Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Морской агент и стивидорное обслуживание.




В большинстве портов администрация грузовыми операциями не занимается. Эту работу выполняют стивидорные компании. В трамповом судоходстве функции агента по организации стивидорных работ несколько ограничены, т.к. заботу по найму стивидора и уторговыванию условий контракта в большинстве случаев берет на себя фрахтователь. В линейном судоходстве грузовые работы оплачиваются, как правило, судовладельцем. Поэтому обязанностью судового агента является организация грузовых работ. Это одна из важнейших функций агента, которая включает проведение целого комплекса мероприятий. Агент оказывает своему принципалу помощь в подборе стивидорной компании и уторговывании коммерческих условий стивидорного контракта, который может быть подписан либо самим судовладельцем, либо по его полномочиям и от его имени судовым агентом. Агент обязан следить за выполнением условий контракта стивидорной компанией, в ходе которого агент должен согласовать с капитаном и заказать необходимое число грузовых линий, учесть все экстра работы, по согласованию с капитаном заказать сверхурочные работы, оказать помощь администрации судна в составлении грузового плана, организовать постоянное наблюдение за грузовыми операциями и т.д. Стивидорные компании обычно располагают всеми необходимыми для проведения грузовых работ средствами: причалами, кранами, складами, транспортными средствами и т.д. Могут быть частными или государственными (в развивающихся странах). Многие стивидорные компании имущественно независимы от судовладельцев. В то же время судовладельцы, отправители и получатели вкладывают средства в капитал стивидорной компании, чтобы получить более выгодные условия. Агентские компании также стремятся вкладывать свой капитал в стивидорный бизнес и наоборот. Первые обеспечивают прибыльность предприятия, а вторые располагают возможностями по привлечению дополнительной клиентуры. Таким образом обеспечивается большая слаженность в осуществлении всего производственного процесса по обработке и обслуживанию судна во время его пребывания в порту.

Однако такое сочетание интересов агента и стивидора не всегда выгодно для судовладельца.

Наибольшую выгоду (с точки зрения удешевления стоимости грузовых работ) судовладелец может иметь при условии, что стивидорная компания будет полностью или частично принадлежать ему. Но в этом случае судовладелец должен гарантировать стивидорной компании значительный объем операций, чтобы обеспечить ей надлежащую занятость и прибыльность. Поэтому позволить это себе могут только либо крупные судоходные компании, имеющие большую частоту заходов судов в тот или иной порт, которая обеспечивает постоянную загрузку терминалов, либо судовладельцы, вступившие в пай с другими операторами. Это особенно характерно для линейных операторов специализированного флота, которые, заботясь о сокращении стояночного времени и расходов, стремятся иметь в портах собственные терминалы и собственных стивидоров. Рост специализации тоннажа и технологии грузовых работ повлек за собой специализацию стивидорных компаний по видам грузов (генеральные, навалочные, лесные, контейнерные, ролкерные). Большинство стивидорных компаний не имеет собственной рабочей силы, за исключением минимального числа докеров, которые обычно являются бригадирами, ответственными за организацию грузовых работ. Необходимое количество рабочей силы стивидор по согласованию с агентом заказывает к моменту подхода судна в имеющемся в порту пуле. Администрация пула получает заявки на бригады от стивидорных либо других компаний и в соответствии с ними выделяет докеров на грузовые работы. Оплата за работу производится по заранее согласованным и зафиксированным в коллективном договоре ставкам. В большинстве портов стивидоры выполняют весь комплект грузовых, терминальных и складских работ. Но в тех странах, где портовые работы делятся на стивидорные (главным образом на борту судна) и терминальные (на берегу), первые выполняются стивидорной компанией, а последние – терминальным оператором. В этом случае судовладелец заключает 2 контракта – стивидорный и терминальный. При этом, как правило, возрастает стоимость работ, то невыгодно для судовладельца. Также возникают проблемы с моментом перехода ответственности за сохранность груза и средств укрупнения от стивидора к терминальному оператору. Когда стивидор выполняет и те, и другие операции, в стивидорном контракте оговариваются 2 ставки: ставка на стивидорные и ставка на терминальные операции. В данном случае судовладелец имеет дело с одной компанией, которая отвечает за весь комплекс операций. Это сокращает расходы и упрощает расчеты.

Проформы стивидорных контрактов, структура и содержание

Основной документ, регулирующий отношения между судовладельцем и стивидором – стивидорный контракт, который определяет сроки обработки судна, коммерческие условия и стоимость стивидорных работ. В контракте подробно излагаются не только обязанности стивидора и судовладельца, размер основных и дополнительных ставок в случае повреждения судна, груза или причинения личного вреда, но и срок действия контракта и порядок разрешения споров. Судовладельцы, как правило, либо оговаривают определенный срок действия контракта (год или два), либо заключают его на неопределенный срок, но с правом расторжения контракта путем подачи заблаговременно (2-3 месяца) нотиса о таком намерении. Если контракт заключен для обслуживания судоходной линии, то при ее закрытии действие контракта практически прекращается, хотя формально он может оставаться в силе.

На практике встречается 2 вида стивидорных контрактов – на обработку конвенциональных судов и на обработку специализированных судов. В преамбуле контракта указываются наименования сторон, их юридические адреса и перечень портов, обслуживаемых стивидорной компанией. Далее следует перечисление прав и обязанностей сторон. В контракте также оговариваются условия осуществления вспомогательных и сопутствующих операций по загрузке/разгрузке судна и работе с грузом на причалах и складах. В число обычных операций входят: §выгрузка груза и транспортировка на склад либо погрузка на транспортные средства получателя; §формирование и транспортировка грузовых мест; §предоставления необходимого персонала и перегрузочной техники; §подготовка судовых средств и раскрытие/закрытие трюмов; §укладка сепарации; §организация погрузки/выгрузки в строгом соответствии с коносаментными партиями и доковыми расписками; §организация мелкого ремонта, маркировка; §организация подсчета; §оформление грузовых документов; §организация хранения и выдачи груза.

При обработке контейнерных и ролкерных судов добавляются следующие операции: ¨затарка/растарка; ¨организация инспекторского осмотра и оформление приемо-сдаточного акта;

¨организация мелкого ремонта; ¨подъем контейнеров на шасси или в штабель и снятие; ¨оформление плана загрузки контейнера/шасси; ¨информирование агента о ежедневном статусе контейнера/трейлера; ¨пломбирование; ¨организация хранения крепежного материала, стоек и брезентов, снятых с трейлеров; ¨крепление груза и покрытие брезентом.

При согласовании условий контракта важно, чтобы стивидорная ставка охватывала как можно больший перечень операций, поскольку за операции, не включенные в перечень, стивидор может требовать дополнительную оплату.

Обычные обязанности судовладельца: ©своевременная оплата услуг; ©предоставление в распоряжение стивидора судовых лебедок, стрел, такелажа; ©освещение; ©предоставление сепарационных и крепежных материалов.

В стивидорных контрактах предусматривается, как правило, оплата работ, производимых в обычное рабочее время (8.00 – 17.00, в некоторых портах 2 смены или круглосуточно). При заказе сверхурочных работ судовладелец несет дополнительные расходы, поскольку оплата идет по повышенным ставкам (в рабочие дни - +100%, в праздничные и нерабочие - +150-200%). Это оговаривается в контракте или приложении. Там же приводится основная шкала ставок оплаты работы бригады или одного докера при работе в обычное рабочее время, которые применяются и для оплаты экстра операций, т.е. операций, не предусмотренных в основной шкале стивидорных ставок, а также простойного времени бригады. Обычно ответственность за простой рабочей силы ложится на виновную сторону. Так, в случае опоздания судна ответственность (и все расходы, связанные с простоем) несет судовладелец; при непогоде простой оплачивает сторона, заказавшая грузовые работы, если иное не предусмотрено контрактом. Любой стивидорный контракт обязательно содержит параграф об ответственности стивидора в случае повреждения им судна, судовых механизмов, контейнеров, трейлеров или груза. Порядок определения размера нанесенного ущерба особо оговаривается в контракте, поскольку интересы сторон в этом вопросе прямо противоположны. В случае повреждения судна или груза стивидор обязан полностью возместить ущерб, если об этом заявлено до отхода судна. Судовой агент оказывает содействие администрации судна в подготовке и своевременном вручении стивидору письменного требования и возмещении нанесенного судовладельцу ущерба.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...