвестпроектов: - строительство кольцевой автомагистрали в г. Санкт-Петербурге «Западный скоростной диаметр» (общей стоимостью 212,7 млрд. руб.);

- строительство железнодорожной линии "Кызыл-Курагино" (общей стоимостью 131, 6 млрд. руб.);

-комплексное развитие "Нижнего Приангарья" (общая стоимость - 213,9 млрд.руб.); ‑ строительство нефтехимического комплекса в Нижнекамске

(стоимость -130,2млрд. руб.);

- межрегиональный мегапроект «Урал промышленный - Урал Полярный» (6,5 млрд. руб.);

- комплексное развитие «Южной Якутии» (10,4 млрд. руб.) и иные. Указанные программы комплексного развития включают: строительство предприятий разной отраслевой принадлежности, железных и автомобильных дорог, социальной инфраструктуры, энергетических и инженерных объектов и др.

Примечание: д о сентября 2008 года из Инвестфонда РФ финансировались только инвестпроекты о бщегосударственного значения (стоимостью не менее 5 млрд. рублей, с обязательным привлечением средств иных инвесторов в долей не менее 25%, сроком реализации проекта - не более 5 лет).

Но полученный положительный опыт и потребности регионов послужили основанием для распространения данного механизма и на финансирование региональных и межрегиональных инвестиционных проектов. Главным координатором при этом во взаимодействии федерального центра с регионами стало Министерство регионального развития Р Ф.

Стоимостный порог для региональных проектов снижен до 0,5 млрд. рублей, доля же участия частных инвесторов повышена до 50%. Предусмотрено, что бюджетные средства Инвестфонда РФ предоставляются на финансирование объектов капитального строительства, прежде всего - объектов транспортной, коммунальной, энергетической инфраструктуры, а также инновационных проектов.

Информация: в 2009-2012 годах финансируется 23 утвержденных Правительством РФ региональных инвестпроектов (только в 2010 г. на сумму в 33,94 млрд. рублей). При этом на 1 рубль бюджетных средств привлекается 3-5 руб. частных инвестиций.

Примечание: фактически все отмеченные каналы государственного инвестирования сопряжены с частнопредпринимательской деятельностью - через запуск механизмов т.н. государственно-частного партнерства -"ГЧП". Чем обширнее оно будет реализовано на практике, тем лучше и для общества и для бизнеса. Фактически все перечисленные ранее "фиаско рынка", особенно связанные с эгоизмом частного бизнеса, успешнее всего (судя по западному опыту) разрешать именно в формах "ГЧП".

ГЧП - это взаимодействие государства и частного бизнеса по выполнению общественно значимых инвестиционных проектов

……………………………………………………..

*Также на конкурсной основе отбирают и финансируют объекты из средств ГК «Банк развития» (1-й взнос государства - 230 млрд. руб.) и АКБ «ЕАБР» (1,5 млрд. $ только уставный капитал).

 

 

 

Валовые Инвестиции в основной капитал [2]

Табл. 4.1.

Годы Млн. руб. (в факт. ценах) (в 1995г. - млрд. руб.) В процентах к предыдущему году (в сопоставимых ценах)
    89,9
    117,4
    110,0
    102,8
    112,5
    113,7
    110,9
    116,7
    122,7
  8,78 трлн. р. 109,9
  7,97 трлн. р. 84,3
  9,15 трлн. р. 106%
  12, 8 трлн. р. 108,3%

 

Примечание: за 8 месяцев 2012 года прирост инвестиций составил 8,8% и имеет тенденцию к снижению, что недостаточно для обеспечения темпов роста ВВП свыше 4% в год.

 

*В 2009 году имело место падение инвестиций на 15,7%.

До и после кризиса о бъем инвестиций в основной капитал (норма накопления) колеблется в пределах 19 -20,5% ВВП (необходимая величина для догоняющих стран - 30-35% ВВП).

При этом доля инвестиций в НИОКР стабилизировалась на уровне 0,3% от общей суммы инвестиций в основной капитал.

 

Примечания: 1. В офшорах зарегистрировано до 70% всех крупных российских компаний. Как результат, из-за недобора налогов госбюджет страны теряет не менее $ 30 млрд. (экспертные оценки).

2. По инвестиционному рейтингу Россия устойчиво занимает в мире все последние годы места от 120 по 124.

…………………..

 

Вопрос №3. Необходимость инновационного развития и его регулирование

 

В макроэкономике существуют два типа воспроизводства:

- Экстенсивный и интенсивный (см тему 11).

В рамках необходимого интенсивного типа - сегодня наиболее эффективный фактор и ресурс экономического роста - инновационный путь развития экономики.

Оценка ситуации: общепризнано, что российская экономика совершенно не предрасположена и не восприимчива к инновациям. Значит, на частный бизнес, рыночный механизм вообще нельзя положиться. Что же делать в таком случае?

 

Причины и негативные факторы неприятия инноваций:

*возник огромный массив нелегитимной частной собственности после приватизации и продолжаются ее «переделы» = рейдерские захваты;

*в ходе приватизации интеллектуальная собственность не оценивалась как актив и потому огромные ее массивы утрачены, в том числе за рубеж вместе с оттоком кадров ученых. Научные подразделения НПО разрушались во имя захвата недвижимости;

* умышленное дробление НПО (комплексов) привело к разрушению, перепрофилированию объектов НИИОКР. Оставшиеся не могут себя финансировать, так как их научная продукция никому не нужна;

* Наличие высокодоходного бизнеса на поприще = сдачи объектов в аренду, торговли недвижимостью, сырьевыми ресурсами, монополистическое ценообразование и др. никак не побуждают бизнес вкладывать средства в высокорисковые инновации, к тому же не пользующиеся спросом;

* Отсутствие надлежащей нормативно-правовой базы в части охраны и оборота инновационных продуктов;

*отсутствие должного экономического стимулирования инновационной деятельности.

* значительный отток национального капитала за рубеж, регистрация крупных компаний в оффшорах - по оценке экспертов, около 70% производственных мощностей (работает психология временщика в России).

В силу изложенных причин российский бизнес в основной своей массе занял выжидательную позицию " временщика", не вкладывая средства не только в инновации, но и в обычное обновление фондов.

---------------------------------***----------------

К тому же "Инновационная модель" не развивалась сама по себе ни в одном государстве, т.е. на основе только рыночных механизмов. В разной степени в этом процессе главным регулятором всегда было государство.

Руководство России активно начало заниматься этим вопросом только со средины "нулевых годов". Теперь же принят основополагающий документ дальнейшего развития инновационной системы страны - " Стратегии инновационного развития 2020 " (утв. Распоряжением Правительства РФ от 8 декабря 2011г. № 2227-р).

Согласно этой "Стратегии", единственный способ перспективного развития экономики России заключается в переводе ее на инновационную модель развития.

Однако за последнее десятилетие, несмотря на принимаемые государством меры, преодолеть негативные тенденции не удалось (см. табл 1).

 

Если в Германии разработку и внедрение Инноваций осуществляют 71,8% предприятий промышленности, в Финляндии, Бельгии, Эстонии - 50-52%, то в России стабильно - около 9,5%.

Доля высокотехнологичной гражданской продукции России на мировых рынках составляет 0,25%; США - 13,5%, Китая - 16,3%, Германии - 7,6%.

 

Примечание: десятки лет до начала 90-х годов доля прямых расходов государства и бизнеса на НИОКР в процентах к ВВП составляла: в США - 2,3 - 2,8% (до 1992 г.), в Англии - 2,2%, в Франции 2 - 2,4%, в ФРГ - 2,5- 2,8%, в Японии 2,2 - 3,1%., в Италии - 2 -2,4%, в России 1,08% ВВП.

Все послевоенное время США колоссально наращивали государственное финансирование НИОКР - за 45 лет в 75 раз (с 940 млн. $ в 1949 г. до 70,43 млрд. $ в 1994 году). На рубеже 70 - х годов доля государственного финансирования НИОКР достигла максимума: в США - 64%, Франции - 63%, Англии - 57%, ФРГ- 49%.

 

*Сегодня США выделяет как государство около $400 млрд. на НИОКР (планируется увеличить эту долю до уровня в 3,4% ВВП).

 

Доля всех вложений в НИОКР в России - около 1,1% к ВВП; в 2012 году план - 1,4%, к 2020 году - 2,5- 3% (согласно "Концепции 2020"). Из них около 70% - это средства государства, соответственно бизнеса - 30% (в западных странах - пропорция обратная) Даже ОАО "Газпром" занял в 2010 году лишь 108 место в мире по абсолютной сумме вложений в НИОКР.

 

В 2010 г. из госбюджета на инновационные проекты всего выделено 419 млрд. руб., в 2011 г. - 742 млрд. руб.

…………………………………………

*Индикаторы инновационной деятельности в добывающих и обрабатывающих производствах, по производству и распределению электроэнергии, газа и воды в России

Табл.1.

Параметры/годы 2000г. 2003г 2006г 2009г 2010г
1. Уд. вес организаций, осуществляющих
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...