Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция №13: «особенности формирования личности и межличностных отношений у детей с нарушениями зрения»




На протяжении многих веков в обыденном сознании складывалось представление о слепом как личности глубоко ущербной, неполноценной.

Слепым приписывали разнообразные отрицательные личностные свойства: гипертрофированные биологические потребности (пищевая и сексуальная), дурные привычки, отсутствие духовных интересов, наличие отрицательных моральных (эгоизм, отсутствие чувства долга, товарищества) и волевых (внушаемость, негативизм) черт характера, религиозно-мистическое мировоззрение и т.д. Все эти особенности рассматривались как прямое следствие нарушений зрения.

Аналогичные взгляды встречались в тифлопсихологической литературе конца XIX – XX начала вв. (Г.П. Недлер).

Наряду с подобными воззрениями имели место концепции, утверждающие независимость личности и её устойчивых свойств от соматического состояния и условий жизни. Утверждалось, что личность формируется спонтанно, а слепота, ограничивающая контакты человека с внешним миром, способствует его самопознанию и самосовершенствованию (А.М. Щербина).

Впервые в дефектологии материалистическая интерпретация развития личности в условиях сенсорной недостаточности была показана Л.С. Выготским. Он убедительно показал, что любой дефект, является фактором, в известной степени изменяющим отношения человека с окружающим миром, что в результате даёт «социальную ненормальность поведения». Иными словами, органический дефект, нарушая социальные отношения, изменяя социальный статус инвалида, провоцирует возникновение у слепого ряда специфических социальных установок (например, установки на избегание зрячих, иждивенческие настроения и т.д.).

Нарушение социальных контактов приводит к ряду отклонений в формировании личности у слепорождённых и рано утративших зрение и может при отсутствии или недостаточно квалифицированном педагогическом вмешательстве вызвать появление негативных характерологических особенностей. Негативные черты характера могут появиться при неблагоприятных условиях и у ослепших в зрелом возрасте.

К таким особенностям, возникающим в связи с полной или частичной утратой зрения, относятся некоторые изменения в динамике потребностей (например, недоразвитие перцептивных потребностей), связанных с затруднениями их удовлетворения; сужение круга интересов, обусловленное ограничениями в сфере чувственного отражения; редуцированность способностей к видам деятельностей, требующим визуального контроля; отсутствие или резкая ограниченность внешнего проявления внутренних состояний.

Кроме того, дефект способствует, особенно в рамках семейного воспитания, возникновению условий, неблагоприятно влияющих на формирование различных черт характера. К таким условиям относятся в равной степени как чрезмерная опека со стороны окружающих, так и отсутствие внимания, заброшенность ребёнка. В результате у слепых формируются отрицательные моральные (эгоцентричность, эгоизм, отсутствие чувства долга и товарищества), волевые (отсутствие самостоятельности, нерешительность, внушаемость, упрямство, негативизм), эмоциональные (равнодушие к окружающим, душевная чёрствость) и интеллектуальные (отсутствие любознательности, чувства нового) черты характера.

Большое значение для предупреждения формирования негативных черт личности имеет отношение самого незрячего к своему дефекту.

В.С. Сверлов выделил 4 типа поведения, которые могут быть в период осознания своего дефекта детьми школьного возраста:

Безразлично вялый тип поведения – такие дети длительное время находятся в депрессивном состоянии и ничего не предпринимают для восстановления своего положения в обществе.

Рассудительно волевой тип поведения – такие дети направляют усилия на преодоление последствий дефекта.

Контрастный тип поведения – такие дети впадают в состояние глубокой депрессии, а затем мобилизируют свои силы на преодоление последствий дефекта.

Неустойчивый тип поведения – такие дети попеременно находятся либо в депрессии, либо в оптимистическом настроении.

Сравнительно ограниченные контакты слепых с окружающими влекут за собой замкнутость, некоммуникабельность, стремление уйти в свой внутренний мир.

Однако при правильной организации воспитания и обучения, широком вовлечении ребёнка в различные виды деятельности формирование необходимых свойств личности, мотивации деятельности, установок оказывается практически независимым от состояния зрительного анализатора.

Дефекты зрения нарушают взаимодействие человека со средой, в результате при врождённой или рано возникшей слепоте затрудняется установление социальных связей и отношений.

Дефекты зрения в зависимости от времени их появления и глубины могут в той или иной мере обусловить возникновение условий, препятствующих формированию или проявлению активной жизненной позиции, установлению дружеских и деловых отношений с окружающими.

Первоначально в дошкольном и младшем школьном возрасте межличностные отношения между слепыми и слабовидящими в группах и коллективах складываются своеобразно и оказываются зависимыми от состояния зрения.

Социометрические исследования показывают, что в наиболее неблагоприятном статусном положении оказываются тотально слепые. Это объясняется их меньшей мобильностью и активностью, меньшей коммуникабельностью и проявляется в том, что они получают наименьшее количество выборов, оказываясь в положении «отвергаемых» или «изолированных».

В среднем и старшем школьном возрасте зависимости межличностных отношений от состояния зрения уже не наблюдается, что можно объяснить, во-первых, относительной однородностью коллектива (у всех детей имеется патология зрения) и, во-вторых, тем, что в это время изменяются ценностные ориентации и на первый план выступают морально-волевые и интеллектуальные качества членов коллектива.

Социально-психологические последствия дефектов зрения проявляются наиболее отчётливо тогда, когда инвалид по зрению попадает в смешанный коллектив, где трудятся и учатся слепые и зрячие. В этих новых для слепого условиях возникают затруднения в деловом и свободном общении. Слепые становятся людьми замкнутыми, уходящими от контактов со зрячими, ориентированными на свой внутренний мир.

В смешанном коллективе слепые часто занимают позиции изоляции, крайней зависимости от зрячих, активности под нажимом, отказа от борьбы с трудностями.

Кроме того, неблагоприятное влияние на установление положительных межличностных отношений в смешанных коллективах оказывают испытываемые слепыми трудности социальной перцепции (восприятие человека).

Невозможность или ограниченность визуального восприятия и ориентация на голос, особенности речи, осязательное восприятие зачастую не дают слепому достаточного знания о партнёре по общению. Это обстоятельство может усугубляются неадекватными установками зрячих по отношению к слепым, обусловленными косметическими дефектами последних, незнанием их психологических особенностей, непониманием.

В результате при рассмотрении статуса инвалидов по зрению в смешанном коллективе наблюдается тенденция, указывающая на наличие определённой зависимости его (статуса) от степени нарушения зрения. Так, лица с I группой инвалидности реже попадают в высокие статусные категории, чем инвалиды II и III групп. Они же чаще представлены в категориях «изолированных» и «отверженных». Это можно объяснить тем, что лица с относительно более сохранным зрением проявляют большую активность в различных видах деятельности.

Благополучнее положение инвалидов II и III групп по сравнению с I группой и в сфере эмоционально-личностных взаимоотношений. Здесь положительное влияние оказывают более широкий круг общения и большая функциональность выполняемых ими в коллективе ролей.

Социометрические исследования показали также влияние возраста и пола на положение инвалида по зрению в коллективе.

Наиболее благоприятен социометрический статус лиц в возрасте от 20 до 30 лет. Это связано с завершением процесса психологической и трудовой адаптации, с накоплением положительного опыта общения в коллективе.

В сфере деловых отношений положение женщин в коллективе несколько благополучнее, чем мужчин. В сфере эмоционально-личностных отношений заметно преимущество лиц мужского пола. Они почти в три раза чаще представлены в категории «предпочитаемых» и более чем в два раза реже попадают в категорию «изолированных». Отмеченная картина объясняется тем, что женщина в силу несложного содержания труда занимает более прочное и стабильное положение. В системе же эмоционально-личных отношений положение незрячей женщины меняется, что связано с рядом социально-психологических факторов, в частности с более высокой престижностью для слепых мужчин зрячих женщин.

Определённая зависимость социометрического статуса слепых в коллективе наблюдается также от времени потери зрения. В наиболее благоприятном положении находятся ослепшие в детском и подростковом возрасте. Это объясняется тем, что процесс адаптации у слепорождённых изначально затрудняется резко суженным кругом общения и ограничениями в приобретении социального опыта. У ослепших в зрелом возрасте имеющийся социальный опыт с трудом поддаётся реализации из-за прочности ранее сложившихся динамических стереотипов.

В результате всех вышеперечисленных факторов (влияющих на статус слепого в смешанном коллективе), характерной чертой системы межличностных отношений в смешанных коллективах является широкое распространение индифферентного отношения слепых друг к другу и к зрячим. В силу этого в статусной структуре коллектива наиболее распространены категории лиц, находящихся в нейтральном или изолированном положении. Это свидетельствует о недостаточной сформированности и сплочённости коллектива.

Невысокими оказываются уровень взаимности выборов, объективные показатели удовлетворённости во взаимоотношениях. Нередко в ходе социометрического исследования слепые отказываются делать выбор или мотивировать его.

При надлежащей постановке воспитательной и реабилитационной работы специфические особенности коллективов, в которых учатся или работают инвалиды по зрению, отступают на задний план, уступая место общепсихологическим и социальным закономерностям формирования коллектива. В результате такой коллектив может достичь самого высокого уровня развития, а инвалид по зрению – осуществлять в нём функции лидера.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...