Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Европейское и американское искусство в межвоенные десятилетия.




Сюрреализм

«Сюрреализм представляет собой чистый психологический автоматизм с помощью которого - словами, рисунком или любым другим способом - делается попытка выразить действительное выражение мысли» (А. Бретон).

Сюрреализм как художественное течение просуществовал с 1924 г. по 1969 г. Первым сюрреалистическим сочинением стала книга Андре Бретона и Филиппа Супо «Магнитные поля». В 1924 г. был опубликован «Первый манифест сюрреалистов». Сюрреализм, сначала возникший в литературе, распространился затем на пространственные искусства.

Первая выставка художников-сюрреалистов, состоявшаяся в 1925 г. в Париже, объединила Джордже де Кирико, Пауля Клее, Макса Эрнста, Хуана Миро и Пабло Пикассо. Столь разных художников на время объединило стремление проникнуть в те состояния психики, которые более не контролировались и не сдерживались разумом. Творчество душевнобольных, разные виды патологии оказались привлекательными для сюрреализма.

Своими предшественниками сюрреалисты считали И.Босха, Ф.Гойю, создававших странные фантасмагории, поражающие воображение. Их привлекли образы поэтов, ушедших в безумие - Гельдерлина, Лотреамона. Стилистические очертания сюрреализма расплывчаты. Для сюрреалистов было общим стремление преодолеть границу между сном и явью, высвободить энергию бессознательного. Их интересовали пограничные состояния человека - между сном и бодрствованием, на грани нервного срыва, бред и галлюцинации. Именно поэтому сюрреалисты, в том числе их лидер Андре Бретон, испытывали притяжение учения Зигмунда Фрейда о вечных, непознаваемых, иррациональных силах, таящихся в глубине человеческой психики. Фрейд считал, что в искусстве бессознательные силы психики проявляются непосредственно. Приемом художественного творчества сюрреалистов стало соединение несоединимого, означающее сближение предметов, между которыми невоможно установить логические связи. В живописи сюрреалистов постоянны такие первосимволы, как яйцо, вода, огонь, земля, дерево. Их интересовали метаморфозы - превращения предметов: во время одной из встреч члены кружка А. Бретона играли в слова. Каждый писал какую-то фразу, затем следующий продолжал, не видя начала. В одной из игр получилась фраза: «Изысканный труп выпьет молодое вино».

Параноико-критический метод - теоретическая система, которую начиная с 1929 г. разрабатывал Дали, определяя ее как «спонтанный метод иррационального познания, основанный на систематической и критической ассоциациях и бредовых интерпретациях». Целью метода являлось соединение бреда с критическим элементом, направленным на его конкретизацию.

Еще одним приемом сюрреалистов стал прием автоматического письма.

Исходя из этого принципа, Макс Эрнст натирал бумагу, положенную на пол, графитом. Получавшийся оттиск паркета давал неожиданные сочетания линий. Этот прием получил наименование «фроттаж» (натирание). Еще одним способом автоматического письма было копчение: на бумаге или холсте оставались следы от копоти свечи. Случайно появляющийся рисунок от пятна маслом, чернил или туши впоследствии дорабатывался. Бельгиец Рене Магритт (1898-1967) внес в сюрреализм систематическое разъединение слова и изображения, обман ожиданий, игру смыслов. Так, изобразив на полотне трубку, он называет картину «Это не трубка».

Каталонец Сальвадор Дали (1904-1989) был художником, сценаристом и поэтом. В 17 лет он поступил в Королевскую академию Изящных искусств в Мадриде, из которой был отчислен. Его связала в это время дружба с поэтом Лоркой. В 1927 г. Дали в первый раз едет в Париж, где знакомится с произведениями дадаистов и сюрреалистов. В 1928 г. в его жизнь входит Елена Дьяконова - «Гала» (по-франц. праздник), оказавшая на личность и творчество Дали колоссальное влияние. В 1929 г. Дали присоединяется к сюрреалистам. Вместе с Буньюелем создает фильм «Андалузский пес». За несколько лет он превращается в одну из ключевых фигур сюрреалистического движения.

В 30-е гг. Дали предлагает вместо автоматизма Бретона свою «параноидально-критическую» доктрину, которая вызвала вокруг его имени и творчества невероятную шумиху. Он умело поддерживал ее всю свою жизнь, творя миф о себе самом. В 1930-х гг. Дали создает полотна, в которых мастерски выписанные предметы показаны как бы через призму бредового сознания. Он применяет столкновение несовместимых реальностей, соединение несоединимого, просвечивание образов друг через друга. Таковы его работы «Мрачная игра», «Великий мастурбатор», «Непостоянство памяти». Названия его работ становятся провокативными («Частичная галлюцинация: шесть портретов Ленина на фортепиано», 1931; «Дождящее такси», 1938).

В 1940 г. Дали уехал с Галой в Нью-Йорк. Во второй половине 40-х гг. увлечение психоанализом Фрейда сменяется у художника пристальным интересом к атомной физике («Атомная Леда», 1947).

В 1948 г. возвращается в Испанию и в лоно католической церкви. В это время им созданы работы «Христос св. Иоанна на кресте», 1951, «Открытие Америки, или Мечта Христофора Колумба», 1959. В последние годы жизни Дали интересуется стереоскопической фотографией. В 1974 г. он открывает Театр-музей Дали. В 1984 г. Дали умирает в полном одиночестве.

Архитектура Европы и США 20 - 30-х гг.

Характерным для мировой архитектуры этого времени было сосуществование и конфронтация нескольких стилевых систем.

Стиль ар-деко

Ар-деко получил свое название после и от Международной выставки прикладного и декоративного искусства, состоявшейся в 1925 г. в Париже. Ар-деко и в США, и в Европе выступил как стилевое движение, стремящееся к обновлению форм, вобравшее приемы эклектики, национальной романтики, неоклассицизма, ар-нуво и протофункционализма. Среди приемов ар-деко - геометричность объемов, плоскостность фасадов, отсутствие карнизов и других членений по вертикали, лаконизм интерьеров, массивные парапеты, трубчатые поручни, частое применение скругленных углов.

Во второй половине 20-х гг. в архитектуре развилось направление, возникшее из соединения декоративности модерна, форм функционализма и формальных приемов авангардного искусства. «Ар-деко» было главным источником форм коммерческого декоративного искусства, применявшего дорогие материалы.

Характерная черта ар-деко - сочетание ясных геометрических крупномасшабных объемов с сильно деформированными ордерными элементами и скульптурным декором. Для ар-деко характерен интерес к экзотике, свобода обращения с традицией. Мастера ар-деко изучали и использовали новые материалы, конструкции и виды отделки. Ар-деко прибегал к обтекаемым формам, т.н. «стрим-лайн», линии уподоблялись формам автомобилей, самолетов, этим выражался техницизм эпохи. Ар-деко был не связан с определенной национальной традицией, был интернациональным движением.

Советский вариант ар-деко сформировался в конце 20-х гг. Он явился сложным конгломератом из позднего русского модерна, конструктивизма и стиля американских небоскребов. Сами архитекторы не использовали термин ар-деко, так, И.А. Фомин называл стиль своих построек «пролетарской классикой». Приемы ар-деко использовались в советских павильонах Всемирных выставок 1937 г. в Париже, и в 1939 г. в Нью-Йорке по проектам Б.М.Иофана, и во многих постройках Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве 1939 г. Особенно разнообразно использовались приемы ар-деко в оформлении станций московского метрополитена, включая использование надписей и эмблем, оформление эскалаторных вестибюлей и туннелей. Традиции «стиля небоскребов» проявились в 1945-1955 гг. в возведении высотных зданий в Москве.

В Великобритании приемы ар-деко использовались для аэровокзалов, гаражей, электростанций, крупных кинотеатров и дорогих отелей.

Моделью небоскреба стало вертикальное тело с двухосевой симметрией, поднимающееся над ступенчатой пирамидой основания. Вертикализм строения подчеркивался объединением окон в вертикальные ленты. Венчание имело вид шпиля, шатра или короны. В качестве облицовочных материалов использовались полихромные керамические плиты, хромированная сталь, алюминий. В Нью-Йорке к концу 30-х гг. было построено 120 небоскребов в стиле ар-деко. Среди них здание Эмпайр стейт билдинг в Нью-Йорке (1930-1931, архитекторы Р. Шрю, У. Лемб, А. Хермон), высотой 381 м. В архитектуру все больше и больше проникают новые материалы - железобетон и стекло, позволяющие разрабатывать систему каркасных конструкций, применять сплошное остекление. В 20-е гг. резко возрастает влияние американских архитектуры, джаза, танцев и образа жизни на культуру других стран. Ар-деко имел настолько широкое распространение, что в этом стиле было построено даже здание парламента в Токио.

Конструктивизм

Для конструктивизма была характерна абсолютизация технической стороны архитектуры, эстетика функциональной целесообразности, отразившаяся в формуле Ш.-Э. Ле Корбюзье «Дом - машина для жилья». Сходную программу отстаивали немецкие архитекторы объединения «Баухауз», которые пытались сблизить искусство и современную жизнь. Баухауз давал промышленности образцы для производства, осветительную арматуру, ковры, ткани и мебель из стальных трубок. Новое поколение архитекторов представляли Гропиус, Мисс Ван де Роэ, Ле Корбюзье, они применяли новые методы строительства и использовали новые строительные материалы. Вальтер Адольф Георг Гропиус (1883 - 1969) происходил из семьи прусских аристократов, учился в высших технических школах Мюнхена и Берлина, под управлением Петера Беренса участвовал в проектировании построек для электротехнического концерна АЭГ. Гропиус в 1910 г. начал собственную архитектурную карьеру, совместно с Адольфом Мейером создав здание фабрики обувных колодок «Фагус» в Альфельде-на-Майне. Традиционная массивная стена была заменена панелями металло-стеклянного ограждения, навешенного на каркас. Прозрачный угол навесного ограждения стал знаком новизны.

Баухауз (bauhaus) - высшая школа строительства и художественного конструирования, основанная в 1919 г. в Веймаре (Германия) и упраздненная в 1933 г. фашистами. Руководители - В. Гропиус, X. Мейер, Л. Мисс Ван де Роэ.

Гропиус проектировал заводы, конторы, школы, театры нового типа. Так, в «Общедоступном театре» сцена располагалась в середине здания и была приспособлена для кругового и вертикального движения. В 1922 г. Гропиус разработал «строительные кубики» - унифицированный набор из шести пространственных модулей, комбинации которых могли удовлетворить семьи различного состава. После конфликта руководства Баухауза с ландтагом Саксонии и переездом его в промышленный Дессай по проекту В. Гропиуса был построен комплекс зданий Баухауза.

Френк Ллойд Райт (1867 - 1959) создал теорию архитектурного пространства, ставшую универсальной догмой модернизма в архитектуре. Райт определил смысл «органичной архитектуры» словами: «реальность здания - не стены и крыша, а внутреннее пространство, в котором живут». Он воплотил принципы органичной архитектуры в созданных в Чикаго «домах прерий», для которых характерна преобладающая горизонтальность, распластанные террасы.

Райт выдвигал принцип «непрерывности поверхности», связывая его с образованием биологических форм в природе, предлагая отказаться от балок и колонн, нагроможденных в качестве «сочленений»: «Никаких карнизов. Никаких «деталей», выполняющих роль соединений. Ничего. Не иметь абсолютно никаких придатков типа пилястр, антаблементов и карнизов...»

Шарль-Эдуар Жаннере (1887-1965) выступил под псевдонимом Ле Корбюзье. Его семья происходила из альбигойских еретиков. Ле Корбюзье унаследовал жесткую прямоту, контрастное видение мира. Он много путешествовал, учился и работал в Париже, в Берлине работал в мастерской Петера Беренса. Ле Корбюзье свои архитектурные идеи воплощал в железобетоне, используя возможности железобетонного каркаса изменять расположение внутренних стен. В опубликованном вместе с живописцем А. Озанфаном манифесте «После кубизма» 1918 г. утверждалось начало великой машинной цивилизации. В книге «К архитектуре» им проводилась идея о том, что изменение структур города приведет к перестройке процессов городской жизни. Главные темы творчества Ле Корбюзье - дом и город. Наиболее полно художественные устремления Ле Корбюзье в период между двумя мировыми войнами отражены в вилле М. Отайна и Г. де Монзи в Гарш, вилле Савой в Пуасси.

В построенных им зданиях (дом Ла Рош в Отейле 1923-1924 гг., вилла Савой в Пуасси 1928-1930 гг.) он стремился создать дополнительные возможности для связи интерьера и экстерьера. Ле Корбюзье построил здание Центросоюза в Москве в 1928 -1934 гг.

Среди принципов, которыми руководствовался Ле Корбюзье:

- свободно стоящая колонна в открытом пространств дома;

- функциональная независимость каркаса и стены, как наружной, так и внутренней;

- свободный план внутреннего пространства дома;

- свободный фасад;

- сад на плоской крыше.

Возникли и получили распространение различного рода утопические архитектурные проекты. Мисс Ван де Роэ в своих проектах использовал принцип взаимопроникновения внешнего и внутреннего пространства. В 1938 г. Мисс Ван де Роэ был приглашен в Чикаго, где возвел высотные многоэтажные дома и разработал проект Иллинойского технологического института.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...