Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

О профессиональной подготовке практического психолога




В настоящее время в системе дошкольного воспитания ощущается острая нехватка специалистов-психологов, нередко должности психологов в дошкольных учреждениях занимают работники, не имеющие соответствующей подготовки. Безусловно, это должны быть опытные педагоги, имеющие высшее дошкольное образование.

Систематически изучая психологическую литературу и всеми доступными способами углубляя и совершенствуя знания по общей и детской психологии, полученные на дошкольном факультете (в частности, очень полезны стажировки на кафедрах психологии, в психологических центрах и т.п.), интеллигентный и вдумчивый дошкольный работник может успешно осуществлять «психологизацию» воспитательного процесса: вести психологическое просвещение педагогического персонала и родителей, содействовать созданию благоприятного психологического климата в детском учреждении, организовывать контакты детей разных возрастных групп между собой, укреплять связь и сближение воспитательной практики детского сада и семьи. Сложнее обстоит дело с изучением детских групп, выяснением взаимоотношений между детьми и выработкой рекомендаций по их нормализации. Но и это, в общем, доступно хорошему педагогу на основе изучения соответствующей литературы.

Совсем другое дело — индивидуальное психологическое обследование ребенка. Никакие материалы и печатные инструкции не могут здесь компенсировать отсутствие глубоких и разносторонних психологических знаний и личного опыта проведения обследований. Отсутствие необходимой квалификации, ориентация на формальные результаты выполнения тех или иных заданий может привести к грубым ошибкам в интерпретации полученных данных и в итоге — к выводам и рекомендациям, которые повредят развитию ребенка.

Поэтому лицам, исполняющим обязанности практических детских психологов, но не прошедшим специальной подготовки по проведению психологического обследования детей, необходимо либо такую подготовку получить, либо воздержаться от проведения обследований, ограничившись наблюдением за детьми, за их поведением в различных ситуациях в детском саду и семье. Следует особо подчеркнуть, что самообразования в этом случае совершенно недостаточно. Самостоятельно овладеть профессиональными знаниями и умениями практического психолога так же невозможно, как, например, профессией врача.

Таким образом, в период становления психологической службы в дошкольных учреждениях возможно использование специалистов двух уровней подготовки: начального уровня, включающего высшее дошкольное образование в сочетании с повышением психологической квалификации и психологическим самообразованием, и высшего уровня, предполагающего профессиональное овладение практической психологией. В дальнейшем необходимо обеспечить переход всей психологической службы на профессиональный уровень.

Предлагаемый выше набор диагностических методик рассчитан только на профессиональных психологов, подготовленных к практической работе с детьми дошкольного возраста или на дошкольных работников, прошедших специальное обучение практической психологии. Он основан на многолетнем опыте работы психологической консультации при Лаборатории развития способностей и творчества Исследовательского центра семьи и детства РАО (ранее — НИИ дошкольного воспитания АПН СССР). Часть методик разработана сотрудниками лаборатории, другие позаимствованы из различных отечественных и зарубежных источников и, как правило, модифицированы применительно к возрасту обследуемых детей.

Набор методик следует рассматривать как сугубо ориентировочный, один из многих возможных. Квалифицированный психолог может заменять отдельные методики другими, имеющими ту же направленность. Так, например, методика «Два дома» вполне заменима социометрическим экспериментом в варианте «Выбор в действии». Кроме того, нет необходимости обязательно применять при обследовании ребенка все методики, рекомендуемые для данного возраста. Методики могут подбираться индивидуально для каждого ребенка в зависимости от собранных о нем сведений и собственного впечатления психологов, полученного в результате предварительного наблюдения.

В конечном счете как проведение обследования детей, так и все остальные виды работы психолога в детском саду, обозначенные в настоящем руководстве, определяются уровнем его профессиональной квалификации.

Приложение 1

АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

1. Ребенок:

а) фамилия, имя
б) сколько лет, месяцев

2. Мать:

а) фамилия, имя, отчество
б) год рождения
в) образование, специальность, место работы

3. Отец:

а) фамилия, имя, отчество
б) год рождения
в) образование, специальность, место работы

4. Состав семьи (кто постоянно живет с ребенком)

5. Есть ли другие дети, их возраст, каковы взаимоотношения с ними

6. К кому из членов семьи ребенок больше привязан

7. Была ли патология беременности, родов (какая)

8. Часто ли ребенок болеет, какие тяжелые заболевания, травмы перенес

9. Основные виды игр и занятий дома

10. Какие игрушки любит, кто их убирает

11. Ведутся ли развивающие занятия дома, какие, насколько часто

12. Какие кружки, секции посещает ребенок

13. Часто ли в Вашем доме бывают гости (чаще 1 раза в неделю, чаще 1 раза в месяц, реже); кто они

14. Насколько часто Вы с ребенком ходите куда-нибудь и куда

15. Как Вы наказываете ребенка (перечислить). Какая мера наказания наиболее действенна

16. Какая мера поощрения наиболее действенна

17. Посещает ли ребенок детский сад, сколько времени, как относится к посещению детского сада

18. Какие у ребенка отношения с детьми. Есть ли трудности (какие)

19. Что Вас беспокоит в ребенке

20. Что Вы хотели бы узнать и какие советы получить от нас

Приложение 2

Шкала перевода общих суммарных показателей (сумма стандартных баллов) по методикам «Эталоны», «Перцептивное моделирование», «Схематизация» и «Систематизация» в стандартный балл. Подготовительная к школе группа.

Стандартизация осуществлена в марте 1995 г.

Шкала перевода первичных («сырых») баллов в стандартные. Подготовительная к школе группа.

(Стандартизация осуществлена в марте 1995 г.)

* Теоретические принципы диагностики и стандартизации, оценка надежности, диагностической и прогностической валидности методик изложены в книге «Диагностика умственного развития дошкольников» / Под ред. Л.А. Венгера и В.В. Холмовской. М.: Педагогика, 1978. В настоящем издании приведены новые данные по стандартизации методик.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...