Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

История развития зарубежного законодательства о международном усыновлении




Практика усыновления насчитывает многовековую историю. Оно было известно в Древнем Риме, Греции, племенам Африки и Океании. Впервые упоминание об усыновлении в законодательстве встречается в Законах Хаммурапи, царя Вавилона: «Если человек усыновит ма­лолетнего, находящегося в пренебрежении, и вырастит его, то этот воспитанник не может быть потребован об­ратно по суду»[147].

Необходимо отметить, что первоначально целью усы­новления было продолжение рода, обеспечение родите­лей наследниками или дополнительной рабочей силы в семье. Например, Законы Ману предусматривали: «Кому природа не дала сына, может усыновить себе посторонне­го с тем, чтобы не прекращались могильные жертвы»[148]. Таким образом, усыновление того времени преследовало иные цели, нежели обеспечение ребенка семьей, в наи­большей степени, отвечающей его интересам.

Рассмотрим основные этапы развития современного законодательства зарубежных стран о международном усыновлении.


Наиболее характерным примером осуществления усы­новления де-факто являлась деятельность английского миссионера С.В., который в 1853 г. создал детскую благо­творительную организацию CAS. Проведенные провер­ки деятельности данной организации показали, что све­дения о кандидатах в усыновители, детях, усыновителей либо отсутствовали, либо подобная информация была довольно скудной. Например, в журнале агента CAS ука­зано: «H.J.D. - отец умер, мать пьет. Послан фермеру С., штат Нью-Йорк»155.

Подобная практика усыновления существовала во многих странах до Первой мировой войны. Лишь пос­ле войны с целью упорядочивания отношений, возни­кающих из усыновления, страны начали провозглашать первые законы усыновления или пересматривать уже существующие. Второй мировой войной завершается первый этап международного усыновления, который ха­рактеризовался незначительным по количеству усынов­лением детей иностранцами; отсутствием законодатель­ства, регламентирующего процесс международного усы­новления, как, например, в США, либо пробелами в за­конодательстве, для устранения которых применялось толкование норм (например, в России - толкование Се­ната), в силу чего во многих странах усыновление осу­ществлялось де-факто; усыновление того времени рас­сматривать не с позиции удовлетворения интересов ре­бенка, а как возможность обеспечения усыновителей на­следниками.

Второй этап международного усыновления приходит­ся на конец Второй мировой войны.

В результате ряда войн в Греции, Японии и Второй мировой войны, а также взрыва атомной бомбы в Японии тысячи детей стали сиротами.

Правительство ряда иностранных государств прово­дило широкомасштабную кампанию, направленную на убеждение граждан своих государств оказать помощь де­тям-сиротам путем принятия их в семью. О результатах подобной кампании свидетельствуют данные Междуна­родного Совета Архивов, из которых следует, что «в пе­риод с 1946 по 1953 г. американскими гражданами было усыновлено 5814 детей-сирот, граждан иностранных го­сударств, участвовавших в войнах с Грецией, Германией, Японией»[149].

Войной, вызвавшей еще один всплеск международно­го усыновления, была война в Корее. Г. Алутейн и Р. Сай­мон, занимавшиеся исследованием в области усыновле­ния, отметили, что «впервые в истории, относительно большое количество семей, в основном из США, усыно­вили детей иной расы и культуры». Почти каждый третий из 15000 усыновленных в период с 1953 по 1962 г. и 65% от 32000 детей-иностранцев, усыновленных гражданами США в период с 1966 по 1976 г., прибыли из Азии, преж­де всего, из Кореи[150].

В результате подобных широкомасштабных усыновле­ний детей различной расы, культуры, вероисповедания из разных стран, государства, которые не сталкивались с меж­дународным усыновлением, вынуждены были принять за­коны для регламентации отношений, возникающих из меж­дународного усыновления. Кроме того, для данного этапа характерно создание унифицированных норм, направлен­ных на устранение «хромающего усыновления».


Таким образом, критерием выделения этапов развития международного усыновления является эволюция законо­дательных актов в сфере международного усыновления.

Первая попытка заключения международных соглаше­ний, которые устранили бы противоречия во внутреннем законодательстве иностранных государств в сфере между­народного усыновления, была предпринята в 1965 г. на Га­агской конференции, на которой была подписана Конвен­ция «О юрисдикции, применимом праве и признании ре­шений в отношении усыновления».

В середине 70-х годов к государствам, заинтересован­ным в международном усыновлении, стали применяться термины: «принимающее» и «отправляющее» государ­ство. Отнесение страны к той или иной группе зависело от уровня ее экономического развития. «Принимающи­ми» государствами являлись Швеция, Канада, Нидерлан­ды, США. Так, в Нидерландах ежегодно усыновляли при­близительно 2700 детей, а гражданами США только за 1975 год было усыновлено 5633 ребенка-иностранца158.

«Отправляющие» страны (Корея, страны Африки, Латинской Америки, Таиланд, Индия) характеризовались низким уровнем жизни их населения, в результате чего ежегодно тысячи детей-сирот покидали государство свое­го происхождения.

Употребление данных терминов не утратило своей ак­туальности и по сей день. Например, в ст. 2 Гаагской кон­венции «О защите детей и сотрудничестве в отношении иностранного усыновления» 1993 г. (далее - Гаагская Конвенция 1993 г.), все государства в сфере международ­ного усыновления подразделяются на две группы: «при­нимающее государство» и «государство происхождения».

В 1974 г. в Тринидаде была проведена конференция «Охрана детства». На этой конференции директор вене­суэльского регионального отделения ISS (Международ­ной социальной помощи в Швеции) в докладе акценти­ровал внимание стран-участниц на «.необходимость уст­ройства детей-сирот, прежде всего, в государстве их граж­данства. К международному же усыновлению стоит при­бегать лишь при наличии доказательств невозможности осуществления национального усыновления». Он пред­ложил также рассмотреть вопрос создания уполномочен­ных агентств по усыновлению в каждом государстве, вов­леченном в международное усыновление.

Данные предложения впоследствии нашли отражение в таких конвенциях, как Конвенция «О правах ребенка», Гаагская Конвенция 1993 г., а также восприняты Прави­тельством ряда государств. Например, в Таиланде в 1977 г. был создан Исполнительный Комитет усыновления для осуществления контроля над процессом международно­го усыновления в данном государстве. «В Корее были приняты подобные меры, в результате которых в период с 1977 по 1981 г. количество детей-сирот, передаваемых на усыновление иностранцам, сократилось на 20%»159.

В 80-е годы заканчивается второй этап развития меж­дународного усыновления, ознаменовавшийся стремлени­ем государств к унификации законодательства, регули­рующего отношения, возникающие из международного усыновления для устранения препятствий к осуществле­нию усыновления и упрощению данного процесса.

Третий этап становления законодательства в сфере международного усыновления характеризуется создани­ем гарантий обеспечения интересов ребенка подлежаще­го усыновлению иностранцами, ужесточением контроля над осуществлением процесса международного усыновле­ния. Ужесточение контроля было вызвано многочислен­ными злоупотреблениями прав усыновляемых детей, усы­новителей, возникших из-за несовершенства правовой базы, а также в связи с мотивами, которыми руководство­вались агентства, частные посредники при оказании по­мощи в усыновлении ребенка. Их заботило не благополу­чие ребенка-сироты, а извлечение прибыли из процесса усыновления. Итогом подобной деятельности стали вы­явленные факты «покупки детей семейными парами на заграничных «рынках» типа Румынии, Парагвая, Ки- тая»160.


На данном этапе было принято четыре важных меж­дународных документа, устанавливающих стандарты за­щиты прав и интересов детей, в том числе и детей-сирот. Прежде всего, это Конвенция «О правах ребенка», при­нятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1989 г. Данная Конвенция, признавая уязвимость детей в силу их возра­ста, провозглашает право детства на особую защиту со сто­роны ратифицировавших ее государств. Гаагская Конвен­ция 1993г., устанавливая единые стандарты для государств, заинтересованных в международном усыновлении, при­зывает их к созданию Центральных органов, на которые были бы возложены обязанности по принятию мер, на­правленных на обеспечение совершения усыновления с учетом интересов ребенка, на предотвращение похищения, продажи, торговли детьми и иными злоупотреблениями прав последних. Таким образом, Гаагской Конвенцией 1993 г. во главу угла ставятся интересы ребенка при осу­ществлении международного осуществления, а также, как и в Конвенции «О правах ребенка», акцентируется вни­мание на недопустимость получения никем неоправдан­ных финансовых или иных выгод от деятельности в сфе­ре международного усыновления.

В 1996 г. на 27-м Всемирном Конгрессе ICSW (Швед­ского национального комитета) в Гонконге были приня­ты Директивы для практики национального и междуна­родного усыновления и попечения в приемной семье (да­лее - Директивы). В подготовке данных Директив при­няло участие более 200 практических работников, экспер­тов, сотрудников государственных служб из 30 стран мира. Они направлены на улучшение качества работы сотруд­ников центральных органов власти, иных компетентных органов (организаций), занятых процедурой международ­ного усыновления. Следует отметить, что разработчики Директив уделили достаточно много внимания биологи­ческим родителям ребенка, что не было свойственно пре­дыдущим нормативным правовым актам, регулирующим отношения, возникающие из международного усыновле­ния. Среди прав, которыми наделены биологические ро­дители ребенка-сироты, следует выделить:

1) право на консультации и услуги по оказанию помощи после отказа от своего ребенка для усыновления (п. 1.3.)[151];

2) право биологических родителей высказывать по­желания о воспитании ребенка (п. 1.7.)[152];

3) право биологических родителей на будущее общее с ребенком по их инициативе или инициативе ребенка. Однако данным правом обладают биологические родители лишь в странах, где применяется практика открытого усыновления.

Необходимо отметить ряд новых прав усыновляемо­го ребенка, закрепленных в Директивах. Прежде всего, это право на соответствующую подготовку к усыновлению, включающую в себя: а) оказание консультативной помо­щи и поддержки для осознания им того, что представляет собой усыновление; б) реальное знакомство с кандидата­ми в усыновители, и, что немаловажно, и с их образом жизни посредством писем, фотографий, видео; в) личный контакт с кандидатами в усыновители (п. 2.5)[153].

Абсолютно новым и оригинальным правом усынов­ляемого является право на «книгу жизни», в соответствии с которым ребенок имеет право на ее или его историю жизни. В книге жизни «описывается происхождение ре­бенка, а также содержится иная информация об усынов­ленном» (п. 2.10)[154].

Право усыновляемого на самоопределение в Дирек­тивах представлено несколько в ином ключе, чем в Кон­венции «О правах ребенка». Если в соответствии с п. 1 ст. 7 данной Конвенции ребенок имеет право знать роди­телей только насколько это возможно, то уже в п. 2.11 Ди­ректив закреплено, что компетентные органы и учрежде­ния должны обеспечить выполнение этого права и пред­ложить социально-психологические услуги всем сторо­нам, оказавшимся причастными к проведению поиска о происхождении ребенка.


Таким образом, из вышеперечисленных прав, которы­ми наделяются усыновляемый и его биологические ро­дители, следует, что для данного этапа развития между­народного усыновления характерен иной подход к отно­шениям, складывающимся между субъектами междуна­родного усыновления. Если на предыдущих этапах зако­нодатель стремился оградить усыновляемого ребенка от контактов с его биологическими родителями, то уже в 21 веке наблюдается иная тенденция. Законодатель стал вы­делять триаду участников правоотношений, возникающих из международного усыновления: биологический роди­тель, усыновляемый ребенок, усыновитель.

Данный подход характерен для США, где в последние двадцать лет практикуются не только контакты усынов­ленных детей с биологическими родителями, но оказание помощи усыновителям в воспитании детей. Подобная тен­денция складывается и в Англии[155].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...